Манипуляции латвийских националистов не в состоянии изменить историческую реальность
Кандидат в мэры Риги от антирусской правящей партии «Единство» Сармите Элерте разделила жителей столицы на «правильных» и «неправильных». 1 июня – муниципальные выборы, и политик, на словах отрицая этническую суть своих призывов, на деле именно ей и следует.
Элерте утверждает, что на уровне государства Латвия сделала свой выбор на Запад, а вот на городском уровне только сейчас и будет определяться - «к Востоку или Западу». Политик призвала электорат «Единства» декларировать место жительства в Риге, чтобы изменить расстановку сил и помочь ее партии.
На прошлых муниципальных выборах в латвийской столице уверенно победило левоцентристское объединение «Центр согласия», и его лидер Нил Ушаков стал мэром. Для националистов это был шок. Отчасти успех обусловлен составом населения Риги. Из почти 700 тысяч жителей немногим более 42% латышей, русских около 41% (но в двухмиллионной Латвии 320 тысяч русскоязычных жителей обладают уникальным статусом «негражданина», и большинство из них - в Риге), 4% белорусов, около 4% украинцев... Словом, русскоязычные избиратели не только предопределили успех «Центра согласия», ориентированного на добрососедское сотрудничество с Россией, но и повлияли на латышскую часть населения столицы, «свернув» их с пути на Запад, если мыслить категориями местных нациков. И вот этот выбор Элерте хочет изменить. Только вряд ли удастся сделать то, что заложено много веков назад.
Если заглянуть в историю, то выяснится немало интересного, замалчиваемого официальной Ригой, но известного историкам. Археологические находки показали: здесь еще в XI веке, а может, и раньше, поселились венеды. Одни эксперты называют их предками славян, другие – славянами, опираясь на тот факт, что венедами в раннем средневековье германцы называли именно славян.
То есть славяне жили здесь задолго до того, как Папа Римский наложил длань на эти края. В 1201 году из Бремена прибыл епископ Альберт Буксгевден и, как с удовольствием утверждают ныне местные чиновники, основал Ригу, которая скоро стала главным городом Ливонии. Такое называние исторической области в северной Прибалтике дали германские рыцари-крестоносцы по имени одного из финно-угорских племен – ливов. И судя по игнорированию того факта, что ранее здесь жили славяне, рыцари уже тогда активно продвигали свои геополитические интересы, переписывали историю.
В 2001 году Рига торжественно отметила 800-летие, отталкиваясь не от даты появления первых поселений, а от памяти о епископе Альберте. Но вот что интересно. Обычно власти каждого города стремятся найти наиболее удаленную в глубину веков точку, чтобы показать возраст своего города – чем старше, тем лучше. А в Риге реального возраста стесняются, видимо, по политическим причинам. Тогда придется сказать, кто ее в реальности основал.
Есть упоминание, сделанное датским летописцем Саксоном Грамматиком, о том, что шведские викинги еще в конце IX и в начале X века появлялись в устье Двины и разрушали город. По данным известного латышского археолога Андриса Цауне, во время раскопок в Риге не обнаружено ни одного предмета, принадлежавшего культуре ливов, хотя их именем и назван край, а вот тот факт, что на территории Старого города Риги археологи нашли предметы материальной культуры венедского происхождения, малоизвестен – его замалчивают. Ученые демонстрируют деревянные палочки с вырезанными на конце двумя или четырьмя человеческими лицами. Эти находки аналогичны многоголовым изображениям в землях западных славян в теперешней Восточной Германии, на Волыни и на Западной Украине. Найдены славянские рыболовные принадлежности. В окрестностях Риги и даже у Домского собора, обнаружены венедские могильники.
Эксперты фиксируют: известный латышский историк Эвалд Мугуревич попытался увести внимание общественности от славянских корней венедов, заявив, будто это - «одна из групп курземских ливов, живших в низовьях Венты и получивших своё имя от этого гидронима». Латвийские учебники истории стараются вообще не упоминать венедов. Но о них писал еще в I веке н.э. римский писатель Плиний Старший, связывавший место их обитания с юго-восточным побережьем Балтийского моря. Древнегреческий географ, астроном Птолемей Клавдийназывал во II веке Балтийское море Венедским заливом. В XVI веке немецкий гуманист, друг Мартина Лютера Филипп Меланхтон предположил, что название – Рига произошло от древнего славянского населения острова Риген (Рюген), который находится у германского побережья Балтики. Известный чешский археолог, историк Любор Нидерле утверждал: «Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этому. Во-первых, их места обитания в I-II веках н.э. совпадают с местами обитания славян в VI веке /.../. Во-вторых и это очень важный довод, - наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winden) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян».
О связях местного населения с ненавистным Сармите Элерте Востоком говорят археологические находки в культурных слоях, относящихся к XII веку, непосредственно перед нашествием германских рыцарей. Преобладают предметы, характерные для Руси, - стеклянные бусы, пряслица, бронзовые крестики, перстни, браслеты. Специалисты утверждают, что у русских красавиц в те времена были в моде и стеклянные браслеты, и их во множество нашли именно в Риге, причем - больше нигде на территории Латвии таких находок нет.
Эксперты обращают внимание и на то, что в латышском и русском языках более 1600 общих корней, и это свидетельствует об общих венедских корнях. Так что, вопреки словам национально озабоченной Сармите Элерте, жители этих краев давно сделали свой геополитический выбор. И ни века, прошедшие после нашествия крестоносцев, ни манипуляции нынешних русофобов пока его не изменили...
Сергей Орлов, SP