18 мая 1703 года считают датой основания Балтийского флота. Именно в этот день отряд из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием царя Петра I и Александра Меншикова одержал победу над кораблями шведской эскадры вице-адмирала Нумерса.
Это поражение заставило шведское командование отвести эскадру и навсегда оставить устье реки Невы. Российская держава овладела всем течением Невы и получила стратегически важный выход в Финский залив. Для его защиты государь Петр Алексеевич 27 мая 1703 года основал крепость на острове Янни-Сари (Заячий остров). Так была основана Петропавловская крепость и город Санкт-Петербург – будущая столица Российской империи и первый русский порт на Балтийском море.
В ходе Северной войны русская армия под командованием генерал-фельдмаршал Бориса Шереметева утвердила позиции России в Ижорской земле (Ингерманландии). Это позволило приступить к очищению Ладожского и Чудского озера от шведских Военно-морских сил. Шведские корабли оказывали большую помощь своим войскам, препятствовали продвижению русской армии. Было решено возместить отсутствие боевых кораблей, которые ещё только строили, использованием малых судов. Были сформированы отряды из малых речных судов – шлюпок, ладей, карбасов, стругов и т. д. На речные суды посадили солдатские команды. Понятно, что в линейном бою русские отряды не могли противостоять 10-20-пушечным шведским кораблям с командами из опытных моряков. Поэтому, шведское командование не ожидало серьезного противодействия на воде, считая себя хозяевами положения. Но противник недооценил находчивость и храбрость русских солдат. Они стали использовать речные суда не только для перевозки грузов, но и для атак на вражеские корабли, которые стали захватывать на абордаж.
В мае 1702 года отряд русских судов в узком проливе, который соединял Чудское и Псковское озёра, вступил в бой со шведской эскадрой по командованием командора Лешерна. В ходе яростного боя русские захватили на абордаж яхту «Флундран», а затем «Виват» и «Вахтмейстер». 15 июня 1702 года русские суда под началом полковника Островского напали на эскадру вице-адмирала Нумерса у устья реки Вороны на Ладожском озере. Момент был выбран удачно, шведы сошли на берег, чтобы грабить окрестные деревни. Русские повредили шведский флагман - бригантину «Джойа», противник был вынужден отступить. Затем русская флотилия под командованием полковника Тыртова атаковала эскадру Нумерса у Корелы (Кексгольма). Шведы потеряли несколько кораблей и вынуждены были уйти из Ладожского озера в Финский залив.
Весной 1703 года армия под командование Шереметева вышла в низовья Невы и после недельной осады к 1 (12) мая 1703 года взяла крепость Ниеншанц. Шведское командование ещё не имело сведений о падении крепости, поэтому через несколько дней у Ниеншанца появилась эскадра под командованием Нумерса, она должна была поддержать гарнизон. Шведские корабли спокойно встали на якорь у берега. Русское командование было предупреждено о появлении 9 шведских кораблей, их заметил дозор под началом сержанта Михаила Щепотьева, который стоял на острове Витсасаари (Гутуевский остров). Когда шведская эскадра подала условный знак – два орудийных выстрела, Шереметев приказал ответить двумя выстрелами крепостной артиллерии. Пароль был верным. Крепость исправно утром и вечером подавала условные пушечные сигналы, что убедило шведов, что Ниеншанц ещё держится. 6 мая от эскадры выдвинулось два корабля – 10-пушечный бот «Гедан» («Щука») и 8-пушечная шнява «Астрильд» («Звезда»). Но до наступления ночи они не успели дойти до крепости и встали в ожидании утра.
Когда Петру сообщили об этом, он сам с Меншиковым, ибо «понеже иных, на море знающих, никого не было» решил провести операцию по захвату кораблей противника. Русские воспользовались туманом, дождливой погодой и тем, что шведы не ожидали нападения. Кроме того, когда противник заметил русские лодки, поднял якоря и поставил паруса, чтобы уйти к своей эскадре, дул сильный встречный ветер, мешая движению. Часть русских лодок зашла с моря. Начался бой. Несмотря на сильный ружейно-артиллерийский огонь лодки смогли вплотную приблизиться к шведским кораблям. Солдаты пошли на абордаж. Государь одним из первых ворвался на вражеское судно. Оба корабля были захвачены. О ярости схватки говорят потери: из 77 шведов в живых осталось только 13 человек (по другим источникам, из 102 человек осталось 22). Русские потеряли 75 человек, 20 убитых (1 офицер), 55 раненых (6 офицеров).
