Русское Движение

Странствующий цирк Розариуса

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

На любой войне воющие стороны захватывают различные трофеи. Точно также было и с различными самолетами во время Второй мировой войны. Неприятельская техника, найденная или захваченная, тщательно и скрупулезно изучалась, подвергалась различным испытаниям. Воющие стороны старались найти в самолетах друг друга сильные и слабые стороны, наиболее уязвимые места. Захваченные самолеты представляли собой особенно ценный трофей – ведь их можно было использовать и для обучения пилотов, и для проведения разного рода диверсионных операций.

Одним из немецких достижений времен Второй мировой войны стало создание так называемого «Странствующего цирка Розариуса». Под таким достаточно странным названием скрывалась эскадрилья, в которой были собраны все способные подняться в небо захваченные истребители союзников, которые немцам удалось найти целыми или незначительно поврежденными. Данный «цирк» перемещался от одной воинской части к другой вдоль всего Восточного и Западного фронта для того, чтобы познакомить немецких летчиков с техникой союзников. Ведущие летчики могли самостоятельно совершить полеты на захваченных вражеских самолетах, оценить их боевые и летные качества. Благодаря этому «странствующий цирк Розариуса» принес Германии большую пользу.

Так получилось, что все захваченные истребители союзников передавались «цирку Розариуса». Официально данное подразделение носило название 2-й эскадрильи экспериментального центра Верховного командования Люфтваффе, командовал им опытный летчик-испытатель, капитан Т. Розариус, именно его имя и закрепилось за подразделением. Первоначально «цирк» дислоцировался в Гетгингене. Основной задачей подразделения Розариуса был облет трофейных истребителей, доскональное изучение их недостатков и достоинств, выработка лучшей тактики борьбы с ними. Все попавшие в эскадрилью самолеты перекрашивались. На истребителях обычно был изображен полный комплект обозначений Люфтваффе, включая свастики, расположенные на вертикальном оперении.

 

Странствующий цирк Розариуса
Захваченный ЛА-5ФН


«Передвижной цирк Розариуса» перелетал на своих самолетах в строевые части, проводил их демонстрацию на земле и в воздухе, организовывал учебные бои. Опытных немецких летчиков тщательно инструктировали и давали возможность самим совершить полета на истребителях противника. Интересно, что с американскими истребителями немцы дали возможность познакомиться и своим союзникам – венграм. В апреле 1945 года, когда американские войска подошли к Геттингену, «цирк» передислоцировался подальше – на аэродром Швангау. К завершению Второй мировой войны в коллекции авиации «цирка Розариуса» имелись 4 истребителя «Мустанг», 3 «Спитфайра» (все разные), 3 «Тандерболта», по два «Темпеста», «Тайфуна» и «Москито», а также учебный «Гарвард» и 3 советских истребителя, среди которых были – ЛаГГ-3, Як-3 и Як-9.

Идея формирования специальных подразделений, которые были бы вооружены трофейной авиационной техникой или техникой потенциального противника, не является, чем-то новым, возникшим в годы Второй мировой войны. Понятно, что любой самолет (орудие, танк, корабль), оказавшийся по ту сторону фронта, в первую очередь становится объектом пристального внимания конструкторов и ученых противника. Однако дальнейшая судьба захваченного трофея зависит уже от его боевых характеристик. К примеру, во время Первой мировой войны немцам удалось скопировать и наладить серийное производство удачного французского истребителя «Ньюпор-11», а немецкий разведчик «Альбатрос» в свою очередь в Российской империи стал «Лебедем».

Разбив французскую армию в блицкриге 1940 года, те же немцы успешно решили проблему учебно-боевых самолетов, конфисковав для этих целей технику поверженного противника. Позднее, в ходе Второй мировой войны, в руки испытателей Люфтваффе начали попадать самолеты всех воюющих государств в более-менее значимых количествах. Со временем в Германии скопилась приличная коллекция из английских, советских и американских самолетов. Так, к примеру, тяжелые четырехмоторные бомбардировщики союзников (в основном замечательные американские В-17 «Летающая крепость» и В-24 «Либерейтор») немцы свели в особую эскадру, которая получила обозначение Kampfgeschwader-200. Командование 200-й эскадрой осуществлял опытный мастер проведения воздушных спецопераций подполковника Теодор Ровель. Данная эскадра выполняла самые разные задания, в том числе дальней разведки и доставки агентов на территорию Северной Африки и Британские острова.

