Кто основал Оттоманскую империю? Маленькое кочевое племя турок-огузов во главе с родом Османа (отсюда еще одно широкоизвестное название империи: Османская), предки которых явились в Малую Азию из Алтая в XI веке. Это малочисленное племя, по мнению Стэнфорда Шоу, не имело корней и готово было служить тому хозяину, от которого ожидало большей выгоды. Сколько их было? Турецкий историк Доган Авчиоглу называет конкретную цифру — 400 семей. То есть получается, что не более 3000 турок-кочевников основали одну из самых грозных и кровавых империй в истории человечества. А в чем кроется секрет турок-османов, секрет дальнейшего размножения и трансформации первичных расовых характеристик — перехода от монголоидного облика к европеоидному и каким образом разбойники-кочевники основали тот самый «парадиз для народов» по Широкораду?
История видела многие империи и их гибель. Оттоманская продержалась аж 500 лет, в разные эпохи сохраняя под властью султана территории Северной Африки, Ближнего Востока и Восточной Европы. В последние месяцы Первой мировой войны турки-османы смогли даже добраться до Дербента. В период своего существования Оттоманская империя беспрерывно вела кровавые войны с соседними государствами, приобретала и теряла большие территории, опустошая огромные ареалы и вырезая сотни тысяч представителей коренных народов. Во всем этом примечательно одно обстоятельство, которое обходят вниманием многие исследователи: уникальная система насилия, доведенная до совершенства, и стала стержнем турецкого нациестроительства.
Насильственное отуречивание и исламизация балканских христиан, армян, греков, айсоров, арабов и других народов — вот в чем разгадка успешности оттоманского проекта. Отправным пунктом дальнейшего развертывания Османской империи стало взятие Константинополя, чему предшествовала безжалостная бойня или обращение в рабство греков Фракии, которые еще оставались христианами.
Хронист и современник тех событий Георгий Франдизи пишет о взятии Константинополя: «И тех, кто умолял о пощаде, турки подвергали ограблению и брали в плен, а тех, кто сопротивлялся и противостоял им, убивали; в некоторых местах из-за множества трупов вовсе не было видно земли. И можно было видеть необыкновенное зрелище: стенание и плач и обращение в рабство благородных и знатных женщин, девушек и посвятивших себя Богу монахинь, невзирая на их вопли, влекомых турками из церквей за косы и кудри, крик и плач детей и ограбленные священные и святые храмы… В жилищах плач и сетования, на перекрестках вопли, в храмах слезы, везде стоны мужчин и стенания женщин: турки хватают, тащат в рабство, разлучают и насильничают… Ни одно место не осталось необысканным и неограбленным…» После взятия Константинополя, дальнейшее обустройство империи, по меткому замечанию одного из европейских авторов, приняло характер «организованного фанатизма».
Оттоманская империя — действительно наглядный пример для исследования инженерии геноцидов и расизма. Хищническое отуречивание покоренных народов, опустошение целых регионов и городов, расцвет рабства и торговли людьми — вот далеко не полный перечень политических и идеологических технологий, направленных на превращение человека в мишень истребления оттоманской государственной машиной. Девширме — под этим хлестким словом скрывается антигуманный и беспрецедентный в мировой истории проект нациестроительства и этнорелигиозной инженерии под названием «Оттоманская империя».
Вовсе не терпимость и добровольное повиновение народов, а наводящая страх угроза массового истребления и экзекуции — такова формула жизнеспособности этого государства. От эпохи султанов исходит начало и зарождение идеологии полного искоренения и уничтожения целых народов как составной части системы насилия османов.
Намерение турок относительно поголовного уничтожения армянского населения становится очевидным, например, из показаний турецкого военачальника Салиха-паши, взятого в плен армянскими войсками в Карабахе в ходе неудачной для турецких войск кампании весной 1725 года. Салих-паша признался, что «султан приказал уничтожить в этих странах армян и персиян (имеются в виду шииты. — Г.Д.); так как войска русского царя заняли этот берег (Каспийского) моря, нам следует наступать на них. Следует изъять армян, врезающихся клином между нами (! — Г.Д.); нам следует убрать встречающиеся на нашем пути препятствия и тем открыть дорогу. Не будь вас (армян), мы давно бы наступили на издревле принадлежавшие нам Дербент и Баку».
