Слово "танк" (Tank) в переводе с английского языка означает "бак". Как можно заметить, баки и танки ничего общего между собой не имеют, почему же все-таки танк? Слово "танк" стало использоваться для обозначения грозных боевых машин благодаря англичанам, которые 15 сентября 1916 года впервые применили в боевых действиях на полях сражений первой мировой свои новые боевые машины, именовавшиеся на тот момент как "сухопутные броненосцы"- Mark 1. Доставка этой новой техники на фронт производилась в обстановке строжайшей секретности, и поэтому в целях конспирации при перевозке их спрятали в деревянные ящики, на которых, опять же для отвода глаз, сделали надпись "Tank" (бак), вот так и появилось это название. Кстати 15 сентября 1916 г. официально принято считать днем рождения танковых войск.
И все- таки право называться родиной танков принадлежит России. Русские офицеры в царской России всегда отличались великолепным, как правило, инженерным, артиллерийским, военным образованием, а прирожденный талант многих из них приводил к созданию новых изобретений, в том числе и в новом направлении военной мысли - бронетехники. Многие русские инженеры работали над созданием русских танков задолго до появления "сухопутных броненосцев" у англичан. О первых опытах по штурму крепостей с использованием русских танков уже в 1914 году писал очевидец тех событий генерал-лейтенант А.В.Шварц в газете русской эмиграции "Россия".
Вот так выглядит выдержка из той статьи: "Инженер Лисяков принял в этих опытах самое горячее участие. И вот однажды вечером Лисяков явился ко мне, чтобы доложить о сделанном им изобретении подвижной машины, назначение которой было: "двигаться впереди штурмующих и подготовлять им путь, разрушая своею тяжестью проволочные сети и другие препятствия и преодолевая траншеи и наружные рвы полевых укреплений". По своему внешнему виду эта машина, или как мы были склонны называть ее тогда, трактор, изображала им на чертеже СОВЕРШЕННО ТОЧНО агрегат, который год спустя появился в Англии, как ПЕРВЫЙ ТАНК". Также Шварц пишет, что проект "трактора" был передан в ставку, где с гордостью был продемонстрирован союзникам, так что, как говорится, комментарии излишни.
Дальнейшее развитие русской школы танкостроения, а в последствии и советской школы, на военно-исторических примерах закрепило за собой право называться лучшей мировой школой танкостроения.
Сейчас различные теоретики меряют современные танки военно-техническими коэффициентами и свято верят в то, что, чем выше такой коэффициент, тем лучше танк проявит себя в боевых условиях.
Но если обратиться к историческим примерам, то можно заметить, что это мнение далеко не всегда является верным. Таким примером может служить легендарный Т-34, и хотя этот пример относится к категории "умом Россию не понять", но тем не менее танк Т-34 вписал свое имя в историю и стал настоящей легендой той Великой Войны.
По сравнению с немецким танком Pz-5 Пантера, Т-34 уступал ему практически во всех характеристиках, но Пантера был сложной и времязатрачиваемой в производстве машиной, и пока фашисты производили один, наших примитивных Т-34 выходило целых пять, и такой перевес сил, 5:1, оказался решающим в боевых условиях, что и привело в результате наши танки к победе.
Русская школа танкостроения сделала выводы из этого поучительного примера и не стремится быть первой в битве коэффициентов, делая танки дешевле, проще и технологичней буржуйских, закрепляя за ними численное преимущество при равных промышленных ресурсах в экстремальных условиях войны.
А вот западные танкостроители так и продолжают изобретать "велосипед", делая тяжелые, "капризные" танки, требующие особых условий даже в плане простого перемещения по местности, но зато имеющие самые высокие коэффициенты.
Типичный русский танк узкий, длинный и низкий, спроектирован с учетом условий самостоятельного передвижения по местности, максимально удобен для железнодорожной перевозки и по сравнению со своими зарубежными аналогами легкий, как пушинка, его масса балансирует в пределах 35-40 тонн, правда у Т-90 масса доходит до 45-48 тонн, но при этом он все равно легче таких танков как Абрамс - 59 тонн или английский Челленджер - 64 тонны. По этим немаловажным показателям нашим танкам не уступают только китайские, как ни странно не скопированные с наших, а просто производящиеся под те же условия применения.
Кстати сказать, китайские танки Тип-99 длиннее наших, что позволяет им при маленькой массе достигать лучшего лобового бронирования.
