Русское Движение

Миф о непобедимой македонской фаланге.

Оценка пользователей: / 3
ПлохоОтлично 

Александр оказался не самым удачным учеником Аристотеля. Взгляды на гуманитарную структуру тогдашнего человеческого общества греческого мудреца были догматичны не менее чем консервативны. Все обитатели тогдашней ойкумены разделялись философом на две группы. Эллины и варвары. Эллины (речь в обоих случаях шла только о мужчинах) обладали такой чертой натуры как индивидуальность свободного человека, подразумевающее такое качества личности как гражданское достоинство и возможность, как адекватно воспринимать  окружающий мир, так и постигать его. Варвар же в его понимании был продуктом коллективного сознания в котором природный индивидуализм стерт рабской сущностью натуры подданного царя-полубога. Аристотель не был расистом. Тех же иранцев он не считал расой низшей (хотя рабы в его понимании человеческую сущность имели на самом элементарном уровне). Они были другими. Их быт и образ жизни по Аристотелю не находил никаких общих точек соприкосновения с аналогичными параметрами эллинов. В его понимании законы, которые должны свято соблюдаться в отношениях между свободными людьми в варварской среде не работают. Идеалом взаимоотношения между Востоком и Западом для Аристотеля был апартеид.

Поздний Александр  полагал что законы по которым развивается природа страстей человечьих одинаковы для всех людей. Если эти законы правильно установить, постичь и применить во всей Ойкумене наступит изначальная гармония. И что бы выполнить эту задачу Ойкумену необходимо объединить под одной властью. Завоевать короче.

К азиатам Александр относился как к равным. При  условии что они подчинялись  его воле. При условии что они разделяли его идеи.  Как к своим потенциальным подданным равным перед его волей и законами империи, так точно как и те кому их предстояло завоевать.

К своим противникам царь относился с презрением и беспощадностью, пока они сопротивлялись и… с благоволением если они покорялись, и уважением если уничтожались.

И ещё борьбу с концепцией аристотелевского апартеида (которой придерживалась тогда подавляющее большинство мыслящих членов эллинского общества) царь сделал сутью своей Восточной политики. 

Итак -  334 года до рождества Христова. Апрель.

Армия во главе с 20-ти летним полководцем десантировалась невдалеке от развалин Иллиона.

Армия состояла из пяти тысяч всадников. 2500 гетайров – тяжёлая кавалерия, в которой служили самые знатные и храбрые из македонян. Примерно такой же по численности корпус наемной фессалийской конницы.  16 тысяч гипаспистов тяжело вороженных длинными пиками пехотинцев которые собственно говоря и являли из себя знаменитую македонскую фалангу. Педзетайры, или «серебряные щиты» пеший аналог конной гвардии гетайоров или гетеров, по-другому этеров, что можно перевести как «друзья царя» - в данном случае пешие и конные соответственно. Педзетайры занимали место в первых шеренгах при построении фаланги. Пять тысяч гоплитов, греческих добровольцев и наёмников навербованных по всем городам Эллады, кроме Спарты. Это средняя пехота. Примерно столько же стрелков из лука, метателей дротиков и пращников нанятых на севере Балкан, среди племен фракийцев и пеонов.  И понятно обслуга метательных машин, интенданты и  коллектив «ботаников». Скульпторы, архитекторы, строители, философы, артисты, историки и прочие.

Отправляясь в поход Александр потратил практически весь госбюджет Македонии и все собственные средства, да ещё в долги влез что бы достойно экипировать своих солдат. Было учтено всё. От крепких сандалий на кожаной подошве, без которых были бы невозможны тысячемильные марши по пыльным дорогам Азии, до идеологического обоснование вторжения, долженствующего убедить воинов в справедливости войны и вдохновить их на противостояние с полчищами персидского царя. Основание это являло из себя месть иранцам вторжение 15)-летней давности орды шахиншаха Ксеркса в Элладу. Возможно некоторая ирония здесь совсем не уместна. Тогдашнее течение времен людьми той эпохи воспринималось иначе. Это сегодняшнее человечество за сто лет прошло путь от аппарата Белла до сотового телефона. От самолета братьев Райт до челнока «Дискавери». От радиопередатчика Попова до телевизора «Sony».  От печатной машинки «Ундервуд» до программы «Word-2004». От пулемёта «максим» до межконтинентальной ракеты «Сатана». Двадцатилетними гражданами путинской России эпоха генсека Леонида Брежнева воспринимается как современниками Александра эпоха «Троянской войны». Впрочем, в мире, где в течение столетий для подавляющего количества людей бытовое окружение оставалось идентичным – «Война Троянская» являлась аналогом «Второй мировой» в восприятии зрелых людей  нашего времени. 

