Вооруженные формирования украинских националистов – продукт немецких спецслужб и одна из опор Третьего Рейха
Анализируя обстоятельства того времени и соответствующие документы, немецкий историк Норберт Мюллер в своей книге «Вермахт и оккупация» категорически утверждает, что вооруженные формирования украинских националистов были созданы с санкции рейхминистра Альфреда Розенберга Muller Norbert. Wehrmacht und Okkupation. Hamburg, 1973.
Американский исследователь Кристофер Симпстон в книге«Blowback» отмечает: "... члены ОУН-УПА ответственны за преступления, грабежи, насилие, уничтожение безоружных военнопленных, стариков, детей, целых сел. Сотрудничество с нацистами в годы второй мировой войны, а также их непосредственное участие, кровавая история обрекли их на вечное отчуждение от большинства украинского народа, представителями которого они себя считают".
Американский исследователь Д. Армстронг в своей книге «Ukrainian Nationalism. 1939-1945» пишет, что «накануне нападения гитлеровской Германии на Советский Союз ОУН Бандеры во взаимопонимании с Абвером организовала в рамках упомянутой немецкой организации Дружины Украинских Националистов (ДУН) в составе двух батальонов: «Нахтигаль» и «Роланд», которые приняли участие в нападении на СССР».
Аллен Герэн прямо указал на то, что УПА – продукт давней деятельности германской разведывательной службы. УПА никогда не была украинским военным формированием, она не что иное, как часть «Ваффен СС», ибо создавалась по гитлеровскому образцу и переняла полностью фашистскую ментальность. Герэн А. Серый генерал. – М., 1971.
Главарями ее были гитлеровские наемники и агенты: командующий УПА Клячкивский («Клим Савур»), сменивший его Роман Шухевич («Тарас Чупринка»), начальник штаба УПА Грицай – были офицерами абвера (см. Приложение 1. «Допрос Бизанца»). С немецкой разведкой сотрудничали организаторы УПА Н.Лебедь, командующий на Прикарпатье А.Луцкий, один из руководителей Главного штаба Д.Маевский. Заместитель командующего УПА Ю.Стельмащук («Рудый») был заброшен на Украину в составе группы агентов-диверсантов накануне Великой Отечественной войны с заданием взорвать Сарненский железнодорожный узел.
Большинство из них были подготовлены в специальных военных разведывательно-диверсионных школах Германии. Многим из них были присвоены воинские звания абвера. Командир УПА Клячкивский имел звание старшего лейтенанта Абвера и в то же время являлся членом центрального провода ОУН, Иван Гриньох («Герасимовский») – капитан абвера, в начале войны капеллан батальона «Нахтигаль», затем чиновник в министерстве Розенберга, с февраля 1943 года во Львове являлся посредником в переговорах между командованием УПА и командованием германских оккупационных властей, участвовал в формировании УПА в Галичине. Все переговоры с представителями разведорганов и вермахта Германии о взаимодействии УПА с немецкими войсками против Красной Армии вел А. Луцкий («Богун»), старший лейтенант абвера, член Главного штаба УПА, командующий УПА «Запад-Карпаты», с начала 1944 года заместитель командующего УПА; В. Сидор («Шелест») – капитан абвера, командир роты шуцманшафт-батальона, сражавшегося в Белоруссии против партизан, затем командующий УПА «Запад-Карпаты» (после ухода с этого поста А.Луцкого); Ю. Лопатинский («Калина») – старший лейтенант Абвера, член центрального провода ОУН, член Главного штаба УПА; В. Павлюк («ИРКО») – капитан абвера, командир роты шуцманшафтбатальона, командовал куренем УПА в Станиславской области, затем руководил сетью ОУН на Перемышлянщине; М. Андрусяк («Ризун») – лейтенант абвера, служил в «Нахтигале», командовал отрядом в Станиславской области; П. Мельник («Хмара») – командир роты дивизии СС «Галичина», командир куреня УПА в Станиславской области и т.д. Руководителями СБ ОУН, как правило, были бывшие сотрудники гестапо, жандармерии, вспомогательной украинской полиции. Все названные выше и многие другие главари УПА были награждены немецкими орденами.