Если рассматривать высококоэффициентные забугорные, а точнее заокеанские, танки подробнее, то можно заметить неудержимый полет западной инженерной мысли, выписывающей иногда довольно-таки причудливые зигзаги. Например, высокотехнологичный танк M1 Abrams (американская боевая консервная банка), башня которого изначально не могла вести обстрел заднего сектора вообще, она была неполноповоротная. После первых боевых применений пришлось срочно дорабатывать это недоразумение, и теперь, благодаря подрезанному переднему нижнему бронелисту башни, ее все-таки можно развернуть, открывая при этом гигантскую, ни чем не защищенную щель. С таким решением Абрамс получил еще один шанс потерять эту саму башню при попадании в нее обычного фугасного снаряда, при этом шансы выжить командиру-наводчику и самому танку резко понизились. На данный момент М1А2 Абрамс - это 50-тонный танк с "коэффициентом военно-технического уровня" у – 2,2, для уничтожения которого с переднего сектора не нужен даже бронебойный снаряд, это танк, имеющий дополнительную опцию - сделанную на заказ в Германии специально для Абрамса пушку, заряжающуюся вручную! При этом производство одного такого танка обходится в 15 млн. долларов, цена хоть и номинальная (танк уже давно не производится, а лишь подвергается модернизации), но на деле подтверждающая золотое правило нашей школы. Т-90 стоит 70 млн. рублей (около 2,5 млн. долларов). Не трудно подсчитать разницу: на один Абрамс будет приходится шесть Т-90, прогресс на лицо!
И даже модернизация не сильно меняет расклад сил, во-первых, темпы этой самой модернизации не внушают
оптимизма, во-вторых, цена вопроса в общем составляет какую-то немыслимую сумму в 1 000 247 000 долларов.
На самом деле наш Т-90 хоть и не дотягивает до "Коэффициента военно-технического уровня" у – 2,2. является гораздо более инновационней своих западных конкурентов в плане систем самозащиты, это можно заявить совершенно точно. В настоящей модификации T-90C способен одновременно отражать два ПТУРа с разных направлений. В Германии и США разработка такой системы застопорилась на стадии экспериментов. На израильских танках Меркава есть похожая, скопированная с российской системы прошлого поколения.
Ну и, как говорил один известный телевизионный персонаж: "Огласите весь список, пожалуйста", что мы с удовольствием и сделаем.
Итак, на нашем родном российском танке Т-90 имеется: 12-мм зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением, приборы ночного видения ТО-ПО2Т Агава-2ТИ и ТПН-4-49-23 Буран-ПА, многослойная броня за динамической защитой Контакт-5 (реактивная броня 3-го поколения), высокоточный противотанковый боеприпас 9К119М "Рефлекс" (запускаемая из канала ствола и наводимая компьютером противотанковая ракета), комплекс ТШУ-1, обеспечивающий дополнительную защиту танка путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР). На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес "Штора", "Арена" или более новый "Дрозд". Кроме того не забыта и пехота противника, специально для нее установлена система дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда (с электронным дистанционным взрывателем). А также в стандартную комплектацию входит инновационное устройство встроенного контроля выверки пушки, баллистический вычислитель электронный, цифровой, с емкостным датчиком ветра.
Баллистические характеристики пушки 2А46М лишь немного уступают немецкой пушке Рейнметалл Rh120 по точности на больших дистанциях, что компенсируется наличием запускаемой из пушки ракеты, точность которой практически абсолютна, ну и подкалиберные снаряды чуть-чуть слабее немецких.
Т-90 отличная боевая машина, не особо удобная в плане комфорта для экипажа, но в настоящем бою даже изнеженным американским воякам вряд ли будет комфортно даже в самой удобной машине. Это относительно недорогой танк, по традиции имеющий наступательную специализацию, максимально приспособленный для успешных боевых действий в странах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и на слабых, оводненных грунтах. Танк Т-90 - это боевая машина, способная побеждать так же, как и его легендарный предок - героический танк Т-34.
Из прямых конкурентов нашего танка хотелось бы отметить немецкий Леопард-2, дабы никто не подумал, что из танковых сражений сделали выводы только наши танкостроители. Леопард-2 технически так же не слишком сложен и имеет относительно невысокую стоимость. Немцы хорошо выучили уроки прошедшей войны. К минусам Леопарда можно отнести его приличный вес в 60 тонн и огромные размеры.
Про второго конкурента Абрамса было сказано много, но еще хочется добавить, что боевое применение этой машины в Ираке выявило целый ряд недостатков. Выяснилось, что хотя лобовая броня довольно прочная, но задняя, верхняя и боковая броня не выдерживает гранатометного огня, даже из довольно старых типов гранатометов, выпущенных в далеких 50-ых годах прошлого столетия. Более серьезные виды гранат, такие как, например, РПГ-7В, поражают «Абрамс» с более высокой вероятностью до 70% в крышу башни и до 55% в борт башни и борт корпуса над катками.
И напоследок небольшая боевая байка, повествующая о сирийском танкисте и еще одном предке Т-90 танке Т-72. Выйдя из тяжелого боя, героический сирийский танкист, целуя покореженную снарядами броню своего боевого друга Т-72, рассказывал, как он подбил М-60 и Меркаву и поверил в силу РУССКИХ ТАНКОВ, умеющих побеждать.
