Русское Движение

Танки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частей

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

В связи с тяжелым положением на фронте, освоение зарубежной бронетанковой техники началось сразу после ее прибытия в СССР. Первоначально подготовка экипажей для иностранных танков проходила в Казанской танко-технической школе. Уже 15 октября 1941 г. в Казанскую школу было отправлено из учебных танковых полков 420 экипажей для переподготовки на британские машины MK. II, MK. III в течение 15-дневного срока. В марте 1942 г. на подготовку танкистов для эксплуатации иностранной техники были переведены 23-й и 38-й учебные танковые полки. Подготовка экипажей бронетранспортеров была возложена на 20-й танковый полк (г. Урюпинск), который 1 марта 1942 г. был переведен на штат учебного танкового полка.

В мае 1942 г. с увеличением зарубежных поставок приказом наркома обороны № 510 от 23 июня 1942 г. из линейных танковых бригад были сформированы:

Учебная танковая бригада американских танков (190-я утбр).
Учебная танковая бригада английских танков (194-я утбр).
Два учебных танковых полка Т-60 были переведены на подготовку экипажей для английских и американских танков (16-й и 21-й утп).
Штатная численность бригад и полков позволяла готовить ежемесячно:

экипажей М3 средних - 245
экипажей М3 легких - 645
экипажей MK.II - 300
экипажей MK.III - 370
Всего: 1560 экипажей в месяц

Кроме того, в связи с поступлением бронетанковой техники через южные порты, для перегонки танков через Иран на базе 191-й танковой бригады была сформирована учебная танковая бригада с численностью переменного состава 800 человек. Подготовленные экипажи это соединение получало из 21-го утп (г. Ереван).

3 января 1943 г. 190-я утбр американских танков стала 5-й, а 191-я утбр английских танков – 6-й бригадами, которые вместе с 16-м отдельным учебным танковым полком вошли в систему Учебного бронетанкового центра, расположенного в г. Горьком.

Однако уже в феврале 1943 г. начинаются новые изменения в системе комплектования и подготовки кадров. В связи с тем, что с начала 1943 г. Бакинская «приемка» получала из Ирана танки для отправки непосредственно на фронт, становится необходимостью подготовка экипажей на месте получения техники. Директивой заместителя наркома обороны № 24777 от 18 февраля 1943 г., 191-я утбр преобразовывается в 27-й утп с дислокацией в г. Баку. 21-й утп переводится на штаты Т-34.

Так как с октября 1943 года удельный «вес» поставляемых по ленд-лизу машин по сравнению с уровнем отечественного производства неуклонно падал, 6-я утбр 18 июня 1943 года была переформирована в учебную бригаду офицерского состава, а 5-я утбр 24 октября 1943 года расформировывается. Для подготовки экипажей танков зарубежного производства оставили только 16-й утп.

К окончанию 2-й Мировой войны в Красной Армии имелось 3 отдельных учебных танковых полка «иномарок»: 16-й (г. Горький), 27-й (г. Баку) для подготовки экипажей танков М4А2 и 20-й (г. Рязань) для подготовки экипажей бронетранспортеров (M2, M3, M9, «Универсал» и M3A1 «Скаут»).

Для обучения личного состава мотоциклетных подразделений, в том числе и на мотоциклах иностранного производства («Харлей-Дэвидсон», «Индиан», «БСА»), существовали 2 отдельных учебных мотоциклетных полка: 14-й оумцп (г. Бердичев) и 15-й оумцп (пос. Ташино).

Личный состав для обслуживания и эксплуатации американских САУ СУ-57 (Т-48) и М10 готовили в Учебном Центре самоходной артиллерии (г. Клязьма), созданном 25 ноября 1942 г. 10 декабря 1943 г. при этом центре был сформирован временный полковой аппарат (1 «литерный» самоходно-артиллерийский полк) для подготовки экипажей вышеперечисленных САУ, а также ЗСУ M15 и M17. По выполнении полком основных работ он был расформирован, а оставшиеся боевые машины получил один из батальонов 256-й танковой бригады.