Задержанный органами госбезопасности бывший член Краковского провода ОУН, Грынив Владимир ("Кременской") рассказал: "Организация украинских националистов тесно сотрудничает с немецкой разведкой и выполняет ее задания. Всеми связями с гестапо на территории Польши, оккупированной немцами, руководит участник ОУН Л. Ребет ("Лысый"). Он занимается вербовкой людей для шпионской работы, в первую очередь участников ОУН, забрасываются для выполнения шпионских задач в СССР» Архів КДБ УРСР, справа 7310, т. 1, – С. 61.
Оуновцы, выполняя задания нацистов, выявляли объекты для диверсий и места для высадки немецких диверсантов в советском тылу.
«Руководство ОУН Лебедь, Стецько, Ленкавский, Кравцов и другие, - писал в свое время член ОУН Стецишин Богдан, - уже тогда знали, что Гитлер готовится к нападению на СССР. Мы готовили топографические карты, на которых подробно отмечали места высадки немецких десантов» Ткачук А.В. Перед судом історії. Харків, 2000. – С. 45.
Сформированная и вооруженная немецкими фашистами УПА должна была выполнять следующие задачи:
- Сдерживать борьбу населения западных областей Украины против немцев, объединять в своих бандах украинцев, недовольных гитлеровской оккупацией, и тем самым препятствовать их переходу на сторону советских партизан;
- Под демагогическим лозунгом борьбы "за освобождение" направить оружие бандитов УПА против советских и польских партизан, а также против неукраинского населения западных областей Украины и восточных районов Польши;
- Пополнять карательные немецкие отряды, чтобы не ослаблять силы вермахта на Восточном фронте;
- Локализовать деятельность советских партизанских соединений на Волыни и Ровенщине, лишив их возможности разворачивать боевые действия во всех областях;
- В случае отступления оккупантов из Украины начать подрывную деятельность в тылу советских войск
Чередниченко В.П. Антинародна діяльність українських націоналістів у роки ВВВ// Український історичний журнал. – 1975. – №8, – С. 34.
Все говорит о том, что в указанный период ОУН-УПА сотрудничала с немецкими фашистами и действовала только в их пользу.
Обратим внимание на утверждение, что УПА была создана «... для борьбы против немецкого оккупационного режима и советских партизан и частей Красной Армии на территории Украины». Да, борьба против советских партизан и Красной Армии была, но против немцев ее не было. Доказательства видим в донесении спецслужбы дистрикта "Галичина" в Берлин: «IV-н -90/444. Тайно. Государственной важности. Лемберг (Львов), 15 апреля 1944
УПА приветствует договорённости, заключенные между отрядами УПА и немцами. Украинская полиция была принята в ряды УПА, потому что после ухода немцев она осталась без всякой защиты. Связь с руководящими лицами ОУН-УПА имеет исключительно ценное и важное значение для полиции безопасности, потому что они дают разведывательные материалы о наших государственных врагах и облегчают работу полиции безопасности»
Даниленко С.Т. Дорогою ганьбі і зради. – С. 231-232.
ОУН-УПА не воевала против гитлеровцев. Были отдельные случаи стихийных нападений против немцев, но они жестоко подавлялись Службой безопасности ОУН. Обратимся к директиве СБ ОУН от 27 октября 1943 по этому вопросу, подписанной Н. Арсеничем: "Особое внимание следует обратить на выступления членов УПА против немцев, применяя карательные методы, вплоть до расстрела»Давиденко В.А. УПА № 5190. – С. 11.
Гитлеровцы не только формировали УПА, но и вооружали её. Этим занималась абверкоманда-202. По неполным данным, для вооружения УПА было передано 700 минометов, около 10 тысяч станковых и ручных пулеметов, 26 тысяч автоматов, 22 тысячи пистолетов, 100 тысяч гранат, 80 тысяч мин и снарядов, несколько миллионов патронов, радиостанции, портативные машинки и другое вооружение и снаряжение.
Архів військової частини, 1227, справа 388, – С. 93.
