Русское Движение

Фашистские режимы в Европе.

Оценка пользователей: / 9
ПлохоОтлично 

Появление фашизма и нацизма было подготовлено националистическими и милитаристскими идеями, активизировавшимися в конце XIX в. после образования новых национальных государств — Германии, Италии. Популярность его во многом вызвана триумфом насилия и армейского духа, вмешательством государства во все сферы жизни общества, распространением социал-дарвинизма и геополитики, а также мощным пропагандистским аппаратом, нацеленным на пробуждение в массах национализма и шовинизма.

В определении тоталитаризма обычно выделяют совокупность трех основных компонентов (К. Д. Бракер, ФРГ): унитарной идеологии, массового народного Движения и жесткого, диктаторского репрессивного режима, стремящегося к тотальному господству и контролю над обществом и личностью. Фашизм — определенное состояние массового сознания, реакция отдельных людей на враждебность окружающего мира, бурную индустриализацию и урбанизацию, могущество монополий, создание новых вооружений, потерю (особенно мелкобуржуазными слоями) привычного социального статуса и перспективы (для послевоенной молодежи). Мировой экономический кризис 1929'— 33 гг. усилил депрессивные настроения, поставил народные массы на грань нищеты и безысходности. Люди надеялись, что сильная государственная власть поможет быстро решить все проблемы. Кризис либерального государства, возрастание «красной угрозы», существование СССР заставляли и правящие группы искать спасения в правых, диктаторских режимах.

Фашисты и в Италии, и нацисты в Германии пришли к власти легальным путем: 29 октября 1922 г. после фашистского «похода на Рим» король Виктор Эммануил III поручил Б. Муссолини сформировать правительство; 30 января 1933 г. президент Гинденбург провозгласил А. Гитлера рейхсканцлером. Режим генерала Ф. Франко в Испании (в последнее время многие историки считают его не фашистским, а авторитарным) возник в результате военного мятежа в Марокко 17 июля 1936 г. и последовавшей за ним гражданской войны 1936 — 1939 гг. Общим было одно: история этих государств резко изменилась, жизнь людей и общества отныне была подчинена принципиально иным идеям и законам. Тоталитарные режимы Италии, Германии, Испании начинались с политики унификации, роспуска и запрета политических партий (кроме фашистских), постепенной ликвидации парламентов. Государственные решения, особенно в Германии, часто подменялись партийными. Более того, «партийное государство» обретало новую, не свойственную для традиционного капитализма роль активного регулятора экономических процессов. Управление экономикой становилось сверхцентрализован-ным -создавались «корпорации» (Италия), «палаты» (Германия), «синдикаты» (Испания), в ведении которых находились все вопросы экономической жизни. Однако частную собственность фашисты не трогали, ограничиваясь конфискацией имущества лишь «расово чуждых» элементов. Поэтому предприниматели все же сохраняли определенную «независимость» (в наибольшей степени это было заметно в Испании). Система господства в политической сфере опиралась на два основных компонента: насилие и формирование массового согласия через всеобъемлющую систему фашистских общественных организаций. Различалось лишь соотношение этих опор режима. Если в Германии система террора, доносов, тотальной слежки была развита в высшей степени, то Испания (правда, ближе к концу Второй мировой войны) даже объявила «условное освобождение» политзаключенных. Страх населения перед режимами во многом определял выражение лояльности. Даже если «недовольные» не попадали в тюрьмы и концентрационные лагеря, они теряли работу. Во всех странах режим создавал разветвленную, часто дублирующую друг друга систему органов государственной безопасности, под власть которых попадал и сам государственный аппарат. Демонстрации сотен тысяч людей с выражением любви и преданности дуче или фюреру невозможно было организовать «сверху» только на чувстве страха. Большую роль здесь играли фашистские профсоюзы («Германский рабочий фронт») и массовые организации — союзы, созданные в расчете практически на каждого гражданина (учителей, художников, писателей, юристов, вплоть до малышей и домохозяек).

Бенито Муссолини (1883 1945) еще в школе выделялся агрессивным и упрямым характером, частыми драками. В 1903 г. вступил в Итальянскую социалистическую партию, познакомился с марксизмом и философией Ницше, но никогда не имел склонности к систематическому изучению теории. Начиная с 1911 г. в прессе его все чаще называют «дуче» (вождь). В марте 1919 г. Муссолини собрал в Милане своих сторонников (в основном бывших фронтовиков)и объявил о создании нового движения «Боевой союз» с программой, основанной на национализме и радикальных социальных лозунгах. В ноябре 1921 г. движение переросло в Национальную фашистскую партию с дуче во главе. Получив пост премьер-министра, Муссолини за несколько лет (до 1929 г.) сформировал новое фашистское государство. После сближения с Германией Италия вынуждена была следовать в орбите германской политики, а сам дуче — не без борьбы и чувства зависти  признать верховенство более решительного и последовательного германского фюрера. Как личность Муссолини отличался непоколебимой верой в свое призвание, прагматизмом, склонностью к театральным позам и суеверием. Весной 1945 г. Муссолини был арестован итальянскими партизанами и расстрелян вместе со своей подругой Кларой Петаччи.

Самым положительным итогом национал-социализма в глазах немцев была ликвидация безработицы. Фашистские режимы использовали и государственный патернализм — социальные реформы и меры поощрения, частично улучшавшие положение народных масс (организация дешевого досуга и туризма, летний отдых детей, премии «за хорошую работу»). Объединяла общество фашистская идеология, которая строилась на преобладании одной ведущей идеи (нация — в Италии, расовое превосходство немцев — в Германии, лишь в Испании наряду с «единением испанской нации» большое влияние имела католическая религия) и во всех странах отличалась агрессивностью, нетерпимостью к малейшему инакомыслию и созданию «образа врага» (коммунисты, евреи, «нытики»). Фашистское общество должно было представлять собой единый военизированный лагерь, постоянно готовый к новым «битвам» (за «жизненное пространство», рождаемость, урожай, экономию).

