Июньско-июльский номер “Столицы” публикует отрывки из дневников Йозефа Геббельса, посвящённые Варшавскому восстанию.
В самом факте публикации, наверно, не было бы ничего удивительного - в конце концов, дневники министра пропаганды Рейха это ценный исторический источник.
Как писал Дэвид Ирвинг в предисловии к биографии под названием "Геббельс - мозг Третьего Рейха" (Гдыня 1998): "Они не имеют себе равных не только с точки зрения объёма (более 70 тысяч страниц - прим. M.M.), но и богатства информации", - если бы не интерпретация, которую пытаются им придать в некоторых средствах массовой информации.
Вот в одной из программ, выпущенных на TVP.INFO за несколько дней перед очередной годовщиной Восстания, "Дневники" считались ценными из-за мнений, которые министр пропаганды Рейха высказывал в адрес Сталина и политики Советского Союза. По словам участвующих в программе обозревателей, «с ними должен ознакомиться каждый поляк”, потому что Геббельс был одним из основателей преступного режима, но… и - здесь однозначное преуменьшение.
В номере “Столицы” на самом деле опубликовано несколько интересных воспоминаний, как, например, это, датированное 16 августа 1944 г.:
"Подпольное движение понесло огромные потери и его следует считать полностью подавленным. Даже если и встречаются местами на улицах Варшавы вспышки сильного сопротивления, это уже не вопрос. Таким образом, польские иммигранты в Лондоне потеряли свой единственный плацдарм в польской столице. А Сталин очень дёшево скатынизовал [так в тексте!] польскую аристократию и польский национальный лагерь. И такой была, пожалуй, цель этого предприятия. Нам, однако, ничего не остается, как подавить это восстание...”.
Или от 23 августа:
„Советы занимаются в занятых ими частях Польши политикой умиротворения. Ведут себя очень гуманно и умеренно, не позволяют себе каких-либо эксцессов, не зарегистрировано никаких сообщений о зверствах. Это, естественно, работает на польское общественное мнение очень положительно, что также является целью этих мероприятий. Советы еще приготовят кровавое зрелище полякам. Как только не будет нужды в их поддержке. Необходимо, несмотря на это сдержанное поведение Советов, продолжать антибольшевистскую кампанию на территориях Генерал-губернаторства, находящегося под нашим управлением. Это необходимо сделать на основе материалов, которые у нас есть ещё с более ранних времён”.
Приведённые выдержки из дневников поражают своим цинизмом. Показательными, кажутся, однако, те его части, в которых их автор взваливает вину за трагическую судьбу Варшавы прежде всего на Сталина.
Это уже не первый раз, когда некоторые средства массовой информации в Польше тянутся к аргументам родом из агитационных речей нацистских функционеров.Дополнительно... Весёлый смешок Геббельса, кажется, должно быть, слышен в конце концов практически в связи с каждым событием, связанным с Катынью. К сожалению, приведённые факты могут свидетельствовать о том, что и по отношению к национальной трагедии, спустя 68 лет, некоторые СМИ черпают аргументы из арсенала „Фёлькишер Беобахтер ”.
Уже в течение нескольких лет весьма заметное место занимают разоблачения - это, в первую очередь, антироссийские темы восстания ("встали на другом берегу и молча смотрели ") - в соответствии, кстати, с намерениями, которые были инспирированы Генеральным штабом. В лучшем же случае ответственность за резню в городе возлагается в равной степени и на Гитлера, и на Сталина.
К сожалению, при этом опускается всего одно, но существенное, различие между политикой, проводимой Россией Сталина и Германией Гитлера. Это – их намерения по отношению к Польше. Как писал профессор Бронислав Лаговски в одном из своих последних текстов: "Может быть, Советская Армия Польшу не освободила, - я бы не настаивал на этом слове, - но то, что она спасла поляков -- сомнению не подлежит" ("Обзор" № 30/2012).
Мачей Мотас, MyslPolska.info (Польша)
Переводчик: Pepela