Русское Движение

«Иностранный легион» Николая II

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Через год и несколько месяцев будет отмечаться столетний юбилей события, которое кардинально изменило судьбу человечества. Речь о Первой мировой войне. Почему я заговорил о ней сейчас? Тому есть две веские, на мой взгляд, причины.

Во-первых, «круглая дата» – 1 августа 2014 г. – придется на разгар отпускного сезона и внимание к ней будет не слишком велико. Во-вторых, в стране, где мы с вами живем столетие Великой войны, скорее всего, будет сведено к юбилею легиона Украинских сечевых стрельцов (УСС).

Нардепы Доний и Бригинец еще месяц назад зарегистрировали законопроект, предлагающий отпраздновать эту «судьбоносную» дату на государственном уровне. Даже если сей проект законом не станет, можно не сомневаться, что об УСС в августе следующего года мы услышим много. А вот русская армия, рискну предположить, останется в плотной тени. Вспомнят о ней разве, что в контексте боев на горе Маковка, где, по мнению, националистических историков и пропагандистов сечевые стрельцы одержали грандиозную победу над царскими войсками.Марсель Пля,  фельдфебель и георгиевский кавалер

Поэтому, есть большой шанс, что в забвении останутся те, кто сражался под русскими знаменами. Причем были среди них не только наши соотечественники. Самый знаменитый иностранец на службе Николая II – генерал Радко-Дмитриев. Болгарин, участник нескольких войн, командующий армией. Однако Радко-Дмитриев далеко не единственный выходец с Балкан, водивший в бой наших прадедов и прапрадедов.

Вот другой пример – князь Арсений Карагеоргиевич, брат сербского короля Петра I. Боевое крещение он получил еще в русско-японскую войну. Потом участвовал в двух Балканских войнах и, будучи разочарован их результатами, уехал на вторую родину – в Россию. Во время мировой бойни был командиром бригады во 2-й кавалерийской дивизии. В штабе князь не отсиживался и за храбрость был награжден орденом Святого Георгия IV ст.

Если развивать сюжет службы европейских аристократов в армии императора Николая II, то нужно вспомнить правнука наполеоновского маршала Иоахима Мюрата. В России потомка неаполитанского короля именовали Наполеоном Ахиловичем. При рождении (мать его была грузинской княжной из рода Дадиани) мальчика назвали Луи-Наполеоном. Военную карьеру он начинал во французской армии. В японскую войну перешел на русскую службу, а в Первую мировую уже был генералом. Воевал принц Мюрат в Кавказской туземной конной дивизии, более известной, как «Дикая дивизия». Зимой 1914/1915 гг. во время боев в Карпатах Наполеон сильно обморозил ноги. Ходил он после этого с трудом, но оставался в строю.

В той же «Дикой дивизии» воевал персидский принц Фейзулла Мирза Каджар. Это уже совсем «наш человек» – учился в русском военном училище и вплоть до Октябрьской революции служил в российской армии. В мировую войну он последовательно командовал Чеченским конным полком, бригадой, а потом и всей Кавказской туземной дивизией.

Марсель Пля, навещает товарищей в госпитале


И совсем уж уникальная личность – Марсель Пля. Происхождение его неизвестно, неясно также как сложилась судьба этого человека после 1916-го. Факт, что был он темнокож, поэтому некоторые считали, что прямо из цирка он попал в Эскадру воздушных кораблей (соединение знаменитых бомбардировщиков «Илья Муромец»). Есть, правда, мнение, что Марсель родом из Французской Полинезии и, что к нам его привезли еще в подростковом возрасте. За несколько лет Пля изрядно обрусел, хотя и остался подданным Третьей республики. Воюя в Эскадре, Пля стал кавалером двух Георгиевских крестов. Был Марсель метким пулеметчиком и очень храбрым человеком: известен случай, когда во время полета он вылез на крыло «Муромца» и занялся починкой поврежденных двигателей. Производились эти работы на высоте полторы тысячи метров.

Кстати, интересно, что почти все из названных мной персонажей воевали на территории Украины. Вот их бы и вспомнить в августе четырнадцатого, а не «усусусів» с их пресловутой Маковкой. Но, увы…
 Александр МАРТЫНЕНКО, 2000.net.ua