Русское Движение

Их нравы. "Просвещенная" Европа в XV - XVI вв.

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

На Западе Русь XVI века представляют «варварским государством», наполненным массовыми казнями, устранением политических противников, угнетением народа и прочими неприглядными явлениями. Иван Грозный выглядит в этих описаниях неким чудовищем, фактически равным мифическому Дракуле.

Однако если приглядеться к Западной Европе примерно того же периода, то можно заметить, что История Руси по сравнению со страницами истории западноевропейских государств, в области нравов правителей, быта знати и простого народа, это чуть ли не образец человечности и христианских ценностей. 

Темные стороны эпохи «Возрождения»

Их нравы. "Просвещенная" Европа в XV - XVI вв.


Когда говорят об эпохе Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный»), то обычно вспоминают о расцвете европейской культуры, гениальных мыслителях, учёных, деятелях искусства, эпохе Великих географических открытий. Но как то оставляют в стороне, что это была и эпоха кровопролитнейших войн, заговоров, интриг, коварных убийств, массового террора в отношении политических и религиозных противников. Нельзя забывать и том, что именно в это время в Европе произошёл нравственный надлом, когда тяга к чувственным наслаждениям стала выше целомудрия.

Эпицентром «Возрождения» была Италия. В тот период не было единого итальянского государства и единой итальянской нации. Полуостров делился на ряд государственных образований. Итальянские города с выгодой использовали крестовые походы, упадок и гибель Византийской империи. Пока французские, германские, английские и др. воины гибли на чужбине, большая часть их добычи перетекала в руки предприимчивых венецианских, генуэзских, флорентийских купцов и ростовщиков. Они же обеспечивали перевозку войск, их снабжение морем, получая большие барыши. Одновременно итальянское (название условное, т. к. единого итальянского народа тогда не существовало) торговое сословие захватило в свои руки значительную часть торговли в Средиземном море. Монополизировав поставки шелка и пряностей с Востока в Европу. Это были не только товары изыска, но прямой необходимости. Шелк спасал богачей от паразитов – вшей, а пряности были нужны для обработки мяса. Товары стоили дорого и итальянские купцы получали сверхприбыли. 

Деньги пошли на «красивую жизнь». Знать нередко роднилась с банкирскими кланами, считала Древний Рим образцом для подражания. Богатства пошли на строительство роскошных дворцов, украшенных изысканными статуями, барельефами, картинами. Это позволяло проявить себя талантливым художникам, архитекторам, скульптурам, художникам. Венеры стали вытеснять иконы Божьей Матери, нимфы и сатиры – апостолов и святых. Даже иконы стали писать по новой моде, приближая к «античным» стандартам. Святых, часто раздетых, писали с симпатичных натурщиков и натурщиц, с заказчиков, знатных и богатых дам и господ. 

Фактически шло «возрождение» не Древнего Рима, а худших черт поздней Римской империи, эпохи упадка и разложения. В определённых кругах в моду вошла «греческая любовь» - мужеложество. Аскетизм и видимое целомудрие Средневековья были отброшены. Италию захлестнул гедонизм, когда высшей целью и наибольшим благом человеческой жизни считается чувственное наслаждение. «Декамерон» Боккаччо стал важнее Библии. Супружескую верность высмеивали. Пресыщенные богачи искали новизну в извращениях. 

Казалось бы, что католическая церковь должна была дать отпор столь серьёзной атаке на души своих прихожан. Однако она была сама поражена вирусом разложения. Церковь была не только духовным, но и светским учреждением, которое обладало огромными богатствами. Это богатство и было серьёзной предпосылкой к разложению. Папы и духовные феодалы были суверенными владыками в своих землях. Места легатов, каноников, настоятелей монастырей рассматривались в первую очередь, как источники дохода. Должности продавались, давали в пожалования. Аббатами и аббатиса могли стать даже малолетние дети крупных светских феодалов. В то время многие феодалы, таким образом, пристраивали своих детей, т. к. это сулило много выгод. Духовные феодалы, как и светские, ударялись в роскошь, излишества, разврат. Католическая верхушка была серьёзно разложена. 

