Сейчас мало кто знает, что в древние времена название «Белая Русь» относилось вовсе не к Белоруссии, а к северо-восточной части Древнерусского государства – территории, где расположены Москва, Рязань, Муром, Смоленск, Владимир.
Правителей же этих земель нередко именовали белыми князьями. В середине XII века стараниями Юрия Долгорукого в тех местах возникли десятки новых городов, которые заселили тысячи переселенцев с юга. Сын же Долгорукого Андрей, прозванный Боголюбским, решил, что Белая Русь достаточно окрепла, чтобы стать во главе всего государства вместо утратившего былую мощь Киева.
Путь в Суздаль
Сергей Кириллов. «Андрей Боголюбский. (Убиение)». 2011 год Юрий Долгорукий, несмотря на расцвет своего родного Ростово-Суздальского княжества, всю жизнь стремился стать правителем в Киеве. В 1155 году ему это удалось. Заняв киевский престол, Долгорукий пожаловал по городу каждому из своих сыновей. Андрею достался Вышгород. Однако тот не захотел жить на юге и неоднократно упрашивал отца отпустить его в Белую Русь. Ему не нравилось, что Долгорукий больше думал «о веселиях, нежели об управлении и воинстве». Киевляне ненавидели своего правителя, и в городе в любой момент мог вспыхнуть мятеж.
Так и не получив от отца разрешения, Андрей уехал самовольно. Покидая Вышгород, князь прихватил с собой образ Божией Матери – дорогую икону, привезенную в подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. По преданию, ее написал еще в I веке евангелист Лука, а в Царьград она попала в V веке из Иерусалима. Икона эта хранилась в вышгородском женском монастыре и слыла чудотворной.
Конечно же, никто не отдал бы подобную реликвию. В житии Андрея Боголюбского сказано, что князь попросту выкрал ее из монастыря и под покровом ночи уехал из Вышгорода. Он рассчитывал, что похищенный чудотворный образ поможет ему возвысить Белую Русь.
С этой иконой связана легенда о возникновении резиденции Андрея Боголюбского. Житие рассказывает, что по пути в Ростово-Суздальское княжество в нескольких верстах от Владимира все кони вдруг разом встали. Ничто не могло их сдвинуть с места. Пришлось заночевать там же. Во сне Андрею явилась Дева Мария и повелела ему отвезти икону во Владимир. Проснувшись, князь так и сделал, после чего объявил тот город столицей своих владений вместо Суздаля. А на том месте, где ему привиделась Дева Мария, он выстроил свою резиденцию – село Боголюбово, отчего и получил прозвище – Боголюбский.
Даешь самодержавие!
Один из хранящихся в Лувре наплечников Андрея Боголюбского
Опасения Андрея в отношении юга подтвердились. В 1157 году его отец умер, предположительно отравленный киевскими боярами. Ненавидевший Юрия Долгорукого народ тут же разграбил его двор. Недовольство бывшим князем перекинулось и на его подданных: всех выходцев из Белой Руси, находящихся на юге, стали грабить и жестоко избивать. Между тем среди русских князей вспыхнула новая междоусобная война – они решали, кто же следующим займет Киев. Однако, в отличие от отца, Андрей не стал бороться за древнерусский престол. Напротив, он принялся укреплять собственное Ростово-Суздальское княжество.
Историки отмечают, что Боголюбский стремился к единовластию. Он изгнал из своего княжества практически всех братьев и племянников, а также поставленных его отцом наместников-бояр. Несмотря на то, что крупнейшие города княжества – Ростов и Суздаль – поддержали Боголюбского, в них действовала вечевая система правления, ставившая городскую власть выше воли князя. Андрей же стремился к полному контролю. Он изменил законы управления поселениями и отменил вече. Фактически Боголюбский установил в Ростово-Суздальском княжестве что-то вроде монархии.
Инквизитор Федорец
В те времена княжеская власть во многом отпиралась на церковную. Боголюбский понимал: чтобы Владимир стал новой столицей Руси, недостаточно укрепить его военные и политические позиции. Ведь религиозным центром оставался Киев, где размещалась единственная на Руси митрополия, подчинявшаяся непосредственно константинопольскому патриарху. В его же землях были лишь епископы, подвластные Киеву.
Андрей решил создать собственную религиозную столицу. Он отправил в Константинополь прошение об утверждении во Владимире митрополии и назначении ее главой его любимца игумена суздальского Федора, называемого в народе Федорцом. Однако патриарх отклонил инициативу Боголюбского.
