Русское Движение

Всё начиналось с копы...

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

КОПНОЕ ПРАВО – это понятие пришло к нам из глубокой древности. Ряд исследователей считает, что оно некогда регулировало взаимоотношения людей в рамках древнейшей формы самоуправления внутри общины. Древний корень в русском языке «коп» («куп») встречается в словах «скопом», «скопище», «копна», «копить», «совокупность».

В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, выпущенном в Санкт-Петербурге в 1890–1907 годах, есть некоторые сведения о копном суде времён Древней Руси. В статье «Суды копные» говорится, что «так назывались в западной и юго-западной Руси древние народные суды сельских общин. Каждая сельская община имела своё народное собрание (копа, или купа, громада, великая громада)».

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона «право участия в копе принадлежало одним лишь домохозяевам, имевшим постоянную оседлость; мнения старцев пользовались особым уважением. Сверх сходатаев в копу приглашались люди из соседних общин (так называемые люди сторонние), которые не участвовали в совещаниях, но следили за ходом дел в собрании; также могли присутствовать на копе, но не принимали участия в решении помещики или их управители и представитель власти - возный из гродского уряда. Число сходатаев бывало иногда весьма значительно (100–150 человек). Копа собиралась в центральном месте сельской общины, которое называлось «коповище» или «копище»; для исследования уголовных дел она могла собираться на месте преступления, при споре о поземельной собственности - на спорной земле».
      
Всё начиналось с копы...


Авторы энциклопедической статьи высказывают мнение, что возникновение копных судов, «вероятно, относится к глубокой древности. Следы общинных судов находятся уже в Русской Правде. Ясные и определённые указания о существовании сельских общин с народными копными С. и с древним обычным правом в первый раз находятся в литовском статуте всех трёх редакций. По статуту сельская община является уже стародавним установлением, и копа производит суд и расправу по стародавним обычаям».

«Приговор» копному праву вынесла история: изменившиеся социально-экономические условия не позволили копным судам продолжать вершить беспристрастное правосудие. «Копное право становится неподвижным и основывается только на старине и давности, вследствие чего перестаёт соответствовать новым условиям общественной жизни, - читаем в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. - Сами сходатаи находились в состоянии унижения и бедности и перестали быть беспристрастными судьями и следователями; они вполне зависели от своих помещиков. В XVII веке некоторые помещики вовсе запретили своим крестьянам принимать участие в копных С. Наибольшего развития копные С. достигли в западной и юго-западной Руси, но имеются сведения о существовании их, с одной стороны, в Жмуди, с другой - в левобережной Украйне ещё в XVIII веке».

Каких-либо письменных источников о временах создания Копного права не сохранилось. В основном исследователи полагаются на предания, которые из поколения в поколение передаются в семьях староверов (носители древнего знания, как предполагают некоторые исследователи, укрылись при правлении Романовых в укромных уголках Сибири, Северного Урала, Кубани).

В СТАРОДАВНИЕ времена, согласно преданиям, на просторах современной Сибири и Урала обосновались народы, уцелевшие после глобальной природной катастрофы и гибели в водах Скифского (Северного Ледовитого) океана легендарного континента Даарии.

Всё начиналось с копы...Наша справка. Западноевропейцы в XVII–XVIII веках именовали этот океан Гиперборейским, Северным (Oceanus Septentrionalis), Скифским (Oceanus Scythicus), Тартарским (Oceanes Tartaricus) или Ледовитым морем (Mare Glaciale).

Уместно будет пояснить, что ещё 110 тысяч лет назад внешний облик Земли был совсем иной. Наша планета не имела наклона своей оси и обладала более тёплым и мягким климатом в северных широтах, чем сейчас. Существовал большой материк Даария (её позднее стали называть Арктидой). На Русской равнине, где ныне располагается Москва, было Западное море. Западно-Сибирская возвышенность была огромным островом, омываемым водами Западного и Восточного морей. Возможно, это тот самый остров Буян, о котором говорится в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Через Буян текла река Ирий Тишайший (Иртыш).