В XIX веке мировая пресса уже писала о турецких зверствах против греков на острове Хиос (факт, омерзительно охарактеризованный Широкорадом, как «борьба с греческими пиратами»), этнических чистках болгар, сербов, армянских избиениях 1894-1896гг. Непопулярный ныне классик Карл Маркс указывает на разорительный характер турецких походов, сеявших разбой и грабеж, отмечая: «Турки свирепствовали как каннибалы» (К. Маркс. Хронологические выписки. — Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. Т VII, С. 202, 215.)
Юлиус Андраши — министр иностранных дел Австрии писал: «Каждый клочок земли, освобожденный от турок, — в пользу цивилизации». А историк с мировым именем Арнольд Тойнби указывал, что «османы решали свои вопросы, относясь к своим подданным как к людскому загону, развивая человеческий эквивалент овчарок-кочевниц в «домашнее хозяйство» рабов-администраторов и солдат, где человеческие существа деградировали до уровня нелюдей».
Парад турецких массовых истреблений ужесточился с ослаблением империи. Султаны видели в них единственный способ сохранения целостности дряхлеющей империи. Во время Восточного кризиса в 1875-76гг. приказы местным правителям империи на болгарских территориях предписывали убивать мальчиков младше шести лет в целях расового искоренения, а остальных заставить покинуть места проживания.
После чудовищных избиений армян в 1894-1896гг. французский дипломат Жюль Камбон писал: «…На всем пространстве империи фанатичные банды нападали на армянское население, убивали, грабили, похищали женщин и продавали их на рынке как рабынь… Возникал вопрос — не действуют ли убийцы и правительство заодно и не задумано ли наверху уничтожить всю армянскую нацию?» Ж.Камбон предвидел то, что задумали и исполнили под покровом Первой мировой войны младотурки, пришедшие к власти в 1908г. Еще до начала мировой войны в интервью датскому журналисту Талаат-паша, будущий министр внутренних дел Османской империи, заявлял: «Если я приду к власти, я уничтожу этот народ» (армян).
Еще в 1905-1906гг. в ходе так называемых армяно-татарских столкновений на Кавказе националисты из числа кавказских тюрок получали значительную помощь в виде оружия от Оттоманской империи. В данный период младотурки установили тайные связи с организациями кавказских тюрок (так называли нынешних азербайджанцев. — Г.Д.). В этом смысле весьма характерным является секретное письмо Бехаеддина Шакира, одного из младотурецких идеологов Геноцида армян, написанное в марте 1906г. из Парижа и озаглавленное «Кавказским исламским братьям». Б. Шакир пишет: «…Единогласно приветствуем создание вами научных и политических обществ во всех частях Кавказа во имя защиты исламских и национальных прав, использование османского турецкого в школах и в издательской деятельности, а также ваши намерения отправить в Европу представителей для упрочения отношений с нами». В седьмом пункте этого письма говорится: «Армяне являются нашими врагами и главным препятствием вашего освобождения от русского ига. Разрабатывайте конкретную программу для их ослабления».
Такая программа была разработана младотурецкой кликой в 1913г., а механизм ее реализации запущен в полную силу в 1915г., под звуки канонады мировой войны. Реакция на эти жесточайшие преступления незамедлительно последовала в виде совместной Декларации стран-союзниц — Великобритании, Франции и Российской империи — от 24 мая 1915 года. В ней массовые убийства армян классифицировались как преступление против человечества и цивилизации. В документе было отмечено следующее: «Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации правительства союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню».
Одновременно с наступлением турок мусаватисты разжигали шовинистические настроения среди мусульманского населения на Кавказе, причем не только против армян. Разгул турецко-азербайджанского шовинизма привел к тому, что несколько десятков тысяч русских поселенцев, спасаясь от организованных мусаватистами погромов, бежали в Россию.
Младотурки и кемалисты не скрывали намерения тотального уничтожения местного христианского населения, превратив, таким образом, проект создания Азербайджана и других искусственных государственных образований на Кавказе в одно из звеньев цепи чудовищной политики геноцида, на этот раз не только против армян, но и русских.
Итоги турецкой «цивилизации» навечно запечатлелись в исторической памяти народов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Восточной Европы в виде вполне определенных ассоциаций со словами «Турция» и «турок».
