Выходец из западнорусских земель Иван Семёнович Пересветов, был опытным воином, участником ряда военных конфликтов в Европе. В конце 1538 или начале 1539 года он через Молдавию выехал в Россию. Воевал на восточных рубежах Руси, против казанских татар.
Был близок родственникам царицы, Захарьиным. На основе своего боевого опыта выдвинул идею изготовления щитов нового образца – больших щитов для защиты воинов от стрел татарских отрядов, под их прикрытием можно было вести ответный огонь и готовить контратаки. Боярин М. Захарьин даже организовал опытную мастерскую для изготовления этих щитов.
В правление Шуйских дворянин Пересветов оказался в числе пострадавших, много претерпел обид от бояр, был лишен поместья и всего имущества. Видимо, свои сочинения («две книжки») Пересветов передал царю в конце 1549 года через родственников государыни. Пересветов выступив в качестве критика боярства и защитника «воинников», то есть дворянства. По мнению Пересветова, продвижение по службе должно было проходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Пересветов был участником войн с турками, поэтому хорошо изучил их военные и административные порядки. За образец он брал систему управления Османской империи, которая в тот период переживала время своего расцвета. Он отмечал у османов строгую справедливость, заботу о служилых людях, на которых держится держава. В «Сказание о Магмет-салтане» автор рисует образ идеального и мудрого правителя, который должен быть строг к вельможам (Пересветов призывал к царской «грозе»), и опираться на служилое сословие. Воинник, который судя по всему, был весьма начитанным человеком, описывал опыт гибели Византийской империи, которая погибла из-за умаления роли самодержавной власти, грызни вельмож и социальной несправедливости. Отмечал, что греки были религиозными людьми, но волю Бога не выполняли, поэтому их держава и пала под натиском мусульман. Сделал весьма опасный для того времени вывод: «Бог не веру любит – правду», а «коли правды нет, то и ничего нет». Таким образом, Пересветов утверждал, что «правда» выше «веры».
Пересветов был прежде всего практиком, за перо его заставила взяться большая обида на несправедливость. Он указывал, что одних благих пожеланий мало, необходима тяжёлая, постоянная работа по достижению «правды». Человеческое зло должна была пресекать «царева гроза». «Не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Пересветов предлагал царю проект реформ направленных на укрепление державы. Важную роль в нём играли идеи укрепления обороноспособности России. Царю предлагалось создать гвардию и постоянное войско, которое должно было, по примеру древних римлян, кормиться войной. Главный удар Пересветов предлагал направить на восток и юг, завоевать осколки Орды, Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Что интересно – это выдает в Пересветове не только воина, но и весьма образованного человека, он придавал огромное значение книгам и философской «мудрости». Царь должен был быть «просвещенным монархом». Кроме того, Пересветов выступил против существования холопства и кабальной зависимости, считая, что холопы не могут полноценно служить государю.
Совершенно другую точку зрения представил царю русский писатель и публицист, псковский монах Ермолай-Еразм. Он, видимо, был участником «академии» митрополита Макария, который провел огромную работу по созданию жизнеописаний русских святых. Его наиболее важным публицистическим произведением является трактат «Благохотящим царем правительница». Исследователи датирую это произведение серединой 16 столетия. В этом произведении монах, который был, судя по всему выходцем из крестьянской среды или сельского духовенства, предлагал государю провести ряд социально-экономических реформ. Автор доказывал, что в основе всего лежит крестьянский труд. «Вся земля ль царя и до простых людей тех трудов питаема». По его словам, крестьянство терпит непосильные лишения, разорено большими податями и произволом начальников. Крестьяне же более всего притесняемы боярством. Ермолай-Еразм призывает государя к действиям на благо всего русского общества — «ко благополучию всем сущим под ним, не единеми велможами еже о управлении пещис, но и до последних». В его трудах прослеживается сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к боярству. Монах предлагал провести реформы в системе налогообложения и земельном устройстве.
Царь Иван Васильевич внимательно изучил эти труды и дальнейшие реформы показали, что многие идеи писателей были взяты им на вооружение. Поэтому нельзя сказать, что «Избранная рада» была главным инициатором реформ, волю народа выражали его наиболее просвещённые и мудрые представители.
