Русское Движение

Владимир Всеволодович Мономах. Князь-"единоборец"

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

3 мая 1113 года на киевский великокняжеский престол вступил Владимир Всеволодович Мономах (1053—19 мая 1125), один из самых выдающихся государственных деятелей и полководцев древней Руси. Путь к верховной власти на Руси был долог, Владимиру было 60 лет, когда он стал великим князем. К этому времени он уже правил в Смоленске, Чернигове и Переяславле, отметился как победитель половцев и миротворец, который пытался усмирить княжеские свары.

Сын князя Всеволода Ярославича (1030—1093), который последовательно владел столами в Переяславле, Чернигове и Киеве и представительницы византийской императорской династии Мономахов. Её точное имя неизвестно, в источниках есть такие варианты личного имени: Анастасия, Мария, Ирина, Феодора или Анна. Своё детство и юность Владимир провёл при дворе отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном. Постоянно участвовал в походах отца, когда подрос и возмужал, возглавлял его дружину, осуществлял далёкие походы, подавил восстание вятичей, воевал против половцев, помогал полякам против чехов. Вместе с отцом и Святополком Изяславичем воевал против Всеслава Полоцкого. В 1074 году взял в жены английскую принцессу, дочь последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II (погиб в бою с армией нормандского герцога Вильгельма) Гиту Уэссекскую.

Был смоленским князем, когда его отец стал киевским князем, Владимир Мономах получил Чернигов. Великий князь Всеволод не обидел сыновей погибшего Изяслава – Святополк был оставлен в Новгороде, Ярополк получил Волынь и Туров. Левобережье Днепра Всеволод оставил за своим родом: в Переяславле сидел его младший сын – Ростислав, Владимир – в Чернигове. За правой рукой отца, Владимиром было сохранено и управление Смоленской и Ростово-Суздальской землей. Владимир Всеволодович Мономах. Князь-"единоборец"

Всеволоду было трудно на престоле. Ему досталось тяжелое наследство. В Киеве ему противостояло самовольное боярство. Его собственное, черниговское боярство было прорежено войнами. Князь в последние годы жизни часто болел, не мог проконтролировать деятельность приближенных, чем те и пользовались. Было неспокойно и на внешних рубежах: волжские булгары (булгары) и мордвой сожгли Муром, вторгались и в суздальские земли. Наглели половцы, глядя на них, взбунтовались и торки, которые обязались служить Руси. Всеслав Полоцкий дотла выжег Смоленск, угнал его жителей. Не признавали над собой власть великого князя буйные вятичские племена, вятичи оставались язычниками.

Военная деятельность Владимира. Правление Всеволода

Сражаться с недругами отца и Руси приходилось Владимиру Мономаху. Он то и дело садился в седло и мчался с дружиной то на восток, то на юг, то на запад. Владимир ответил на нападение Всеслава Брячиславича на Смоленск рядом опустошительных рейдов, в которые привлек и половецкие отряды. Были захвачены Друцк и Минск. Были освобождены захваченные при походах Всеслава на Новгород и Смоленск люди, а также полонены жители Минска и другие полочане, их расселили в Ростово-Суздальской земле. Всеслав засел в Полоцке и готовился к обороне, но Владимир закрепиться в его княжестве не собирался и на стольный град не пошел.

Владимир разгромил булгар на Оке. Перехватил отряды ханов Асадука и Саука, которые разорили Стародуб, половцы были разбиты, ханы попали в плен. Сразу, без отдыха, совершил бросок к Новгород-Северскому, где разметал ещё одну половецкую орду Белкатгина. Освободил тысячи пленников. Затем князь разгромил торков. Мятежники повинились и были распущены по домам. Вождей и знатных людей оставили пленниками. Ещё один отряд торков был рассеян под Переяславлем.

Зимой 1180 года Владимир двинул дружины на вятичей. Окружил их столицу Корьдно. Вятичей возглавлял князь Ходота и его сын. Корьдно, после тяжелого штурма взяли, но Хотода ушел. Восстание продолжалось, его вдохновляли языческие жрецы. Приходилось штурмовать одну за другой вятичские крепости. Вятичи, вдохновляемые жрецами, дрались мужественно, вместе с мужчинами сражались и женщины. Окруженные, предпочитали кончать жизнь самоубийством, не сдавались в плен. Пришлось противостоять партизанской тактике. Вятичи не могли долго выстоять в открытом бою с конными дружинами Владимира, но умело нападали из засад, укрывались в лесах и болотах, снова атаковали. Весной, когда началась распутица, Мономах отвел войска. Следующей зимой князь применил более хитрую тактику. Он не стал рыскать по лесам в поисках Ходоты и уцелевших вятичских городков. Его разведка вычислила основные святилища вятичей, и когда к ним подходили войска Мономаха, язычники сами выходили на бой, чтобы защитить свои святыни. Вятичи дрались отчаянно, но перед мощью профессиональной армии выстоять в открытом бою не могли. В одной из таких схваток пал и последний князь вятичей Ходота, и жречество вятичских племен. Сопротивление было сломлено. Самоуправление вятичей было ликвидировано, их земли вошли в черниговский удел, к ним назначили княжеских наместников.