Про Абрамсы, Леопарды и т.д. - таких легенд не существует однозначно!
И все- таки право называться родиной танков принадлежит России. Русские офицеры в царской России всегда отличались великолепным, как правило, инженерным, артиллерийским, военным образованием, а прирожденный талант многих из них приводил к созданию новых изобретений, в том числе и в новом направлении военной мысли - бронетехники. Многие русские инженеры работали над созданием русских танков задолго до появления "сухопутных броненосцев" у англичан. О первых опытах по штурму крепостей с использованием русских танков уже в 1914 году писал очевидец тех событий генерал-лейтенант А.В.Шварц в газете русской эмиграции "Россия".
Вот так выглядит выдержка из той статьи: "Инженер Лисяков принял в этих опытах самое горячее участие. И вот однажды вечером Лисяков явился ко мне, чтобы доложить о сделанном им изобретении подвижной машины, назначение которой было: "двигаться впереди штурмующих и подготовлять им путь, разрушая своею тяжестью проволочные сети и другие препятствия и преодолевая траншеи и наружные рвы полевых укреплений". По своему внешнему виду эта машина, или как мы были склонны называть ее тогда, трактор, изображала им на чертеже СОВЕРШЕННО ТОЧНО агрегат, который год спустя появился в Англии, как ПЕРВЫЙ ТАНК". Также Шварц пишет, что проект "трактора" был передан в ставку, где с гордостью был продемонстрирован союзникам, так что, как говорится, комментарии излишни.
Дальнейшее развитие русской школы танкостроения, а в последствии и советской школы, на военно-исторических примерах закрепило за собой право называться лучшей мировой школой танкостроения.
Сейчас различные теоретики меряют современные танки военно-техническими коэффициентами и свято верят в то, что, чем выше такой коэффициент, тем лучше танк проявит себя в боевых условиях.
Но если обратиться к историческим примерам, то можно заметить, что это мнение далеко не всегда является верным. Таким примером может служить легендарный Т-34, и хотя этот пример относится к категории "умом Россию не понять", но тем не менее танк Т-34 вписал свое имя в историю и стал настоящей легендой той Великой Войны.
По сравнению с немецким танком Pz-5 Пантера, Т-34 уступал ему практически во всех характеристиках, но Пантера был сложной и времязатрачиваемой в производстве машиной, и пока фашисты производили один, наших примитивных Т-34 выходило целых пять, и такой перевес сил, 5:1, оказался решающим в боевых условиях, что и привело в результате наши танки к победе.
Русская школа танкостроения сделала выводы из этого поучительного примера и не стремится быть первой в битве коэффициентов, делая танки дешевле, проще и технологичней буржуйских, закрепляя за ними численное преимущество при равных промышленных ресурсах в экстремальных условиях войны.
А вот западные танкостроители так и продолжают изобретать "велосипед", делая тяжелые, "капризные" танки, требующие особых условий даже в плане простого перемещения по местности, но зато имеющие самые высокие коэффициенты.
Типичный русский танк узкий, длинный и низкий, спроектирован с учетом условий самостоятельного передвижения по местности, максимально удобен для железнодорожной перевозки и по сравнению со своими зарубежными аналогами легкий, как пушинка, его масса балансирует в пределах 35-40 тонн, правда у Т-90 масса доходит до 45-48 тонн, но при этом он все равно легче таких танков как Абрамс - 59 тонн или английский Челленджер - 64 тонны. По этим немаловажным показателям нашим танкам не уступают только китайские, как ни странно не скопированные с наших, а просто производящиеся под те же условия применения.
Кстати сказать, китайские танки Тип-99 длиннее наших, что позволяет им при маленькой массе достигать лучшего лобового бронирования.
Если рассматривать высококоэффициентные забугорные, а точнее заокеанские, танки подробнее, то можно заметить неудержимый полет западной инженерной мысли, выписывающей иногда довольно-таки причудливые зигзаги. Например, высокотехнологичный танк M1 Abrams (американская боевая консервная банка), башня которого изначально не могла вести обстрел заднего сектора вообще, она была неполноповоротная. После первых боевых применений пришлось срочно дорабатывать это недоразумение, и теперь, благодаря подрезанному переднему нижнему бронелисту башни, ее все-таки можно развернуть, открывая при этом гигантскую, ни чем не защищенную щель. С таким решением Абрамс получил еще один шанс потерять эту саму башню при попадании в нее обычного фугасного снаряда, при этом шансы выжить командиру-наводчику и самому танку резко понизились. На данный момент М1А2 Абрамс - это 50-тонный танк с "коэффициентом военно-технического уровня" у – 2,2, для уничтожения которого с переднего сектора не нужен даже бронебойный снаряд, это танк, имеющий дополнительную опцию - сделанную на заказ в Германии специально для Абрамса пушку, заряжающуюся вручную! При этом производство одного такого танка обходится в 15 млн. долларов, цена хоть и номинальная (танк уже давно не производится, а лишь подвергается модернизации), но на деле подтверждающая золотое правило нашей школы. Т-90 стоит 70 млн. рублей (около 2,5 млн. долларов). Не трудно подсчитать разницу: на один Абрамс будет приходится шесть Т-90, прогресс на лицо!