Даарию связывал с Буяном горный перешеек - Рипейские (Уральские) горы. Когда случилась глобальная катастрофа, основная часть жителей Даарии устремилась по перешейку (Рипейским горам) на Западно-Сибирскую возвышенность и стала обживать Урал и Сибирь. Переселение, как гласит предание, длилось 16 лет. Воды Западного и Восточного морей затопили Даарию, а поверхность северо-восточной Евразии стала сушей.

Естественно, утрата комфортной среды обитания и инфраструктуры поселений, годы скитаний привели к сокращению численности людей. Выжившие под руководством уцелевших правителей и жрецов обрели форму правления, названную ими державной.

Держава как система социальной организации жизни людей предусматривала гармонию с природой, она держалась, повествуют предания, «на традиции, на заповедях светлых богов и великих предков и на совести людей». Самодержавного руководителя в державе не было, ибо осуществлялось самоуправление родов. Мощь державы покоилась во многом на духовности её жителей, которые были равны независимо от исполняемой роли в обществе.

СОЦИАЛЬНАЯ организация державы строилась на врождённых качествах людей. Они распознавались жрецами по так называемой информационно-энергетической структуре человека, которая, как тогда считалось, состоит из девяти основных информационно-энергетических центров (в индийских учениях их называют чакрами).

В те времена бытовало мнение, что способных заниматься духовной деятельностью рождается менее 1 процента, управленческой и военной деятельностью - около 12 процентов, трудовой деятельностью - около 85 процентов, неспособных ни к какой положительной деятельности - около 2 процентов.

Ещё при рождении малыша ведуны определяли, к какому виду деятельности он имеет способности. Эти способности учитывались при воспитании и обучении. Учитывались, заметим, не знатность и богатство семьи, а врождённые способности родившегося. Поэтому и не было жёсткого деления на замкнутые касты, как впоследствии в древней Индии.

Существовавшие «касты» не являлись делением людей на какие-то обособленные группы, жившие по своим правилам. Это была духовная иерархия, на каждом уровне которой люди в силу своих врождённых качеств добровольно выполняли соответствующие функции, специализируясь в той или иной сфере трудовой деятельности.

В первую, основную касту входили ведуны. Во вторую касту - правители и защитники (князья, главы родов, главы общин торгово-ремесленных поселений, воеводы, воины). В третью касту – труженики, т.е. рыболовы, охотники, пчеловоды, земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы и т.п. При этом отсутствовало деление каст на «высшие» и «низшие», в державе не было также смердов и холопов, которые служили бы высшим кастам.

Однако в родах появлялись в силу сложности «человеческой природы» не только полезные обществу личности, но также эгоисты, не желавшие трудиться на благо рода и державы. Этих людей, не подлежащих перевоспитанию, принято было изгонять из родов, и они становились изгоями. Нередко они объединялись в банды и перемещались на новые земли в западном и южном направлениях.

Принадлежность к касте тружеников не закрывала человеку переход в другие касты, если у него в процессе жизни и трудовой деятельности открывались новые качества и способности. Труженик мог стать воином, витязем и даже атаманом. Точно так же был возможен переход в статус кудесника. Но для этого он должен был получить знания и посвящение от соответствующего учителя.

Для перехода из первых двух каст в третью (труженики) не нужно было иметь учителя, достаточно было прекратить выполнять свои функции и приступить к выполнению одной из функций этой касты – стать охотником, рыболовом, скотоводом...

СОЦИАЛЬНО-экономической основой державы, её основной ячейкой был Род. Он состоял из нескольких семей, главной обязанностью которых было воспроизводство потомства для продолжения и укрепления рода.