Фюреры. Роль лидера, вождя в фашистских режимах и их идеологических системах была столь велика, что в исторической науке нередко встречаются мнения о германском национал-социализме как порождении «демона» Гитлера, о невозможности возникновения фашистского движения без Муссолини... Принцип фюрерства, культ вождя занимали одно из центральных мест в идеологии любого тоталитарного общества.

Фашизм
— «Дело молодых». Какими только прекрасными эпитетами не награждали фашистские вожди молодежь! «Вы — это заря жизни, вы — это надежда Родины, но главное, вы — это завтрашняя армия!» — импульсивно выкрикивал Муссолини на митинге юных фашистов в 1927 г. Гитлер не раз подчеркивал, что от того, насколько удастся убедить молодых в истинности национал-социалистического мировоззрения, зависит будущее германской расы и всего мира. Предполагалось, что юность, не «отравленная» опытом, воспримет фашистскую систему ценностей, дисциплину, веру и повиновение, готовность отдать жизнь во имя вождя и народа. Фашистские принципы воспитания воплощались в жизнь молодежными организациями («Гитлерюгенд» в Германии; «Балилла», позже ДЖИЛ — Итальянская дикторская молодежь; детские и юношеские секции фаланги в Испании). Они строились по единой схеме: разделение по полу и возрасту, военизированный характер (и для девочек), жесткое вертикальное подчинение, принцип всеобщего членства (с 7 — 10 лет до 18 — 21 года, в Германии закреплен законом), примат веры и идеологии над знаниями, школьным обучением, общая форма, похожая на военную. Спортивные соревнования (спорту придавалось особое значение), походы и турпоездки, слеты, занятия по интересам, изучение истории, даже иностранных языков, театральные и хоровые студии, курсы домоводства, рукоделия и гигиены для девушек — все это привлекало молодежь. Особую роль играли девичьи группы, так как девочки и девушки раньше почти не имели возможности провести свой досуг организованно, вне семьи, в кругу сверстниц. Конечно, за внешним разнообразием форм незримо присутствовала одна главная цель: воспитание молодежи в духе фашистской идеологии.
В тоталитарном обществе особо стимулировалась рождаемость, поощрялись большие семьи. Это делалось не столько по идеологическим, сколько по прозаическим причинам: больше детей — больше мальчиков — больше солдат. Жених и невеста в Германии проверялись на предмет «расовой полноценности», был разработан специальный ритуал вступления в брак. Была учреждена специальная награда — «Материнский крест» нескольких степеней для чествования женщин, родивших и воспитавших четверых и более детей.
Школа также рассматривалась фашистами как важнейшее звено воздействия на молодежь. Учебники, в первую очередь по истории, пронизывал фашистско-героический дух. Букварь; задачи по математике несли идео-логически-пропагандистскую нагрузку.

Адольф Гитлер
(1889 — 1945 гг., настоящая фамилия Шикльгрубер) родился на границе Австрии и Германии (Браунау). Еще в школе Гитлер, интересуясь историей, проникся идеями единства и «величия» германского народа. В 1914 г. добровольцем ушел на фронт, где был награжден Железным крестом 1-й степени за воинскую доблесть. После войны он вступил в малоизвестную Немецкую рабочую партию (1919) и вскоре стал ее вождем (фюрером), а партия — Национал-социалистической немецкой рабочей партией. Сделав ставку на легальный захват власти через парламент, финансовую помощь промышленников и банкиров, в январе 1933 г. Гитлер получил пост рейхсканцлера, в 1934 г. объединил его с президентским и объявил себя «фюрером германского народа». В период войны осуществлял верховное командование вооруженными силами. 30 апреля 1945 г., зарегистрировав накануне брак с Евой Браун, Гитлер покончил с собой, оставив политическое завещание: «...наша задача, состоящая в продолжении строительства национал-социалистического государства, означает работу грядущих веков...»

Тайны истории: оккультизм и фашизм.Фашизм, особенно германский национал-социализм, оказал столь большое влияние на судьбы народов и всего мира, с ним связано так много жестокостей и преступлений, что закономерно возникает вопрос, как же Гитлеру удалось подчинить себе страну с такой богатой культурой и историей. Вера национал-социалистов в силы судьбы, иррациональность расовой теории, внимание к мифологии, магическим ритуалам, смерти, антропологические (измерение черепов) и медицинские эксперименты в рамках программы «Наследие предков», массовые убийства в концлагерях трудно объяснимы и иногда толкуются как сатанинские жертвоприношения. Однако история и сам человек слишком многогранны, чтобы ход событий можно было объяснить преимущественно каким-то одним фактором, тем более мистикой.

Искусство при национал-социализме подверглось столь же всеобъемлющей унификации и централизации, как и другие сферы общественной жизни. В сентябре 1933 г. была создана государственная Палата культуры Рейха во главе с Геббельсом с подпалатами изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, прессы, радио и кино. Она определяла приоритеты в художественных достоинствах, оценивая их прежде всего с точки зрения пропагандистских возможностей.

Гитлер отрицал современное искусство, считая его «болезненным результатом сумасшествия». Выставку «Дегенеративное искусство» в Мюнхене (1936), однако, пришлось в скором времени закрыть из-за ее необычайной популярности и отсутствия посетителей на соседней «Великой германской художественной выставке», составленной из «идеологически выдержанных» картин. Героические солдаты, величественные горные пейзажи, крестьянская идиллия, пышные формы «нордических девушек», политизированные изображения «арийцев», душащих рукой громадных змей, не привлекали публику.