«...ОУН (группа Бандеры) обязуется представить в распоряжение полиции безопасности все разведданные о большевизме, коммунизме и о польском движении сопротивления. Кроме того,ОУН готова сотрудничать с немцами во всех военных областях, которые окажутся необходимыми в борьбе против общего врага. С целью обеспечения интенсивности ведения боевых действий против общего врага ОУН желает, чтобы немцы конспиративным путем поставляли ей боеприпасы, оружие и взрывчатку. Доставка оружия и диверсионных материалов с немецкой стороны через линию фронта в боевые подразделения УПА должна осуществляться по всем правилам конспирации, чтобы не дать повода большевистскому режиму выставить оставшихся за линией фронта украинцев как германских пособников и агентов и отреагировать соответствующими акциями по истреблению... ОУН желает впредь вести переговоры и заключать соглашения лишь централизовано, и чтобы партнером по переговорам с германской стороны была по возможности полиция безопасности, так как она знает правила конспирации и умеет их использовать, в то время, как другие инстанции и заведения такими знаниями не владеют» [Фрагмент из трофейного немецкого документа от 23 марта 1944 года, в котором содержится стенограмма беседы члена Центрального провода ОУН-б Герасимовского с гитлеровским сановником в дистрикте «Галиция» оберштуршбармфюрером СС Витиской. ЦГАВОВУ Украины, ф. 4628, оп. I, д. 9, л. 2]
В донесении гитлеровского сановника в дистрикте «Галиция» Паппе Главному имперскому управлению безопасности (РСХА) о результатах переговоров с членом Центрального провода ОУН Герасимовским 7 июня 1944 года сообщается, что в разговоре о поставках немецкого оружия в подразделения УПА Герасимовский поднял вопрос: «Не целесообразно ли уже сейчас подумать о закладке на территории дистрикта «Галиция» складов оружия и боеприпасов для УПА. Однако этими складами она сможет воспользоваться лишь в том случае, когда германский вермахт будет вынужден в последующем оставить часть территории дистрикта «Галиция». Эти склады могли бы содержаться германской стороной в полной тайне и охраняться так, чтобы они оставались недоступными для посторонних до самой эвакуации». ЦГАВОВУ Укаины.Ф.4628. Оп.1. Д.10. Л.101-200
Секретный документ Верховного командования Южной группой германских войск «О положении банд УПА на февраль 1944 года». В нем сказано: «Банды УПА проводят свои собственные операции против Красной Армии. Взятые в плен русские доставляются в распоряжение немцев для допросов. Сведения, добытые УПА о советских партизанах и Красной Армии, сразу же передаются вермахту». ЦГАВОВУ Украины. Ф.4628. Оп.1. Д.11. Л. 203-204
Сотрудник абвера капитан Лазарек Юзеф, будучи допрошенным в качестве военнопленного сообщил: «На протяжении марта – апреля 1944 года я лично из Львова через своего подчиненного лейтенанта Винтгансена направлял в «черный лес» для банд УПА трижды по две грузовые машины с оружием, в которых находилось около 15 тонн различного оружия (винтовки, автоматы, легкие пулеметы и боеприпасы)».
Архив КГБ УССР, ф. печатных изданий, д. 372, т. 38
В первых колоннах нацистской армии двигался батальон «Нахтигаль. 30 июня 1941 года нахтигалевцы ворвались в город Львов и учинили там кровавую расправу над его жителями. Они «взяли в зубы длинные кинжалы, засучили рукава гимнастерок, держа оружие на изготовке. Их вид был омерзителен, когда они бросились в город... Словно бесноватые, громко гикая, с пеной у рта, с вытаращенными глазами неслись украинцы по улицам Львова. Каждый, кто попадался им в руки, был жестоко казнен.Brockdorf W. Geheimkommandos des Zweiten Weltkrieges. Munchen, 1967, – S. 126-127
Особая роль была отведена украинской вспомогательной полиции, руководящие кадры которой были подготовлены в 1940-1941 годах в созданных для этого специальных школах полиции в Хелме и Перемышле. 26 августа 1941 националистическая газета "Львовские вести" откровенно писала:"Украинская полиция - это полноправный полицейский отдел немецкой полиции ... она чрезвычайно компетентна в отношении украинского, польского и еврейского населения". Газ. "Львівські вісті", від 26 серпня, 1941 р.