Снова и снова Владимир гоняется за половцами. Иногда князь побеждал их, иногда не успевал настичь, однажды под Прилуками сам чуть не попал в беду, едва успел спастись. Мономах казался неутомимым. Неустанно находясь в походах и разъездах, Владимир успевал разумно управлять своим уделом. При этом сам внимал в дела, проверял деятельность управленцев, устраивал внезапные проверки, судил. Под его властью восстанавливали Смоленск, разрушенный в ходе конфликтов Чернигов.

Однако все мирные дела приходилось делать в «перерывах» между походами и улаживанием конфликтов. Сын смоленского князя Игоря Давыд и дети князя Ростислава – Рюрик, Володарь и Василько считали себя обездоленными. Первоначально Давыд с Володарем захватили Тмутаракань, изгнав великокняжеского наместника. Но их оттуда выгнал Олег Святославович, которого освободил из ссылки на Родосе новый византийский император Алексей Комнин. Олег признал себя вассалом Византии и получил военную поддержку. Давыд Игоревич ударился в откровенный разбой, захватил и разорил Олешье в устье Днепра, попутно ограбив киевских гостей (купцов). А Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи отбили у Ярополка Владимир-Волынский. Он был владением их отца, там они родились и считали своим уделом. Великий князь послал для наведения порядка Мономаха. Ростиславичи, узнав об этом, убежали.

Великий князь Всеволод решил ликвидировать причину конфликта политическим путем, пристроить князей-изгоев. Давыда Игоревича посадил в Дорогобуж на Волыни, Ростиславичам выделил прикарпатские города – Перемышль, Червень, Теребовль. Восстановил и права сыновей Святослава: Давыд получил Смоленск, за Олегом признали Тмутаракань, которую он захватил. Но это не могло успокоить князей. У некоторых аппетиты только выросли. Давыд Игоревич хотел урвать что-нибудь ещё. Олег под покровительством Византии чувствовал себя могучим, великому князю не подчинялся. Его жена-гречанка именовала себя «архонтесса Руси».

Не отставал и Ярополк Изяславич, которому великий князь помог вернуть Владимир-Волынский. Его мать Гертруда, дочь польского короля Мешко II Ламберта, была недовольна положением сына, считала, что он достоин великокняжеского стола. Ярополк и Гертруда снеслись с поляками, заключили с польским королем Владиславом союз. Ярополк должен был для начала отделиться от Руси, затем римский папа обещал провозгласить его королем Волыни. Польша и Рим обещали помочь прибрать и остальные русские земли. Замысел выглядел вполне возможным: в Новгороде сидел брат волынского князя – Святополк, у Изяславичей были хорошие связи с киевским боярством. Ярополк стал готовиться к войне.

Но и у великого князя и его сына были друзья на Волыни, дали знать в Киев. Всеволод отреагировал сразу, послал Мономаха с дружиной. Для Ярополка это стало неожиданностью, он не стал сопротивляться и бежал в Польшу за помощью, оставив семью. Города получили приказ обороняться. Однако города сопротивляться не стали. Семья изменника и его имущество было захвачено. А Ярополк не нашел поддержки за границей. Польский король был занят войной с поморянами и пруссами. Денег у Ярополка не было, что делало поиск друзей затруднительным. В результате волынский князь повинился, попросил прощения у великого князя, обещал больше не буянить. Его простили. Вернули семью и удел. Правда, уже зимой 1086 года его убил собственный дружинник. Убийца сбежал к Ростиславичам, видимо, они были организаторами убийства, т. к. претендовали на земли Ярополка.

Удел Ярополка великий князь разделил: его брату Святополку отдал Турово-Пинское княжество, Новгород забрал, передав сыну Мономаха – Мстиславу (новгородцы жаловались на Святополка); Волынь передал Давыду Игоревичу.