Достаточно сказать, главами католической церкви становились люди, которых даже с натяжкой трудно назвать достойными представителями рода человеческого. Так, в 1410 - 1415 гг. папой был пират, убийца и содомит Иоанн XXIII (Бальтазар Косса). Папа Сикст IV (Франческо делла Ровере) – правил с 1471 по 1484 гг., отметился как взяточник, убийца и содомит.

В ряду довольно значительного количества преступников и извращенцев, которые занимали пост папы римского, видимо, первое место по праву принадлежит Александру VI (Родриго Борджа), который был главой церкви в 1492 — 1503 гг. Этот испанский дворянин ради карьеры приехал в Италию, так как его мать была сестрой кардинала Альфонсо Борджиа, который стал папой Каликстом III. Сожительствовал со множеством женщин. Выбился в кардиналы, а затем и в папы, не поскупившись на взятки (пост папы можно было также купить, как и любой другой чин в церкви). Так, венецианского кардинала Родриго подкупил 5 тыс. золотых и предоставив на ночь свою 12-летнюю дочь. Получив вожделенный пост, Александр VI стал возвеличивать детей. Его сын Джованни Борджиа получил титул князя Гандии и Сессии, а также «Папского знаменосца и генерал капитана Церкви». Чезаре Борджиа титул кардинала и герцога Романьи и Валентинуа. Его дочь Лукреция стала олицетворением сексуальной распущенности, которая царила в Риме. Она была любовницей отца – папы римского (!). Кроме сексуальной распущенности, род Борджиа прославился, тем, что применял яды для ликвидации политических противников и неугодных лиц. Понятно, что такая католическая церковь не могла противостоять «возрождению». 

Но даже разлагающаяся католическая церковь не устраивала определённые круги. Началась работа по созданию более удобной версии христианства. В принципе различные секты и ереси существовали в Европе давно – ещё в начале нашей эры возник гностицизм, который использовал мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Возникали секты манихеев, каббалистов, павликиан, богумилов, вальденсов, катаров и т. д. В Византии на некоторое время власть получили иконоборцы. На юге Франции в 12 – 13 столетиях распространилась ересь альбигойцев, что привело к кровопролитной войне. В ереси подозревали орден тамплиеров (вопрос неоднозначный, т. к. главной причиной уничтожения ордена, могла быть его успешная финансовая деятельность). 

Эпоха Возрождения создала благоприятные условия для прорастания более масштабного еретического движения. Началось всё в Англии, где профессор Оксфордского университета Джон Уиклиф (Виклиф) в 1376—1377 гг. начал осуждать алчность и богатства духовенства, ссылаясь на то, что ни Христос, ни его апостолы не обладали ни имуществом, ни светской властью. В своих лекциях профессор объявил, что церковь не должна обладать собственностью и король имеет право на секуляризацию церковных земель, а также выступал против притязаний папства на взимание поборов с Англии. Эта идея заинтересовала королевскую власть и некоторых крупных феодалов. Понравилась королю и мысль, что король — это наместник Бога и что епископы должны быть подвластны королю. Уиклиф отвергал епископскую степень, учение о чистилище и индульгенциях; считал исповедь насилием совести и предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом. Говорил, что между человеком и Богом не должно быть посредников. Уиклиф и его сторонники потерпели поражение, но его идеи были подхвачены Яном Гусом и его последователями гуситами. 

Гус предложил реформу церкви в Чехии, сходную с той, которую провозглашал Виклиф. Его казнили, но недовольство чехов церковью, усиленное национальным гнетом (засильем немцев), привело к восстанию и длительной войне. Гуситы начали войну против Рима и императора, истребляли и изгоняли католиков, громили монастыри и церкви. Римский папа объявил 1 марта 1420 года крестовый поход против еретиков-гуситов. В Силезии император Сигизмунд собрал войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, а также из пехоты, которую составляло ополчение силезских городов и итальянские наемники. Однако гуситы создали весьма боеспособную армию, которая смогла дать отпор рыцарским войскам. Война продолжалась до 1434 года. 

