Русское Движение

Крымское Ханство – государство или этническое бандформирование?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Если внимательно вчитаться в требования националистической верхушки, как меджлиса так и конкурирующих с ним на этом политическом поле структур и организаций, то отчетлива видна главная мысль – русские, как народ, (даже не имперская Россия, не СССР, не Российская Федерация) виновны навсегда перед татарами нынешней Тавриды за уничтожение светоча государственности - Крымского Ханства, поэтому мы, русские, и сейчас и впредь должны искупать как сами, так и наши потомки этот чудовищный, по их мнению, исторический грех. Не рискну утверждать, что вся татарская община Тавриды разделяет столь экстремистские идеи и взгляды, но молчаливое большинство еще никто не отменял. Молчание – знак согласия, и мне очень хочется получить хотя бы негромкие сигналы, что это далеко не так, что татарская умственная элита учит свой народ толерантности и миролюбию. Ведь не зря старая русская интеллигенция всегда считала, что народ надо учить доброму и вечному. Не надеясь поставить окончательную точку в старую историческую дискуссию попробую расставить акценты в споре немного по - иному.

Все мы, пережившие лихие 90-е усвоили вольно или невольно, особенно  из многочисленных телесериалов, слэнг криминалитета и уверенно различаем, чем пахан отличается от смотрящего или  бригадир от рядового бандита.

Вот и попробуем посмотреть на историю нашей Тавриды с XIII  века непредвзято, как зрители криминальных боевиков.

Сценарий криминально - исторического фильма получится кратким и сочным:

Как-то на сходке местной братвы решено было не давать отходняк Сарайскому пахану, назначили своего старшого и успешно отбили претензии сарайских. Только начали осваиваться, как предъяву дал крутой с Юга, спорить с ним было себе дороже и сходняк порешил, своего считать смотрящим, а южанина – верховным паханом. Стали жить да поживать, пощипывая соседей, кто рискнет дать отпор, пока за спиной крепкий пацан. Местные бригадиры и сами иногда прижимали окрестных, даже если смотрящий договаривался с соседними мужиками. Все было окэй, да один тут вырос крепенький мужик и прикрыл малину. Вначале дал пахану по сусалам, а потом и сам решил иметь вместо беспредела хозяйство. Зажили вроде неплохо, одно свербит – работать пришлось, а братва вроде как разучилась, вот и стали палки в колеса вставлять новому Хозяину, этот шуток не понял и всю местную гопоту и выгнал, правда не всех за дело. Потом братва вернулась и порешила на своем сходняке снова, как шестьсот лет назад, все вокруг наше, а мужики, отныне, работают на правильных хлопцев. Правда не все мужики согласны…да кто их будет спрашивать!

А вот так пишут не сценаристы фильмов о лихих и правильных ребятах, а историки:

В январе 1223 г. в Таврию вторглись монголо - татары, до этого близ Дербента разгромившие алано-половецких союзников. В источниках реже употребляется для обозначения завоевателей этноним «монголы», а чаще «татары», связано это, скорее всего, с древним термином «тартар», что было названием «ад». Разгромив Судак и перебив значительное число половцев, татары удалились. Только во время второго похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться на полуострове. Его степная и предгорная части были поделены между родами, участвовавшими в завоевании. Закреплению татар на полуострове способствовало образование Золотой Орды, в которой Таврия заняла положение улуса (провинции). Резиденцией наместника стал город (Солхат или Крым (ныне Старый Крым), возникший во 2-й половине XIII века на торговом пути из генуэзской Кафы (Феодосии) в степи Евразии. Название города «Крым», вскоре перешло, по мнению некоторых историков, на весь полуостров, а затем и на  тюркоязычные этносы Северного Причерноморья.

В указанный период начинается формирование из различных тюркских племен татарского этноса Тавриды. В его состав вошли, кроме пришельцев - татар, часть половцев, ассимилированных завоевателями, у которых они стали привилегированной  верхушкой после физического уничтожения их прошлой племенной аристократии. Заметное этнокультурное влияние оказала эмиграция из малоазийских сельджукских султанатов, отразившаяся на формировании духовной культуры татар полуострова. Поэтому наречия южнобережья Тавриды стали чисто турецкими, они ближе к литературному турецкому, чем даже говоры некоторых провинций Малой Азии сейчас.

Христианское население крымского улуса оказалось под сильным идеологическим и политическим и, особенно, финансовым давлением (христиане были политически неполноправны и платили дополнительные налоги), началась его мусульманизация и тюркизация, о чем есть прямые сведения в нарративных, т.е. письменных  источниках. Особенно этот процесс усилился после провозглашения золотоордынским ханом Узбеком ислама суннитского толка государственной религией (1313 г.).

