Сегодня все мы стали свидетелями огромного подъема национализма во всем мире. Именно национализм много десятилетий назад изменил движение истории человечества. Тогда подъем национализма привел к большим переменам в Азии, Африке, Северной Америке, Южной Америке, Европе и Австралии.
В 19-м веке волна романтического национализма охватила всю Европу и преобразила ее. Она объединила мелкие государства с общей «национальной идентичностью», сформировав такие страны как Германия и Италия. Обрели независимость другие, например, Греция, Польша и Болгария.
Дорогу построению современного национального государства проложила Французская Революция. Во всей Европе радикальные интеллектуалы стали сомневаться в монархии и развивать националистические идеи, направленные на передел политической карты континента, что уже в 1814 году подорвало существующие многонациональные империи. Французская Революция, разрушив традиционные структуры власти во Франции и на территориях, завоеванных Наполеоном, стала инструментом для политической трансформации Европы. Идеалы европейского национализма распространились по всему миру, разрушили колониальную систему, и сегодня мы становимся свидетелями их дальнейшего развития.
Национализм как тайный двигатель истории
Ясно, что национализм имеет хороший базис для организации жизни всей западной цивилизации, поскольку он дал жизнь Соединенным Штатам. США стали единственной страной мира, в которой существует мультинационализм (мультикультурализм), и в то же время – идей национальной чистоты, гражданского национализма, экспансионистского национализма, территориального национализма и левого национализма (антиимпериализма).
Тут надо сказать, что национализм это правильное и давно признанное название для определенной идеологии и политических движений, существующих в США на протяжении всей истории этой страны.
Более того, Американская революционная война на самом деле была и войной между Королевством Великой Британии и тринадцатью объединенными бывшими британскими колониями – британской Америкой, а не войной между американцами и англичанами, как это принято думать. В 1776 году, во время Американской войны за независимость, британские революционеры обрели контроль над тринадцатью объединенными колониями и объявили о своей независимости от Великобритании, о своем суверенитете и неподчинении британской монархии. Кроме того, война за независимость привела к порабощению негров и этнической зачистке коренных жителей Америки. Соединенные Штаты стали единственной в современном мире рабовладельческой республикой, и единственной богатой современной нацией, в которой существовало рабовладение.
В отличие от американцев, японцы считали японскую расу уникальной и превосходящей все остальные. Однако азиатский национализм был едва заметен в начале 20-го века из-за колониализма европейских народов и внутренних конфликтов.
Национализм стал преобладать в Азии с созданием Индийского Национального Конгресса в 1885, и вскоре после этого о своей независимости от Испании объявили Филиппины, став после этого колонией США.
Национализм в Азии развивался из трех источников: 1) традиционных религий, 2) западного образования, 3) контактов с социально активными радикалами, такими как социалисты и коммунисты. В то же время, национализм добился в Юго-Восточной Азии определенных успехов. Все страны региона к 1965 году обрели независимость, и в большинстве случаев националисты стали первыми главами новых государств. В 16 и 17 веке европейцы могли контролировать международную торговлю в Азии, с большой выгодой сбывая азиатские товары в Европе. Как следствие, европейцы стали сильнее, чем азиатские империи или королевства, которые ослабли. В 19-м веке европейцы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания и Франция имели колонии в Юго-Восточной Азии) смогли обрести власть над огромной частью Азии, над Индией и Юго-Восточной Азией.
В конце 19-го века европейские державы разделили Африку и контролировали почти всю ее территорию, и африканские народы утратили независимость. В 1950 и 1960-е годы, когда африканцы стали бороться против колониальной власти, волна политических перемен прокатилась по всей Африке – колониальная система была сломана, и колонии получили независимость. Африканцев объединила надежда восстановления их суверенитета.
Таким образом, национализм в Африке проявился как процесс борьбы за свободу от колониальной власти европейцев, что привело к появлению новых наций, а также экономическому и политическому преобразованию континента.
Кто возглавлял националистические движения в Африке? Это были представители среднего класса, интеллектуалы, обычно с миссионерским образованием, которые считали себя посредниками между колониальными чиновниками и африканским народом. В 1939 году группы африканских националистов существовали уже почти в каждой стране континента.
Участие африканских народов во Второй Мировой войне, ослабление колониальной системы, усиление антиколониализма в Америке (Атлантическая хартия 1941 года поощряла самоуправление), и советская критика империализма сыграли свою роль и для африканских националистов.
На протяжении всей истории человечества национализм был одним из наиболее значительных политических и общественных движений в мире, во всяком случае, одним из наиболее заметных, повлияв на ход Первой Мировой войны, еще более сильно – на Вторую Мировую войну, а позже – на Холодную войну.