Шведская эскадра, обескураженная потерей двух кораблей, ушла. Захваченные корабли вошли в состав русского флота. 30 мая Пётр отметил эту первую морскую победу троекратным залпом. Петр и Меншиков были награждены военным советом орденами Св. Андрея Первозванного. Все участники боя были награждены: офицеры - золотыми медалями с цепями, а солдаты — серебряными медалями без цепей. На одной стороне медали располагался барельефный портрет царя Петра I, а на другой — фрагмент сражения и надпись: «Небываемое бывает. 1703».
19 декабря 1995 года приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации 18 мая объявлен днем создания Балтийского флота и с 1996 года отмечается как День Балтийского флота.
Из истории Балтийского флота
Надо сказать, что 18 мая 1703 года, как день создания Балтийского флота, дата весьма условная. Её спокойно можно перенести и на более ранний период. Ещё в то время, когда Балтийское море называлось Варяжским или Венедским морем (венедами, вендами называли славянские племена), славянские суда бороздили просторы этого моря. Исследователи отмечают, что славянский элемент был весьма заметен и в среде викингов. Если на юге Руси героями были конные богатыри, то герои новгородского былинного эпоса Садко и Василий Буслаев – мореходы. Северная Русь с древнейших времен имела особые связи с морем.
Балтийское море имело стратегическое значение сразу с самого начала Русской государственности. На Балтике начинался и знаменитый путь из варяг в греки. Ладога и Новгород стали первыми столицами рода Сокола-Рюрика. В XI и XII вв. новгородцы закрепились на южных берегах Финского залива, которые получили впоследствии название Водской пятины. В годы наибольшего рассвета Древнерусского государства под контролем великих князей киевских была значительная часть Прибалтики и Финляндии. В частности, город Юрьев (он же Тарту и Дерпт) был основан великим князем Ярославом Мудрым.
В это время Русь, как на Черном (Русском), так и Балтийском (Варяжском) морях использовала для ведения боевых действий ладьи (лодьи). Это были парусно-гребные суда, способные взять на борт от 40 до 100 человек. Они использовались как в грузовых, так и в военных целях. Кроме того, известны были следующие типы судов: струги, набойни, челны, бусы и пр. Основным тактическим приемом боя был абордаж. На протяжении нескольких столетий Великий Новгород фактически был великой державой, владения которой простирались за Урал. Новгородцы успешно применяли суда типа «река-море», на которых можно было относительно быстро преодолевать огромные расстояния. Главными противника Новгорода был немецкий Орден и Шведское королевство. История знает не один морской поход, который совершила новгородская рать. Так, в 1187 году новгородцы захватили и разграбили важнейший политический, религиозный и экономический центр тогдашней Швеции – Сигтуну. Коме того, новгородцы активно использовали суда для продвижения на восток, за Камень (Урал) и для походов в земли Орды. Отряды ушкуйников не раз прошлись огнем и мечом по ордынским владениям («баловались» ушкуйники и на русских землях).