Большую роль в процессе формирования  татар Тавриды сыграл распад Золотой Орды. В 1-й половине XV века центробежные процессы охватили огромную территорию и привели к обособлению Казанского, Астраханского и Крымского ханств. Последнее объявило и вооруженным путем добилось от центральной власти, т.е. золотой Орды суверенитета в 1443 году. Сепаратизм против Золотоордынской империи проявился на 40 лет раньше, чем у России, а ведь для татар, в отличие от русских, это была родная Орда. В состав ханства также вошли земли между Дунаем и Днепром, Приазовье и часть Кубани. Эта территория была гораздо большей, чем коренные владения татар в Крыму. Но точно установить ее границы, особенно северные, довольно трудно, т. к. многочисленные кочевые и полукочевые народы, обитавшие на землях Причерноморья, часто меняли места кочевки или просто выходили из-под власти хана.

В июле 1475 года после захвата Тавриды турками, Менгли Гирей подписал договор отнюдь не с султаном Оттоманской Порты (одно из  названий Османской  империи), а с главнокомандующим турецких войск в Крыму и верховным визирем Гедик-Ахмед-пашой. В декабре 1475 года, после полугодичной осады и пяти штурмов, турецкие войска уничтожили княжество Феодоро и убили потомка императоров Византии владетельного князя Александра. Крымское ханство превратилось в вассала Турции. Менгли Гирей от имени султана утвержден крымским ханом. Территория княжества Феодоро и южный берег Крыма от Кефе (Феодосия) до руин Херсонеса (будущего Севастополя) стал «султанским санджаком», состоящим из Мангупского, Судакского, Кефейского и Еникальского кадылыков и вошел в состав Турции. Сохранившиеся остатки христианского населения Крыма были обложены большим количеством налогов и повинностей, турецкие власти проводили тотальную политику мусульманизации и тюркизации, поэтому население кадалыков, в дальнейшем, говорило не на татарском, а на турецком языке. Аппетит приходит во время еды, поэтому турецкий султан Мехмед захотел взять под свой контроль и земли Большой Орды. В 1476 году Оттоманская Порта решила объединить Большую Орду и Крымское ханство в один улус, Менгли Гирея сместили и крымским ханом стал сын властителя Большой Орды Ахмата Джанибек. Однако хан Большой Орды Ахмат и его сын Джанибек, ставившие целью восстановление Золотой Орды, не желали полностью подчиняться Турции и уже  в 1478 году при помощи сепаратистской золотоордынскому единству крымской знати Джанибек был изгнан из Крыма. Крымским ханом вновь стал Менгли Гирей, верноподданно подтвердивший все предыдущие условия договора 1475 года. Для надежности в Стамбуле постоянно жили члены семьи Гиреев, из которых султан мог в любой удобный для него момент подобрать замену вздумавшему по тем или иным причинам проявить строптивость крымскому хану, а в резиденции постоянного представителя турецкого султана в Крыму - Кефе находился большой турецкий гарнизон, как, кстати, и на Перекопе. Крымскому ханству была оставлена внутрипо­литическая автономия и право дипломатических отношений с иностранными государствами (т.е. по западно-европейской аналогии – маркграфство). Для примера, в империи Каролингов были: Датская Марка, Испанская, Австрийская и никому в то время не приходило в голову считать их сюзеренами, а не вассалами Римской империи Каролингов.

Для примера, приведу действия Османской империи в это же время в других регионах. В 1476 г. турки захватили Молдавию и поставили ее в вассальную зависимость. Этим на некоторое время закончился период завоеваний. Османам принадлежал весь Балканский полуостров до Дуная и Савы, почти все острова Архипелага и Малая Азия до Трапезунда и почти до Евфрата, за Дунаем Валахия и Молдавия находились от них тоже в сильнейшей зависимости. Везде управляли или непосредственно турецкие чиновники, или местные правители, утверждавшиеся Портой и находившиеся у нее в полном подчинении

