Русское Движение

Карла ХII нельзя и близко ставить с предателями и палачами Мазепой, Бандерой, Шухевичем

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Намерение властей Приднестровья оказать всестороннее организационное содействие шведским властям в проведении на территории республики мероприятий, посвященных "300-летию пребывания" в Бендерах шведского короля Карла ХII, бежавшего туда после победы русской армии над шведами под Полтавой в 1709 году, или, по определению посла Швеции в Молдавии Ингрид Терсман, 300-летию "шведского присутствия на приднестровской земле", прокомментировал 23 января для ИА REGNUM заведующий кафедрой отечественной истории Института государства и права Приднестровского государственного университета Николай Бабилунга.

Я не совсем понимаю, как могут быть неуместны культурные, спортивные, гуманитарные и все прочие инициативы народов и правительств, даже если какие-то формы государственности у них являются с точки зрения мирового сообщества проблематичными?! Буквально на днях в Тирасполе давал концерт с нашим Государственным симфоническим оркестром известный композитор Евгений Дога (будучи уроженцем Приднестровья, композитор Евгений Дога, уже много лет проживающий в Москве, в ходе молдавско-приднестровского конфликта предлагал русским убраться в Россию или привлекать их к уголовной ответственности "за сепаратизм" - прим. ИА REGNUM). Несколько недель назад американский посол в Молдавии привозил в Приднестровье исполнителей из США, которые порадовали нашу публику звучанием настоящей скрипки Страдивари. До этого у нас бывали исполнители из Франции, Израиля, России, Украины, Молдавии и других стран. Приднестровские футболисты встречаются со спортсменами Молдавии и других стран, а некоторые, как я слышал, даже играют на международных соревнованиях под молдавским триколором. Какие тут могут быть проблемы? Мне кажется, это счастье, что, несмотря на всю вражду политиков и противоречивость, а подчас - просто несовместимость различных государственных систем, у нас есть мудрость пользоваться возможностью культурного общения и обмена.

Что касается мероприятий, которые намечены у нас к 300-летнему юбилею пребывания шведского короля в Бендерской крепости, то они совершенно естественны и необходимы. Карл XII провел в бендерском изгнании 4 года, которые были очень важными и в его жизни, и в истории Приднестровья, истории Швеции, Турции, Молдавии, России, Украины и других стран. Это наша общая история, и никому не будет хуже от того, что мы ее будем лучше знать и более пристально изучать. После полтавского разгрома Петр Великий возвратил пленным шведским офицерам их личное оружие, пригласил к себе на пирушку, а после отпустил домой. Карл в Бендерах продолжал вести активную политику, пытаясь сколотить новую антирусскую коалицию, в чем не имел никакого успеха. Он был очень недоволен султаном, который не воспользовался удобным случаем разгромить русскую армию во время неудачного для Петра Прутского похода в Молдавию. А после устроенного им дебоша с потасовкой (калабалык) турки просто насильно выдворили его обратно в Швецию, где он вскоре погиб при загадочных обстоятельствах. Разузнать об этом периоде как можно больше в интересах каждой из сторон, участвующей в данном "культурном проекте". Ничего антироссийкого ни я, ни кто-либо еще в нем не усматриваем. Более того, я надеюсь, что и российские музеи, российские исследователи примут в нем самое деятельное участие. Нашу общую историю надо кропотливо изучать, а не оплевывать и не предавать анафеме по старой привычке.
Приднестровский историк: Карла ХII нельзя и близко ставить с предателями и палачами Мазепой, Бандерой, Шухевичем



Конечно, Карл в Бендеры прибыл с Мазепой, а после его смерти возвел в гетманы его преданного последователя Орлика, в честь которого в Бендерской крепости несколько лет назад открыли памятный знак. Но это важная страница истории Украины, которую мы тоже изучаем, знаем и уважаем, вне зависимости от того, как Мазепа и Орлик относились к российской государственности. Но это совсем другой вопрос. Шведский король не был проклят Русской Православной Церковью и не стал кавалером Ордена Иуды, придуманного Петром специально для Мазепы. Более того, в определенном смысле Карл сам пал жертвой интриг неугомонного Мазепы. А самое главное, оранжевые власти никогда и не думали представлять шведского короля в качестве национального героя Украины, символа добродетели и первого украинского евроинтегратора (9 октября 2007 года тогдашний "оранжевый" президент Украины Виктор Ющенко подписал указ "О праздновании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза". В рамках этих мероприятий, в частности, планировалась установка памятника Карлу XII в Полтаве к 300-летию Полтавской битвы. Шведская общественная организация "Ассоциация друзей военного музея Стокгольма" пыталась подарить Полтаве бюст Карла, однако власти города отказались его принять. Тем не менее, 11 сентября 2008 года в селе Дегтяревка Черниговской области Украины в присутствии представителей украинского МИДа и других органов власти был установлен совместный памятник гетману Мазепе и Карлу XII. А 1 октября 2008 года Ющенко и король Швеции Карл XVI Густав приняли участие в открытии международной выставки "Украина - Швеция: на перекрестках истории", состоявшемся в Национальном музее истории в Киеве. Ющенко в своем выступлении особо подчеркнул, что благодаря этой экспозиции украинская общественность впервые сможет ознакомиться с "реликвиями непростого периода - XVII-XVIII веков - времени, когда Украина пыталась обрести свою независимость" - прим ИА REGNUM). Бессмысленно даже близко ставить имя этого выдающегося политического деятеля Швеции с именами таких предателей и палачей как Мазепа, Бандера, Шухевич и прочих национальных символов непримиримой борьбы с "москалями" для тех свихнувшихся "помаранчевых революционеров", которые в Киеве вешают Деда Мороза и Снегурочку, как, якобы, идеологическое оружие Москвы.

Отдавая каждому персонажу исторического прошлого результаты его деяний, как во благо народов, так и во вред им, мы вовсе не собираемся биться в истериках, превознося чьи-то заслуги до божественных небес, или, наоборот, осыпая его хулой, бранью и сквернословием. Нет у нас никакого желания политизировать историю, придавая ей кипение сиюминутных политических страстей и борений. Это не наш метод, как говаривал Шурику в известном фильме его напарник. К своей собственной истории, как и к истории соседних народов, мы в Приднестровье относимся с почитанием, заинтересованностью, пиететом. И такая яркая фигура нашего исторического прошлого, как Карл XII, конечно, не является исключением.
 Николай Бабилунга, regnum.ru