- Добрый день Александр Павлович. Живя на Украине, видя русофобские истерики политиков, общественных деятелей, да и многих простых людей, складывается впечатление, что украинец обязательно должен ненавидеть Россию. А любить Россию украинец может?
А.Б. - Как-то странно звучит Ваш вопрос. А что, сегодняшнему украинцу Россия чужая земля? Россия, откуда по древнему Волхову лежал путь из «варяг в греки», откуда родом первая православная на Руси киевская княгиня Ольга, где родился первокреститель Киевской Руси князь Владимир??? Мне представляется, что это его естественное, органическое состояние - быть патриотом России. «Россия - наше Отечество, Малороссия-наше дорогое, родное гнездо». Это высказывание депутата дореволюционной ГД России из Полтавы М.И. Коваленко - девиз ОД «Наследие» СПб и подавляющего числа граждан России, рождённых на Украине.
- Сегодня сложилась нездоровая ситуация, некоторые деятели скопом записали всех украинцев в националистов, бандеровцев, предателей… Словно не было общей страны, общей истории, общих побед. К сожалению, я мало знаю о своих предках, не могу сказать к какой национальности они себя относили, но они были с Украины. Оба моих деда погибли в 1941 году, защищая свою Советскую Родину. Один лежит в России, под Ленинградом, другой в Крыму, в Севастополе. Вот такими «предателями» и «бандеровцами» были мои деды. Расскажите немного о ваших предках…
А.Б. - В нашем роду живет легенда, что землю за верную службу и тяжёлое ранение (ампутация ноги) в первой Крымской войне получил мой прапрапрапрапрадед от Николая I. Был он достаточно сильным, брал на плечо човен, а жили мы в метрах трехста от берега Сулы, и нёс его к реке. Потом на човне километров пятнадцать спускался по Суле до села Беловоды, где жила знатная шинкарка, гостил и возвращался домой…На сегодняшний день мы знаем о шести поколениях по роду Близнюк (папа) и пяти-шести по роду Сененко (мама). К сожалению, архивы Сумской области сгорели во время взятия фашистами г. Сумы, «заглянуть» назад невозможно.
Отец мой, Близнюк Павел Павлович, в 1943 году был призван в Советскую армию, дошёл до Берлина, служил до 1948 года в Карлхосте. Кавалер ордена «Красной звезды», имеет медали «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Будапешта», другие боевые награды.
В 1994 году президент Украины Кравчук отказал мне в украинском гражданстве: «не вважаю можливим»! Это при том, что я закончил украинскую школу, в паспорте записан украинцем, но уехал в 1979году на учёбу в Ленинград…
Одним росчерком пера новоявленный Иуда прервал род, лишил меня Родины.
Но Родину невозможно назначить или отменить указом, она в душе, в сердце, навсегда, пока ты жив.
- Хохол – это оскорбление для украинца?
А.Б. - Для меня нет, да и его почти что не употребляют в быту. Если кто и комплексует по этому поводу, то скорее от несамореализованности, внутренней неустроенности.
- Что для вас связь с родной землёй?
А.Б. - Это никогда неисполнимый долг… Иногда в Санкт-Петербурге приходит ощущение полной опустошённости, бессилия. Тогда поезд-самолёт, домой на Украину. Неспешность провинциальной жизни, её философская размеренность, неповторимое гостеприимство и нескончаемые песни за несколько дней заряжают какой-то неизвестной, вернее не имеющей однозначного названия, положительной энергией. И снова в Петербург, на берега Невы…Так было всегда, со времён его создания, когда мои земляки населяли город и всегда считали его своим. Не дают оторваться от родной земли традиции и обычаи, которые ты впитал в себя с детства. Это и генеральная уборка квартиры перед Пасхой, и «Святий вечір», когда за столом собирается родня, и колядки, и щедривки, которые вызывают неповторимый восторг у петербуржцев, «голодня кутья» и т.п.
Сильно Украина изменилась за последнее время? Каковы ваши впечатления от «возвращения» на Родину?
