В истории советско-германского противостояния на Восточном фронте в период ВМ есть сражения, которые не смотря на огромное стратегическое значение, в Советское время красная пропаганда старалась не то что бы забыть – но без нужды не упоминать. Речь идёт о двух русских городах, по несколько раз приходивших из рук в руки, с именами которых связана слава и горечь великой победы. Речь идёт о Ростове-на-Дону и Харькове. Эти города не стали городами героями – как Севастополь или Волгоград. А ведь их героическая оборона и взятие вписаны кровью русских солдат и офицеров в летопись Великого противостояния русского народа с арийской империей Зла. В данном тексте речь пойдет о Южной столице России Ростове-на-Дону.
При всем уважение к защитникам Москвы образца осени 41 – подступы к Ростову стальных клиньев танков Клейста обороняли не «полумифические 28 панфиловцев», а вполне конкретные бойцы 606-го стрелкового полка 317-й стрелковой дивизии. Неподалеку от села Большие Салы занимала позиции батарея под командованием лейтенанта С. А. Оганова (Оганяна), и политрука С. В. Вавилова. Они стали непреодолимой стеной на пути потока германского железа, начинённого человечиной.
17—18 ноября артиллеристы отражали массированные танковые атаки врага.
Сергей Оганян был и командиром, и наводчиком, и подносчиком снарядов, и заряжающим. За считанные минуты он поджег три вражеские машины. Пал смертью героя.
Командование батареей принял лейтенант В. И. Пузырев. К одному из орудий стал политрук Вавилов. Расстреляв весь запас снарядов, он пал смертью героя.
Три яростные атаки фашистов были отбиты. 20 танков горят. Бойцы батареи но не оступили. Ни один вражеский танк 17—18 ноября не прошел через их рубеж обороны...
Герои артиллеристы посмертно были награждены орденами и медалями. А командира Сергея Андреевича Оганова и политрука Сергея Васильевича Вавилова посмертно удостоили звания Героя СССР.
Их имена носят улицы в Ростове-на-Дону.
29 ноября 1941 года Ростов стал первым областным городом, на которым развивающийся красный флаг с белым кругом и пауком свастики был брошен под сапоги советских солдат. Перейдя Дон по льду, красноармейцы заняли с боями город. Немцы отступили. Инкаче Ростов стал бы для них Киевом.
И. В. Сталин послал главнокомандующему Юго-Западного направления Маршалу Советского Союза С. К. Тимошенко и командующему Южным фронтом генерал-полковнику Я. Т. Черевиченко телеграмму: «Поздравляю вас с победой над врагом и освобождением Ростова от немецко-фашистских захватчиков. Приветствую доблестные войска 9 и 56 армий во главе с генералом Ремезовым, водрузившие над Ростовом наше знамя».
Прошла страшная осень 41.
Наступил кошмар лета 42.
В известном сталинском приказе номер 227 от 28 июля 1942 года (вошёл в историю как приказ «Ни шагу назад!») говорится: «Часть войск Южного фронта, идя за паникёрами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьёзного сопротивления и без приказа Москвы, покрыв свои знамёна позором…».
…5 апреля 1942 Гитлер подписал директиву № 41 на подготовку к летней кампании 1942 года. В разделе «Главные операции на Восточном фронте» указывалось, что для овладения Кавказским фронтом необходимо «разбить и уничтожить русские силы, расположенные западнее и севернее р. Дон… Было бы особенно желательно захватить неповреждённые мосты хотя бы в самом Ростове»
22 июля 42 защитники Донской столицы проявили стойкость и героизм, но сдержать армаду из 500 танков и тысяч грузовиков, бронетранспортёров и мотоциклов не сумели. К вечеру враг ворвался в Ростов. Отчаянная атака полусотни собак 3-й роты СИТ капитана Иванчи уничтожила 24 немецких танка, а всего немцы потеряли только в полосе 30-й дивизии до 80 танков и САУ, 40 автомашин, до 3500 солдат и офицеров. Огромными были и потери наших войск.
23 и 24 июля яростные бои шли как на рубежах так и в самом Ростове. Уличные бои Ростове-на-Дону продолжались более 2 суток (56 часов). Генерал Рейнгардтом, вспоминал о том, как немцам приходилось отбивать дом за домом, прокладывая себе путь через забаррикадированный центр города. Это был приквел Сталинграда. Сталинград – всего лишь затянувшийся ремейк Ростова.
Как отмечает генерал Пауль Карелль в книге «Восточный фронт», «подобных сражений, вероятно, никто и никогда ещё прежде не вёл. Такие бои разгорелись бы, наверное, на улицах Москвы и Ленинграда, если бы немцам удалось войти туда».
В своем отчёте об операции генерал Рейнгардт пишет: «Сражение за центр Ростова велось беспощадно. Защитники его не желали сдаваться в плен, они дрались до последнего дыхания, и если их обходили, не заметив, даже раненые, они вели огонь из своего укрытия до тех пор, пока не погибали». Это признание врага мужеству и доблести воинов-чекистов 9-й дивизии НКВД полковника Н. И. Подоляко и бойцам 222-го Ростовского полка народного ополчения майора М. А. Варфоломеева. Ополченцы за двое суток боя из 2056 бойцов и командиров потеряли 1338 человек.
Лишь к 5.30 утра 25 июля Ростов-на-Дону захвачен немецкими войсками.
По драматизму и героизму битва за Ростов вполне сопоставима как уже поминалось, со сражением за Сталинград. Только судьба у двух городов разная – как и у их защитников.
«оставила Ростов … покрыв свои знамёна позором…».
Ложь №227. Героические защитники Ростова без всего там приказа 227 и загадотрядов покрыли свои знамена славой. Они заплатили своей кровью за милитаристскую тупость сталинских Велисариев. И только.
У Ростова есть и ещё одна страшная аналогия с другим городом-героем. Киевом.
Здесь был свой «Бабий яр».
Змиевская балка.
5 — 6 августа 1942 советские военнопленные вырыли в Змиёвской балке большие ямы и рвы, после чего были там же расстреляны.
9 августа был опубликован приказ, предписывающий еврейскому населению Ростова явиться к 8 часам утра 11 августа на сборные пункты для «переселения». Оттуда людей группами по 200—300 человек перевозили и перегоняли к месту казни, где взрослых расстреливали (часть была убита в душегубках), а детей убивали, смазывая губы сильнодействующим ядом. Вместе с евреями в Змиёвке также погибло некоторое число неевреев — членов их семей. Там также расстреливали подпольщиков, душевнобольных, военнопленных...
9 мая 1975 в Змиёвской балке был открыт мемориал жертвам нацизма.
В 2011 на мемориальном комплексе заменили памятную доску. На прежней, установленной в 2004, была надпись: «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».
На новой табличке слово «евреев» заменено на «27 тысяч мирных граждан Ростова-на-Дону и советских военнопленных».
И ещё в отличие от «киян» ростовчане в массовом пособничестве карателям замечены не были.