27 сентября с.г. парламент входящей в состав Испании Каталонии принял решение, согласно которому наряду с намеченными на 25 ноября в автономной области внеочередными парламентскими выборами прошел также референдум о независимости.
Хотя официальный Мадрид довольно жестко отреагировал на это решение каталонцев, отметив, что будут задействованы все правовые рычаги для препятствования выходу области из состава Испании, и даже прозвучали призывы отправить войска в «мятежную Каталонию», тем не менее большинство европейских наблюдателей, следящих за этих вопросом, считает, что столь жесткий подход центрального правительства Испании может только лишь обострить ситуацию и сделать развитие событий непредсказуемым. Говорится о том, что около 2/3 7,5-миллионного населения Каталонии высказывается в пользу независимости, и в таком случае применение силы входящей в Евросоюз Испанией может возыметь лишь кратковременный сдерживающий эффект, оставив крайне негативные последствия на испанскую экономику, и без того находящуюся в глубоком кризисе.
С другой стороны, почти не оспаривается оценка, согласно которой, если сейчас каталонцам не удастся добиться де-юре независимости, предстоящий референдум однозначно станет серьезным шагом в этом направлении, и суверенизация станет лишь вопросом времени.
Однако проблема не только в Каталонии и Испании. В последние два месяца изменилась ситуация и в процессах, связанных с независимостью Шотландии (входящей в состав Великобритании) и Фландрии (являющейся частью Бельгии). Международное экспертное сообщество начало говорить не об отдельных явлениях, возникших на европейском континенте, а об очередном этапе перекройки границ, что свойственно Европе в среднем раз в пятьдесят лет.
1. Каталония
Согласно новой конституции Испании (1978г.), составленной после смерти Франко в 1975г., страна разделена на 17 автономных областей (и два автономных города), которые в свою очередь разделены на 50 районов. Каждая автономная область избирает свой областной парламент, который по предложению короля Испании формирует областное правительство во главе с руководителем правительства (президентом). Областные власти автономны при решении вопросов местного значения, а также в финансовых и судебных делах. Например, в областной бюджет перечисляется определенная часть собранных локальных налогов и пошлин.
Каталония является одной из этих 17 областей, однако местное население считает себя представителем другой нации, не испанцами. Это обстоятельство свойственно также двум другим областям – Стране басков и Галиции (откуда родом, кстати, нынешний премьер-министр Испании Мариано Рахой). Население трех вышеупомянутых областей в местном официальном делопроизводстве наряду с испанским использует также свой родной язык.
В основе стремления каталонцев к независимости лежат не только национальные или финансово-экономические вопросы. Каталония имеет многовековую историю независимой государственности. Например, каталонский парламент считается одним из самых старых законодательных органов Европы (XI век), а о стране Барселона (город Барселона всегда был и остается столицей и административным центром Каталонии) как о суверенном образовании впервые упоминалось в 987г.
Современная Каталония является, пожалуй, самым развитым регионом Испании. Занимая 6,3% (32,1 тысяча кв. км) территории и насчитывая 16% (около 7,5 млн. человек) от общей численности населения страны, Каталония в 2011г. дала 23% ВВП Испании или около $340 млрд. (согласно данным IMF). А с этими показателями в 2011г. Каталония в ряду независимых стран мира заняла бы 32-ое место, обойдя такие страны, как Дания, Финляндия, Чили, Израиль, Португалия и пр.
С другой стороны, эти данные показывают, что уровень жизни населения в Каталонии несравненно выше, чем в других областях Испании. Так, по данным 2011г. ВВП на душу населения в Испании составил $31,4 тысячи, и по этому показателю Испания заняла 28-ое место в мире. Тогда как в прошлом году ВВП на душу населения в Каталонии составил $45,3 тысячи, т.е. почти на 50% больше, и по этому показателю Каталония заняла бы восьмое место в числе независимых государств, обойдя Швейцарию, Нидерланды, Австрию и Швецию.