Что же происходит в наше время? Рост национализма.
В наше время радикалы и националисты повсюду становятся все более популярными. Пример - усиление позиций «Народного Фронта» Жан Мари Ле Пена на выборах во Франции. Укрепились позиции антииммигрантской «Северной Лиги» в Италии (Лига Норд). Партия Лига Норд, часто называемая «ксенофобской» или «антииммигрантской» занимает девять мест в Парламенте ЕС. Кроме того, заметно окрепла и популярная в Италии полуфашистская партия «Форца Нуова» (Новая Сила).
Интересно и то, что антиисламская кампания Герта Вайлдерса (ему на какое-то время даже запретили въезд в Британию за пропаганду расовой ненависти) в Нидерландах принесла его Партии Свободы 25% голосов; нельзя игнорировать и растущую популярность партии «Фламс Беланг» (Фламандский Интерес) в Бельгии, получившей огромную поддержку избирателей.
Герт Вайлдерс начал кампанию под лозунгом «Остановить исламизацию Нидерландов». Он заявил, что многие места в Коране пропагандируют ненависть и призывают к насилию, и начал кампанию за запрет этой книги в стране. Он также предложил ввести налог на ношение женщинами мусульманского платка, предложить остановить иммиграцию из исламских стран и установить запрет на строительство новых мечетей.
Партия «Фламс Беланг» борется за независимость Фландрии и жесткие ограничения на иммиграцию, а кроме того, обязательное изучение иммигрантами фламандской культуры и языка. Эта партия отвергает мультикультурализм, хотя и готова согласиться с мультиэтническим обществом, а также людьми не фламандской национальности, готовых принять фламандскую культуру.
Британский национализм имеет широкую поддержку во всем политическом спектре Объединенного Королевства: от евроскептиков из Партии Независимости и крайне правой Британской Национальной Партии, до правоцентристской Консервативной Партии, и левоцентристских Либеральных Демократов. Такие политики как премьер-министр Дэвид Кэмерон и его предшественник Гордон Браун также все больше сдвигаются к национализму.
В Венгрии партии «Джоббик» и «Фидеш» одержали победу на парламентских выборах 2010 года. «Джоббик» (Движение за лучшую Венгрию) это венгерская политическая партия, очень близкая к национализму, сегодня она занимает три места в Европейском парламенте.
Болгарская политическая партия «Атака» (Национальный Союз Атака), это популярная националистическая правая партия, занимающая 21 место в национальном парламенте и еще два места в Европейском парламенте.
В Дании, единственная партия правящей коалиции, которая прибавила популярности в 2010 году стала Датская Народная Партия, которая отстаивала идею ограничения иммиграции. Можно сказать, что повсюду в скандинавских странах и странах Бенилюкса националистические партии находятся на подъеме.
В Германии неонацистская Демократическая Партия Германии получила сильную поддержку жителей сельской местности. НПД (Национал-демократическая партия Германии) получила депутатские места на уровне земель, хотя на федеральном уровне их пока не имеет. Кроме того, развивается и «Партия свободы Австрии» (Freiheitliche Partei Österreichs), которая уже заполучила два места в Европейском парламенте.
В Румынии заметен успех Партии Великая Румыния – ультранационалистическая партия, которая вместе с Партией Новое Поколение получила три места в Европейском парламенте.
В Швейцарии, Швейцарская Народная Партия (SVP) получила 64 места в Федеральной Ассамблее, и она получила 29% голосов на последних выборах, что стало лучшим результатом этой партии в ее истории, и лучшим результатом вообще какой-либо политической партии в истории Швейцарии.
SVP находится на позициях национал-консерватизма, стремясь сохранить политический суверенитет Швейцарии и консервативное общество. Более того, партия отстаивает принцип личной ответственности, и скептически относится к любому расширению государственной власти и госучреждений. Это стало особенно заметным, когда партия отвергла предложение о вступлении Швейцарии в Европейский Союз, предложение участвовать в военных операциях за рубежом, а также идею расширения государственных расходов на социальные нужды и образование. В своей иностранной политике партия против расширения участия Швейцарии в международных организациях и особенно – наднациональных организациях, типа Евросоюза, ООН, Шенгенского и Дублинских договоров, а также против более тесных связей с НАТО.
В июне и июле 2010, партия SVP подняла идею «Великой Швейцарии». Вместо идеи вступления в Евросоюз, партия подняла вопрос расширения границ Швейцарии путем присоединения соседних стран к Швейцарии. Идея была озвучена в июле Домиником Беттигом, соответствующее обращение в Федеральный Совет подписали 26 депутатов от Швейцарской Народной Партии.