В самой Чехии реформу церкви понимали неоднозначно. «Чашники» требовали ликвидации засилья в Чехии немецких феодалов и немецкого городского патрициата, хотели секуляризации церковных земель, свободы проповеди и создания национальной церкви. Они считали, что в обряде причастия люди должны причащаться хлебом и вином (как у православных, у католиков вином причащаются только священники, а миряне – облатками). «Табориты» шли дальше. Они хотели уничтожить королевскую власть и установить республику, отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Они проповедовали идею обобществления имущества. Были крайние секты, вроде адамитов, которые хотели вернуться «во времена Адама», ходили нагими и предавались свободной любви. Чашники и табориты уничтожили адамитов. Затем передрались с друг другом. Наконец, в 1433 года чашники пошли на компромисс с католической церковью (Пражские компактаты) и в 1434 году вместе с католиками разбили таборитов. За время этой длительной и кровавой войны Чехия и соседние области были серьёзно опустошены. Так, Чехия потеряла 1,5 млн. человек и стала разорённой «пустыней». 

Но это были только «цветочки», «ягодки» - Реформация и Крестьянская война в Германии, Реформация в Нидерландах и Нидерландская революция, Гугенотские войны во Франции и т. д., будут ещё впереди. 

Ереси поражали и католическую верхушку. Ведь гедонизм абсолютно не соответствовал основам христианской морали. Богачам, купающимся в роскоши и чувственных удовольствиях, требовалось иное учение, которое оправдает их образ жизни. Поэтому христианство оставалось в удел «тёмному» простонародью. А среди знати популярность обрели различные астрологи, прорицатели, алхимики, «экстрасенсы». Становится модным учение, что Бог – это лишь «перводвигатель», а жизнью человека управляют стихии, планеты, звёзды. Астрология признавалась истиной первой инстанции. Знать составляла гороскопы для вступления в брак, начала сделок, владыки советовались с астрологами, когда начать войну. 

Правда, не везде на подобное вольнодумство смотрели спокойно. На Пиренейском полуострове, где под флагом религии, шла долгая и упорная война с мусульманами, к вопросу веры были более строги. Мусульман изгоняли, обращали в христианство и рабство. Несладко было и евреям, прижившимся под властью мавров. Многие пытались приспособиться и условно переходили в христианство, тайно сохраняя прежнюю веру. В 1478 году для борьбы с ересями и иноверцами была учреждена инквизиция во главе с Томасом Торквемадой. Результатами его деятельности стали: изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии, изгнание мавров (произошло уже после смерти «великого инквизитора»); конфискация имущества осуждённых инквизицией, сожжение сотен еретиков на кострах. 

Надо отметить, что часть евреев переселилась в Италию, а так многие из них были связаны с торговой и ростовщической деятельностью, они имели давние связи с местными торгово-банкирскими кругами. С банкирами, в свою очередь, были связаны итальянские князья и аристократы. А от банкиров и аристократов зависели церковники. Поэтому в Италии, в центре католического мира, евреев не преследовали. Так, в Италии из «чёрной» (отошедшей от христианства) аристократии и ростовщиков-евреев сложился первый «финансовый интернационал». Позднее он перебазируется в Голландию и Англию. 

Даже борьба с «ведьмами» в Европе была избирательной. При дворах аристократии, в том числе духовной, процветали различные астрологи, маги, гадалки, ворожеи, прорицатели. Во Флоренции при дворце Медичи открыто действовала «Платоновская академия», где изучали каббалу и другие тайные учения. В 1484 году папа Иннокентий VIII издал знаменитую буллу «Summis desiderantes affectibus», которая послужила основой для новой волны «охоты на ведьм». В 1487 году был опубликован трактат по демонологии «Молот ведьм», который был написан двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером. Это было фундаментальное юридическое и практическое руководство по обнаружению и уничтожению «ведьм». По всей Европе запылали костры. В них попадали повивальные бабки и знахарки, просто красивые женщины и т. д. Уничтожали носителей знаний, которые не вписывались в официальную католическую концепцию картины мира. Были подвергнуты изуверским пыткам и погибли тысячи невинных людей. 

