V Курултай крымско-татарского народа накануне официально утвердил национальные символы татар Кырыма (так татары называют Крым).
Ранее данные символы использовались крымскими татарами в качестве национальной атрибутики. Теперь же у крымских татар есть, официально утверждённые, гимн и флаг. Флагом крымских татар признано голубое полотнище с изображением в левом верхнем углу золотой тамги (родовой знак крымских ханов). Гимном считаются положенное на музыку стихотворение Номана Челебиджихана «Ант эткенмен» («Я клянусь»).
Каждый народ вправе иметь свою национальную атрибутику. Но по атрибутике сразу видно, какой диалог в будущем рассчитывает вести этот народ со своими соседями.
Итак, национальным символом крымских татар утверждён родовой герб крымских ханов – тамга. Меджлис часто упрекает украинские, и уж тем более российские власти в использовании символов, оскорбляющих историческую память крымско-татарского народа – памятники Екатерине II, российским и советским воинам и т.д.
А какое должно быть отношение у славян к ханской тамге, национальному символу крымских татар? Для нас эта тамга – символ невольничества, работорговли и крымско-татарского деспотизма, когда Русь, а, вместе с нею, Польша, Молдавия и Литва, стонали под копытами ханских всадников, уводивших на невольничьи рынки очередной ясырь.
С XVI по XVIII век длились набеги крымских татар на славянские земли! Некоторые исследователи говорят, что за это время в полон были уведены от 2 до 3 млн. русичей.
Но русские вражды с крымскими татарами не хотят. Оттого и не зацикливаются на тамге и крымско-татарском флаге. Русские готовы забыть, готовы перевернуть эту страницу истории, и начать созидать и строить вместе с крымскими татарами, а не рушить и дышать ненавистью.
Автор гимна крымских татар Номан Челебиджихан тоже личность интересная. Безусловно, талантливый поэт. Пребывая в Турции, он даже дважды присутствовал на встречах крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского со студентами. Но, если Гаспринский призывал татар к «нравственному обрусению», подчёркивал, что без России у тюрок нет будущего, Челебиджихан говорил иначе. Встреча с Гаспринским, как видим, его не очень-то обогатила.
В годы революции 1917 г. Челебиджихан разрабатывал планы вооружённой борьбы за национальные права крымских татар. Каких прав хотел он, сегодня понять сложно. Ведь ещё в царские времена крымско-татарская аристократия была уравнена в правах с российской. И после сидели уже крымско-татарские и русские аристократы за одним столом, несмотря на то, что, возможно, предок этого русского сгинул в крымско-татарской неволе от рук предка этого крымского татарина.
Челебиджихан был близок к тогдашней партии «Милли Фирка». У партии было 2 программы. Одна официальная, нацеленная на создание национально-культурной автономии Крыма. Другая – неофициальная, направленная на отрыв Крыма о России под протекторатом европейских держав. Можно не сомневаться, что европейцам инициатива крымских татар очень бы понравилась.
С приходом в Крым большевиков «Милии Фирка» была запрещена. Своё второе дыхание партия обрела в апреле 1918 года, когда в Крым ворвались германские войска и их украинские прихвостни из числа националистической публики. Тогда же татары подняли мятеж в Алуште, а позже ими было расстреляно правительство Таврической советской социалистической республики почти в полном составе.
Челебиджихан был расстрелян красными матросами в Севастополе в том же, 1918 г., а его тело брошено в Чёрное море. Крымско-татарские активисты называют это кровавой расправой. Позвольте, а расстрел представителей Таврической советской социалистической республики – это что? Детские шалости? Или за расстрел своего правительства красные матросы должны были Челебиджихана угощать сладостями? Шла гражданская война, все против всех. И говорить, что крымские татары погибали тогда от рук исключительно подлых палачей, а убитые крымскими татарами сами виноваты в том, что их убили, по крайней мере, цинично.
Но русские даже готовы принять и Челебиджихана как национального героя крымских татар. Также как лояльно и с пониманием приняли тамгу. Но крымско-татарские лидеры (Чубаров, Джемилёв и т.д.) настроены на решительный этноконфессиональный пожар. Мир в Крыму им не нужен. Поэтому через слово они подчёркивают, что Челебиджихан был убит, а убили его красные матросы (русские, скорее всего), и вообще, крымским татарам от русских – одно горе. И не упоминают ни о погибших представителях советской Тавриды, ни о потворстве крымско-татарских активистов тех лет кайзеровской Германии.
Русские к диалогу с крымскими татарами открыты. Открыты к нему и некоторые представители крымско-татарской интеллигенции. Но меджлис и курултай сколачивают себе политический капитал на русофобии. Без неё не будет у них ни доходов, ни популярности в СМИ. Потому и оболванивают собственный народ, пичкая его прокисшими пропагандистскими «блюдами», заготовленными специально для этих целей. Ибо не мир Джемилёву и Чубарову нужен, а острое противостояние.