Противостояние со Швецией и Ливонией продолжалась и после подчинения Новгорода Московскому государству. Москва также организовывала походы судовой рати против шведов. Попытка основательно закрепиться на берегах Балтийского моря и создать на нем регулярный военный флот была предпринята в годы правления Ивана Грозного. В 1557 году по царскому указу в Лужской губе началось строительство первого русского порта на Балтике. Руководил строительством окольничий Дмитрий Шастунов, а помогал ему военный инженер Иван Выродков. Чтобы через этот порт шла русская торговля, Иван Васильевич запретил новгородским и псковским купцам торговать в ливонских городах Нарве и Ревеле. Теперь «немцы» должны были приезжать в русский порт. В 1558 году началась Ливонская война, в результате которой Россия должна была получить значительную часть Прибалтики. Первоначально боевые действия шли успешно, Ливония была разгромлена и большей частью захвачена. Во время боевых действий была захвачена Нарва, которая стала главными торговыми воротами в Русское царство. Товарооборот города быстро рос, и количество судов заходящих в Нарву выросло до 170 в год. А для того, чтобы противостоять Польше и Швеции на море, которые развернули в Балтике широкую каперскую деятельность против судов идущих в Россию, царь Иван Грозный взял на службу датчанина Карстене Роде. Он сформировал эскадру и попортил немало крови врагам Руси (Первый Русский флот - пираты Грозного царя).
Следующая попытка закрепиться на Балтике была предпринята царём Алексеем Михайловичем во время Русско-шведской войны (1656—1658). В Смоленщине, на верхних притоках Западной Двины — реках Обше и Каспле была построена флотилия из нескольких сотен стругов. Это русское плоскодонное парусно-гребное судно имело длину 20-45 метров и ширину от 4 до 10 метров. Оно могло перевозить до 50 солдат с вооружением и припасами. Струг могли вооружить несколькими малыми пушками. Кроме того, под руководством боярина Афанасия Ордина-Нащокина основали судостроительную верфь в Царевиче-Дмитриеве и начали строительство морских кораблей. Однако война не принесла победы. Кораблестроительная программа была свернута.
Пробиться к Балтийскому морю удалось только во время Северной войны (1700-1721). Царь Пётр всю войну активно строил флот и добился больших результатов. В 1701 году сотни стругов начали строить на реках Волхов и Луга, а также на реке Пола, впадающей в озеро Ильмень. Одновременно правительство реквизировало в пользу вооруженных сил все частные суда на Ладожском и Онежском озёрах, реках Свирь и Волхов. В 1702-1703 гг. шведские Военно-морские силы были вытеснены из Ладожского, Псковского и Чудского озёр. В 1702 году на Сяськой верфи были заложены первые боевые корабли для Балтийского флота: два малых фрегата «Фан Сас» № 1 и № 2, т. е. «Сясьские» — первый и второй (они были плохого качества, поэтому их позднее перевели в брандеры). В этом же году заложили ещё два малых фрегата - «Михаил Архангел» и «Иван-город». Всего на Сясьской верфи в 1702 - 1706 годы было построено 48 судов, затем строительство боевых кораблей перенесли в Олонец. В 1702 году заложили и Олонецкую верфь. 22 августа 1703 года верфь спустила на воду первый ранговый корабль Балтфлота — 28-пушечный фрегат «Штандарт» и несколько других малых боевых кораблей. В октябре заложили 7 28-пушечных фрегатов, в 1704 году ещё семь фрегатов. Через несколько лет верфь стала производить и небольшие линейные корабли.
В мае 1703 года начали строить Петербург и Петропавловскую крепость, а зимой 1703-1704 гг. крепость Кронштадт. В 1704 году на реке Неве начали возводить Адмиралтейскую верфь. Балтийский флот участвуют в отражении нападения на Кронштадт, в осаде Выборга. Балтфлот с этого момента принимал активное участие в кампании на Балтийском театре военных действий, активно проводил десантные операции, перевозил войска, занимался их снабжением. В 1714 году русский флот одержал победу в Гангутском сражении, захватил Аландские острова. Были одержаны победы при Эзеле (1719 г.), Гренгаме (1720 г.). К 1720 году русский флот вошел в пятерку сильнейших в мире, имея 25 боеспособных линейных кораблей, уступая по численности вымпелов только таким традиционно сильным на море державам, как Англия, Франция, Османская империя и Дания. Россия превзошла Швецию на Балтике, которая до этого времени имела полное превосходство в этой акватории.