Владимир и великий князь Святополк Изяславич (1093—1113)

Среди половецких племен произошло объединение. Среди родов, которые обосновались к западу от Днепра, лидером стал Боняк, к востоку – Тугоркан, на Дону возвысился Шарукан. В 1092 году Боняк и Шарукан объединили силы, войско из десятков тысяч всадников прорвало русскую пограничную линию. Запылали десятки и сотни поселений. Этот удар оказался неожиданным для русских князей. Переяславль и Чернигов были блокированы. Великий князь Всеволод начал переговоры с половцами. Захватив большую добычу и получив выкуп, половецкие вожди согласились на мир.

Весной 1093 года Всеволод Ярославич умер. Все ждали, что престол займёт Мономах, он отметился как рачительный хозяин и искусный воин, был наиболее могучим князем. Но он отказался. По лествице (лествичному праву) первенство принадлежало детям старшего из Ярославичей, Изяслава – из них был живым только Святополк, который правил в Турово-Пинской земле. Владимир не хотел новой смуты на Руси и добровольно уступил киевский стол, по сути, возвел Святополка на престол. Сам Владимир уехал в Чернигов.

В Киев прибыли половецкие послы, чтобы подтвердить мир с новым великим князем и получить подарки. Но Святополк был весьма сребролюбив и скуп, расставаться с деньгами не хотел. Хотя в этой ситуация, когда Русь только пережила одно вторжение и приходила в себя, выиграть время было бы разумно. Святополк не только отказался платить, но и захватил половецких послов. Это был весьма глупый шаг, особенно с учётом незначительности его дружины – около 800 воинов (опять же из-за скупости). Половцы собрали войско и осадили Торческ. Святополк освободил послов, но было уже поздно, война началась.

На помощь великому князю прибыли Владимир Мономах из Чернигова и его брат Ростислав из Переяславля. Самым опытным полководцем был Владимир, но Святополк претендовал на лидерство, его поддерживало духовенство и бояре. Войска выдвинулись к Треполю. Владимир советовал разместить полки за водной преградой и выиграть время, а затем заключить мир. Он говорил, что половцы, хоть и имеют превосходство в силах, не будут рисковать, примут предложение о мире. Его не послушали. Святополк не хотел мира в таких условия, т. к. пришлось бы платить. Великий князь настоял на переправе войск через Стугну. Битва произошла 26 мая 1093 года. Первой же атакой половцы смяли правый фланг – дружину Святополка. Центр, где дрался Ростислав, и левый фланг Мономаха держались, но после поражения сил великого князя, их стали обходить, пришлось отступать. На Стугне многие утонули, в том числе и князь Ростислав. Мономах нашел тело брата и отвез в родовую усыпальницу, в Переяславль.

Святополк собрал ещё одно войско, но снова был разгромлен и затворился в Киеве. Осажденный Торческ, после того как половцы отвели речку, которая снабжала город водой, сдался. Великий князь попросил мира. Но он и в этой ситуации смог найти выгоду. Взял в жены дочь половецкого хана Тугоркана, получил сильного союзника и приданое.

В это время подняли голову Святославичи. Олег опросил помощи и византийского императора, тот выделил деньги для найма половцев. Олег расплатился за «помощь» Тмутараканским княжеством, отдав его грекам в полное владение. Одновременно смоленский князь Давыд Святославич стремительным ударом выбил Мстислава Владимировича из Новгорода, он отступил в Ростов. Мономах был удивлен и разозлен. Его дружина понесла тяжелые потери в битве с половцами, а теперь большую её часть пришлось направить на помощь сыну. Этого и ждали Святославичи. Из степи вышло войско Олега и осадило Чернигов. Владимиру пришлось держать оборону с оставшейся частью дружины. Черниговская знать была согласна передать город Олегу, поэтому горожане на стены не вышли. Великий князь не вмешался, хотя Владимир откликнулся, когда надо было воевать с половцами. Видимо, считал полезным, что Владимира ослабят, или даже убьют. В 1094 году Владимир был вынужден уступить Чернигов, уехал из города с малой дружиной и семьей. Мономах удалился в Переяславль.

В стольном граде ситуация была тяжелой. Святополк отличался стяжательством, таким же было и его окружение. Люди Святополка обирали простой народ. Еврейский квартал Киева расцвел ещё больше, чем при Изяславе. Надо отметить, что Святополк имел связи с богатыми евреями ещё в Новгороде. К тому же ещё до женитьбы на половчанке под него подложили еврейскую красавицу-наложницу (древний способ держать правителей под контролем). Иудеи находились под особым покровительством великого князя. Многие русские торговцы и ремесленники разорились. Да и сам князь не стеснялся в методах наживы. Отнял монополию на соляную торговлю у Печерского монастыря, стал торговать солью через друзей-откупщиков. Сын великого князя от наложницы Мстислав умертвил двух монахов Федора (Феодора) и Василия. Келья Федора была в Варяжской пещере, где по легенде варяги спрятали сокровища. Пошли слухи, что монах Федор нашел клад и снова спрятал. Узнав об этом, князь Мстислав Святополкович потребовал эти сокровища, и в ходе «разговора» убил монахов. В такой ситуации митрополит Ефрем вообще уехал в Переяславль доживать свой век. К Мономаху перебрались и многие знатные люди, воины и горожане, недовольные властью Святополка.

