Западные историки, перечисляя крупнейшие военно-морские сражения II Мировой войны, битву у Мерс-эль-Кебира стыдливо обходят стороной. И этому есть причины: 3 июля 1940 года у побережья Северной Африки в жестоком бою сошлись британская и французская эскадры. Что же произошло, по какой причине вчерашние союзники в борьбе против гитлеровской Германии стали смертельными врагами?
Прелюдия
10 мая 1940 года войска вермахта ступили на территории Бельгии и Голландии, нарушив, тем самым, нейтральный статус этих держав. 13 мая войска вермахта пересекли франко-бельгийскую границу. Французская армия была опрокинута в течение нескольких дней и уже к концу мая перестала существовать. Париж сдался на милость победителя. 14 июня немецкие войска вступили в столицу Франции и победным маршем прошли по Елисейским полям. Гитлер заставил испить Францию полную чашу позора. Был реанимирован к жизни заботливо хранимый французами вагончик, в котором в 1918 году генерал Фош принимал капитуляцию Германии. Музейный экспонат вновь заполнили люди в военных мундирах, только в этот раз капитуляцию подписывала Франция. 1/3 страны, включая сердце Франции – Париж, была оккупирована. На оставшейся территории был организован т.н. «режим Виши» (по названию курортного городка, где разместилось правительство «свободной зоны»).
Французский флот не должен стать немецким!
В распоряжении режима Виши, формально считавшегося независимым, а на практике подконтрольного гитлеровцам, оставались колониальные войска и четвертый в мире по своей мощи военно-морской флот. Дислоцировались суда в различных портах Северной и Западной Африки, часть – в Тулоне, около 200 судов стояли в различных портах Великобритании. В Лондоне всерьез опасались, что эти корабли в любой момент могут стать частью Кригсмарине. Если такое случится, объединенный итало-германский флот станет полноправным хозяином Атлантики, не говоря уже о Средиземном море. Премьер-министр Великобритании Черчилль считал, что французские корабли необходимо интернировать и разоружить, а в случае оказания сопротивления – потопить. Операция получила наименование «Катапульта».
Бросок «Катапульты»
Для осуществления операции из состава ВМС Великобритании была выделена группа, получившая наименование «Соединение Н», куда вошли 2 линкора, 1 линейный и 2 легких крейсера, 11 эсминцев и 1 авианосец. Британцы намеревались воевать со своим союзником всерьез: суда вышли в море с полным боекомплектом. Операция была назначена на 3 июля.
В ночь на 3 июля в английские порты, где стояли французские корабли, прибыли отряды коммандос. Под покровом темноты они захватывали суда и вручали капитанам ультиматумы с требованием сдать суда под охрану британских властей. Капитаны заявляли протесты, но это уже ничего не решало. Французская команда захваченного корабля ссаживалась на берег, на мачте подымался британский флаг. Эта фаза операции прошла без эксцессов, только в Портсмуте на подводной лодке «Сюркуф» успели поднять тревогу и оказали сопротивление. В перестрелке погибли французский офицер и 3 британца. В течение суток около 200 судов поменяли свою государственную принадлежность. Британский ВМФ пополнился 2 линкорами, 10 эсминцами, 7 подводными лодками.
В александрийском порту все разрешилось по обоюдному согласию: линкор «Лориан», четыре крейсера и несколько эсминцев слили топливо, сняли с орудий замки и передали их англичанам. В сенегальском Дакаре, где стояли новейший линкор «Ришелье», 3 крейсера, 3 эсминца и несколько подлодок, все прошло не столь мирно. На ультиматум французы ответили отказом. Тогда с британского авианосца взлетели торпедоносцы, заговорили орудия главного калибра. «Ришелье» получил пробоину, киль погнуло на протяжении 25м, вышел из строя один из гребных винтов. Сочтя свою миссию выполненной, британские корабли удалились. Линкор был выведен из строя и впредь использовался всего лишь как плавучая батарея.
Но самые трагические события развернулись в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, где разыгралось настоящее морское сражение.