Наследие османов в плане уничтожения или изгнания целых народов с территорий исторического проживания нашло свое продолжение и после провозглашения Турецкой Республики в 1923г. Приняв эстафету истребления национальных меньшинств в «республиканской» Турции, Кемаль Ататюрк практически завершил этническую чистку в Турции, начатую его предшественниками — младотурками. Более того, Ататюрк и его сподвижники узаконили преступление, совершенное Энвером и Талаатом, и присвоили имущество уничтоженных ими национальностей. А преступники, стоявшие у истоков принятия решений и исполнения приказов об уничтожении, получили высокие должности при новом режиме.
Впрочем, только неискушенным историкам все еще кажется, что ататюркский «республиканизм» не был нацелен на завершение начатой младотурками политики геноцида и полной туркизации всей страны. Уже в 1924 году турецкие приверженцы европейской модернизации и «цивилизованного» развития выдвинули проект создания черты оседлости для национальных меньшинств. Согласно этому проекту, армянам запрещалось селиться к востоку от линии Самсун — Селевкия, т. е. на тех территориях, где младотурки осуществили чудовищный план арменоцида, грузинам — в вилайетах Ризе, Ардаган и Карс, арабы не имели права обосновываться в приграничных с Сирией районах, грекам предписывалось жить только в Стамбуле и его окрестностях. В целом нетуркам запрещалось образовывать самостоятельные населенные пункты, а в городах национальные меньшинства не должны были превышать 10%. Вот истинное лицо турецкого интернационализма.
О царивших в турецкой политической элите ксенофобских и расистских настроениях ясно высказался министр правосудия Кемаля Ататюрка Махмут Эсат Бозкурт, заявивший: «Турок — единственный господин, единственный хозяин этой страны, те, кто не имеет чисто турецкого происхождения, имеют только одно право в этой стране — право быть слугами, право быть рабами» (газета «Миллиет», 16. 09. 1930). Государственный фашизм в отношении проживающих на территории своих исторических родин национальных меньшинств превратился в доминирующую практику в государственной политике Турции.
Приняв эстафету от османских правителей, деятели уже современной Турции показали примеры не менее изощренной шовинистической политики, со школьных лет на уровне государственной идеологии впрыскивая своим гражданам расистский яд национальной нетерпимости.
Следует подчеркнуть, что такая политика в конце концов обернется серьезным кризисом национальной идентичности турок и государственной политики Турции в целом, поставив страну в один ряд с государствами-изгоями. Морально-психологический удар, исходящий от признания Геноцида со стороны многих стран, и перспективы потенциальных признаний все больше будут способствовать кризисным явлениям в турецком обществе, провоцируя отчаянные попытки турецкого истеблишмента доказать обратное.
Стремясь завершить кровавую резню в отношении понтийских греков, выселяя тех, кто остался в живых, турецкие власти продолжили раздувание антигреческих настроений в турецком обществе. Делалось это с перспективой реализации турецких интересов в вопросе Кипра. В этих целях пресса времен преступной клики Баяра-Мендереса разработала истинно турецкий сценарий погромов и вандализма. Газета «Хюрриет» писала тогда: «Мы хотели бы напомнить нашему малому соседу Греции, что непристойные дети, если они не возьмутся за ум, достойны порки. Что и говорить, Греции знакомы турецкие побои». Вот так! А «демократический» лидер Турции Тургут Озал, намекая на полученные армянами «уроки в Анатолии», угрожал нам «показать волчий оскал» и ради устрашения «бросить несколько бомб на Армению».
Сценарий греческих погромов 1955г. в Стамбуле до боли напоминает сумгаитские погромы 1988 года (вот такой наследственный интернационализм братских Турции и Азербайджана). Те же громилы из районов, те же списки объектов нападения и те же инструменты, использованные погромщиками. А чтобы позволить толпе свободно выплеснуть свои звериные инстинкты, лидеры в ту ночь покинули Стамбул, как говорится, от греха подальше.
Антигреческие волнения имели место и во время военной агрессии турецкой военщины на Кипре и депортации греческого и армянского населения с северной части с одновременным осквернением и разрушением христианского облика острова. В результате агрессии в 1974г. тысячи греков стали жертвами или пропали без вести. Были разрушены и осквернены a la turca десятки греческих церквей и святилищ. Члены НАТО в большинстве своем оставили без внимания варварство своего союзника.