Бандформирования забрасывались, в основном, в крупные административные центры: Львов, Дрогобыч, Ровно, Борислав, Хотин, где совершали массовые расправы над их жителями. Только в городе Олевске ими было истреблено около 600 человек, в том числе много женщин и детей. Архив КГБ УССР, д. 386, т. 1, – Л. 140-142
В период с 1 по 4 июля 1941 года с участием украинских националистов из батальона «Нахтигаль» и по их наводкам, во Львове были уничтожены польские ученые и представители интеллигенции и других западных областей Советской Украины – академик Соловий, профессоры: Бартель, Бой-Желенский, Серадский, Новицкий, Ломницкий, Домасевич, Ренцкий, Вайгель, Островский, Манчевский, Грек, Круковский, Добжанецкий и другие. Всего 64 человека.
Польский историк А.Корман, книга которого «О кровавых днях Львова 1941г.» приводит большое число свидетельств очевидцев расправ с поляками, евреями и коммунистами, при этом, все они говорят о том, что исполнителями были каратели из "Нахтигаля" и других оуновских отрядов. В своей книге А.Корман приводит фотокопии обращения С.Бандеры к жителям Львова: «Поляков, жидов, коммунистов уничтожай без милосердия, не жалей врагов украинской народной революции!" и " Народ! Знай! Москва, Польша, мадьяры, жиды - это твои враги! Уничтожай их!»
Тысячи граждан были уничтожены в Золочеве и Тернополе, Сатанове и Виннице и других городах и селах Украины и Белоруссии, где со временем оказалось это абверовское подразделение. Массовые экзекуции совершались нахтигалевцами также в Станиславе. Там в первые дни гитлеровской оккупации было уничтожено 250 учителей, врачей, инженеров, адвокатов. Особенно жестоко расправлялись оуновцы с еврейским населением. В одном только Станиславе с июля 1941 по июль 1942 г. гитлеровцами вместе с оуновцами уничтожено 26 тысяч евреев, что подтвердилось в Мюнстере (ФРГ) на суде над бывшим руководителем полиции безопасности и СД в Станиславе Г.Кригером в 1966 году. Чередниченко В.П. Націоналізм проти нації. – К., 1970. – С. 95.
Бесчеловечным было отношение нацистов и украинских националистов к советским военнопленным. До конца войны из 5,8 миллионов советских военнопленных погибло 3,3 миллиона, в том числе 1,3 миллиона на Украине. А всего за годы войны на территории Украины оуновцы вместе с немцами уничтожили 5 миллионов 300 тысяч человек, 2 миллиона 300 тысяч работоспособных украинцев и украинок угнали на каторжные работы в Германию Субтельний О. Україна. Історія. – Київ, 1993. – С. 567.
Оуновцами были сформированы батальоны украинской охранной полиции №109, 114, 115, 116, 117, 118 и другие, которые вели бои с советскими партизанами.
Для вооруженной борьбы с белорусскими партизанами батальоны «Нахтигаль» и «Роланд» в конце октября 1941 года были объединены в одно формирование, так называемый шутцманшафт-батальон. В середине марта 1942 года во главе с оуновцем и майором абвера Евгением Побегущим и его заместителем гауптманом Романом Шухевичем батальон был переброшен в Белоруссию. Здесь он стал именоваться подразделением 201 полицейской дивизии, которая вместе с другими бригадами и оперативными батальонами действовала под верховенством обергруппенфюрера СС Е.Бах-Залевски. За «боевые доблести» Побигуший и Шухевич были награждены гитлеровцами «железными крестами». В чем состояла «боевая доблесть» Побегущего и Шухевича, как и всего шутцманшафт-батальона, сказано в книге известного украинского исследователя В.И.Масловского «З ким і проти кого воювали українські націоналісти в роки Другої світової війни». «Вже сьогодні, – пишет автор, – досить чітко визначено, що шутцманшафт-батальон не мости охороняв в партизанському краї, в Білорусі, а діяв у складі каральних формувань обергруппенфюрера СС фон дем Бах-Залевскі проти білоруських партизанів і мирного населення, брав участь у каральних операціях «Болотяна лихоманка», «Трикутник», «Котбус» та інших Масловський В.И. З ким і проти кого воювали українські націоналісти в роки Другої світової війни. М., 1999, – С. 27.
