Блудница раньше искала мужа. А теперь?
Конечно, никто и никогда не сможет с полной уверенностью рассказать о том, каким был секс на Руси. Но! Он был, и это факт! Иначе же просто-напросто не было бы нас!
Наши скудные познания в русской народной эротике просто объяснить. С одной стороны, сначала просто никто не мог все это документировать, так как, как известно, только с появлением христианства у славян появилась письменность. Да и эта новая религия не одобряла связанные с плотскими удовольствиями обряды. Другая причина в том, что монахи, не интересующиеся вопросами пола, первыми овладели навыками письменности.
Логично, что в древности просто не могло быть посвященной сексу литературы. Единственным документом, в котором можно было найти что-то о семейных делах (конечно, не сказать, что эти дела были интимными), был «Домострой». Но и он появился лишь в середине XVI века. А до него существовал только устный фольклор – сказки и загадки, поговорки и присказки.
Во время язычества секс считался обычным явлением, но при этом играл важную роль. Он был без вольностей, но и без целомудрия. Его напрямую связывали с представлениями славян о природе. По их мнению, все части природы имели душу и свой пол и, соответственно, им не было чуждо все человеческое.
Множество обрядов, торжеств и обычаев не мыслились без сексуального подтекста. Например, гулянье в честь богини плодородия и удачного брака Лады. Эти гулянья проходили несколько раз с начала марта до середины сентября. Люди в эти дни звали весну или просили дождя, пели и гуляли, водили хороводы и веселились. Одежда была свободная, и при каждом подскоке неизбежно колыхалась, оголяя части тела.
Известный и в наши дни праздник Масленицы также отличался неким эротическим подтекстом. Популярные прыжки через костер сопровождались поднятием одежды, чтобы она не сгорела.
После 988 года, когда пришло христианство, и еще сильнее в XII веке с укреплением церкви стало меняться отношение к сексу. Конечно, не сразу, но постепенно все изменилось. Разрешалось сожительство только для супругов в церковном браке, да и то лишь для продолжения рода, а не ради удовольствия.
Во время церковных праздников, по пятницам и выходным и также в пост обязательно было воздержание. Если вычесть из года все эти дни воздержания, всего лишь 50-60 дней в году можно было заниматься любовью. На время запрещения секса некоторые духовные лица предлагали супругам спать отдельно. Хотя место в домах не позволяло это осуществить.
Секс между супругами был разрешен только в одной (!) позе – миссионерской, а все другие считались греховными. Вы спросите, а кто мог узнать подробности? Священник! На исповеди он узнавал у людей, в какой позе они это делают. Конечно, верующие христиане отвечали честно. А за другие позы даже наказывали длительным (3-10 лет) покаянием с множеством ежедневных поклонов. Категорически были запрещены позы стоя, ведь так сложнее зачать ребенка. А поцелуи, причем любые, не приветствовались.
Сравнительно недавно по меркам истории незамужнюю девушку, которая занималась сексом, без какого-либо негативного подтекста называли блудницей. То есть блудница – это та, кто блуждает и ищет мужа. Но с приходом христианства к половой жизни до брака стали относиться неодобрительно. Невинность невесты и верность супругов стали главной семейной добродетелью. В XVIII веке слово «блудница» приобрело негативную окраску.
Существовал также обычай, который очень похож на мусульманский. Все гости свадьбы должны были узнать, невинна ли молодая жена. Это было обязательным ритуалом. Около комнаты, куда удалялись новобрачные на первую брачную ночь, их ждали так называемые постельничие. Через полчаса муж отправлял человека к теще и тестю со словами благодарности за то, что они «сохранили» дочь.
Следующий день ознаменовывался тем, что отец новоиспеченного мужа «сыну своему да снохе своей по случаю вскрытия давал благословение». Да уж…слово «вскрытие» не очень подходит к такому интимному моменту.
Как вы уже, наверное, поняли, позднее секс из праздничного действия плавно перешел в нечто интимное, иногда даже неприличное.
Теща вместо жены. По словам некоторых ученых, в XII-XVI веках существовала весьма интересная особенность браков. И отношения мужа и тещи разительно отличались от тех, что мы наблюдаем сейчас. В наши дни эти члены семьи обычно не очень-то любят друг друга (не берем в счет счастливые исключения). А вот тогда все было наоборот. Зять и теща любили друг друга. В прямом смысле этого слова!
Дикость, скажете вы! Но, тем не менее, это было. Ведь девушек выдавали замуж в 9-12 лет, когда еще не прошло половое созревание и не началась менструация. Юношей же женили немногим позже, в 12-15 лет. И вот до того момента, когда молодая жена физиологически созревала, ее супружеский долг выполняла… мама! И длилась эта подмена обычно 2-3 года.
Петр I в 1714 году запретил жениться раньше 20 лет и выходить замуж раньше 17. Это касалось только дворян. Но уже в 1775 году Екатерина II издала указ, согласно которому мужчины всех сословий могли венчаться с 15 лет, а девушки – с 13 лет. А в середине XIX века венчать невест и женихов можно было с 16 и 18 лет соответственно. Вот тогда теща и перестала исполнять супружеский долг своей дочери.
Поэтичный секс. Что ни говорите, а у древнего секса не отнимешь поэтичности. Слово «забеременеть» у наших предков, например, заменялось выражением «покушать горошка». Это связано с тем, что в сказках символ плодородия, гороховый стебель, вырастал до неба.
Была определенная логика и у названий женского и мужского полового органа. Так, мужской часто называли «расческой» или «гребнем». Ведь по мифологическим ассоциациям волосы символизировали обилие и, соответственно, плодородие. Женское естество часто ассоциировали с золотым кольцом или колодцем.
Популяризация секса. Потом появились публичные дома. С 1843 года во многих больших городах стали выдаваться официальные разрешения на открытие находящихся под медицинским контролем легальных публичных домов по французскому образцу.
В 1924 году вышла книга под названием «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата», которая пропагандировала свободную любовь. Но вступать в брак автор этой книги рекомендовал не раньше 20-25 лет. Разнообразие половой жизни и неофициальный секс не приветствовались. Также говорилось, что в отношениях взрослых людей не может быть ревности, флирта, кокетства и ухаживаний. Одна из главных фраз этой книги: «Преддверием к половому акту должно было быть обострившееся чувство всесторонней близости, глубокой идейной и моральной спайки… Социальное, классовое впереди животного, а не наоборот!»…
…Вот так вот, собственно говоря, подавлялись в Советском Союзе инстинкты и эмоции. Общественное мнение осуждало сексуальные желания. Сегодня же люди вновь открыты и естественны. Что, несомненно, очень хорошо!
Мария БЕНЕВОЛЕНСКАЯ, «SUPER Стиль»