Жизнь европейского населения

Европа в 15-16 столетиях всё ещё оставалась аграрной, земля была главным богатством. Собственно «богатство», т. е. необходимые для жизнедеятельности продукты, производили крестьяне. С них драли в три шкуры и монархи, и светские и духовные феодалы, местная администрация. Прямые поборы дополнялись различными государственными монополиями, пошлинами. Часто прямые хозяева крестьян, нуждаясь в наличных и залезая в долги, отдавали их на откуп. Откупщики же вообще не церемонились с крестьянами. Крестьяне рассматривались только как источник дохода, были бесправными и забитыми (кроме небольших, удаленных уголков, где сохранились относительно свободные крестьянские общины), жили в жалких хижинах с земляным полом, без окон и обогреваемых очагом, т. к. окна и трубы облагались отдельным налогом. 

Правда, классическое крепостное право в Западной Европе в большей части стран отмирало. Но дворяне по-прежнему жили за счёт крестьян. Теперь дворяне предпочитали отдавать землю в аренду. Но при этом сохраняя юридическую власть над крестьянами, право суда над ними, землю в своей собственности. Большая часть дворян едва сводила концы с концами. Дорогое оружие и одежду передавали по наследству. Во-многом разорение дворянства было связано с непомерными тратами и неумением вести хозяйство. 

Поэтому старались поправить состояние, участвуя в многочисленных войнах, когда грабеж был узаконенным явлением. Основу армий составляли феодальные ополчения. По приказу сюзерена его вассалы приводили отряды. Но аристократы часто бывали ненадежны, предавали, не торопились выполнять приказы. Поэтому феодальные ополчения стали дополнять отрядами наемников. На этом ремесле даже специализироваться целые регионы – Шотландия, Швейцария и немецкие княжества. На войне такие войска отличались крайней жестокостью и мародерством, стараясь вознаградить себя насилием и добычей. Содержание армии было дорогим удовольствием, поэтому монархи и крупные феодалы старались собирать войска только на время ведения боевых действий. В мирное время обходились небольшими охранными частями. 

Культ роскоши, который резко усилился с началом эпохи Возрождения, стал для знати разорительным. Не только мелкие и средние феодалы, но графы, герцоги, монархи влезали в долги к купцам и ростовщикам, закладывали земли, замки и другие активы, вроде фамильных драгоценностей. В результате повышали налоги на производителей – крестьян и горожан. Обедневшие дворяне, пытаясь поправить положение, старались устроиться в свиту к богатым вельможам. За это получали различные подачки. Были и другие способы поправить положение. Удачей считалось устроить сына по церковной линии. Духовные феодалы благоденствовали (церковь была крупнейшим земельным собственников в Европе) и могли подсобить родственникам. Кроме того, можно было постараться, чтобы смазливая дочка стала любовницей высокопоставленного лица. Это не считалось зазорным. Наоборот, такой случай считался большой удачей и везением. В частности, во Франции дворяне, имеющие красивых дочерей, фактически продавали их. Предлагали вельможам, герцогам, принцам, королям. Вопрос был в цене, а не моральной стороне дела. 

По настоящему крупных городов в Западной Европе была мало – Рим, Неаполь, Париж и Лондон. Население же большинства городов насчитывало всего несколько тысяч человек. Дома старались построить в кольце крепостных стен, поэтому их строили в 3-4 этажа, и дома сильно стесняли улицы, превращая их в улочки шириной в примерно 2 м. Экипажи могли проехать только главным улицам. По остальным грузы возили в тележках, люди передвигались пешком или верхом, знатных лиц носили в портшезах. Системы канализации не было. Различный мусор и продукты жизнедеятельность просто выбрасывали на улицы, в каналы, пруды, реки, рвы. Путешественник узнавал о приближении к городу издалека – по запаху нечистот. Антисанитария и скученность делали жителей городов первыми жертвами частых эпидемий, которые уносили весьма значительный процент населения. 

Интересно, что часто богатство соседствовало с отсутствием элементарной гигиены. Многие считали, что мыться вредно. Не зря в Англии вшей называли «компаньон джентльмена». Туалетов не было даже во дворцах. Пользовались ночными горшками или облегчались за шторами. 

Продолжение следует…
BO, Самсонов Александр