В начале 90-х, после обретения Украиной “самостийности”, большая часть населения Крымского полуострова, даже по советским меркам незаконно включенного в состав УССР в 1954 году, не скрывала своего желания присоединиться к РФ. Однако воссоединение так и не состоялось.
Решающее влияние на судьбу Крыма оказала тогда ситуация с Черноморским флотом. 11 декабря 1991 года украинский президент Кравчук объявил себя главнокомандующим всеми вооруженными силами на своей территории. Новопровозглашенной Украине послушно присягнули войска Прикарпатского, Одесского и Киевского военных округов, а также моряки-пограничники Балаклавской и Одесской бригад. Новороссийская пограничная бригада в свою очередь отошла РФ. Но Черноморский флот, базировавшийся в украинском теперь Севастополе, присягать Украине отказался, несмотря на сильное давление Киева. В Кремле явно не ожидали такого патриотизма черноморцев, в результате Черноморский флот оказался в крайне двусмысленном и юридически неопределенном положении.
Украина предприняла довольно опасные попытки захвата отдельных кораблей. 13 марта 1992 года часть экипажа наиболее современной на флоте подлодки Б-871 под руководством ее замполита приняла украинскую присягу. Однако двое матросов заперлись в аккумуляторном отсеке и заявили, что взорвут лодку, если не получат связь с командиром. В результате мероприятие по “приватизации” лучшей ПЛ флота провалилось. 21 июля 1992 года из Донузлава в Одессу “сбежал” сторожевой катер СКР-112. Он вошел в состав ВМС Украины, формально образованные 5 апреля. В отличие от новейшей Б-871 старый СКР-112 никакой боевой ценности не представлял и вскоре был списан. Для украинцев побег сторожевика стал символом геройства, для черноморцев – посмешищем.
3 августа 1992 года Ельцин и Кравчук подписали соглашение о совместном использовании системы базирования и материально-технического обеспечения флота на период до 1995 года. Корабли оставались “общими”. 9 июня 1995 г. было подписано соглашение о его разделе и началась постепенная передача отдельных кораблей в состав ВМС Украины. То, как именно поделили флот, никогда конкретно не обсуждалось. Меж тем характер дележа был весьма занятен. На момент раздела в состав ЧФ входили три подводные лодки, Украина получила одну - самую старую. В 1997 году в состав флота входили четыре крейсера и все достались РФ. Сторожевые корабли поделили как бы в пользу Украины, но 2001–2004 годах их списали. Из малых противолодочных кораблей Украине достались лишь два самых старых корабля, которые сразу списали. Основную ударную силу флота в 1997 году составляли четыре МРК, все достались РФ.
Не менее интересна судьба ракетных катеров. Украина как бы выиграла от их дележа, получив семь катеров из 13. На самом деле здесь вышло примерно так же, как и со сторожевиками. Из 14 тральщиков РФ взяла себе девять, в том числе новейший проекта 12660. Сегодня на ЧФ 11 тральщиков, у Украины осталось четыре. Из девяти БДК РФ взяла себе семь, у Украины в наличие один БДК. Столь неравноправное деление может объясняться только одной причиной - существованием тайной договоренности между Ельциным и Кравчуком о том, что РФ делит флот так, как выгодно ей, но больше не претендует на Крым.
Меж тем, большинство жителей Крыма по-прежнему предпочли бы видеть полуостров частью России, тем более что разрыв в уровне жизни украинцев и россиян постоянно увеличивается, причем не в пользу Украины. Вот только теперь это не волнует ни “кремлевских”, ни “киевских”. Мало того, сегодня стараниями “кремлевских” гражданину Украины, желающему получить гражданство РФ, придется ждать семь лет. Притом что гражданин Киргизии может получить его за три месяца. Видимо, есть смысл приравнять украинцев к киргизам и поменять их местами. Это последняя возможность прирастить население страны на несколько миллионов белых людей, свободно говорящих по-русски, являющихся носителями русской культуры и, как правило, хорошими специалистами в различных областях.