Одно из крупнейших военно-морских сражений II Мировой войны
На военно-морской базе Мерс-эль-Кебир находились самые значительные силы французского флота: новейшие быстроходные линкоры «Дюнкерк» и «Страсбург», 2 старых линкора «Бретань» и «Прованс», 1 авианосец, 6 эсминцев, тральщики и др. суда. Именно они были главной целью «Соединения Н». Около 9:30 утра 3 июля британские корабли подошли к базе французских ВМС. Британцев тут явно не ждали. Французские корабли оказались запертыми в тесной бухте. К линкору «Дюнкерк», на мачте которого развевался флаг командующего эскадрой адмирала Жансуля, отправился катер с офицером, которому было поручено вручить ультиматум. Французам предлагалось на выбор:
1.Присоединиться к британскому флоту и вступить в борьбу с Германией.
2.Уйти под конвоем британских судов в Англию и там интернироваться.
3.С уменьшенными экипажами под английским эскортом уйти во французскую Вест-Индию или в порты США и интернироваться там.
4.Затопить корабли.
Срок ультиматума – 6 часов.
В ожидании ответа командующий «Соединения Н» вице-адмирал Сомервилл поднял к глазам бинокль и разглядел, как французские моряки расчехляют пушки. Уже не дожидаясь, пока катер с офицером вернется на линкор, адмирал приказал играть боевую тревогу.
С авианосца взлетели бомбардировщики. Британские корабли обрушили на французов всю мощь своих корабельных орудий. Французские корабли, береговая артиллерия вели ответный огонь. Линкор «Прованс», получив пробоину, ткнулся носом в берег. Загорелась и взорвалась «Бретань», в черных клубах дыма вознеслись к небу души 977 французских моряков. Серьезные повреждения получил «Дюнкерк». Эсминец «Могадор» получил снаряд в корму, от которого сдетонировали глубинные бомбы. Экипаж сумел выбросить практически оставшийся без кормы эсминец на мель. Французские корабли (те, кто еще остался на плаву) пошли на прорыв. Во главе шел с пылающей кормой «Страсбург», на ходу ведя огонь из всех орудий. Сомервилл приказал поставить дымовую завесу и отойти от бухты. Горящий линкор атаковали торпедоносцы. Первая волна атаки, вторая. «Страсбург» огрызался зенитным огнем и сбил 3 самолета. Вместе с лидером пробиться сквозь заслон и уйти из гавани смогли 5 эсминцев. 4 июля черный от копоти, покалеченный, но гордый «Страсбург» во главе своей маленькой эскадры вошел в порт Тулона, куда сходились остатки французского флота.
Повторный визит
6 июля «Соединение Н» вновь прибыло в Мерс-эль-Кебир. В этот раз главной ударной силой стала британская авиация. 12 торпедоносцев атаковали «Дюнкерк». Одна из торпед попала в стоявший рядом сторожевик с грузом глубинных бомб. Бомбы сдетонировали, последствия были ужасны. «Дюнкерк» получил повреждения, практически выведшие его из строя. К этому моменту взлетели с береговых аэродромов французские истребители. Еще вчера братья по оружию, английские и французские пилоты теперь смотрели друг на друга сквозь сетку прицела. Один за другим падали в море горящие английские и французские самолеты. «Дюнкерк» горел. В 1942 году он еще сможет покинуть гавань, но свою ценность, как боевой корабль, линкор потерял навсегда.
Итоги
В целом итогами операции «Катапульта» в Лондоне были довольны: Великобритания обеспечила себе бесспорное господство на морских просторах. 7 французских линкоров, 4 крейсера, 8 подводных лодок, не считая других судов, тем или иным способом были выведены из игры. Королевский военно-морской флот пополнился новыми боевыми судами. И все это – не потеряв ни одного судна! Когда Черчилль докладывал о результатах операции в парламенте, депутаты устроили ему овацию.
Режим Виши после событий 3-6 июля разорвал дипломатические отношения с Лондоном и усилил антибританскую пропаганду. Генерал де Голль осудил нападение британцев на французский флот, но большего он позволить себе не мог, в своей борьбе за освобождение родины он всецело зависел от поддержки Великобритании. Рядовые французы события 3-6 июля восприняли как предательство со стороны вчерашних союзников. Возросло число коллаборационистов и добровольцев, желающих служить в войсках вермахта.
В своих мемуарах Черчилль писал: «Это был жестокий, но необходимый удар по вчерашним союзникам». История не подтвердила опасений англичан. 26 ноября 1942 года, когда в Тулон вошли немецкие танки, французские моряки затопили стоявшие в гавани суда. На дно ушли 3 линкора, 7 крейсеров, 32 эсминца, 16 подводных лодок, 18 сторожевиков и прочие суда – всего около 77 кораблей. Ни один французский корабль не достался гитлеровцам.