С приходом турок господарь Молдавии стал избираться боярами, а родственники господаря (обычно сыновья) в знак верности направлялись в Стамбул. В княжестве фактически была олигархия, так как бояре и крупные феодалы решали всё сами на совете без господаря. С 1711 года бояре потеряли даже это куцее право на избрание господаря, и он стал назначаться султаном Турции раз в три года. Такие господари обычно были даже не из Молдавского княжества и не имели права управлять княжеством, занимаясь только сбором налогов и отсылкой дани султану. Они получили название фанариоты.
 Власть хана в Крыму никогда не была самодержавной, как в Византии или России. Любой из глав семи знатнейших крымских родов (по терминологии Западной Европы – барон) мог отказать хану в участии в походе или по соглашению с другими беями предпринять его самостоятельно. Все вопросы внутренней и внешней политики Крымского ханства решались с согласия турецкого султана, за службу которому Гирей и их высшие должностные лица получали денежное вознаграждение. Порядок престолонаследия также определялся главой Османской империи. Если раньше, с 1443 по 1475 гг. ханом должен был стать старший мужчина в роду потомков Гиреев, как традиционно принято у  всех чингизидов, после его избрания татарской знатью или назначения своим предшественником, то в последующем Оттоманская Порта назначала и смещала ханов в зависимости от своих интересов. Новому хану от имени султана направлялась почетная шуба, сабля, соболья шапка, усыпанная драгоценными камнями вместе с хаттишерифом (собственноручно подписанным указом), который зачитывался на заседании дивана (государственного совета) в присутствии представителей наиболее знатных родов. Если прежний хан еще был жив, он тут же отрекался от престола. Непослушание каралось смертью. Ни один хан не мог быть уверен в своем завтрашнем дне, т.к. в любую минуту мог расстаться не только с властью, но и с жизнью. Большинство перемещений высших должностных лиц осуществлялось по решениям и просьбам к Дивану (руководство страны при султане) Османской империи крымских беев, которые, борясь за свою самостоятельность, не допускали возвышения или увеличения власти  правящего хана. В результате этих частых смен «правителей» к середине XVIII века насчитывалось около двухсот Гиреев, которые могли претендовать на ханский престол.

Всего в разное время было 55 приходов Гиреев к власти в Тавриде. Некоторых «независимых суверенов», то бишь ханов, назначали по 2, по 3, а одного наиболее прыткого, аж целых 4 раза, своей смертью умерло всего 5 ханов, 4 казнено тем или иным образом, и надо быть объективным, один отказался от власти сам. С правления Ислама Гирея II (1584-1588 гг.), приказавшего произносить на хутбе (пятничном молении) свое имя после имени султана, признавался полный и безоговорочный вассалитет  и подчинение Крымского Ханства власти (Оттоманской Порты) Османской империи*.

Я понимаю, что наступил на больные мозоли некоторых национально-мыслящих татар, считающих себя центром исторической мысли Тавриды, задел блудливых толерастов от политики и будет много визгу после моей статьи. Заранее заявляю, что нынешние татары Таврии не должны считать, что я оскорбляю или тем или иным способом унижаю их этнос, дети не отвечают за родителей, и нынешние австралийцы не открещиваются, а гордятся своими предками – каторжниками. Надо не добиваться привилегий по национальному признаку, а адаптироваться в современное цивилизованное общество полуострова – «ордена на груди планеты Земля». Но, видит Бог, я искренне верю, что у Крымского ханства государственных идей не было (Вал. Иванов «Златая цепь времен»), было лишь паразитирование на окрестных народах. Паханатство и людокрадство, как система хозяйствования, т.е. государства не было – было этническое бандформирование, типа Хазарского каганата на Юго – Востоке Руси или псевдогосударства жужаней существовавшего когда - то около Китая (Гумилев, «Древние тюрки») и разделившего с ними аналогичную историческую судьбу. Екатерина Великая не уничтожила татарское государство, которого, практически никогда не было, а вырезала смердящую опухоль в Восточной Европе и излечила ее народы от заражения сепсисом ненависти и вражды друг к другу.

Евг. Попов

 

 

*Понятие государственного суверенитета первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая, прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена [Жан Боде?н  считается  многими исследователями основателем науки о политике из-за разработанной им теории «государственного суверенитета»] суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права.

С точки зрения исламского права, собственная монетная чеканка («сикка»), наряду с упоминанием имени правителя в пятничной молитве («хутба»), – два необходимых признака государственного суверенитета. Отсутствие хотя бы одного признака, есть признание подчинения и неполноправия владыки данного государственного образования вышестоящему суверену. В Османской империи чеканка мелкой медной и серебряной монеты была разрешена некоторым вассалам, чеканка же золотой монеты была прерогативой верховной власти.

 Хутба - у мусульман молитва, читаемая специальным лицом — хатибом во время пятничного полуденного богослужения, а также в дни больших праздников (Курбан-байрам, ураза-байрам) и по особым случаям (о даровании победы мусульманскому воинству, об избавлении от засухи, голода, эпидемий и т.д.). В средние века  была также молитвой о здравии халифа и местного государя.

Халиф – титул турецкого султана как духовного главы и светского владыки по Шариату  всех мусульман Османской империи, т.е. и татар Тавриды.