А.Б. - Изменилась, как по мне, не в лучшую сторону. Иногда мне кажется, что это не та Украина, не те одноклассники, друзья, при том, что у них те же имена и фамилии. В моем тысячелетнем городе Ромны уничтожена вся промышленность, население сократилось вдвое. Неизменными только стоят неповторимые шедевры Кавалеридзе, несет свои воды Сула, спят скифские курганы…
В этом году съездил в село Глинск Роменского района, так как почувствовал физическую необходимость побывать на родине матери Ивана Грозного, постоять на земле, вздохнуть тем воздухом. До этого был в Глухове. Малороссийская коллегия, церковь Святого Николая, где анафемствовали Мазепу, возле которой вручали гетманскую булаву И. Скоропадскому, Д. Апостолу и К. Разумовскому… Слобожанщина - святая земля, она всегда была участником исторического процесса, как во времена Киевской Руси, так и во времена Малороссии, Российской Империи, СССР, Украины.
Что-то жуткое, до сих пор не совсем осмысленное, осталось на душе после случайного (чуть свернули с маршрута) посещения брошенного села Холодный Яр Недригайловского района Сумской области. Пустые каменные дома, железные крыши, колодязи с дубовыми срубами, фотографии на стенах, застеленные кровати, скатерти и посуда на столах – ощущение, что хозяева вышли в огород на минутку! Но оно было обманчивым – в селе проживает три!!! человека, остальные ушли, бросив все как есть. Из рассказа оставшегося селянина все было до жути обыденно по меркам сегодняшнего дня: вначале распался колхоз, потом закрыли амбулаторию, затем закрыли школу.
Это село находится в нескольких десятках километров от родины «героя помаранчевой революции» В. Ющенко.
- На Украине произошло, на мой взгляд, искусственное разделение общерусской культуры на русскую и украинскую. При этом, если я русский, то я обязательно должен отвергать украинскую культуру, как чуждую мне. Националисты на дух не воспринимают русскую культуру и всеми силами пытаются изгнать её за пределы Украины. Что такое любовь к украинской культуре и совместима ли она с любовью к русской культуре?
А.Б. - Трудно что-либо дополнить к словам нашего земляка Николая Васильевича Гоголя: «Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве». Любовь к украинской культуре - это любовь к истокам, корням, на которые опираешься пока жив. А русская культура есть множество культур Большой России, её уникального и неповторимого колорита, взаимопроникновения и взаимодополнения, синергия её исторического пространства.
В Санкт-Петербурге, где был издан первый «Кобзарь» Т.Шевченко, шли малороссийские спектакли, голоса наших земляков в Придворной императорской капелле завораживали императорскую семью, иностранцев и городской бомонд.
В СССР понимали и ценили украинскую культуру. Роменский Народный хор выступал в Кремлевском Дворце съездов. С. Ротару, И. Козловский, Н. Матвиенко, заслуженная капелла бандуристов Украины и др. были неизменными участниками всех праздничных концертов в Кремле, работали киностудии им.А.Довженко, Одесская киностудия. Украинскую песню можно было услышать на Камчатке, в Магадане, Тарапунька и Штепсель были неизменными участниками новогоднего голубого огонька. Страна достойно вознаграждала мастеров: Народные артисты СССР С. Бондарчук, А. Роговцева, И. Козловский, Б. Ступка, Д. Шостакович, П. Саксаганский, множество земляков взошли на Олимп Культуры…
- Вокруг России существует множество самых разнообразных и глупых мифов. Один из них о том, что в России якобы «уничтожают» национальные языки. По сути, речь идёт о страшилке, дескать, любое сближение с Россией приведёт к смерти украинского языка. Как в России обстоят дела с языками других народов?
А.Б. - Во всех национальных образованиях России обучение происходит на двух языках: национальном и русском. Противоречий и конфликтов в сфере обучения нет ни в одной республике Российской Федерации. Проблемы не существует как таковой, свободное существование и развитие более двухсот языков, диалектов и наречий гарантируется государством. В этом смысле РФ является достойным преемником Российской империи и СССР, так как на сегодняшний день сохранены и особо охраняемы государством языки народностей, на которых говорят даже несколько сотен человек.