Род самообеспечивал себя жильём, питанием, одеждой, обувью, домашней утварью, оружием. Чего не хватало для обеспечения жизнедеятельности, то выменивалось на торжищах. Основой жизни каждого члена рода был его труд, направленный на его благо и благо рода. Родовым поселением был скит.
Возглавлял это маленькое сообщество глава рода. В сферу его компетенции входили только текущие проблемы. Важные вопросы полагалось решать коллективно. Глава рода представлял своё сообщество на круге (копе), где собирались главы соседних семей, имевшие детей.

Шло время, численность наших предков постепенно стала восстанавливаться. По мере роста численности рода появлялась необходимость его деления. Старшая часть рода оставалась на прежнем месте проживания, а младшая часть уходила на новое место. Так с образованием новых родов стали появляться племена. Племя могло иметь до 16 родов. Если в племени появлялось более 16 родов, то его начинали считать народом.

Регулирование отношений между родами, когда их было не более восьми, осуществлял глава самого древнего рода. Когда родов становилось больше восьми, для регулирования межродовых отношений выбирали князя из числа глав древних родов. Вместо выбранного в князья в роду избирался новый глава.

В обязанности выборного князя входили осуществление разбирательств при возникновении трений между родами, подготовка дружины и защита племени (народа) и его территории.

Князьями согласно традиции становились в долетописные времена лучшие, наиболее достойные главы того или иного рода. Тогда таких людей называли «сияющими». Правитель был человеком, «к совершенству имеющим отношение», достигшим просветления знаниями, т.е. эволюционно продвинутым по отношению к соплеменникам. Но со временем, после гибели Даарии, изначальный смысл понятия «къназь» был утрачен.

Уже в Новое время в среде европейской аристократии попытались вновь именовать себя «сиятельствами». В 1356 году император Карл IV стал использовать для титулирования курфюрстов слово die Durchlaucht («светлость»), а в России с начала XVIII века вошли в моду обращения «светлейший князь», «сиятельный князь», «ваша светлость», «ваше сиятельство». Но то была лишь профанация древнего понятия «просветлённость» - состояние просветления, подчеркнём, нельзя ни купить за золото, ни заполучить силой, его можно обрести только путём накопления знания и его применением во благо людей...

ПОСТЕПЕННО всё Беловодье (нынешняя Сибирь) было заселено нашими предками. Держава, существовавшая на этих землях, именовалась, если верить некоторым преданиям, Рассенией. В новых условиях появилась необходимость разграничения территорий между начавшими формироваться народами.

Беловодье было разделено на 16 весей (областей). Каждая весь имела стольный град, в котором имелось весевое капище. Весь возглавляли великий князь и весевой жрец – дий (отсюда и пошла фамилия «Диев»), которые избирались из среды князей и жрецов как самые способные.

Управление державой осуществлял державный круг, в который входили весевые жрецы и князья. Существовали и весевые круги, в которые входили князья племён, главы родов, тысяцкие крупных городов и волхвы.

К сожалению, изменение климата вновь внесло перемены в жизнь возрождённой державы. Примерно девять тысяч лет назад начинается похолодание на севере Рассении. Родам приходится переселяться на запад, юг и восток. За тысячу лет они расселились на западе до берегов реки Волги, на юге - до Гиндукуша, Тибета и реки Хуанхэ. Ими были заселены остров Сахалин, Восточные (Японские) острова и область Ордос в нынешнем Китае (Внутренняя Монголия).

Итак, восемь тысяч лет назад Рассения и примыкавшая к ней Даурия занимали огромную территорию, их жителям приходилось вступать в контакты, причём нередко далеко не дружественные, с другими народами.

ОСНОВУ военной организации державы составляли дружины. Дружины создавались родами и общинами торгово-ремесленных поселений, а также жрецами при капищах (так называемые храмовые сотни). Дружины состояли из профессиональных воинов, добровольно посвятивших свою жизнь защите Отечества. Этих воинов в древности называли гетами, вследствие чего предводителя дружины именовали гетманом.

