"Вбегу на холм и упаду в траву |
СТРАННЫМ И НЕВЕРОЯТНЫМ в наше время кажется умолчание в истории России и Курского края о Великой битве курян с ордою ногайцев Большого улуса, произошедшей 29 июня 1709 года, одновременно со всемирно известной Полтавской битвой. А между тем, освещение кровопролитной битвы на Красной Поляне во многом проясняет и дополняет события, происходившие в общественно-политической жизни России петровского периода. Позволяет понять систему межгосударственных отношений, сложившихся в Европе на тот период. Я уже не говорю об огромной пользе для современных курян знания об этом значимом крупнейшем событии XVII века, происшедшем на Курской земле.
Готовясь к Полтавской битве, шведский король Карл, не надеясь на собственные силы, повсюду искал союзников для уничтожения все более крепнущего тогда политического могущества России.
С этой целью он, находясь в Варшаве, осенью 1708 года, то есть за год до Полтавского сражения, посылает срочно полковника Сандулея в Константинополь для заключения союза с Турцией против России, а полковника Клинстрема — к польскому королю Станиславу Лещинскому.
В это же время другие его агенты подготавливают измену Мазепы с запорожским и частью донским казачеством. Велась активная подрывная работа, направленная на организацию бунтов и мятежей против Петра и в самом русском народе. Помимо этого, агенты Карла подкупили Крымского хана и предводителей кочевых орд. С ними было условлено, что они нанесут удар по тылам наших войск одновременно с Карлом, и тем самым значительно ослабят силы Петра.
Перед Полтавской битвой Петр обратился к офицерскому собранию с такими словами: "Король швецкий и самозванец Лещинский привели к своей воле изменника Мазепу и клятвенно утвердились отторгнуть Малую Россию, учинить из оного независимое княжество под властью того изменника, присоединить к оному Волынь, и подчинить ему же Мазепе, казаков запорожских и донских. Такою надеждою льстясь, изменник уповал собрать казацкого войска до 200 тысяч, подкупил Порту, крымского хана и орды "на нас" для исполнения своего замышления призвал в Малороссию короля шведского со всеми его силами и Лещинского поспевшего уже на соединение, и с ним 2500 польского войска".
Нет сомнения в том, что ногайские и другие степные орды были подкуплены "на нас" и что по соглашению "Клятвенно утвержденному" они должны были напасть одновременно со шведами, то есть 29 июня (по старому стилю) 1709 года.
Ногайская орда Большого улуса полагала себя законной преемницей "царя Ногая", считавшегося законным властелином Курской области того времени. Несомненно, битва 12 июля (новый стиль) представляет огромный интерес для археологической и исторической российской науки, а подлинные события и характер сражения столь интересны, уникальны и колоритны, что достойны быть внесены в перечень выдающихся событий российской истории.
Легкая конница ногайской орды в июне 1709 года за считанные дни беспрепятственно дошла до Ливенской крепости (ныне Орловская область) и была остановлена ливенским войском. Неожиданно для хана Мамая, возглавлявшего более чем стотысячное татарское войско, ливенцы оказали жесточайшее сопротивление ногайцам, сильно потрепав ханское войско и нанеся огромный урон коннице Мамая.
Ногайцы не смогли взять Ливны и в спешном порядке двинулись в орду по Муравскому шляху к Красной поляне, остановившись лагерем в урочище для отдыха после поражения у Ливен.
В татарском войске находился небывалого размера богатырь. Предание гласит: "Мерою татарин был трех сажен, голова на нем, как пивной котел, промеж плечей татарин во косую сажень". Во время похода этого ногайского богатыря возили позади орды на особой колеснице, запряженной несколькими парами лошадей. Во время "отдыха" орды в логу, недалеко от селения Красная Поляна, курским порубежникам в чащобах дубрав и сосняка удалось подготовить несколько хитроумных ловушек. К этому же времени к Красной Поляне подошел отряд петровского регулярного войска с тремя пушками.
Отряд спешил на помощь ливенцам, но опоздал. Лагерь царских ратников, замаскированный кустарником, расположился между рекой Тим и правым берегом устья того ручья, который бежит по дну Станового Лога.