Офицерские кадры командирского (командиры взводов) и военно-технического профиля готовили танковые училища, в соответствии с указаниями Ставки Верховного Главнокомандующего ориентированные на определенный тип бронетанковой техники. В 1942 г. командный состав на «инотанки» готовили Чкаловское («Матильда») и Казанское («Валентайн») танковые училища. К окончанию Великой Отечественной войны Казанское танковое училище специализировалось на подготовке командиров взводов танков «Шерман» и «Валентайн», 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров выпускало командиров и техников для подразделений бронетранспортеров M2, «Скаут», «Универсал», а Киевское танко-техническое училище готовило техников на танки «Шерман». Командиров мотоциклетных взводов готовило мотоциклетное училище (г. Выкса), а офицеров-артиллеристов — танковые училища, специализировавшиеся на подготовке экипажей для СУ-76.

Всего за годы войны учебными частями было подготовлено 16.322 экипажа для танков иностранного производства и направлено на фронт 1.243 маршевых роты «инотанков».

Таким образом, за время войны в РККА была достаточно быстро и оперативно развернута система подготовки экипажей и командирских кадров для бронетанковой, автомобильной и мотоциклетной техники иностранного производства, что позволило в короткое время освоить, эксплуатировать и эффективно применять в боях соединения и части, оснащенные английскими или американскими танками.

Из полевых лагерей учебных танковых соединений и частей экипажи и материальную часть направляли непосредственно в действующую армию.


На момент первого появления в РККА английской и американской бронетанковой техники основным танковым соединением Красной Армии была бригада. Такое положение было обусловлено офомнейшими потерями материальной части летом и осенью 1941 года, а также предполагаемой оборонительной стратегией советских войск. Существовало несколько видов штатного расписания для смешанных танковых бригад, однако, в связи с поступлением в Красную Армию иностранных танков, для них был разработан специальный штат на уровне батальона. Таким образом, это позволило использовать иностранные машины как в составе отдельного батальона, так и в составе отдельной танковой бригады.

Танковый батальон английских танков (штат № 010/395) насчитывал в своем составе 24 танка (МК.И «Матильда» -21, Т-60 - 3) и имел численность 150 человек.

Танковый батальон американских танков (штат № 010/396) насчитывал в своем составе 23 танка (МЗс - 11, МЗл - 12) и имел численность 190 человек.

Танковые батальоны могли включаться в танковую бригаду (штат № 010/345 от 15.02.1942 г.) численностью 1107 человек, имевшую в своем составе 46-48 танков (в двух батальонах). Однако на практике существующая материальная часть могла объединяться в подразделениях и частях в самых различных комбинациях (только штатов для отдельных танковых бригад в 1941 -1942 годах существовало не менее 7).

Танки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частей
Ознакомление с материальной частью английского танка "Тетрарх". 151 -я тбр, 45-я армия Закавказского фронта. Март 1942г.


Танки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частейТанки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частей
Обучение экипажа танка МЗ средний. 21 -я учебная танковая бригада, 1942г. (слева). Группа курсантов под руководством мл.л-та Панкевича за изучением американского танка МЗ легкий (справа).


Танки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частей
Отработка взаимодействия танков «Матильда» 196-й тбр с пехотой в районе расположения 360-й сд. Калининский фронт, 29 июня 1942г.


В октябре 1942 года был разработан и утвержден штат № 010/267 отдельного гвардейского танкового полка прорыва численностью 214 человек в составе 21 танка KB-1С или английских тяжелых танков MK.VI «Черчилль».

Звание «гвардейский» с утверждением этого штата присваивалось сразу по директиве на формирование полка. Задача такой части - в тесном взаимодействии с пехотой и артиллерией прорывать глубокоэшелонированную оборону противника.

В течение 1942-1943 годов было сформировано несколько танковых полков прорыва на британских танках, действовавших на различных участках фронтов Великой Отечественной войны.