В случае возникновения угрозы войны дружины объединялись, созданное войско возглавлял князь либо лучший из гетманов. При острой необходимости для защиты державы собиралось также ополчение. В него включались все мужчины-труженики родов и общин (ратники), которые заблаговременно обучались обращению с оружием и умению сражаться.

Кроме дружин и ополчения, в державе была организована порубежная служба. Она создавалась родами порубежных весей (областей), которые строили заставы, заграждения и ловушки. Дружины родов этих весей составляли гарнизоны застав, выставляли конные разъезды и пешие дозоры...
Благостная картина, подумает читатель. Тишь и благодать. Тогда почему же погиб оазис безмятежной жизни?

Всё начиналось с копы...Некогда на просторах северо-восточной Евразии, если верить преданиям старины глубокой, существовала высокоорганизованная общественная система в форме державы, которая обеспечивала спокойную жизнь её народов. Она представляла собой федерацию самоуправляемых родов и общин торгово-ремесленных поселений, скреплённую духовным руководством ведунов и защитой профессиональных воинов.

В той долетописной державе не существовало рабства. Даже пленные чужестранные воины не становились рабами в прямом смысле этого слова. Они жили в пленивших их родах и были обязаны отработать три года, возмещая ущерб, причинённый за период участия в вооружённом набеге. После этого пленному давали возможность выбора: вернуться в свою страну либо остаться жить в державе.

Когда же и почему погибла Рассения? Это вряд ли удастся выяснить достоверно. Возможны лишь гипотезы, опирающиеся на устные предания. Исследователи полагают, что держава ушла в небытие в силу целого ряда объективных причин. Во-первых, вновь изменились в худшую сторону природно-климатические условия на территории нынешних Северной России и Сибири.

Во-вторых, нашим предкам пришлось вести на протяжении многих тысячелетий тяжелейшие войны с соседними народами. Кульминацией стало падение в 1530 году Асгарда Ирийского в Беловодье – в районе нынешнего Омска – под натиском кочевых народов.

В-третьих, имел место постепенный распад духовной и социальной основ державы, ускорившийся после ухода в поход на запад и разложения там ордынского войска. Мятеж в западных землях в XII веке потребовал похода, известного ныне как «нашествие татаро-монголов», для восстановления традиционных порядков.

Подчеркнём, это лишь версия, ведь никаких достоверных письменных источников о событиях тех времён не сохранилось (по крайней мере они неизвестны широкой общественности). Историю же, как известно, пишут победители, рассматривая её как инструмент управления подвластным населением. «Кто управляет прошлым – тот управляет будущим», – мудро заметил писатель Джордж Оруэлл.

Бытует легенда, что держава с метрополией на Иртыше прекратила своё существование по решению старейшин в середине второго тысячелетия этой эры, когда после разрушения захваченного кочевниками Асгарда Ирийского стало окончательно ясно, что наступили «новые времена». Тогда якобы и родилось решение поддержать набиравшую силу Московскую Русь, передав ей своё название (Рассения) в трансформированном виде – Россия.

Толчок к распаду социальной основы той древней державы, видимо, дало увеличение численности народов на евразийском континенте. Отношения между ними становились всё более интенсивными, рос обмен различными товарами. На местах торжищ и перекрёстках торговых путей стали возникать поселения, куда свозились для обмена различные товары и изделия. Туда постепенно стали переезжать семьи ремесленников и торговцев из различных родов, именно там формировались смешанные, многонациональные общины. Стольные грады тоже стали центрами притяжения.

В результате появилась необходимость организации жизни и регулирования отношений в таких поселениях. Общее самоуправление в стольных градах возглавляли изначально главы древних родов, основавших тот или иной град. Однако теперь к управлению людьми пришлось привлекать и представителей других родов – им позволили участвовать в круге (вече, раде). Такой порядок принятия решений и породил Копное право. «Копа» означала «круг общины постановил».