Судебник Ивана IV
Царь постарался не обмануть народных ожиданий. Полтора года работы увенчались принятием в июне 1550 года Судебника. Судебник Ивана IV стал единственным источником права, что ликвидировало неразбериху в законодательных актах. Новый сборник законов ограничил власть наместников и волостелей на местах, дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. В результате губная реформа, начатая при Елене Глинской, была продолжена. Губная реформа получила юридическое обоснование. Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было учреждено губное управление, из своего сословия губных старост. В городах избирались земские старосты и целовальники, судившие вместе с наместниками. А в «черных землях» (государственных), черносошные крестьяне избирали земских старост («излюбленных голов»). Наместники, волостели и все другие правители, которых назначал царь в города и волости, теперь не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной черносошной крестьянской общины. Кроме того, каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, он вел на суде дела волостных людей. Таким образом, при Иване Васильевиче был дан ход реформе местного самоуправления. Защищенность простых людей была усилена. Впервые в России, и во всей Европе, была введена ответственность за взятки.
Мало того, Судебник Ивана IV впервые в Европе обеспечивал неприкосновенность личности! Для сравнения, в Британии закон о неприкосновенности личности был принят только в 1677 году. Теперь наместник не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины земскому старосте и двум целовальникам. Целовальниками тогда называли должностных лиц, которые выбирались земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских функций. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, отсюда и происходит название должности. Если доказательств не было, то староста мог освободить арестованного и даже взять с администрации штраф за «бесчестье». Подтверждалось право освобождать человека от наказаний при надежном поручительстве. Тяжкие преступления теперь решались только в Москве. Без доклада государю наместники не имели права «татя и душегубца и всякого лихого человека … ни продати, ни казнити, ни отпустити».
Судебник Ивана IV предусматривал и налоговую реформу, вместо подворного обложения (оно было выгодно крупным хозяевам) было введено посошное, по количеству земли. Для этого организовали земельную перепись. Аннулировались прежние тарханные грамоты, которые освобождали владельцев от выплаты налогов. Тарханы были запрещены. Феодалы-вотчинники были лишены права свободной торговли. Лишили их и торговых пошлин, которые князья и бояре взимали со своих владений. Ещё Елена Глинская начала централизованный выкуп пленных у татар, а Иван Васильевич перевёл это на постоянную основу. Для спасения людей из полона был учрежден особый налог – «полоняничные деньги».
Пересматривались и повинности крестьян. Самыми тяжелыми их них были ямская и «посоха» - крестьяне по первому требованию властей должна были бросить все дела, выделять лошадей, подводы, заниматься почтовыми или военными перевозками. Повинность была заменена денежным взносом, а из добровольцев стали нанимать профессиональных ямщиков, которые получали жалованье и содержали станции с лошадьми.
Произошли серьёзные изменения и в социальной сфере. Права служилого сословия были расширены, как предлагал Пересветов. Был запрещён переход служилых людей в кабальное холопство. Были детально регламентированы взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Был законодательно установлен Юрьев день (26 ноября (9 декабря)), подтверждено право свободного перехода крестьян. К этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ, крестьяне проводили расчёт по денежным и натуральным обязанностям в пользу их владельцев и по государственным налогам, и получали право перейти к другому феодалу. В Судебнике прямо говорилось, что, кроме платежа за «пожилое» и за «повоз», других пошлин нет. Владелец не имел никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. Одновременно Судебник мешал насильственному обращению крестьян в холопы. Права крестьян в местном управлении и участии в общественных процессах были расширены. Выборные представители крестьянских общин стали участвовать в следствии и судопроизводстве. Теперь наместники ни по суду, ни до суда не могли арестовать крестьянина без согласия общинных выборных начальников (старост и целовальников).