Ежегодные российско-украинские семинары по культуре и истории, которые проводит в Санкт-Петербурге общепризнанный украиновед Т. Лебединская, всегда стартуют в Библиотеке РАН. Вступительное слово на открытии семинара традиционно предоставляется директору Библиотеки Леонову В.П., и звучит оно всегда на украинском языке, так как Леонов уроженец Почаева.
- Мне часто приходится слышать от украинцев претензии, дескать, когда в России откроют украинские школы, тогда и на Украине с русскими школами станет легче. Всё-таки, почему в России нет школ с украинским языком обучения?
А.Б. - В былые времена малороссийским наречием щеголяли в Санкт-Петербурге многие знаменитости, это считалось проявлением солидарности и дружественной расположенности к своим южнорусским соотечественникам. Сегодня ситуация иная, и сложилась она исключительно по причине практичности и политической ситуации. Виновата в ней прежде всего Украина. Причина практическая: а где продолжать обучение, на Украине??? Ради чего: уникальной научной школы, престижного трудоустройства, научного роста? Так на сегодняшней Украине нет всего этого, да и зовут тебя там «иностранец». Причина политическая: изучать и разговаривать на языке сегодняшних «героев Украины» Бандеры, Шухевича, Слипого в городе, перенёсшем блокаду, где «соратники» указанных «героев» умертвили около миллиона человек, как-то не с руки, моветон. Да и сама Украина утверждает, что «Украина - не Россия», что она - другой народ, и что она наконец-то избавилась от многовековой тирании империи.
Многочисленные спекуляции на Украине по вопросу запрета на изучение украинского языка в России сподвигли меня в 2005 году лично исследовать эту тему в Санкт-Петербурге. Поочерёдно, начиная с районных отделов образования, я дошёл до Председателя Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга Ивановой О.В. Ответ всюду был однозначным: набирайте группу как минимум пятнадцать ребят, откроем класс по изучению украинского языка в любой школе города! С этой информацией я обратился в Украинскую Национально-культурную автономию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Фонд культуры им. Т.Г. Шевченко, к украинским землячествам города. И оказалось, что это никому не нужно, что надо лишь как политический жупел, как самовыпячивание «борьців» з ненавистной Россией. Посетившие в прошлом году Санкт-Петербург И.Драч и М.Ратушный и слышать не захотели о свободной возможности изучения украинского языка: «такого не може бути»! На мое предложение лично побывать в Комитете по образованию по «проблеме» украинского языка последовало красноречивое молчание…
- Официальный Киев вспоминает о российских украинцах? Есть ли какая-то поддержка с их стороны? Вами вообще интересуются, или вы для них уже не украинцы, а россияне?
А.Б. - Украинская власть, в лице Генерального Консульства, поддерживает любые мероприятия, которые подчёркивают украинскую «окремість, інаковість».Постоянно звучат клятвы верности у памятника Шевченко, проходят встречи с «выдатными украинцами» типа Драча и Ратушного, украинские чиновники регулярно водят «хороводы» со скандальной и маргинальной Украинской национально-культурной автономией Санкт-Петербурга…Были попытки организовать «ходу Голодомора» по Невскому проспекту, открыть представительство ОУН, зарегистрировать раскольническую «филаретовскую церковь». Но все это нужно небольшой, не больше пятидесяти человек, группе граждан, в большинстве своем рожденных на Западной Украине.