Ухудшилась обороноспособность южнорусских земель. При правлении Всеволода Киевское, Черниговское и Переяславское княжества представляли собой единую систему обороны. Теперь каждая земля была сама по себе. Тому же Олег был в союзе с половцами и те разоряли соседние земли. Киев не спасало и родство великого князя с Тугорканом, тот сам на владения родственника не ходил, но другим вождям не мешал. Половцы наладили хорошие контакты с еврейскими работорговцами из Крыма (осколок Хазарии) и тысячи пленников рекой уходили в южные страны. Византийские законы запрещали торговать христианами, но местные власти были повязаны с купцами и закрывали на нарушение глаза.

Очень часто половецкие вожди, после набега, приходили к князьям и предлагали «мир». Так в 1095 году два половецких хана, Итлар и Китан, явились в Переяславль продать Владимиру Мономаху мир. Они разбили лагерь у города, в заложники к ним поехал сын Мономаха Святослав, а Итлар въехал в крепость, где требовал подарков. Дружинники возмутились такой наглостью и потребовали наказать половцев. Их мнение выразил ближайший сподвижник великого князя Всеволода и самого Мономаха - переяславский посадник Ратибор. Владимир сомневался, все же половцы были гостями, с ними обменялись клятвами о безопасности и заложниками. Но дружинники настояли на своем. Ночью княжеского сына выкрали из половецкого лагеря. Утром половецкий лагерь был разгромлен, а отряд Итлара вырезали в самом городе. Смог спастись только сын Итлара, с частью отряда.

Мономах отправил гонцов к великому князю, чтобы собрать войско и ударить по половцам, пока они не опомнились. Святополк на этот раз согласился с правотой Владимира, Киевская земля сильно пострадала от набегов половцев. Олег и Давыд Святославичи пообещали свои дружины, но воинов не привели. Для успеха операции хватило дружин Киева и Переяславля. Многие половецкие кочевья были разгромлены. Этот поход высоко поставил престиж Мономаха. Он предложил созвать в Киеве съезд князей и вместе с духовенством и боярами решить все споры, выработать меры для защиты Руси. Великий князь был вынужден согласиться с Владимиром.

Однако до единства, даже формального, было далеко. Новгородцы выпроводили Давыда, снова пригласили Мстислава. Давыд не успокоился, пытался отбить Новгород. Сын хана Итлара совершил набег, устроив резню там, где прошел. После этого укрылся в Чернигове. Святополк и Владимир потребовали выдачи половца или его казни. Олег хана не выдал, да и на съезд не поехал. Держался вызывающе, говорил, что он самостоятельный правитель, который в советах не нуждается. В ответ великий князь отобрал Смоленск у Давыда Святославича, а на Чернигов выступили киевская, волынская и переяславская рати. А сын Мономаха – Изяслав, он княжил в Курске, захватил Муром, который принадлежал Олегу. Черниговский князь увидев, что в Чернигове к нему охладели, бежал в Стародуб. Город продержался месяц, отразил несколько приступов, но был вынужден сдаться. Олега лишили Чернигова. Он обещал приехать на съезд князей, включиться в общерусские дела.

В это время началось половецкое вторжение. В то время Тугоркан и Боняк ходили на Византию, но их нападение отразили, и они решили возместить убытки на Руси. Русские земли они поделили дипломатично. Тугоркан был родственником Святополка, поэтому на Киев пошел Боняк. А Тугоркан двинулся на Переяславскую землю. Едва Святополк и Владимир помирились с Олегом, как пришла весть об осаде Переяславля. Помчались спасать город. Войско Тугоркана не ожидало появления русских дружин, считали, что князья ещё воюют с Олегом. 19 июля 1096 года на реке Трубеж половецкое войско было уничтожено. Погиб сам Тугоркан с сыном.

Не успели отпраздновать победу, как пришло сообщение о разорении Киевской земли ордами Боняка. Половцы сожгли на Берестовом княжеский двор, разгромили Печёрский и Выдубицкий монастыри. Штурмовать стольный город хан не рискнул, но окрестности Киева были опустошены. Великий князь и Владимир повели дружины на перехват, но опоздали. Боняк ушел с огромной добычей.

Продолжение следует…
 BO, Самсонов Александр