А. Ф. Адашев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Военная реформа
Реформы затронули не только судебную, налоговую и социальную сферу. Много недостатков существовало в военной области. В этом же 1550 году начали проводить реформы в вооруженных силах. В военной реформе весьма явно просматривается влияние впечатлений царя вовремя последних казанских походов, когда часть неудач была связана с местническими спорами воевод. Приговор царя и Боярской думы упорядочил и ограничил местничество. Была установлена чёткая иерархия воеводских мест в полках – Большом, Правой и Левой руки, Передовом и Сторожевом. При этом отмечалось, что порядок старшинства должен учитываться только в прямом подчинении. Между теми, кто не был подчинен друг другу, местничество не допускалось. Отменялось местничество и во время боевых действий. Из местнических правил были освобождены юные аристократы. Они начинали службу в 14 – 16 лет, военного и управленческого опыта у них не было, но подчиняться кому-либо аристократы считали уроном для своей чести. Теперь устанавливалось, что они должны подчиняться менее родовитым, но имевшим боевой опыт воеводам, и это не считалось ущербом их чести.
Слабым местом русской армии была пехота, регулярных частей не было. Её набирали с собранных с миру по нитке ополченцев. По указу государя стали формировать первые регулярные части – стрельцов, пушкарей. В стрельцы зачислили 3 тыс. «выборных» (т. е. лучших, специально отобранных) пищальников. Они получали из казны жалованье по 4 руб. в год, оружие. Их поселили в отдельной слободе рядом с царской резиденцией в Воробьеве. В октябре 1550 года было решено создать отборную царскую гвардию. В неё набирали 1 тыс. «лучших» детей боярских. В качестве жалованья им выделяли поместья в окружности 70 верст от столицы. Они должны были постоянно находиться при царе, охраняли его, выполняли государевы поручения. Кроме того, эта отборная тысяча была своеобразным «училищем», для командных кадров. Часть предложений Пересветова были воплощены в жизнь.
Правда, полностью перевести армию на денежное жалованье не удалось, не было денежных средств для реализации этой идеи. Своих серебряных и золотых рудников в России не было – серебро получали через торговлю. Не вышло создать и гвардию – тысячу детей боярских набрали легко, но не смогли «найти» земли. Земельные владения около Москвы были давно и прочно разделены.
Церковная реформа
Ещё одной сферой, где необходимо было навести порядок, были церковные дела. Русское государство не так уж давно стало единым, и в церковных обычаях, обрядах, в различных землях сохранялись свои особенности. В каких-то местах нарушался порядок службы. Различались между собой и монастырские уставы. Некоторые монастыри увлекались денежными делами, давали в рост деньги и зерно, за долги отбирали землю. Знатные люди, которые в старости постригались в монахи, вели явно не монашеский образ жизни, имели слуг, жили в роскоши, не отказывали себе в еде и вине. Понятно, что эти явления могли вызвать опасные мысли у людей, стать питательной почвой для ересей.
Эту проблему должен был решить Освященный Собор 1551 года. Он прошел в Москве с 23 февраля по 11 мая в Успенском соборе Кремля, с участием государя Ивана Васильевича, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Решения собора были выражены в 100 главах, поэтому он получил название Стоглавого.
В ходе него разгорелся спор между иосифлянами и нестяжателями, конфликт из-за церковной собственности. Поборником нестяжательства выступил Сильвестр. Однако он не решился напрямую конфликтовать с митрополитом. Поэтому в качестве «оружия» привлек старца Артемия Пустынника. По протекции «Избранной рады» «пустынника» одним махом назначили на высокий и почётный пост игумена Троице-Сергиевого монастыря. Артемий с Сильвестром стали продавливать решение о секуляризации монастырских земель.
В итоге решение приняло компромиссный характер. Церковная и монастырская собственность была сохранена и признавалась неприкосновенной. Но в пользу казны были изъяты земли, переданные боярами в период малолетства Ивана Васильевича, а также взятые монастырями у детей боярских и крестьянских общин «насильством», за долги. Это было незаконно, так как земли детей боярских (служилых людей) и черносошных крестьян принадлежали государству. Было ограничено дальнейшее приращение церковных владений в городах и запрещена покупка монастырями вотчинных владений без доклада царю. Было запрещено ростовщичество среди священников.
Собор также утвердил Судебник. Провели унификацию обрядов и норм церковной жизни. Категорически были запрещены ростовщичество и пьянство среди духовенства. Одним из важнейших решений Стоглавого Собора стало утверждение в епархиях и крупных монастырях школ, в них обучали не только будущих священников, но и светских лиц. Так было положено начало созданию централизованной и разветвлённой системы образования.