При личном контакте они люди как люди, такие же как и мы…Иногда в их душе просыпается что-то человеческое, и они проводят встречи с чернобыльцами, ветеранами Великой Отечественной войны, блокадниками, посещают и помогают детским домам. Им очень трудно быть «своим среди чужих, чужим среди своих». По глазам видно, что речь, излагаемая ими, - есть пустые слова, фальшь, обман… Скорее им хочется сказать другое, но не можется – «незалежність» выше человеческого. Мне их искренне жаль, в городе, созданном их дедами, в городе, куда ежегодно приезжают миллионы туристов полюбоваться их творениями, они по должности чужие. Естественная для любого человека гордость за своих предшественников, за их славные дела, тонет в болоте надуманной «державотворчості, вікової мрії, визволення з неволі»…
Все эти «мантры» в Санкт-Петербурге встречают абсолютное непонимание, как у граждан, так и у чиновников, которые по службе вынуждены их слушать. Город, где множество домов в центральной части его спроектированы архитектором Н.Гребинкой, младшим братом Е.Гребинки, где каждое государственное учреждение хранит память о высоких малороссийских чиновниках, дворцы и особняки которых и сегодня поражают многочисленных туристов своим изяществом, красотой и великолепием, где уроженцы с Малороссии-Украины всегда были на первых местах в управлении государством, культуре, науке, отторгает эти мантры. Мне думается, что Санкт-Петербург - самый сложный город для украинской дипломатии. Здесь мир для них становится иррациональным, они обязаны перемещаться в зазеркалье, не видеть очевидного (вернее видеть, но хранить как гос.тайну), а рассказывать о несуществующем, надуманном.
На закрытом фуршете в честь 300-летия Полтавской Победы, в присутствии первых лиц Санкт-Петербурга и московских представителей Правительства России, высокопоставленное лицо из дипломатического корпуса Украины в России произнесло: «придёт время, и мы, Украина, на коленях будем просить у вас (России) прощения за всё, что сделали»… Первую минуту после сказанного стояла космическая тишина, лица высоких чиновников описать невозможно, абсолютная растерянность и непонимание «правильной» реакции, но потом человеческое взяло верх, заслезились глаза, загрохотали аплодисменты! И мы на мгновенье вновь стали едины…
- Что вы можете сказать о поддержке Россией живущих на Украине русских?
А.Б. - Власти Санкт-Петербурга на личном уровне готовы помогать, но в целом, уровень межгосударственных отношений монополизирован МИДом и Росзарубежсотрудничеством. Это каста, замкнутая на себя, на околокастовые структуры, чужих туда не пускают. Все мероприятия Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, Комитета по культуре и различных программ по направлению Украины формируются без нас, несмотря на ежегодное пожелания с нашей стороны учитывать и наши потребности в духовной и культурной жизни города. Такая же ситуация и на уровне федеральном. Чиновники формируют бюджеты и программы по известным только им критериям. Работают какие-то комиссии, но там нет ничего живого, только освоение бюджета,там нет представителей общественных организаций, а если и есть, то карманные. В целом, и власти Украины, и власти Санкт-Петербурга в частности, нашли баланс взаимоотношений – ездят чиновничьи делегации, пишутся и выполняются какие-то мало кому известные программы, соблюдается протокол – никому не нужны лишние раздражители! По большому счету никому не нужен результат, нужен процесс, где осваиваются бюджеты, возникают должности, имитируется кипучая деятельность. К примеру, есть федеральная программа «толерантность», в которую вовлечено множество чиновников, выделены немалые, исчисляемые десятками миллионов рублей, средства. Но кто мне объяснит, как эта программа относится ко мне, к моим землякам, украинцам, русским украинцам??? И что значит : «быть толерантным» к земляку из Полтавы, Каховки, Изюма, Харькова, Диканьки?
Мне представляется, что слабая, ищущая историческую основу своего существования власть России (при сверхактивном воздействии на нее извне), еще не осознала свою главную историческую миссию – сохранения земель русских и сохранения русского народа.
- В последнее время всё чаще приходится слышать вопрос: зачем России нужна Украина?
А.Б. - Затем же, зачем человеку нужна душа. А как жить без Полтавы, Севастополя, Новороссии и Печерских холмов? А зачем человеку руки, ноги, туловище, голова и прочее? Жалкую картину представляет туловище с головой, лишенное рук и ног… А зачем России земля Франца Иосифа, Камчатка, Дальний Восток??? Большая Россия, созданная народами ее населявшими, иногда отпадала частями из-за предательства и измены местных князьков. Но она всегда восстанавливалась также по воле ее народов.
- Спасибо за интересную беседу
Руська Правда, Сергей Лунёв