Тело палача сожгли в крематории Донского монастыря.
Исаака Рейнгольда иначе как жертвой преступного режима не называют. Мол, крупный советский чиновник, хозяйственник жил, не тужил, занимался себе хлопком, будучи начальником Главхлопкопрома, а тут, надо же, попал в мясорубку троцкистско-зиновьевского процесса (Первого московского). А между тем, «преступный режим» создавался не без его активного участия.Для начала, пребывая в должности комиссара финансов в Белоруссии, Рейнгольд был одним из инициаторов попытки образования Белорусско-Еврейской республики. Исаак Иосифович родился в Минской губернии, и не мог не обделить вниманием родные места. Однако кульбит с новой республикой не удался. И тогда всю свою буйную энергию Рейнгольд обратил на донских казаков. В 1919 году, будучи членом Донского областного ревкома он в докладной записке в ЦК РКП(б) давал свои обоснования тому, почему необходимо истребить казаков.
«Почувствовав себя победителями, мы бросили вызов казакам, начав их массовое физическое истребление, - докладывал Рейнгольд. - Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен. Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством. Ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица – вооружённый лагерь, каждый хутор – крепость».
По-своему Исаак Иосифович был прав; именно против таких, как он, станицы и вооружались.
На практике умозаключения Рейнгольда превращались в потоки крови. С конца зимы 1919 года гражданская война на донской земле приняла невиданно ожесточённый характер. Курс был взят на полное истребление казаков. По мнению новых вершителей судеб, казаков необходимо было как евангельских свиней сбросить в Чёрное море.
«В одном из хуторов Вёшенской старому казаку за то только, что он в глаза обозвал коммунистов мародёрами, вырезали язык, прибили его гвоздями к подбородку и так водили по хутору, пока старик не умер, - рассказывали Войсковому Кругу побывавшие в станице Бессонов и Веселовский. - В станице Каргинской забрали 1000 девушек для рытья окопов. Все девушки были изнасилованы и, когда восставшие казаки подходили к станице, выгнаны вперед окопов и расстреляны… С одного из хуторов прибежала дочь священника со «свадьбы» своего отца, которого в церкви «венчали» с кобылой. После «венчания» была устроена попойка, на которой попа с попадьей заставили плясать. В конце концов, батюшка был зверски замучен…»
В результате такого тактического подхода станицы обезлюдели. В некоторых было уничтожено до 80% жителей. За период гражданской войны численность донских казаков сократилась на 50,4%. Если в 1917 году на Дону проживало 1517178 человек, то к 1926 году осталось 750402 человека.
Зато за верную политработу в частях Красной Армии в 1919-1920 годы Рейнгольда наградили золотым портсигаром. Однако история возвращает свои долги. Свой кровавый путь Исаак Рейнгольд закончил 25 августа 1936 года в Москве на Донском кладбище. Его уничтожили как «троцкиста-двурушника» за «самые близкие отношения и тесную связь с гнусным подонком троцкистско-зиновьевской оппозиции Л.Я.Файвиловичем», которого арестовали по делу об убийстве Кирова.
Ирина Антонова