В торгово-ремесленных поселениях Копное право нашло наибольшее применение. Там, как правило, не было родового ядра, поэтому в таких поселениях уже не руководствовались родовыми устоями. Управление выстраивалось по-иному. На круге избирались десятские, сотские и тысяцкие, которые представляли десять, сто и тысячу семей. В малых поселениях глава общины избирался из сотских, в больших поселениях – из тысяцких. Десятские, сотские и тысяцкие назывались «посадскими», так как их «садили» на должность. Копное право (Копная Правда) в таких поселениях вытеснило родовой устой.

Вместе с появлением общин начинает меняться социальная основа державы. Родовая основа дополнилась общинной. А так как общинная основа всё более укреплялась в растущих смешанных поселениях, то она постепенно начинает доминировать и в державе.

Расширение контактов между людьми внутри державы дополнялось увеличением связей с чужестранцами. Количество контактов в ходе товарообмена (торговли) постепенно нарастало, росло их влияние на развитие общества. Появление чужестранных торговцев на торжищах привело к тому, что к ним в первую очередь потянулись изгои. Они стали наниматься к иностранцам в качестве грузчиков и охранников их товаров. Уходя с торговцами в иные страны, изгои нередко вливались в иностранные дружины, становились проводниками при нападениях на поселения и грады.

Влияние чужестранных торговцев было опасно не только этим. Они несли с собой иную нравственность, построенную на личной корысти, и упрощённые, а то и искажённые представления о мироздании. В силу своей упрощённости чужестранные верования и нравы становились привлекательными для людей опустившихся, для тех, кто тянулся к незаслуженному богатству и роскоши в торгово-ремесленных общинах.

Со временем в поселениях этих общин чужестранцам разрешили строить дома для проживания, складские помещения для товаров и свои культовые сооружения. В торгово-ремесленных общинах стал всё более доминировать дух прибыли. Под влиянием чужестранных торговцев возникали различные «партии», кланы, которые лоббировали торговые связи, дававшие им наибольшую материальную выгоду. Они стали серьёзно влиять на принятие решений на круге торгово-ремесленного поселения.

В итоге Копное право выродилось, а правом стала возведённая в закон воля меньшинства, захватывавшего тем или иным способом власть. На смену державе пришли альтернативные формы социального управления – государственные образования (рабовладельческие, феодальные).

* * *
Некоторые исследователи древней истории высказывают мнение, что на незавидной исторической судьбе древней державы сказалось и её военно-техническое отставание. Возможно, это было осознанным выбором древних. Жрецы и правители на примере гибели предыдущих цивилизаций в результате войн (вспомним «Махабхарату» с её описанием кровопролитных сражений между Пандавами и Кауравами или легенды о войне между гиперборейцами и атлантами) решили отказаться от разработки новых разрушительных видов оружия.

Авторы нашумевшей в прошлом десятилетии книги «Проект «Россия» небезосновательно констатируют: «...Прогресс не делает людей счастливее. Зато он гарантированно уничтожает мир. Древние понимали это и потому блокировали каналы развития... До цивилизации древних была какая-то цивилизация, которую уничтожил прогресс. Некоторые выжили, и на этом примере сделали соответствующие выводы».

Древние мудрецы делали ставку на духовное развитие общества, а развитие экономики ограничивали, технический прогресс тормозили. Военачальникам приходилось делать упор не на качество оружия, а на качество воинов. Решающее значение играла тогда доблесть воина, его рыцарские качества. Нельзя сказать, что технический прогресс совсем не шёл. Он имел место, но строго в рамках древней культуры и традиции. Орудия труда и орудия войны совершенствовались, но очень медленно.

Если это соответствует истине, то становится понятным, почему в период средневековья и последующее Новое время западноевропейские государства стали брать верх над древними цивилизациями Востока, обладавшими высокой культурой, но оказавшимися беззащитными перед агрессорами. Именно правители Западной Европы в стремлении к покорению соседних народов сумели поставить на службу войне технический прогресс, что привело в итоге к созданию ракетно-ядерного оружия в XX веке.
 Владислав Белогоров, redstar.ru