Но англичане никогда не подвергали сомнению целесообразность операции «Катапульта», а гибель более 1300 французских моряков, британских и французских летчиков относили к неизбежным издержкам за торжество высших интересов Великобритании.
Гавань Тулона после освобождения его союзниками. Видны остатки портовых построек и корпуса полузатопленных кораблей. Снято 30 августа 1944 года.
Тулон, Франция, во время затопления французского флота 27 ноября 1942 года до немецкой оккупации.Корабли слева направо Chamois, L'Impetueuse, La Curieuse, Dedaigneuse, Yser, и вспомогательный минный тральщик Roche Bleue. Большинство судов были спасены и служили немцам или итальянцам.
Носитель гидросамолетов Commandant Teste во время затопления 27 ноября 1942 года. Поднят только в 1946 году и по назначению уже не использовался.
Военно-морская верфь в Тулоне после затопления французского флота.
Корабли в переднем плане (слева направо): Tartu, Cassard и L'Indomptable. (Затонул, но вертикально), Vautour (полностью затонул) Aigle (опрокидывание). В далеком расстоянии частично демонтирован OBB Condorcet. Обратите внимание, оружие на пляже. Снято в конце 1944 года.
Эсминец Tartu после затопления. Фото сделано в декабре 1942.
Легкий крейсер Marseillaise после затопления.
Корма легкого крейсера Marseillaise после затопления. На заднем плане видны трубы и надстройки тяжелого крейсера Algerie
Остатки линкора "Дюнкерк". Поврежденный англичанами во время операции "Катапульта", он окончил свои дни в гавани Тулона.
Эсминец "Лав". Затоплен 27 ноября 1942 года. Поднят итальянцами в 1943 году, переименован в FR-21. Затоплен в порту Ла-Специя 9 сентября 1943 года.
На переднем плане затоплен лидер эсминцев "Жерфо", на заднем плане "Ла Галисонье" и "Жан де Вьен".
Останки линкора "Дюнкерк" взорванного и затопленного в сухом доке Тулона.
Тяжелый крейсер "Алжир" был подорван и подожжен своей командой 27 ноября, сел на грунт и горел до 16 декабря. Попытки итальянцев поднять крейсер успеха не принесли. Поднят он был лишь в 1949 году и в 1956 разделан на металл.
Останки тяжелого крейсера "Алжир"
Тяжелый крейсер "Кольбер".
Полузатопленный крейсер "Марсельез".
Горящие и затонувшие французские корабли у причальных стенок в Тулоне. Фото сделано с британского самолета.
Слева направо:
— линейный крейсер «Страсбург» класса «Дюнкерк» — затоплен экипажем, лёг на грунт на ровном киле.
— тяжёлый крейсер «Кольбер» класса «Суффрен» — затоплен, несмотря на присутствие немецких офицеров. Впоследствии на нём сдетонировали погреба.
— тяжёлый крейсер «Альжери», построен в единственном числе в ответ на появление итальянских тяжёлых крейсеров класса «Зара» — был взорван, горел 20 дней.
— лёгкий крейсер «Марсельеза» класса «Ла Галиссонье» — кингстоны по приказу капитана были открыты экипажем с одной стороны, крейсер перевернулся и взорвался, горел 7 дней.
Носовые башни тяжелого крейсера "Алжир" после окончания пожара.
Немецкие солдаты отдыхают на побережье близ Тулона на фоне живописного вида в виде уничтоженного французского эсминца "L'Adroit"
Операция "Катапульта". 3 июля 1940 года. Оран. Гибель линкора "Бретань".
Линкор "Бретань" заваливается набок.
Пожар на корме линкора "Бретань". Хорошо виден дифферент на корму.
Эсминец "Могадор" выходя из Марс-эль-Кабира 3 июля 1940 получил прямое попадание британского 381-мм снаряда в корму, что привело к детонации глубинных бомб. У эсминца полностью оторвало корму и он выбросился на мель.
Горящий линкор "Прованс" в Марс-эль-Кабире. 3 июля 1940 года.
Хорошо виден сильный пожар в районе кормовой надстройки "Прованса".