Кроме гвардейских танковых полков прорыва (полки, укомплектованные «Черчиллями», иногда именовали гвардейскими тяжелыми танковыми полками прорыва), в 1944 году в большом количестве стали формироваться отдельные танковые полки (штат № 010/463) армейского или фронтового подчинения. В их состав нередко включали самую разнообразную технику, чаше всего «инотанки». Существовали следующие варианты: 11 KB-1С и десять MK.IV «Черчилль»(82-й тп) или 11 М4А2 и десять «Валентайн IX» (212-й тп).

В 1942 году начали формироваться новые крупные соединения - танковые и механизированные корпуса.

Танковые корпуса стали формироваться 31 марта 1942 года согласно Директиве НКО № 724218 сс. Корпус состоял из управления (штат № 010/369), двух танковых (штат № 010/345 - 010/352) и одной мотострелковой бригад.

В составе корпуса числилось 5603 человека и 100 танков. В 1942 году иностранная продукция была направлена на комплектование 9, 10 и 11 тк. Английская и американская техника использовалась преимущественно с советскими танками Т-60, Т-70.

Механизированные корпуса (второго формирования) стали вновь создавать 8 сентября 1942 года согласно директиве НКО № 1104308 сс. Механизированный корпус состоял из управления, трех механизированных и одной танковой бригад с приданными подразделениями. Единственным корпусом, полностью оснащенным машинами зарубежного (английского) производства, стал 5-й механизированный в период ведения им боевых действий в составе Юго-Западного фронта (1943 г.). В дальнейшем многие танковые полки из механизированных корпусов оснащались американскими танками М4А2.

В 1942 году в СССР стали формироваться танковые армии. К 1944 году их было сформировано шесть. Состав каждой армии был различен и устанавливался отдельной директивой на формирование, однако ее типовая структура была установлена постановлением ГКО № 2791. Танковая армия состояла из управления, двух танковых и механизированного корпусов, мотоциклетного полка, зенит-но-артиллерийской дивизии, истребительно-про-тивотанкового артиллерийского полка, гаубичного артполка, гвардейского минометного полка. Общая численность танковой армии - 46000-48000 человек, 620-654 танка, 189 самоходных установок.

Как правило, танковые армии (особенно к концу войны) комплектовали однотипным советским вооружением. Но, в отличие от линейных частей, придаваемые подразделения иногда имели в своем составе иностранные танки и САУ. Так, в 1-й гвардейской танковой армии в 1944 году находился 6-й мотоциклетный полк (десять танков «Валентайн IX», восемь СУ-57, 13 «Скаутов», 12 «Виллисов» и 204 мотоцикла «БСА», «Индиан», «Харлей-Дэвидсон») и 19-й сабр (65 СУ-57), 67-я эвакуационная рота (два тягача Т-980 «Даймонд»).

Что касается бронеавтомобильных и мотоциклетных частей, то первые были представлены разведывательными батальонами, а вторые - мотоциклетными батальонами и отдельными мотоциклетными полками.

На протяжении Великой Отечественной войны существовали две штатные структуры бронеавтомобильных разведывательных батальонов в составе корпуса: № 010/389 (20 бронетранспортеров, 12 бронемашин, 208 человек) и № 010/289 (22 броне- v автомобиля, семь танков Т-70, 112 человек).

Для комплектования таких подразделений, особенно по первому штату, использовали «Скауты», реже полугусеничные БТР М2.

Мотоциклетные батальоны и полки имели несколько вариантов штатной организации, но наиболее распространенными были следующие:

а) Мотоциклетный батальон (штат № 010/432) состоял из десяти танков (Т-34 или «Валентайн IX»), пяти бронемашин, десяти бронетранспортеров, 111 мотоциклов, 451 человека.

б) Отдельный мотоциклетный полк (штат № 010/433) состоял из десяти танков (Т-34 или «Валентайн IX», 13 «Скаутов», пяти бронетранспортеров (М2, MK.I «Универсал»), трех бронемашин (БА-64), 214 мотоциклов при численности 1188 человек.