По данным Международного валютного фонда (IMF), в этом году экономика Испании переживет более чем 1,5%-ный кризис. В будущем году также фонд прогнозирует спад для испанской экономики (около1,3%), и по этому показателю в числе 17 стран еврозоны (в еврозону входят только 17 из 27 стран Европейского союза) Испания входит в худшую пятерку вместе с Грецией, Португалией, Словенией и Италией. Испания до сих пор не смогла восстановить уровень ВВП, который был до 2008г.
В августе этого года правительство Каталонии обратилось в Мадрид с просьбой предоставить финансовую помощь в размере пяти млрд. евро. Однако правительство Мариано Рахоя вынуждено было отказать в просьбе каталонцев, поскольку сумма, предусмотренная для содействия испанским областям, составляла всего 18 млрд. евро, и помощь Каталонии в размере пяти млрд. евро была выше сил Мадрида. Более того, центральное правительство Испании вынуждено было заявить об увеличении взимаемых у областей налогов, что вызвало серьезное недовольство на местах.
Причиной недовольства в Каталонии стал также отказ Мадрида удовлетворить другое предложение Барселоны – расширить автономию местного правительства, что дало бы ему право самостоятельно определять размер перечисляемой в центр суммы. К примеру, в прошлом году Каталония перечислила в Мадрид около €16 млрд. ($20,3 млрд.).
Наконец, после состоявшейся в сентябре в Барселоне широкомасштабной акции протеста правящая в Каталонии правоцентристская коалиция «Конвергенция и союз» (имеющая большинство в парламенте) сначала «провела» в законодательном органе решение о проведении 25 ноября внеочередных выборов, а через несколько дней добилась того, что парламент Каталонии решил наряду с внеочередными выборами провести и референдум о независимости.
2. Шотландия, Фландрия
15 октября премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и первый министр (глава правительства) Шотландии Александер Селмонд подписали соглашение, позволяющее провести осенью 2014г. в Шотландии референдум о независимости. На референдуме шотландцы должны ответить всего на один вопрос: хотят ли они остаться в составе Великобритании?
Возглавляемая Селмондом Шотландская национальная партия одержала победу в состоявшихся в мае прошлого года в Шотландии парламентских выборах, и независимость от Лондона была одной из стержневых предвыборных идей партии. По словам сторонников Селмонда, избавление от требующей большие расходы внешней и оборонной политики Лондона и запасы нефти и газа в Северном море (территориальных водах Шотландии) дадут ей возможность стать более состоятельной и независимой.
14 октября во Фландрии, входящей в состав Бельгии, прошли выборы в органы местного самоуправления, в результате которых больше всего голосов (около 30%) набрал националистический Новофламандский альянс, лидер которого, Барт де Вевер, были избран мэром второго крупного портового города Европы – Антверпена. После выборов де Вевер выступил с заявлением, требуя от центрального правительства Бельгии начать переговоры с целью превращения Бельгии в конфедеративное государство. Нелишне напомнить, что с 2007г. Бельгийское Королевство находится в продолжительном политическом кризисе, поскольку северная (фламандская) и южная (валонская) части имеют постоянные противоречия в вопросе формирования единого правительства.
3. Выводы
Безусловно, в основе набравшего сегодня большие обороты стремления к независимости, в Европе в первую очередь нужно видеть охвативший Старый Свет финансово-экономический кризис. История показывает, что распад малых и больших империй из-за таких кризисов закономерен.
Однако в основе подобного процесса лежат не только финансово-экономические причины. Получившие сразу в нескольких европейских странах размах движения свидетельствуют не только о завершении исторического периода данных государств и империй, но и о новом процессе, зарождающемся в рамках Европейского союза. В последние недели ряд европейских экспертов выступили с публикациями о том, что расчленение национальных государств может быть выгодным в плане «строительства» нового, более интегрированного Евросоюза.
Наконец, происходящие в Европе развития могут повлиять и на международные отношения, поскольку в основе нынешнего миропорядка лежит установившийся в Европе после Второй мировой и Холодной войн порядок, и перемены такого рода, как и изменение европейских границ скажутся на всем мире.
Арташес Тер-Арутюнян