Странствующий цирк Розариуса
Захваченный английский Spitfire


С истребителями в Германии поступили несколько иначе. После проведения дотошных испытаний и снятия всех летно-технических характеристик пригодные к полетам истребители в 1943 году были переданы испытательному спецподразделению Versuchsverband der OKL, которое получило большую известность под именем «Странствующий цирк Розариуса». Данное подразделение занималось демонстрацией истребителей союзников немецким пилотам. В разное время в «цирке» присутствовали все наиболее опасные воздушные «хищники» союзных войск. В нем имелся полный «зверинец» англо-американских истребителей, а в конце войны его пополнили советские Як-3 и Ла-5ФН. Кочуя по аэродромам, «циркачи» давали пилотам Люфтваффе потренироваться в воздушных боях в полигонных условиях. Что-то вроде поединка на реальных, хоть и затупленных клинках.

Четырехмоторные тяжелые бомбардировщики союзников, сведенные немцами в особую воздушную эскадру Kampfgeschwader-200, в Люфтваффе проходил под обозначением DO-200. Такое название самолеты получили, потому что их ремонт и поставку комплектующих для них, а также замену стрелкового вооружения на более мощное производила фирма Дорнье. К середине 1944 года в Люфтваффе уже насчитывалось порядка 40 полностью укомплектованных и технически исправных захваченных американских бомбардировщиков.

По своей сути это были первые в истории «ганшипы». Самолеты из состава 200-й эскадры выполняли функции самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, принимали участие в тренировках и обучении войск ПВО, но чаще всего их применяли, как истребители-«ганшипы». Очень часто эмблемы, маркировки и опознавательные знаки с трофеев не удалялись, а лишь немного подправлялись. Тактика действий данных самолетов была следующей: либо при достаточной облачности самолеты DO-200 аккуратно выныривали из-за прикрытия облаков и пристраивались к строю американских В-17, после чего разом по команде из мощного стрелково-пушечного вооружения начинали их планомерно уничтожать; либо DO-200 прикидывались подбитыми самолетами, на борту зажигались специальные дымовые шашки, выключался 1 двигатель и т.д., тогда их под охранение брали 4-6 бомбардировщиков В-17, которые либо становились легкой добычей истребителей ПВО Люфтваффе, либо также расстреливались DO-200.

Странствующий цирк Розариуса
Захваченный американский P-47


После ряда подобных инцидентов в USAAF были даны очень жесткие директивы, которые предписывали экипажам «летающих крепостей» открывать огонь на поражение по всем, пристраивающимся В-17, если невозможно было исключить их «немецкое» происхождение. Часто это вело к тому, что американские летчики открывали огонь по своим же самолетам, сбивая и повреждая их. Подобная ситуация повторялась и с В-24, правда их на вооружении Люфтваффе было гораздо меньше.

Если же говорить об СССР, то можно отметить, что и в Советском Союзе техника противника подвергалась детальному изучению. Первый истребитель Messerschmitt-109 в СССР поступил из Испании в 1938 году, оттуда же в нашу страну был доставлен новейший на тот момент немецкий бомбардировщик Heinkel-111. В Летно-испытательном институте ВВС, расположенном в подмосковном Жуковском, в предвоенное время, а также во время войны успели побывать самолеты основных типов почти всех воюющих государств. Но опыт, полученный при их изучении, по большей части использовался в промышленности.

Конечно, при захвате вражеских самолетов на фронте, они изучались летчиками на месте, иногда совершались даже разведывательные полеты или воздушные бои, но такие события носили единичный характер. В лучшем случае до советских летчиков доходили обобщенные указания и рекомендации по борьбе с тем или иным самолетом врага. В этом плане немецкий «Странствующий цирк Розариуса», равно как и специальная 200-я эскадра были по-настоящему уникальными подразделениями.

Источники информации:
-http://vz.ru/society/2006/11/19/57727.html
-http://pro-samolet.ru/samolet-usa/63-istrebiteli/247-istrebitel-p-51-mustang?start=7
-http://mywebs.su/blog/188.html
-http://reibert.info

  ВО, Юферев Сергей