Сильвестр на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
В правление Шуйских дворянин Пересветов оказался в числе пострадавших, много претерпел обид от бояр, был лишен поместья и всего имущества. Видимо, свои сочинения («две книжки») Пересветов передал царю в конце 1549 года через родственников государыни. Пересветов выступив в качестве критика боярства и защитника «воинников», то есть дворянства. По мнению Пересветова, продвижение по службе должно было проходить в соответствии с личной выслугой, а не «породой». Пересветов был участником войн с турками, поэтому хорошо изучил их военные и административные порядки. За образец он брал систему управления Османской империи, которая в тот период переживала время своего расцвета. Он отмечал у османов строгую справедливость, заботу о служилых людях, на которых держится держава. В «Сказание о Магмет-салтане» автор рисует образ идеального и мудрого правителя, который должен быть строг к вельможам (Пересветов призывал к царской «грозе»), и опираться на служилое сословие. Воинник, который судя по всему, был весьма начитанным человеком, описывал опыт гибели Византийской империи, которая погибла из-за умаления роли самодержавной власти, грызни вельмож и социальной несправедливости. Отмечал, что греки были религиозными людьми, но волю Бога не выполняли, поэтому их держава и пала под натиском мусульман. Сделал весьма опасный для того времени вывод: «Бог не веру любит – правду», а «коли правды нет, то и ничего нет». Таким образом, Пересветов утверждал, что «правда» выше «веры».
Пересветов был прежде всего практиком, за перо его заставила взяться большая обида на несправедливость. Он указывал, что одних благих пожеланий мало, необходима тяжёлая, постоянная работа по достижению «правды». Человеческое зло должна была пресекать «царева гроза». «Не мочно царю без грозы быти; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». Пересветов предлагал царю проект реформ направленных на укрепление державы. Важную роль в нём играли идеи укрепления обороноспособности России. Царю предлагалось создать гвардию и постоянное войско, которое должно было, по примеру древних римлян, кормиться войной. Главный удар Пересветов предлагал направить на восток и юг, завоевать осколки Орды, Казанское, Астраханское и Крымское ханства. Что интересно – это выдает в Пересветове не только воина, но и весьма образованного человека, он придавал огромное значение книгам и философской «мудрости». Царь должен был быть «просвещенным монархом». Кроме того, Пересветов выступил против существования холопства и кабальной зависимости, считая, что холопы не могут полноценно служить государю.
Совершенно другую точку зрения представил царю русский писатель и публицист, псковский монах Ермолай-Еразм. Он, видимо, был участником «академии» митрополита Макария, который провел огромную работу по созданию жизнеописаний русских святых. Его наиболее важным публицистическим произведением является трактат «Благохотящим царем правительница». Исследователи датирую это произведение серединой 16 столетия. В этом произведении монах, который был, судя по всему выходцем из крестьянской среды или сельского духовенства, предлагал государю провести ряд социально-экономических реформ. Автор доказывал, что в основе всего лежит крестьянский труд. «Вся земля ль царя и до простых людей тех трудов питаема». По его словам, крестьянство терпит непосильные лишения, разорено большими податями и произволом начальников. Крестьяне же более всего притесняемы боярством. Ермолай-Еразм призывает государя к действиям на благо всего русского общества — «ко благополучию всем сущим под ним, не единеми велможами еже о управлении пещис, но и до последних». В его трудах прослеживается сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к боярству. Монах предлагал провести реформы в системе налогообложения и земельном устройстве.
Царь Иван Васильевич внимательно изучил эти труды и дальнейшие реформы показали, что многие идеи писателей были взяты им на вооружение. Поэтому нельзя сказать, что «Избранная рада» была главным инициатором реформ, волю народа выражали его наиболее просвещённые и мудрые представители.
