Музей Кремля пошел, в какой-то мере, наперекор тенденции сезона. Пока со всех сторон множатся экспозиции, тем или иным способом увязанные с юбилеем романовской династии, Кремль взял да и поставил в центр открывшейся экспозиции представителя Рюриковичей.
Правда, выбор тут не случаен. Потому что конкретный герой экспозиции – Иван III, великий князь Московский. То есть именно тот человек, при котором московский кремль и обрел в основном те архитектурные очертания, которые нам известны сегодня. Не только стены, но и Успенский собор, Благовещенский собор, Грановитая палата – это все при нем.
Среди представленных в экспозиции архитектурных деталей – каменная плита с любопытной надписью. Во-первых, она латинская. Во-вторых, сам Иван именуется там не просто «великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский и иных», но и «всея России государь». Сама же плита – а текст на ней был выделен синей краской, то есть должен был читаться хорошо, - была размещена над проездной аркой Спасской башни – через которые, собственно, и въезжали в Кремль иностранные послы. Чтобы понимали, с кем имеют дело.
Отметим, кстати, в архитектурной части экспозиции и наличие декора, характерного для современного Ивану итальянского Возрождения. Ну, про работавших на Руси итальянских зодчих мы знаем.
Вообще Иван III, конечно, ассоциируется в первую очередь с хрестоматийным «собиранием русских земель» и – как бы сказали нынешним бюрократическим языком – «расширением международных контактов».
Это все проявляется в любопытных деталях. Вот, например, монета, отчеканенная при Иване, сразу после вступления на престол – так называемый «угорский» золотой дукат (он был отчеканен по образцу монеты венгерского короля Матьяша Корвина, отсюда и прилипшее именование). Также важно: на ней надпись – «князя Ивана Васильевича всея Руси». Несомненный политический жест.
Есть и монетки, интересные наличием уже не латиницы, а параллельных арабских надписей. Они были рассчитаны специально для обращения в регионе Поволжья – Москва постепенно включала в ареал своего денежного обращения восточный рынок.
Завершая тему денежного обращения, приведу еще и одну забавность. На некоторых монетах просматривается на реверсе (на обороте) крошечная надпись oRRISToTELES – что связывают с именем архитектора Аристотеля Фьораванти. Плюс к тому, под ногами коня на монете изображен цветочек – в чем усматривают еще одну «подпись»: итальянская фамилия Fioravanti содержит «цветочный» корень.
Сфотографировать на выставке эту крошечную монетку крупным планом мне не удалось. Но в книге историков архитектуры Вячеслава Глазычева и Станислава Земцова о Фьораванти приводится ее схематичное отображение, удачно для нас процитированное «Википедией».
Фьораванти действительно умел резать монетные штемпели. Из-за чего, собственно, и попал в Москву – но не потому, что его пригласили для этой цели, а потому что из-за обвинения в фальшивомонетничестве из Италии ему пришлось срочно уносить ноги. Ну, а для нас одним талантливым авантюристом больше – когда ж наш были против.
Что же до сближения русских земель, то здесь хитрый Иван III – даром что вступил на престол всего лишь в 22 года – тоже находит массу политических приемов. Взглянем на иконостас – так называемый «Гуслицкий чин» (приписываемый кругу Дионисия): там немало именно русских местночтимых святых: Леонтий Ростовский, Сергий Радонежский, Дмитрий Солунский, Кирилл Белозерский… Это, конечно, не случайно – и их пропагандирование по всей «подведомственной» территории – это тоже политика.
А вот еще важный момент: создание единого «судебника». Единые нормы судопроизводства, гражданского и уголовного права, фиксирование права частной собственности. Тогда же вводится понятие «поместья» как условного землевладения, выдаваемого за государственную службу, а также «крестьянский отказ» - более известный как «Юрьев день» (ограничение права крестьян на переход от одного землевладельца к другому сроком в две недели вокруг Юрьева дня стало существенным шагом на пути к их последующему закрепощению).
То, что в витрине – не фрагмент. Эта тоненькая тетрадка и есть весь свод законов (нашим думцам поучиться бы лаконизму).
А вот рогатина – вообще-то оружие для охоты на медведя. Но в данном случае – символ княжеской власти. Принадлежала тверскому князю Борису Александровичу – главному сопернику князей московских.
Как же решил наш герой эту проблему? А просто – взял да и женился на дочери тверского князя Марии (а та привезла отцовскую рогатину вместе с приданым).
Как? – спросят многие. Какая еще Мария Тверская? Мы же знаем, Иван III был женат на Софье Палеолог!
А это потом. Потому и возникнут проблемы с престолонаследием.