Русское Движение

Картография как инструмент политики (II)

Оценка пользователей: / 2
ПлохоОтлично 

 


Тематическое содержание картографического изображения. Можно говорить о трех основных способах создания политических представлений посредством манипуляции тематическим содержанием картографического содержания :

 

искажение

гипертрофия

опущение

Европейская карта 70-х годов XIX века

Искажение позволяет смешивать восприятие данных, смещает их посредством метафорической трактовки, преувеличения либо преуменьшения с целью закамуфлировать «рыхлость» и проблематичность границ.  Здесь могут использоваться следующие приемы и методы.

Карта одного из создателей швейной машинки м-ра Бейкера из Массачусетса «This Porcineograph» (1876, США как Свинья, опирающаяся на Кубу, Гавайи, Мексику и т.д.).

Искаженное позиционирование. Используется чаще всего при картографическом отражении этнополитических конфликтов, а также в отношении территорий с неопределенным статусом и несогласованными границами. Задача - представить как можно более «очевидной» противоправность территориальных посягательств соперника. Это может достигаться односторонним отражением политической версии и итогов конфликта.

Реконструкция реальности. Имеет место в случаях добавления в оригинальную карту «недостающего» элемента стилистики – символа, окраски, подписи и т.д., направляющего восприятие карты-реконструкции в сторону нужной с политической точки зрения «исторической реальности».

Пример - палестинский пользователь Тамин Дарби из Дженина на западном берегу Иордана прошёлся по картам Google и пометил имена всех палестинских деревень, разрушенных во время Накбы — палестинской национальной катастрофы, сопровождавшей создание независимого еврейского государства. Среди прочего, он указал, что его мать родом из разрушенной деревни Балад аль-Шейх, что рядом с Кирьят-Ямом и что израильский городок Кирьят-Ям — это село Араб аль-Гаваринна. Пользователи из Кирьят-Яма, которых учили в школе, что их городок был основан на голых песках, на берегу Хайфского залива в 1945 году, были возмущены и подали на Google в суд. Однако компания сумела защитить своё право давать пользователям возможность дополнять карты. А карту израильских поселений в оккупированной Палестине создают в основном правозащитники из организации «Мир сейчас!» с целью показать миру, что, вопреки гласным и негласным соглашениям о замораживании строительства поселений, рост их числа продолжается (2).

Фальсификация. Весьма грубый прием, используемый сравнительно редко. Может быть результатом общей композиции карты или отдельной локальной «неточности». Также может использоваться в комплексе с предыдущим. При этом реконструированный картографический продукт позиционируется как оригинал, исторический источник, воспроизводящий «подлинную реальность».

Пример – выпущенная в начале 2009 года настенная карта «Соборная Украина», на которой, как пишет еженедельник "Львовская газета", "отображены украинские этнические земли, которые в 1919 году были в составе Украины. Кубань, Ставрополье, Черноморщина, Восточная Слобожанщина, Старобущина (ныне в составе России). Берестейщина и Гомельщина (ныне в составе Белоруссии). Холмщина, Подляшье, Надсянье, Северная Лемковщина (Польша), Северная Лемковщина (Словакия). Мармаровщина, Южная Буковина (ныне в составе Румынии). А Приднестровье - отдельное государство… На карте, над которой работала группа историков и ученых, на основе архивных материалов выделены территории компактного проживания украинцев, так называемые "клинья", где формировалась украинская армия. Малиновый клин - Северный Кавказ, серый клин - Северный Казахстан и Юго-Западная Сибирь, зеленый клин - Южная часть далекого Востока (главный город - Владивосток), желтый клин - Нижнее и Среднее Поволжье. Площадь зеленого клина была вдвое больше территории Украины, тут украинцы проводили государствообразующие процессы: в 1918 году они требовали от российского правительства признать дальневосточный Зеленый Клин частью Украины и объявили культурную Конституцию украинцев Дальнего Востока и Самостоятельную Украинскую Дальневосточную Республику".

Опущение – это уменьшение до подконтрольных размеров и/или удаление части первоначального субъекта (или полной репрезентации). Данный способ позволяет избирательно обращать внимание на одни размерности, исключая рассмотрение других. В этом случае могут использоваться следующие методы.

Мифологизация реальности. Используется в картах и атласах в двух вариантах. В первом опускается по умолчанию (не выражается картографически) крупный геополитический субъект (например, империя), а входящие либо входившие в его состав территории показываются как самостоятельные единицы. Во втором не выражаются либо опускаются следы полуавтономных социумов и ареалов внутри субъекта либо за пределами его границ (геополитические конкуренты). Политическая топонимика подвергается тщательной цензуре, причем настолько жесткой, что даже место территориальных субъектов и этноареалов могут занимать белые пятна. Пример – грузинские карты сервиса Google maps, содержащие мотив политического реванша в отношении Абхазии и Южной Осетии. На них не обозначены не только эти республики, вместо которых на карте сплошное белое пятно, но и абхазские и южноосетинские города, включая Цхинвал и Сухуми (несмотря на то, что на спутниковой версии ясно видны даже городские улицы абхазской столицы, на карте они не названы) [2].

Номинализация. Прием, направленный на исключение возможности иной трактовки реальности. Суть его состоит в том, что непрекращающийся процесс картографически превращается в событие. Событие позиционируется как нечто происходящее в определенный момент времени и завершенное.