На их «боевом счету» десятки сожженных белорусских хуторов и деревень, в том числе печально известная Хатынь, несчетное количество загубленных жизней белорусских патриотов. Свой кровавый след шутцманшафт-батальон-201 оставил и на украинской земле, дотла уничтожив волынское село Кортелисы и расстреляв 2800 его граждан, о чем в свое время писал нынешний «национал-демократ» Владимир Яворивский Яворівський В. Вогнені Кортеліси. – К., 1960. И http://rusmir.in.ua/kul/806-o-shantazhe-kazarme-i-pravilnyx-knigax.html
Кроме того, многие украинские националисты проходили воинскую службу в подразделениях вермахта: более 700 оуновцев служили солдатами в 5-й танковой дивизии СС «Викинг», 1000 человек в составе танковой дивизии СС «Фрундберг», многие оуновцы являлись военнослужащими 22-й дивизии Кейтеля, бригады «Нора» и др. Міньковецький Д.І. Тавра запроданства не змити. – В сб.: Реабилитации не подлежат (Материалы научно-практической кон-ференции 21-22 июня 1996 года). – К. 1997. – С. 15..
Бывший член центрального провода ОУН А.Луцкий, будучи захвачен чекистскими органами, на допросе 31 июля 1945 года показал: «Продвигаясь вслед за немецкой армией на восток, ОУН помогала немцам создавать местные органы власти…». Оценку деятельности оуновцев в годы войны дал также бывший командующий северной группой УПА С.П.Янышевский. На допросе 3 ноября 1948 года он показал: «Препятствуя Советской Армии в ее борьбе против немцев, участники оуновского подполья явились предателями украинского народа и своей деятельностью помогали только немцам» Архив КГБ УССР, ф. печ. изданий, д. 372, т. 38, д. 287.. 20. т. 16, – Л. 142.
Об одной из многочисленных трагедий, виновниками которой были оккупанты и их оуновские пособники, поведал на допросе 4 июля 1944 года бывший заместитель начальника Дубровицкой районной полиции B.C.Логвинович. «15 июля 1941 года, – показал Логвинович, – в м.Дубровица прибыла большая группа гестаповцев, как позже выяснилось, для умерщвления еврейского населения. На следующий день по приказу начальника местного гарнизона на площади собралось около 3-х тысяч человек, среди которых было много стариков, женщин и детей. Огромная толпа в сопровождении гестаповцев и полицейских – украинских националистов двинулась к вокзалу, откуда всех их вывезли в город Сарны. Там они и были расстреляны. Некоторым из обреченных удалось бежать с места казни. Однако полицейские вылавливали их и группами по 30-40 человек передавали гестаповцам. «Трудно описать чувства, охватившие обезумевших от горя и ужаса невинных людей, – признавался Логвинович, – я наблюдал сцены, как в порыве отчаяния, потерявшие рассудок матери, подняв кверху грудных детей, шли навстречу палачам, моля о пощаде. Сраженные огнем, они падали и умирали со словами проклятия на устах к своим убийцам» [19, с. 6-8]. 19. Архив КГБ УССР, ф. печ. изданий, д. 372, том. 1, – С. 7.
В Гощанском районе Ровенской области летом 1943 года бандеровцами было уничтожено около 100 военнопленных. Трупы погибших, а в ряде случаев и живых людей, с привязанными на шею камнями палачи бросали в реку Горынь. В январе 1944 года в Березновском районе той же области бандеровские бандиты зарезали 15 красноармейцев. Архив КГБ УССР, ф. печ. изданий, д. 372, том. 1, – С. 7
Массовые казни осуществлялись и на территории восточных областей. В Пирятине Полтавской области было расстреляно свыше 2700 местных жителей. В Васильковском и Ржищевском районах Киевской области уничтожено около 5 тысяч человек.
Главарями ОУН-бандеровцев широко использовалась практика создания лжепартизанских отрядов, которую они осуществляли не только на западе Украины, но и на востоке – в Ворошиловградской, Харьковской, Сталинской, Сумской, Черниговской и других областях. Действуя по заданию гестапо, они причинили немалый ущерб партизанскому движению.
Резюмируя вышеизложенное можем констатировать, что бандеровцы "объявили немцам войну" только лишь в наше время, да и то на бумаге.
Русский Мир. Украина