А по сему походы Дария и Ксеркса  в памяти греков времен Александра мало чем отличался от памяти обитателей Колхиды запечатлевшей в себе вторжение уголовных банд «Мхедриони» под государственными флагами Грузии в их страну. 

Конечно для македонян и эллинов в составе маршевых батальонов топтавших пыльные азийские тракты, не меньшую, а большую значимость имел и такой мотив.

Устранение мировой несправедливости суть которой заключается в том, что азиаты, лишённые фантазии и чувства прекрасного являлись обладателями несметных материальных сокровищ, контролировали огромные территории весьма пригодные для проживания болей достойных творений божьих.

Сама Македония, основатель её могущества царь Филипп 2, его великий потомок Александр, завоевание Азии, победы македонского оружия над скопищами варваров и ополчениями свободолюбивых эллинов, само понятия – армия, ассоциируется с одним. С фалангой. Знаменитой македонской фалангой. Боевому построению, позволившему Македонии на протяжении ста лет быть непобедимой в столкновениях с армиями не умеющими в своих милитаристских аксессуарах такого изыска. Из этого временного промежутка, пожалуй следует изъять период «войн диадохов». Разборки наследников Александра по переделу империи. Когда сорок лет фаланги воевали с фалангами. 

Фаланга называется «македонской» с основанием относительным, подразумевающим то, что имелись ещё и «не» македонские фаланги. Да. Имелись.

Построение фалангой изобретено эллинами в незапамятные времена. В какие? Можно определить так. Данайцы Агамемнона с троянцами Гектора под стенами Иллиона сражались в рассыпном воинском строю и на колесницах. 11 век до рождества Христова. В 1-ой и 2-ой мессенских войнах спартанцы уже бились в строю фаланги. Фаланга это первый правильный воинский строй в истории стран и народов. От него ведёт свое происхождение и тысячу лет непобедимый римский легион и строй «венгерской пехоты» времён 30-ей войны. И боевое построение храбрых драбантов короля шведов Карла 12, и несокрушимые каре «старой гвардии» Бонапарта. 

В бесконечных гражданских войнах древней Эллады ополчения полисов сходились на поле боя в строю фаланги. Свободные граждане с юности обучены прикрываться щитом и работать копьём строились в правильные шеренги в количестве от пяти до десяти, в каждой от ста до тысячи бойцов. Выбирали ровное поле и сходились стенка на стенку. Побеждал тот, кто был более дисциплинирован, и с большей синхронностью выполнял команды офицеров. Задача противостояния заключалась в том, что бы нарушить строй противника, сохранив свой. Ведь как только фалангисты теряли боевое построение – они превращались в толпу гонимую стеной из копий и щитов. Естественно, что на протяжении столетий эллинской истории лучшими солдатами считались спартанцы. Если граждане прочих полисов занимались милитаристскими упражнениями (после службы клерухами, по призыву) от случая к случаю, то лакадемонец всю свою сознательную жизнь посвящал строевой подготовке и отработке боевых приемов.

 В период очередной греко-греческой войны (примерно 4 год после 99 олимпиады - 4 век от основания Рима, он 4-ый до Христа), на совещании, пелопонесские союзники Спарты, возражали против верховного командования Лакадемона в войне против Фиванского союза, аргументируя тем, что резервисты из их государств в союзной армии составляют большинство. Тогда басилевс Агесалий, председательствующий на совещании, предложил встать всем торговцам. Они встали. Потом всем фермерам. Потом ремесленникам. Потом … В итоге сидеть осталась только спартанская делегация, так как никакого другого занятия кроме воинской службы граждане Лакадемона не знали. «Так кто же, друзья,  всего больше поставляет солдат?» - вопросил тогда царь. (Плутарх «Агесалий»).

Фаланга состояла из гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев. У гоплита имелся большой круглый щит, собранный из деревянных пластин оббитых медью. Поножи, из меди или бронзы защищающие голени. Кираса так же из бронзы. Каска из того же металла, обычно с увенчанная гребнем из конской гривы. Гребень служил не только украшением, но и амортизировал поперечный удар меча, или булыжник брошенный с городской стены. Наступательное оружие гоплита пика до 3 ярдов длинной и обоюдоострый меч, предназначенный для колюще-режущих ударов. Наконечник пики и меча – из железа.