Как мы можем убедиться из этих примеров, на последних выборах по всей Европе выдвинулись многие националистические партии. Националистические партии в Европе настроены против иммиграции, особенно из неевропейских стран.
Рост национализма на Ближнем Востоке
Нападение Израиля на суда с гуманитарным грузом, направлявшихся в Палестинскую автономию разогрело националистические настроения с обеих сторон. Суда шли под турецким флагом, и когда спецподразделения Израиля их атаковали, то пострадали, были ранены или убиты много турок, а также американцы и шведы – граждане стран, с которыми и Израиля были хорошие отношения.
Особенно огорчены были турки, поскольку Оттоманская империя приютила евреев, когда их выгнали из Испании в 15-м веке. Турция была одни из лучших союзников Израиля. Турция была одной из первых стран, признавших независимость Израиля в 1948 году (первым государством, признавшим независимость Израиля «де-факто» стали США, а признавшим «де-юре», стал Советский Союз – А.М.)
В июле 2010 правительство Франции начало переговоры с Румынией, чтобы вернуть обратно в Румынию тысячи румын и цыган, как часть политики по ликвидации незаконных поселений в стране. После этого, по меньшей мере, 51 цыганский табор был ликвидирован, и Франция отправила в Румынию более 1230 восточноевропейских цыган.
Арабский национализм также набирает популярность после упадка, вызванного поражением арабских армий в Шестидневной войне. Арабский национализм это националистическая идеология, которая гордится арабской цивилизацией, языком и литературой, призывая к возрождению и политическому объединению арабского мира.
Одна из основных целей арабского национализма это положить конец влиянию Запада на арабский мир, что должно стать «возмездием», а также сместить те арабские правительства, которые оказались слишком привязаны к Западу. Одним из основных раздражителей арабского национализма стала реакция стран Запада против арабского мира после теракта 11 сентября 2001.
Крах мультикультурализма и подъем национализма: Германия и США
И все же наибольшее значение имеет подъем национализма в крупнейших державах Нового и Старого Света – США и Германии. В октябре 2010, канцлер Германии Анхела Меркель заявила о том, что попытка Германии создать мультикультурное общество полностью провалилась, и призвала иммигрантов, проникших в Германию, учить немецкий язык и принять христианские ценности. «Мы привязаны к христианским ценностям. Тем, кто их не принимает, в Германии не место», сказала Меркель.
Европа понимает, что национализм это основная причина ее проблем в прошлом, однако все усилия по замене национальных интересов общеевропейскими, потерпели крах.
Соединенные Штаты это также потенциальное поле взращивания особой формы национализма. Экономические проблемы в штатах – вот основная причина националистического ренессанса.
Однако национализм в США пока что не имеет сильного лидера, который мог бы разогреть националистические настроения. Очевидно, что президент Обама просто не имеет националистических амбиций. Потому появление нового лидера с националистическими устремлениями может быть вполне успешным, однако это может усложнить отношения между США и другими странами, особенно Европой.
В Соединенных Штатах, помимо национализма, люди чувствительны к особой форме фашизма – авторитарной националистической политической идеологии, которая утверждает, что нация это органическое сообщество, которое требует сильного лидера, крепкой коллективной идентичности, воли и способности прибегать к насилию, чтобы сделать свою нацию сильной. Фашизм стремится организовать нацию по принципу корпорации, с корпоративными ценностями, корпоративной политической системой и экономикой.
Известный общественный деятель и гениальный лингвист Ноам Хомский предупреждал, что в Соединенных Штатах вполне может установиться фашистский режим. «Я достаточно стар для того, чтобы еще помнить ряд выступлений Гитлера по радио», сказал он, «и я помню шум и настроение толпы, слушавшей его, и я ощущаю темные облака фашизма, сгущающиеся здесь, в Соединенных Штатах».
После избрания президентом Барака Обамы, в Соединенных Штатах участились т.н. «преступления ненависти», политические убийства и угрозы применения насилия. Уже в нескольких штатах множатся группы фашиствующих боевиков, а высокая безработица еще больше накаляет злобу против меньшинств и недавних иммигрантов.
Значит ли это, что националистические партии будут расти и в США, или это только европейская тенденция? В США раньше была лишь одна Национальная Партия, в 1917 году, да и та прожила недолго.
Чего нам ждать от национализма в будущем? Прежде всего, национализм – это выгодный политический бизнес, ведущий к большим переменам, но в данный момент ему не стоит слишком доверять. Некоторые страны преуспели в национализме больше других, но пока что это не имеет большого значения, поскольку он и дальше будет только расти, и похоже, его ничто не может остановить.