Утром 29 июня (старый стиль) или 12 июля (новый стиль) приотдохнувшая орда шумно вышла из своего стана (что располагался между шляхом, Муравкою и конечными отвершками Станового Лога) и двинулась на село Савины. Несколько в стороне от ее правого фланга одиноко шел пешком их великан, сверкая на солнце железным шлемом, железной кольчугой и щитом.
Куряне были наготове, хотя татары могли этого и не знать, так как в то время вокруг Красной Поляны росли густые дубравы, в которых русским нетрудно было скрывать отдельные отряды и также скрытно передвигаться в нужном направлении, в то время как орда, находясь на открытой местности, была вся на виду у курского воинского ополчения. Ружейная и пушечная пальба, неожиданно и разом открывшаяся из леса, остановила наступление орды на село Савины и принудила ее круто повернуть на эти выстрелы, показавшие расположение русских.
С этого мгновения и началось ужасное побоище, в память которого центр краснополянской битвы был наречен "Урочище — Побоище". Ногайский великан в своих доспехах и с четырехпудовым мечом в этой битве нанес курянам не меньший урон, чем вся орда, и тем вызвал у них страшную неприязнь и ненависть.
Предавшись притворному бегству в глубь лесного оврага, куряне заманили татарского витязя в обрывистый отвершек, который позже назвали "Безголовый Верх". Ногайский богатырь был повержен там метким выстрелом из огромного кремневого ружья. Когда же великан упал, то ему еще живому отрубили голову. Отсюда и название верха "Безголовый".
В этом жестоком сражении практически перебита была вся орда. На другой день после победы над татарами огромная толпа народа со всей округи собралась на Красную Поляну. Среди трупов, валявшихся и по чистому полю, и между дубовыми кустарниками, люди отыскивали своих отцов, братьев, мужей, сыновей — убитых и раненых. Раненых развезли по домам, а убитых порубежников и царских солдат схоронили согласно христианскому обряду по погостам ближних церквей. Поголовно перебитую татарскую орду закопали в яму, исключая тех, что валялись от нее слишком далеко. Обезглавленный труп ногайского великана, по преданию, был затоптан в трясину. Голову же его, в железном шлеме, подвязанном под подбородком цепью, с криком и свистом прикатили котом к Голубцу и там, на могиле татарской орды, навсегда оставили ее своеобразным памятным знаком в назидание всем инородцам, охочим до русской земли.
А.С.Пушкин во время своей поездке в Эрзерум, проезжая через Елец и Ливны по Муравской сакме на юг России в 1820 году, не мог не видеть этой огромной головы, воспетой им в поэме "Руслан и Людмила".
Я прошу прощения у читателей за сухое изложение событий 1709 года на Красной Поляне, ибо не оно является целью данной публикации. Великолепно и красочно, с живыми подробностями убедительно вплетаемых преданий в фактическую ткань событий, перипетии жестокой Краснополянской битвы 12 июля (новый стиль) 1709 года изложил Ростислав Марков, член курской археологической комиссии в своем очерке "Голубец на Красной Поляне", изданном еще в 1909 году.
Международный Фонд славянской письменности и культуры скоро выпустит в свет этот очерк отдельной брошюрой, и смею надеяться на то, что с материалами о битве курян против Ногайской орды сможет ознакомиться большее число наших соотечественников. Я назову только основные, важные положения, подтверждающие судьбоносное значение для России этой битвы.
Как уже отмечено выше, Ногайская орда считала себя законной наследницей владения Курской областью. После ее разгрома под Красной Поляной курская земля навсегда освободилась от татарских притязаний на владение и взимание дани с Курской земли.
Поражение Ногайской орды под Ливнами, окончательный разгром и уничтожение ее на Красной Поляне полностью разбили честолюбивые планы шведского короля Карла XII и предательские замыслы гетмана Мазепы вместе с его польским союзником, самозванцем Станиславом Лещинским.
Поражает воображение тот фат, что победа в битве на Красной Поляне, а равно и Полтавская победа свершились 12 июля (новый стиль) в день памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Требуется и разъяснение исторической наукой весьма прискорбного факта: почему при полном освещении событий Полтавской битвы с ежегодным пышным празднованием этой победы несправедливо умалчивалось и умалчивается о не менее важной победе русских над стотысячным войском Большого улуса Ногайской орды? Ведь, кроме сообщения Ростислава Маркова перед Курской археологической комиссией в 1909 году, других публикаций об этой битве нигде не было.
