Турецкое правительство расселяло черкесские семьи в окрестностях Бургаса, Видина, Врацы, Шумена, Велико Тырново, Добрича, откуда в XVIII в. часть болгарского населения бежала в российскую Бессарабию (потомки тех беженцев до сих пор живут в Приднестровье, Молдавии, Одесской и Запорожской обл. Украины, сохранив свой язык и национальное самосознание). Черкесы либо основывали свои сёла, либо подселялись в сёла турецкие, крымско-татарские и болгарские. Резкая смена среды обитания приводила порой к повышенной смертности среди черкесов, но турецкие власти продолжали расселять горцев именно в этих местах. Часть черкесских семей, страдая от голода и нехватки необходимого, перебралась затем в Восточную Турцию.
Оставшиеся семьи, чтобы прокормиться, прибегали чаще к разбою, чем земледелию. История сохранила предания о Джафер-бее, жителе черкесского с. Долиште (бывшее Влахар), в окрестностях Варны, который похитил пятерых молодых болгарок, и продал их на невольничьем рынке.
Христо Ботев в «Образцах турецкого правосудия» описывает стандартную для тех лет ситуацию: «Как дела, батюшка? Нашли коров? - спросил я у нашего сельского попа.
- Нашли… Лучше бы мы их не находили… Проклятые псы. Мы отогнали их от стада и – за ними до самого села. Уж совсем было догнали, да из села выскочили другие, ещё похуже. Забрали коров, а на нас ружья навели. Мы… взяли с собой жандарма и пошли с ним в село – на поиски… спустили воду из запруды – и что же видим?.. Масло, сыр, мёд, маслины, мука, рис… И мясо наших коров, посоленное, - тоже в тех кожаных мешках…Кинулись мы в село, связали черкесов… пошли во Врацу. У каймакама [глава администрации] при виде этого богатства глаза разгорелись; он арестовал наших крестьян за то, что они без разрешения властей связали служителей султана… А черкесов отдал под суд. Они, черти, ни аза не знают по-турецки, только затвердили слова «Сен кардаш, бен кардаш» («Я – твой брат, ты – мой брат»)… Их отпустили, а наши крестьяне сидят в тюрьме…» (1).
В сёлах Трыстеник и Пиргово черкесы были «известны своими жестокими нападениями…Трыстенские черкесы участвовали, вместе с турками, в первом столкновении с Рущукским отрядом русской армии у с. Обретеник 26 июня / 8 июля 1877 г. Они, трыстенские черкесы, жестоко напали на село Трыстеник после боя у Обретеника: грабили и забирали кого хотели, и… исчезли из истории села. О черкесах остались на долгие годы только воспоминания об их жестокости» (2).
История многих восточно-болгарских сёл связана с черкесской тематикой. Село Благоево (Разградская область) основали в 1805 г. бежавшие от черкесского произвола болгары из-под Дряново. История села Кривица того же района хранит рассказы о стычках местных болгар с черкесскими шайками.
Село Петрич, возле Панагюриште, известно тем, что местные жители, поддержанные повстанческим отрядом Г. Бенковского, разгромили в первые дни Апрельского восстания отряд башибузуков и черкесов. После того, как отряд Г. Бенковского оставил село, туда ворвались башибузуки и черкесы, получившие подкрепление.
Вслед за Петричем пало село Клисура. Село полностью сожгли, умертвив сотни жителей. Когда к селу подошёл посланный на помощь отряд Панайота Волова, одного из «апостолов свободы», Клисуры уже не существовало. Внимание турок к этому району (т.н. Четвёртый повстанческий округ) было обусловлено тем, что здесь находился один из центров восстания, подавить который нужно было любой ценой. Поэтому направленные сюда регулярные части турецкой армии были подкреплены 10 000 башибузуков и черкесов.
Большая часть жителей села Былгарово (бывшее Урум Эникёй) была уничтожена шайками черкесов и башибузуков: «История говорит, что незадолго до Освобождения, когда черкесы стали покидать болгарские земли, они жгли и разрушали всё вокруг. Шли они и через Българово… Испуганное население , 400 жителей... из болгар и греков, укрылись в церкви св. Атанасия. Двое суток пробыли они в храме, на третий день греки заплатили большой выкуп, чтобы всех освободили. Однако когда отперли ворота, разъярённые черкесы начали массовые убийства, и погубили всех. Уцелел лишь один мальчик среди трупов, который позже поведал об этой трагедии. Через месяц русские солдаты наткнулись на 280 трупов, которые некому было похоронить. В 1997 г. при восстановлении храма св. Атанасия в Былгарово… строители извлекли множество человеческих костей. Целый двор был покрыт костями убитых женщин, мужчин, детей и стариков. Они хранятся в костнице, во дворе церкви» (3). C тех пор в Былгарово, отмечая День освобождения от турецкого рабства, поминают жертв резни в храме св. Атанасия траурной панихидой, а дату резни в Былгарово местные жители называют Днём геноцида.
Судьбу несчастного Былгарово повторили жители села Любенова махала. 2000 турецких солдат, черкесов и башибузуков умертвили 1013 чел. Любенову махалу называют теперь «вторым Батаком» (в Батаке происходили ужасающие по своей жестокости массовые казни болгарского населения).
У с. Джуранли (сейчас – Калитиново) произошло сражение между русским отрядом ген. Иосифа Гурко и Новозагорским османским гарнизоном под командованием Реуф-паши, в составе которого также находились черкесы (около 400 чел.). Поле боя осталось за русскими, которые затем отошли к Шипкинскому перевалу, где 21-26 августа 1877 г. произошло одно из самых кровавых столкновений русско-турецкой войны 1877-1878 г. В составе турецких соединений на Шипке воевали и черкесы.
О тяжести «черкесского бремени» читаем у Х. Ботева: «Мрачна и печальная наша история от турецкого завоевания до наших дней, тяжела и возмутительна жизнь некогда свободолюбивого болгарского народа!.. Тяжки цепи, ржавые от крови и слёз… Злодеяния, унижения, колья, виселицы, пытки, тюрьмы,.. черкесы и татары, - словом, зло, дикое зло, которое может выдумать одно лишь азиатское воображение…» (4). Х. Ботев приводит примеры исключительно издевательских распоряжений турецкой власти для болгар – выводить на прогулку туфли турка, платить налог диш-хак за стёртые зубы турка, если тот покушал в доме болгарина, и называет татар (крымских) и черкесов «братьями-наёмниками» турок…
kavkazoved.infо
Примечания
1) Христо Ботев «Образцы турецкого правосудия» («Христо Ботев. Стихотворения. Публицистика. Письма», издательство «Свят», София, 1983)
2) Трифон Трифонов «Тръстеник. Русенско през векове. 1878-2011» (II часть)
3) «Българово чества Освобождението си» (DarikNews, 4 февруари 2012)
4) Христо Ботев «Народ. Вчера, сегодня, завтра» («Христо Ботев. Стихотворения. Публицистика. Письма», издательство «Свят», София, 1983)