Судебник Ивана IV
Царь постарался не обмануть народных ожиданий. Полтора года работы увенчались принятием в июне 1550 года Судебника. Судебник Ивана IV стал единственным источником права, что ликвидировало неразбериху в законодательных актах. Новый сборник законов ограничил власть наместников и волостелей на местах, дела «о ведомых разбойниках» были переданы под юрисдикцию губных старост. В результате губная реформа, начатая при Елене Глинской, была продолжена. Губная реформа получила юридическое обоснование. Дворяне должны были избирать в каждом уезде, где было учреждено губное управление, из своего сословия губных старост. В городах избирались земские старосты и целовальники, судившие вместе с наместниками. А в «черных землях» (государственных), черносошные крестьяне избирали земских старост («излюбленных голов»). Наместники, волостели и все другие правители, которых назначал царь в города и волости, теперь не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной черносошной крестьянской общины. Кроме того, каждая община должна была иметь не только своих выборных людей и старост на суде, но и своего земского дьяка, он вел на суде дела волостных людей. Таким образом, при Иване Васильевиче был дан ход реформе местного самоуправления. Защищенность простых людей была усилена. Впервые в России, и во всей Европе, была введена ответственность за взятки.
Мало того, Судебник Ивана IV впервые в Европе обеспечивал неприкосновенность личности! Для сравнения, в Британии закон о неприкосновенности личности был принят только в 1677 году. Теперь наместник не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины земскому старосте и двум целовальникам. Целовальниками тогда называли должностных лиц, которые выбирались земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских функций. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, отсюда и происходит название должности. Если доказательств не было, то староста мог освободить арестованного и даже взять с администрации штраф за «бесчестье». Подтверждалось право освобождать человека от наказаний при надежном поручительстве. Тяжкие преступления теперь решались только в Москве. Без доклада государю наместники не имели права «татя и душегубца и всякого лихого человека … ни продати, ни казнити, ни отпустити».
Судебник Ивана IV предусматривал и налоговую реформу, вместо подворного обложения (оно было выгодно крупным хозяевам) было введено посошное, по количеству земли. Для этого организовали земельную перепись. Аннулировались прежние тарханные грамоты, которые освобождали владельцев от выплаты налогов. Тарханы были запрещены. Феодалы-вотчинники были лишены права свободной торговли. Лишили их и торговых пошлин, которые князья и бояре взимали со своих владений. Ещё Елена Глинская начала централизованный выкуп пленных у татар, а Иван Васильевич перевёл это на постоянную основу. Для спасения людей из полона был учрежден особый налог – «полоняничные деньги».
Пересматривались и повинности крестьян. Самыми тяжелыми их них были ямская и «посоха» - крестьяне по первому требованию властей должна были бросить все дела, выделять лошадей, подводы, заниматься почтовыми или военными перевозками. Повинность была заменена денежным взносом, а из добровольцев стали нанимать профессиональных ямщиков, которые получали жалованье и содержали станции с лошадьми.
Произошли серьёзные изменения и в социальной сфере. Права служилого сословия были расширены, как предлагал Пересветов. Был запрещён переход служилых людей в кабальное холопство. Были детально регламентированы взаимоотношения между феодалами и зависимыми крестьянами. Был законодательно установлен Юрьев день (26 ноября (9 декабря)), подтверждено право свободного перехода крестьян. К этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ, крестьяне проводили расчёт по денежным и натуральным обязанностям в пользу их владельцев и по государственным налогам, и получали право перейти к другому феодалу. В Судебнике прямо говорилось, что, кроме платежа за «пожилое» и за «повоз», других пошлин нет. Владелец не имел никакого права удерживать крестьянина, заплатившего эти две пошлины. Одновременно Судебник мешал насильственному обращению крестьян в холопы. Права крестьян в местном управлении и участии в общественных процессах были расширены. Выборные представители крестьянских общин стали участвовать в следствии и судопроизводстве. Теперь наместники ни по суду, ни до суда не могли арестовать крестьянина без согласия общинных выборных начальников (старост и целовальников).