Еще один наглядный пример «интернационализма» Османской империи и ее практического правопреемника — Турецкой Республики. В 1934 году турецкий меджлис принимает закон о поселении (N 2510), и первой его жертвой становится еврейское население Восточной Фракии и Дарданелл. Депортация евреев из этих областей происходила без предварительного оповещения или предупреждения, в результате переселившиеся были вынуждены оставить свое имущество. «Евреи турецкого гражданства, — писала тогда газета «Таймс», — прибывают в Стамбул из Дарданелл и Восточной Фракии. Многие находятся в положении нищих, их выгнали из своих домов без предварительного предупреждения. В Эдирне полицейские явились к турецким евреям и приказали им покинуть город в течение 48 часов». Далее газета писала, что в Стамбул прибыли 1500 беженцев и сотни находятся в пути. Другая газета, «Дейли телеграф», сообщала, что «сотни евреев вынуждены покидать свои жилища; они продали все что могли и теперь находятся в тягчайшем положении». Всего за это время было выселено около 10 тыс. евреев.
Политике геноцида подверглись представители еще одной национальности, проживавшей на территории Оттоманской империи, — айсоры. Более того, уже после провозглашения Турции республикой, во время печально знаковой для турецких нацменьшинств Лозаннской конференции 1923 года, около 20 тыс. айсоров были депортированы к иракской границе. Но горькую судьбу армян айсоры разделили и после провозглашения Турции республикой.
В течение первых лет правления Кемаля Ататюрка в Турции были истреблены тысячи айсоров, а в айсорские села турецкое государство делегировало специальных контролеров, чтобы следить за исправностью процесса тюркизации этнического населения. Гонениям и массовым убийствам подвергаются в Турции также и мусульманские меньшинства, особенно алавиты, против которых государство неоднократно использовало радикально настроенные шовинистические организации, в частности «Серых волков».
Очередной жертвой зачисток турецких нацменьшинств стало курдское население Турции, хотя называть курдов меньшинством не совсем правильно. И именно это обстоятельство больше всего раздражает турецких лидеров, всячески старающихся посредством целенаправленной политики государственного террора подавить национальное самосознание курдов и их стремление к свободе.
Со времен Ататюрка массовые избиения и депортации миллионов курдов из их родных очагов превратились в обычную государственную политику. Турецкие лидеры неоднократно заявляли об отсутствии в Турции такого народа, как курды. Называя их «родства не помнящими», «горными турками», турецкие лидеры неоднократно выступали с расистскими заявлениями против курдов.
Так, турецкий президент Джелал Гюрсель в середине 60-х заявил: «Плюньте в лицо тому, кто скажет, что в Турции живут курды». Главным образом против курдов направлена статья 42 Конституции Турции, гласящая: «Никакой иной язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного». Только в течение последних 30 лет турецкими карательными силами были уничтожены десятки тысяч курдов, тысячи деревень были опустошены и разорены. Сотни свободомыслящих курдов были замучены до смерти или пропали без вести.
Расширяя свой «интернационализм», сегодняшние турецкие стратеги готовят азербайджанских головорезов, специально обучая их навыкам убивать в курдонаселенных районах Малой Азии. Турецкое политическое руководство хорошо понимает, что, несмотря на депортации и гонения на курдов, их политический вес в стране существенно возрастает. Серьезную озабоченность турецкого руководства вызывает также стремительный прирост курдов в доле населения страны. В этой связи характерно, что Совет национальной безопасности Турции рассматривает это обстоятельство как серьезную угрозу для безопасности Турции в будущем. («Миллиет», 18.12.1996). Господину Широкораду следовало бы ознакомиться с многочисленными политическими решениями этой высокой инстанции, чтобы до конца проникнуться поистине «интернациональными» прелестями, пронизывающими историю Турции от Оттоманской империи до наших дней.
Из вышеизложенного следует только один объективный вывод: в основе становления и развития Оттоманской империи лежит геноцидогенное политическое мышление, которое в значительной степени продолжает сковывать конструктивные политические процессы современной Турции.
Гайк ДЕМОЯН, доктор исторических наук