Все преимущества правильного воинского строя и мощь фаланги тогдашний мир узнал в сентябре 490 года до рождества Христова.  Тогда на Марафонском поле фаланга, состоящая из десяти тысяч афинян и тысячи платейцев сбросила в море десант повелителя арийцев Дария Гистапса, состоящий из сто тысячной оды кичливых азиатов.

Однако даже Афины, гордые этой своей великой победой, на протяжении полувековой пелопонесской войны с Лакадемоном, всячески избегали открытого противостояния в чистом поле со спартанцами.  Впрочем, не только афиняне – все. И греки и варвары.

Разбить спартанцев по всем правилам правильного боя смог Фиванский полководец Эпаминонд в 371 году до Христа в сражении при Левкрах. Он усовершенствовал фалангу, применив так называемую тактику «косого клина». Суть вот в чём. На левом фланге количество шеренг было вдвое больше, чем на протяжении остального фронта. В них ставились самые отборные гоплиты. В том числе так называемый «священный отряд».

При боевом соприкосновении, задачей центра и правого фланга была на короткое время удержать натиск спартанцев. Долго его удержать не мог никто. А на фланге отборные отряды опрокидывали тем временем уступающих им по численности противников и выходили в тыл боевой линии врага. Фаланга была эффективна лишь при фронтальном столкновении. Атакованные с тыла и флангов гоплиты рвали строй и бежали.

Отец Александра, Филипп, долгое время находящийся в Фивах в качестве заложника, став царём кардинально усовершенствовал фалангу. Македонская фаланга состояла из восьми-шестнадцати сомкнутых шеренг по тысяче гоплитов в каждой. Воины первой шеренги имели  вооружение пики-сариссы длинной до трех метров. Длинна пик в каждой следующей шеренге увеличивалась. Самые длинные сариссы были шести ярдов длинной и они ложились на плечи бойцов первых шеренг. Солдаты были обучены синхронно работать этим страшным оружием. Древка сарисс изготовлялись из прочного крушинного дерева, или кизила. Ощетинившаяся лесом пик фаланга, прикрытая большими щитами бойцов первого ряда с фронта могла противостоять атакам любой конницы и пехоты всех тогдашних армий. Её же атака на ровной местности была неотразима.

Внёс Филипп и изменения в тактику «косого клина». Фланговый удар теперь наносила не усиленная пехота – тяжёлая конница – гетайры, так же имеющие на вооружение длинные пики.

Однако это все теория.

Обратимся к практике.

Первый раз македонская фаланга во всей своей красе была применена Филиппом  во время побоища близ местечка Херонея, в Беотии. В 331 году до Христа. Это было генеральное сражение за Элладу. Македонцам противостояла союзная армия Афин и Фив. Фаланга против фаланги. Македонской противостояла аттическая и   фиванская. В одной из шеренг атаковавших боевые порядки встал с копьём и щитом вождь афинского демоса знаменитый Демосфен. Как и в своё время стратеги Аристид и Фемистокл. Как Алкивиад и Сократ. Даже самое высокое положение в иерархии афинского общества не освобождало боеспособного мужчину от выполнения гражданского долга по защите отечества.  Таковы суровые законы изначальной демократии.

Но вернёмся на поле боя близ Херонеи. Воодушевлённые патриотическим порывом афиняне двинулись на македонскую фалангу. У них не было длинных пик, но строй они держать могли не хуже и дрались за свободу родины – что было для граждан далеко не абстрактным понятием. После яростной схватки, афинянам удалось расстроить вражеские ряды. Фаланга попятилась. Афиняне, считая победу своей, так же перестали держать строй и принялись преследовать бегущих. Толпа гнала толпу. Царь Филипп цмыкнув уголком рта сказал, наблюдая за этим: «Они умеют побеждать. Но не умеют удерживать победу».

А тем временем на правый фланг союзников обрушился удар «косого» клина. Две тысячи вышколенных гетайров, вооруженных теми же сариссами, являли из себя своеобразную конную фалангу. Гетайров вел в атаку лично 18-летний наследник престола Александр под опекой илиарха (майора гвардии) Черного Клита. Коннице противостояли ветераны Эпаминонда и  так называемый «священный отряд». Триста отборных гоплитов никогда не отступали и не испытывали горечь поражений. Спаянные боевым братством и гомосексуальными отношениями они считались самым лучшим подразделением Эллады на тот момент. Они это доказали. Оставшись лежать шеренгами на поле боя не на шаг, не отступив с места, где были поставлены начальником. Когда гетайры, смяв фиванцев вышли в тыл рассеявшимся афинянам, судьба битвы была решена. Цепкая память юного наследника престола прочно запечатлела в себе тактические перипетии Херонейского побоища.

Константин Сазонов, diletant.ru