Необходимо отметить важную особенность очерка господина Маркова.
Сообщение было продиктовано готовящимися этим обществом раскопками на месте битвы, до сих пор не проводившимися. На моей памяти, в районе станции Расховец производились раскопки в 50-е годы на двух курганах, друг от друга недалеко отстоявших. Эти раскопанные курганы видны до сих пор, когда едешь по железной дороге, слева за станцией Расховец по направлению к Курску. Других раскопок в этом районе не было.
Можно объяснить "временную забывчивость" исторической наукой событий 1709 года на Красной Поляне трагическими обстоятельствами, обрушившимися на Россию с начала ХХ века: война с Японией (1905 год), первая мировая война (1914 —1918 годы), революция, гражданская война, голод, разруха, коллективизация, Великая Отечественная война (1941—1945 годы), восстановление народного хозяйства и т.д.
Несомненно, что все эти причины повлияли на образование столь досадного пробела в нашей истории. Но такое "белое пятно" требует от нас деятельного осмысления этих событий для утверждения нашего поколения и для блага будущих поколений.
Из этого следует, что Курская земля к своей многострадальной истории прибавила еще одно Поле Славы, судьбоносное ратное Поле. А к таким памятным событиям мы должны относиться свято. Несомненно, наша археологическая наука обязана откликнуться на более полное раскрытие событий Краснополянской битвы.
Правительство должно в полном объеме и надлежащим образом обеспечить финансирование археологических экспедиций, научных исследований, а, главное, придать государственный статус, уравнивающий Краснополянскую битву с Куликовской, Полтавской, Бородинской и Прохоровским ратными полями.
Сказанное выше отнюдь не снимает наипервейшей обязанности и гражданского долга перед подвигом наших пращуров с нас, курян — не только проживающих на территории Курской области, но и живущих в рассеянии в разных городах и весях нашей страны.
Учитывая, что Ногайская орда, хлынувшая на Россию в 1709 году для соединения с союзными войсками Карла XII, потерпела поражение у стен Ливенской крепости (ныне Орловская область), предлагаю объединить, для начала, усилия курян с орловчанами для восстановления и утверждения ратного Поля русской славы — Битвы при Красной Поляне.
Известно, что Петр в день памяти Светлых Первоверховных апостолов Петра и Павла обязательно ставил свой царский шатер, где бы он ни находился в это время, в походе или в столице. Историческая победа России по оси Ливны—Красная Поляна—Полтава — еще одна мощная нить, скрепляющая наше православное славянское единство, еще один вдохновляющий пример для сегодняшнего поколения русских людей и роковой исторический урок для всех заокеанских и иноплеменных охотников до русской земли.
Меня же, родившегося в 10-12 километрах от этого исторического места, всегда безотчетно тянуло к нему. С годами остановка здесь стала для меня и моих друзей-единомышленников своеобразным ритуалом. В любое время года, в любую погоду, днем ли, ночью, мы останавливались на самом высоком месте водораздела, где в сторону города Курска все речушки и реки впадают в Днепр (Днепровская сторона), а в сторону Воронежа все реки собираются и текут в Дон (Донская сторона). Всегда от этого вида на душе становится спокойно, значительно, и дух захватывает от громадного окоема, и чудится, будто твое дыхание сливается с дыханием родной твоей земли, а сердце сжимается в унисон с глухим гулом седой древности.
Так было из года в год, при частых моих приездах из Москвы в Мармыжи, на свою малую Родину. Когда мой друг Сергей Локтионов познакомил меня с очерком господина Маркова, сердце мое радостно затрепетало от конкретного совпадения и подкрепления давнишней убежденности, что в каждом человеке на генетическом уровне заключена вся предшествующая история его страны, его земли, его народа.
Важно, чтобы наши сердца, наши души были наполнены любовью к своей земле, стране, к своему народу. И тогда многое откроется нам… И пусть наши сердца перестанут быть теплохладными и наполнятся живым деятельным биением по учреждению и утверждению Ратного Поля Славы при Красной Поляне. И пусть к ежегодному православному празднику — памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля (новый стиль) добавится еще один православный ритуал, крепящий нашу историческую память — Молебствие в память о наших воинах-пращурах, положивших живот за други своя в битве с Ногайской ордой при Красной Поляне в 1709 году.
Вячеслав КЛЫКОВ, |