Американская карта «The Gerrymander», 1812 (Предвыборные махинации, 1812), Boston Gazette, 26 марта 1812 года. Художник Gilbert Stuart //  James Parton, Caricature and Other Comic Art. – New York: Harper and Brothers, 1877. – p. 316

Выборы в USA. "Серебряная собака с золотым хвостом - будет ли хвост вилять собакой или собака будет вилять хвостом?" // Boston Globe, September 13, 1896

Упрощение. Суть – сведение многообразия картографической презентации региона к упрощенной композиции международно-признанных границ. Подобные картографические продукты могут «топить» в единстве «имперского» цвета (доминирования) наличие относительной или фактической самостоятельности многих периферийных территорий, а также оттенки и символы, отражающие различную степень контроля центра над регионом. Либо, наоборот, умалчивать о периоде пребывания в составе крупного полиэтничного субъекта.

Пример – карта, демонстрирующая фрагментацию США в XXI веке на 9 частей (Empty Quarter, Ecotopia, Breadbasket, MexAmerica, Quebec, New England, Foundry и Dixie) по культурно-территориальному, а не по национальному (этническому) признаку. Эта фрагментация была предсказана американским политологом Joel Garreau в 1982 году в книге «The Nine Nations of [North] America» (карта приведена на обложке этого издания).

Гипертрофия - это  чрезмерное обобщение, когда часть карты как бы репрезентирует целое, отрываясь от него, а ее тематическое содержание несет в себе самореализующееся пророчество, или т.н. опережающую обратную связь, как это делается в нынешнем японско-китайском конфликте, в котором «японцы предпочитают искать аргументы в прошлом, а Китай устремлен в будущее, создавая геополитические образы в виртуальном пространстве, а потом перекладывая их на язык реальной политики. Подтверждением такого подхода является выпуск новых карт и документов, на которых ряд спорных островов (территориальные споры у Китая не только с Японией) показаны как китайская территория. Агентство Синьхуа (11.01.2013) сообщило, что издательство Sinomaps Press выпустило новые географические карты, на которых более 130 островов в Южно-Китайском море значатся китайскими, хотя большинство из них ранее таковыми не были. Эти карты должны вскоре появиться в Китае в свободной продаже» [6]. Здесь могут использоваться следующие приемы.

Карта из Юмористического Атласа мира (Tanaka, Япония, 1914, иллюстрация № 16 «Большая европейская война»)

Увеличенный фрагмент этой японской карты, на котором Китай изображён в виде свиньи

Ревизия территориального деления. Это визуальная адаптация проектов изменения существующих границ, подспудно играющая роль психологической подготовки к дроблению, фрагментации либо объединению (унификации) территории. Для этого моделируются и показываются желанные изменения и их варианты. Нежеланные, напротив, камуфлируются и затушевываются.

Пример дробления – опубликованная в 2006 году в американском «Armed Forces Journal» карта «справедливых границ» Ближневосточного региона, при которых, как писали составители карты, «ныне дискриминированные этнические и религиозные группы» смогут, наконец, стать «полноценными» государственными образованиями.

Пример унификации – изданный в начале 1942 года (Филадельфия, США) «Набросок нового послевоенного мира» Мориса Гомберга, содержавший предложения переустройства мира после победы союзников над силами Оси. (Название и примечания к карте перекликаются с идеологемой «Нового мирового порядка»; в частности, пункт 3 гласит: «По успешному завершению текущей войны будет учреждён Новый мировой моральный порядок постоянного мира и свободы»).

Пространственная гиперболизация. Активно используется в т.н. Resentment maps и национальных исторических атласах. При этом может выстраиваться хронология исторических «несправедливостей». Опережающая обратная связь выстраивается по принципу «мы здесь были раньше вас», «вы потеряли меньше, чем мы» и т.п. Одним из атрибутов может являться метод наложения современных границ на карту-реконструкцию определенного периода прошлого, демонстрирующую «справедливые», «исконные» границы и выступающую в роли системы координат. Это позволяет постоянно напоминать об утраченных, «отторгнутых» территориях и подводит к вполне определённому суждению о правомочности нынешних границ.

Польская современная «альтернативная» карта «[Восточно]Европейского Союза-2»,  или Интермариума (Междуморья)

Пример. Карты современного учебника истории Грузии для 5 класса призваны продемонстрировать, что в древности грузинская территория была намного больше нынешней. «Историческими областями» Грузии изображены земли, находящиеся в составе Российской Федерации, Азербайджана и Турции. А о том, что эти земли там оказались, потому что их захватили «враги», грузинским школьникам сообщают уже в 4 классе...

Карта Грузия в 600-150 году до Рождества Христова

И в той мере, в какой политика – это не состояние, а процесс борьбы за будущее, за реализацию предпочтительной формы мироустройства, картограф посредством инструментария политической картографии может творить историю,  меняя её в соответствии с собственной политико-мировоззренческой позицией.

20

 

1. Цуциев А. Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: «Европа», 2006. – 128 с.

2. Дорфман М. Политическая картография Google maps // www.iarex.ru, 27.04.2012.

3. Иванов А. «Картографическая экспансия» Японии - вмешательство во внутренние дела России? // amurpress.ru, 09.10.12

4. Ziabari K. Google following CIA's path in confronting Iran // www.strategic-culture.org, 19.05.2012

5. Странная карта Европы или как Google ведет информационную войну // nstarikov.ru/blog/20473

6. Савин Л. Новая фаза японско-китайского конфликта // www.fondsk.ru, 08.02.2013.

Николай МАЛИШЕВСКИЙ, ФСК