В дальнейшем Балтийский флот, как часть Российского государства, переживал взлеты и периоды упадка. В период дворцовых переворотов флот не был в чести. Деньги ходили на более важные нужды, чем строительство новых кораблей и поддержание имеющихся в боеспособном состоянии. Воровство, развлечения и показная роскошь были важнее вооруженных сил. Так, в конце 1731 года полностью или частично боеспособными было меньше половины кораблей Балтийского флота. Из 36 линейных кораблей Петербург мог вывести в открытое море 8 кораблей, в прибрежное плаванье – ещё 5. Более или менее удовлетворительным было положение только галерного флота. Резко снизился и уровень боевой подготовки. Упал уровень дисциплины, плохо обстояли дела в выдаче денежного содержания и вещевого довольствия, процветали казнокрадство и взяточничество чиновников морского ведомства.
Во время в царствование Анны Иоанновны ситуация несколько улучшилась. Закладывали нове корабли, восстановили Архангельский порт и кораблестроение Соломбале. Соломбальская верфь превратилась во вторую, а затем главную строительную базу Балтфлота. За период 1731-1799 гг. в Петербурге (с Кронштадтом) было спущено на воду 55 кораблей, а в Архангельске — 100. Произошел и рост боеспособности флота. Главными базами флота в 18-19 вв. были Кронштадт, Гельсингфорс и Ревель.
Напряжённая международная обстановка в Западной Европе во 2-й половине 18 столетия заставила правительство повысить боеспособность флота и уделять ему значительное внимание. Во время русско-шведских войн 18-19 вв. и Крымской войны 1853-1856 гг. Балтфлот выполнил свою задачу по защите столицы империи и балтийского побережья. В ходе боевых действий на Балтике в ходе Крымской войны впервые в мировой практике применялись созданные на русском флоте мины. Англо-французский флот в 1855 году планировал захват российской столицы, но обнаружив большое количество мин, отступил. Командование противника пришло к выводу о невозможности ведения боевых действий в водах Балтийского моря и проведения операции по захвату Петербурга.
Во второй половине 19 столетия Балтфлот был оснащен броненосными кораблями. Тяжелые потери флот понес в ходе Русско-японской войны (1904-1905), когда лучшие корабли погибли в составе 2-й Тихоокеанской эскадры. В 1910-е годы благодаря масштабной кораблестроительной программе флот был возрожден. Балтийский флот выиграл у флота Германии битву за Балтику в годы Первой мировой войны. В 1920-1930-е годы флот был реорганизован и модернизирован.
Доблестно сражались балтийцы и в годы Великой Отечественной войны. Флот защищал Моонзундские острова, Таллин и полуостров Ханко, участвовал в героической обороне Ленинграда (1941-1943), поддерживал наступление Красной Армии в Прибалтике (1944), Восточной Пруссии, и Восточной Померании (1944-1945). В ходе Великой Отечественной войны Балтийский флот уничтожил силами надводного и подводного флотов, морской авиации более 1200 боевых кораблей, транспортных и вспомогательных судов противника, свыше 2,5 тыс. самолетов. Более 100 тыс. балтийцев сражались на сухопутных фронтах, пройдя длительный путь от Ленинграда до острова Борнхольм.
Большую роль флот сыграл в научных открытиях, экспедициях. Балтийцами были великие флотоводцы, герои морских битв адмиралы Ф. Ф. Ушаков, М. П. Лазарев, П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, С. О. Макаров и Н. О Эссен, первооткрыватели и путешественники В. И. Беринг, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, великие ученые А. С. Попов, физик Б. С. Якоби и многие другие выдающиеся люди.
В настоящее время Балтийский флот по-прежнему выполняет задачу защиты рубежей России с северо-западного направления. Его основными базами являются Балтийск и Кронштадт. Основу корабельного состава Балтфлота РФ составляют два эскадренных миноносца проекта 956 «Настойчивый» (флагман флота) и «Беспокойный». В начале 21 столетия боевой состав флота был пополнен: сторожевым кораблем (фрегатом) «Ярослав Мудрый», корветами «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», подводной лодкой проекта 677 «Лада» «Санкт-Петербург». В ближайшее время флот должен пополнить корвет проекта 20380 «Стойкий».
Корвет "Бойкий"