Тогда Федорец лично отправился в Царьград, и патриарх, как сказано в летописи, «поверив его словам, а более польстясь дарам, поставил его в Ростов». Русский митрополит, узнав об этом, повелел Федорцу явиться в Киев для получения благословения, а до тех пор «чтобы его за епископа не почитали». Тот же проигнорировал требование, заявив, что назначен не им, а самим патриархом. Когда же «духовные и мирские по повелению митрополита не стали от него благословения принимать», Федорец устроил в Ростово-Суздальском княжестве настоящую религиозную резню. Он повелел запереть церкви, запретил проведение любых служб, проклинал перечащих ему священников, брил им головы и бороды. Люди Федорца грабили подвластные церкви земли и избивали всех, кто сомневался в законности назначения епископа. Дошло до того, что Федорец принялся распинать наиболее строптивых своих противников, отрезать им языки и выжигать глаза.
Князь не вмешивался в религиозную борьбу своего любимца, но лишь до тех пор, пока это не стало угрозой его собственному правлению. Действия Федорца так возмутили народ, что в Белой Руси вот-вот мог вспыхнуть мятеж. Опасаясь бунта, Андрей заключил под стражу кровожадного епископа и отправил его с покаянием в Киев. Там Федорца осудили как богохульника, отрезали ему язык, ослепили, а затем обезглавили. Все писанные Федорцом книги «на торге пред народом сожгли».
Месть Киеву
Князь с похищенной иконой Божией Матери на открытке работы Ивана Билибина
В 1169 году Андрей Боголюбский решил поквитаться и за убийство отца, и за избиение киевлянами суздальцев, и за сорванную попытку создать митрополию во Владимире. Он организовал великий поход на Киев, к которому присоединились более десятка князей, а также кочевники-половцы. В мае 1169 года войска Боголюбского окружили город. Княживший там Мстислав Изяславич не смог противостоять такой рати. На третий день осады ему удалось покинуть город, и он поспешил за поддержкой. Но помощь подойти не успела – Киев пал. Как описывают летописцы, случились там «стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные».
Два дня победители грабили древнерусскую столицу, и «не было помилования никому и ниоткуда». Множество киевлян увели в плен. Разорялись не только дворы, но и церкви: срывались иконы, ризы, колокола. Многие храмы были охвачены огнем, полыхала Киево-Печерская лавра, не пощадили и главный храм – Софийский собор.
Захватив Киев, князь Андрей не сел на трон своих предков. Он предпочел вернуться в свою столицу – Владимир. В Киеве же посадил княжить своего брата Глеба.
Стараясь подчинить себе всю Русь, уже на следующий год Боголюбский повел армию на Новгород, однако взять его так и не смог. Тогда он взял город в осаду, там наступил голод, и новгородцам пришлось просить у Андрея мира. Между тем из-под контроля князя снова вышел Киев – его брат Глеб умер, предположительно, как и отец, отравленный киевскими боярами. В 1173 году Боголюбский снова отправился в поход на древнюю столицу, но вторая попытка взять ее провалилась: посланные князем войска потерпели поражение. А спустя год князь умер.
Месть москвичей
Вот как летопись описывает смерть Боголюбского.
В ночь с 28 на 29 июня 1174 года братья Кучковы во главе заговорщиков приехали в Боголюбово и постучались в княжеский терем.
– Кто ты? – спросил Андрей.
– Я Прокопий, – ответили ему.
– Раб, я слышу, что ты не Прокопий.
Поняв, что уловка не сработала, заговорщики принялись ломать двери. Князь метнулся к стене, где всегда висел наготове меч, но того на месте не оказалось – казначей Анбал предал Боголюбского и спрятал оружие. Двери не выдержали.
Убийцы ворвались в княжеские палаты и, набросившись на Андрея, стали сечь его мечами. Наконец, решив, что дело сделано, заговорщики покинули терем. Но князь оказался крепким мужчиной и был еще жив. С трудом встав на ноги, он вышел во двор в надежде призвать помощь.
Однако убийцы заметили его. Андрей попытался спрятаться, но не вышло – его быстро разыскали. Увидев занесенный для удара меч, Боголюбский поднял руку, и Петр Кучков ее отсек. После чего убийцы набросились на князя и добили его.
У Кучковых был повод поквитаться с Боголюбским. Сохранилось предание, что до строительства Москвы на ее месте находилось селение, называемое Кучковым – по имени его хозяина, зажиточного боярина Кучка. Когда в те места приехал Юрий Долгорукий, он что-то не поделил с Кучком и казнил его, после чего на месте селения выстроил город, впоследствии ставший столицей России.
Красавицу дочку убитого боярина Долгорукий выдал за своего сына Андрея. Впоследствии возник конфликт с потомками Кучка и у самого Боголюбского – он казнил одного из его сыновей. Похоже, эти события и стали причиной смерти князя Белой Руси.