Мотоциклетные батальоны считались армейским разведывательным корпусным подразделением, а мотоциклетные полки - армейским разведывательным средством. На 1 мая 1945 года в Красной Армии числилось четыре отдельных, 37 корпусных мотоциклетных батальонов и 11 отдельных мотоциклетных полков, на вооружении которых частично состояла техника зарубежного производства.

В июне 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад (сабр), оснащенных самоходными установками СУ-57 (Т-48) американского производства на шасси полугусеничного транспортера. Эти соединения состояли из 60 САУ в трех самоходно-артиллерийских дивизионах. Каждый дивизион (20 машин) имел в своем составе 4 батареи по 5 СУ-57. 16-я и 22-я сабр были организованы согласно штату № 010/408 и, кроме САУ, использовали в качестве командирских машин по 5 британских танков «Валентайн IX». 19-я сабр, сформированная в ноябре 1944 года (штат № 010/508), наряду с 60-линейными, имела 5 командирских СУ-57. Кроме того, в течение 1944 года было сформировано несколько десятков отдельных бронеавтомобильных рот, состоявших из шести «Скаутов» и батареи из четырех СУ-57.

Кроме штатных структур, отдельные дивизионы СУ-57 двухбатарейного состава (восемь машин) придавались отдельным мотоциклетным полкам и батальонам, а также другим подразделениям.

Согласно директиве Генерального Штаба Красной Армии (№ 3/306747 от 22.03.1944 года), 1223-й и 1239-й отдельные танковые батальоны были переформированы в самоходно-артиллерийские полки с той же нумерацией. Оснащенные САУ американского производства М10, эти полки насчитывали в своем составе по 21 САУ в каждом полку (штат № 010/484). Ввиду малочисленности поставленных машин (52 штуки), это были единственные части, оснащенные техникой такого рода.

Практически сразу же после начала эксплуатации в Красной Армии бронетехники союзников встал вопрос об организации ее ремонта в СССР. Для этого уже в декабре 1941 года в Москве была сформирована ремонтная база № 82, а в 1942-1943 годах к ремонту иностранных танков были привлечены рембазы № 12 ( г.Баку, а затем г.Саратов), № 66 (г.Куйбышев, затем г. Тбилиси), № 97 (г.Горький). Ремонтом бронетранспортеров с 1943 года занималась рембаза № 2 (г.Москва), а мотоциклов иностранного производства - организованная в начале 1944 года в Киеве рембаза № 135. Наиболее крупной была рембаза № 97, организованная в июне 1942 года. Она обслуживала не только боевые части, но и учебные подразделения Горьковского учебного танкового центра и приводила в порядок технику, поступающую по ленд-лизу. Только за январь-март 1943 года рембазой было отремонтировано капитальным, средним и текущим ремонтом и передано в войска 415 танков ( «Матильда» - 61, «Валентайн» - 23, МЗ средний - 161, МЗ легкий -126, « Шерман» - 39, «Черчилль» - 5) и 14 БТР «Универсал». Всего же за время войны рембазами было отремонтировано только капитальным ремонтом 2407 танков иностранного производства.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в СССР была оперативно создана система учебных подразделений для подготовки экипажей «инотанков», разработаны специальные штаты подразделений, в составе которых иностранная техника использовалась в боях (особенно во второй половине войны), согласно своим тактико-техническим характеристикам и особенностям конструкции, а также организована эффективная система восстановления поврежденных машин.

Танки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частей
Автоматчики под командованием л-та М.М.Ленского осваивают английский БТР «Универсал». Юго-Западный фронт, июль 1942г.


Танки ленд-лиза. Подготовка, комплектование и штатная структура частей
Танки МЗ легкий «Суворов» и МЗ средний «За Сталина» из состава 241-й тбр с десантом автоматчиков на учениях перед боями. Район Сталинграда, октябрь 1942г.
 Журнал "Танки ленд-лиза"