А. Ф. Адашев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Военная реформа
Реформы затронули не только судебную, налоговую и социальную сферу. Много недостатков существовало в военной области. В этом же 1550 году начали проводить реформы в вооруженных силах. В военной реформе весьма явно просматривается влияние впечатлений царя вовремя последних казанских походов, когда часть неудач была связана с местническими спорами воевод. Приговор царя и Боярской думы упорядочил и ограничил местничество. Была установлена чёткая иерархия воеводских мест в полках – Большом, Правой и Левой руки, Передовом и Сторожевом. При этом отмечалось, что порядок старшинства должен учитываться только в прямом подчинении. Между теми, кто не был подчинен друг другу, местничество не допускалось. Отменялось местничество и во время боевых действий. Из местнических правил были освобождены юные аристократы. Они начинали службу в 14 – 16 лет, военного и управленческого опыта у них не было, но подчиняться кому-либо аристократы считали уроном для своей чести. Теперь устанавливалось, что они должны подчиняться менее родовитым, но имевшим боевой опыт воеводам, и это не считалось ущербом их чести.
Слабым местом русской армии была пехота, регулярных частей не было. Её набирали с собранных с миру по нитке ополченцев. По указу государя стали формировать первые регулярные части – стрельцов, пушкарей. В стрельцы зачислили 3 тыс. «выборных» (т. е. лучших, специально отобранных) пищальников. Они получали из казны жалованье по 4 руб. в год, оружие. Их поселили в отдельной слободе рядом с царской резиденцией в Воробьеве. В октябре 1550 года было решено создать отборную царскую гвардию. В неё набирали 1 тыс. «лучших» детей боярских. В качестве жалованья им выделяли поместья в окружности 70 верст от столицы. Они должны были постоянно находиться при царе, охраняли его, выполняли государевы поручения. Кроме того, эта отборная тысяча была своеобразным «училищем», для командных кадров. Часть предложений Пересветова были воплощены в жизнь.
Правда, полностью перевести армию на денежное жалованье не удалось, не было денежных средств для реализации этой идеи. Своих серебряных и золотых рудников в России не было – серебро получали через торговлю. Не вышло создать и гвардию – тысячу детей боярских набрали легко, но не смогли «найти» земли. Земельные владения около Москвы были давно и прочно разделены.
Церковная реформа
Ещё одной сферой, где необходимо было навести порядок, были церковные дела. Русское государство не так уж давно стало единым, и в церковных обычаях, обрядах, в различных землях сохранялись свои особенности. В каких-то местах нарушался порядок службы. Различались между собой и монастырские уставы. Некоторые монастыри увлекались денежными делами, давали в рост деньги и зерно, за долги отбирали землю. Знатные люди, которые в старости постригались в монахи, вели явно не монашеский образ жизни, имели слуг, жили в роскоши, не отказывали себе в еде и вине. Понятно, что эти явления могли вызвать опасные мысли у людей, стать питательной почвой для ересей.
Эту проблему должен был решить Освященный Собор 1551 года. Он прошел в Москве с 23 февраля по 11 мая в Успенском соборе Кремля, с участием государя Ивана Васильевича, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Решения собора были выражены в 100 главах, поэтому он получил название Стоглавого.
В ходе него разгорелся спор между иосифлянами и нестяжателями, конфликт из-за церковной собственности. Поборником нестяжательства выступил Сильвестр. Однако он не решился напрямую конфликтовать с митрополитом. Поэтому в качестве «оружия» привлек старца Артемия Пустынника. По протекции «Избранной рады» «пустынника» одним махом назначили на высокий и почётный пост игумена Троице-Сергиевого монастыря. Артемий с Сильвестром стали продавливать решение о секуляризации монастырских земель.
В итоге решение приняло компромиссный характер. Церковная и монастырская собственность была сохранена и признавалась неприкосновенной. Но в пользу казны были изъяты земли, переданные боярами в период малолетства Ивана Васильевича, а также взятые монастырями у детей боярских и крестьянских общин «насильством», за долги. Это было незаконно, так как земли детей боярских (служилых людей) и черносошных крестьян принадлежали государству. Было ограничено дальнейшее приращение церковных владений в городах и запрещена покупка монастырями вотчинных владений без доклада царю. Было запрещено ростовщичество среди священников.
Собор также утвердил Судебник. Провели унификацию обрядов и норм церковной жизни. Категорически были запрещены ростовщичество и пьянство среди духовенства. Одним из важнейших решений Стоглавого Собора стало утверждение в епархиях и крупных монастырях школ, в них обучали не только будущих священников, но и светских лиц. Так было положено начало созданию централизованной и разветвлённой системы образования.
Сильвестр на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
Самсонов Александр, ВО