И даже модернизация не сильно меняет расклад сил, во-первых, темпы этой самой модернизации не внушают
оптимизма, во-вторых, цена вопроса в общем составляет какую-то немыслимую сумму в 1 000 247 000 долларов.
На самом деле наш Т-90 хоть и не дотягивает до "Коэффициента военно-технического уровня" у – 2,2. является гораздо более инновационней своих западных конкурентов в плане систем самозащиты, это можно заявить совершенно точно. В настоящей модификации T-90C способен одновременно отражать два ПТУРа с разных направлений. В Германии и США разработка такой системы застопорилась на стадии экспериментов. На израильских танках Меркава есть похожая, скопированная с российской системы прошлого поколения.
Ну и, как говорил один известный телевизионный персонаж: "Огласите весь список, пожалуйста", что мы с удовольствием и сделаем.
Итак, на нашем родном российском танке Т-90 имеется: 12-мм зенитно-пулеметная установка с дистанционным управлением, приборы ночного видения ТО-ПО2Т Агава-2ТИ и ТПН-4-49-23 Буран-ПА, многослойная броня за динамической защитой Контакт-5 (реактивная броня 3-го поколения), высокоточный противотанковый боеприпас 9К119М "Рефлекс" (запускаемая из канала ствола и наводимая компьютером противотанковая ракета), комплекс ТШУ-1, обеспечивающий дополнительную защиту танка путем создания помех в оптическом диапазоне линиям управления ПТУР (снарядов, авиабомб, авиационных УР). На башне танка установлены 12 гранатометов для постановки аэрозольных завес "Штора", "Арена" или более новый "Дрозд". Кроме того не забыта и пехота противника, специально для нее установлена система дистанционного подрыва осколочно-фугасного снаряда (с электронным дистанционным взрывателем). А также в стандартную комплектацию входит инновационное устройство встроенного контроля выверки пушки, баллистический вычислитель электронный, цифровой, с емкостным датчиком ветра.
Баллистические характеристики пушки 2А46М лишь немного уступают немецкой пушке Рейнметалл Rh120 по точности на больших дистанциях, что компенсируется наличием запускаемой из пушки ракеты, точность которой практически абсолютна, ну и подкалиберные снаряды чуть-чуть слабее немецких.
Т-90 отличная боевая машина, не особо удобная в плане комфорта для экипажа, но в настоящем бою даже изнеженным американским воякам вряд ли будет комфортно даже в самой удобной машине. Это относительно недорогой танк, по традиции имеющий наступательную специализацию, максимально приспособленный для успешных боевых действий в странах со слаборазвитой транспортной инфраструктурой и на слабых, оводненных грунтах. Танк Т-90 - это боевая машина, способная побеждать так же, как и его легендарный предок - героический танк Т-34.
Из прямых конкурентов нашего танка хотелось бы отметить немецкий Леопард-2, дабы никто не подумал, что из танковых сражений сделали выводы только наши танкостроители. Леопард-2 технически так же не слишком сложен и имеет относительно невысокую стоимость. Немцы хорошо выучили уроки прошедшей войны. К минусам Леопарда можно отнести его приличный вес в 60 тонн и огромные размеры.
Про второго конкурента Абрамса было сказано много, но еще хочется добавить, что боевое применение этой машины в Ираке выявило целый ряд недостатков. Выяснилось, что хотя лобовая броня довольно прочная, но задняя, верхняя и боковая броня не выдерживает гранатометного огня, даже из довольно старых типов гранатометов, выпущенных в далеких 50-ых годах прошлого столетия. Более серьезные виды гранат, такие как, например, РПГ-7В, поражают «Абрамс» с более высокой вероятностью до 70% в крышу башни и до 55% в борт башни и борт корпуса над катками.
И напоследок небольшая боевая байка, повествующая о сирийском танкисте и еще одном предке Т-90 танке Т-72. Выйдя из тяжелого боя, героический сирийский танкист, целуя покореженную снарядами броню своего боевого друга Т-72, рассказывал, как он подбил М-60 и Меркаву и поверил в силу РУССКИХ ТАНКОВ, умеющих побеждать.
Про Абрамсы, Леопарды и т.д. - таких легенд не существует однозначно!