Традиционная точка зрения на историю противостояния СССР с западными странами в годы холодной войны заключается в том, что эра противостояния началась после речи бывшего британского премьера Черчилля в Фултоне в 1946 году. Да и сам термин «холодная война» был придуман советником президента США Барухом в 1947 году, в ходе одного из выступлений в штате Южная Каролина. Однако Первая мировая информационная война началась летом 1943 года, а конкретно – в августе, на британо-американской встрече в канадском Квебеке.
Причем основным разработчиком замысла Первой мировой информационной войны был режиссер-идеолог У. Черчилль – британский премьер.
20 августа 1943 года в Квебеке, на заседании лидеров США и Британской империи с участием начальников американских и британских штабов, ВПЕРВЫЕ ставится вопрос о том, что немецко-фашистские войска должны задержать русских как можно дальше на востоке. Т. е. война с фашизмом в полном разгаре, но союзники СССР по антигитлеровской коалиции уже начинают размышлять о послевоенном устройстве мира. Причем в этом послевоенном устройстве СССР должен был остаться за т. н. «санитарным кордоном», ослабленным. Лидеры США и Британской империи попытались украсть у СССР победу, нашу Великую Победу над фашизмом.
В принципе, ситуация в какой-то мере напоминала лето 1916 года, когда после успешного Брусиловского прорыва русские войска, захватив в плен более миллиона человек, вошли в Румынию. Константинополь, извечная русская цель, был уже рядом. Тем более что полным провалом завершилась в феврале 1916 года попытка британских войск захватить Стамбул и проливы (т. н. Дарданелльская операция, предпринятая по инициативе лорда Адмиралтейства У. Черчилля). Да и преодолев Кавказский хребет, русские войска были близки к Персидскому заливу. Под большой угрозой оказались бы интересы Британской империи после окончания Первой мировой войны. Именно после завершения русской армией успешной летней кампании 1916 года сотрудниками британской разведки и были осуществлены специальные операции, которые стимулировали падение Российской империи в феврале 1917 года. Царская контрразведка оказалась не в состоянии эффективно противодействовать системным информационным и диверсионно-разведывательным операциям британского «союзника» на территории России. По мнению автора, решающую роль в Февральском перевороте и свержении монархии сыграла отнюдь не немецкая, а британская разведка. Именно британская разведка организовала убийство российского императора Павла более 200 лет назад. Цель убийства была предельно прозаична: зашита от русских войск самой крупной колонии Британской империи – Индии. После смерти императора Павла в 1801 году казачий корпус атамана Платова, подходивший к Афганистану и двигавшийся в Индию, был возвращен на Дон. И Индия еще 146 лет оставалась колонией Великобритании.
По сути, в 1943 году режиссер У.Черчилль не стал выдумывать ничего нового: он просто использовал некоторые отработанные оперативные модели Первой мировой войны, разработанные идеологами Британской империи. Тем более что и У.Черчилль и его помощники, руководители британской и американской разведок, были активными участниками боевых действий в ходе Первой мировой войны. Они были исполнителями плана информационной войны против Российской империи. План был реализован: в феврале 1917 года православная Российская империя, внутри которой была создана разношерстная антигосударственная колонна агентов британского влияния, перестала существовать.
Замысел информационной войны против СССР, разработанный У.Черчиллем, был прост: путем проведения специальных и тайных информационных операций по влиянию на процесс принятия решений в фашистской Германии добиться сепаратного мира Германии с западными странами и направить все силы вермахта сражаться против СССР. Тайный замысел Черчилля был циничен, но на информационной войне – как на войне. Не до демократических принципов, о которых многократно красноречиво говорил У.Черчилль в ходе своих многочисленных выступлений. Это также один из базовых принципов информационной войны – различие методов публичной и тайной информационной деятельности. Режиссер информационной войны всегда пытается скрыть свои истинные намерения. Поэтому на квебекском совещании принимаются два плана: «Оверлорд», о котором СССР проинформируют на конференции осенью 1943 года в Тегеране (им предусматривалась высадка союзников во Франции в 1944 году), и второй, сверхсекретный, «Рэнкин», цель которого – повернуть против России всю мощь непобежденной Германии. По этому плану немецко-фашистские войска должны были войти в сговор с западными державами, распустить Западный фронт, оказывать поддержку при высадке десанта в Нормандии, обеспечить быстрое продвижение союзников через Францию, Германию, выход на линию, где они удерживают советские войска.
В соответствии с планом «Рэнкин» под контроль США и Великобритании должны были попасть Варшава, Прага, Будапешт, Бухарест, София, Вена, Белград... При этом немецкие войска на западе должны были не просто сдаться, а организованно двигаться на восток для укрепления там немецкой линии обороны. Этот квебекский вариант плана «Рэнкин» был уточнен в ноябре 1943 года. Судя по всему, отдельные компоненты плана «Рэнкин» (оказывать поддержку при высадке десанта в Нормандии, обеспечить быстрое продвижение союзников через Францию) были реализованы. Операция высадки союзников в Нормандии, вероятнее всего, была осуществлена в сговоре с командованием войск вермахта во Франции. Режиссер Черчилль хорошо поработал на стратегическом уровне информационной войны.
Таким образом, становится очевидной цель информационных операций этого этапа – создание манипулятивных комментариев для организации специальных действий по формированию долговременных стереотипов и созданию определенного впечатления или отношения к действиям британо-американских союзников (можно хотя бы вспомнить голливудский кинофильм «Спасти рядового Райана»). Следует напомнить об очень похожих сценариях в ходе оккупации американцами Ирака в 2003 году. Иракские повстанцы-партизаны в Ум-Касре уничтожили за месяц боев 96 новейших американских танков «Абрамс», а вся регулярная иракская армия – гораздо меньше. Секрет был прост: иракских генералов просто подкупили (технология информационной войны).
Так же подкупили (пообещали, договорились и т. д.) немецких генералов во Франции во главе с Э. Роммелем в 1944 году. Одновременно проводились дезинформационные мероприятия против СССР. Основной объект воздействия комментария-манипуляции – психика И. Сталина и советского военно-политического руководства, заинтересованного в открытии второго фронта, для уменьшения потерь СССР. Ясно, что разгром немецко-фашистских войск на Курской дуге показал: будут союзники открывать второй фронт или нет, Советский Союз способен завершить войну в Берлине и без поддержки союзников. В принципе, второй фронт стал не нужен. Если в нем и был смысл, то только один – уменьшить потери, сократить сроки войны и, главное, создать базу для сотрудничества стран антигитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны.
Такие же выводы были сделаны в Лондоне и Вашингтоне. Поэтому руководители США и Британской империи собрались в Квебеке и стали обсуждать тайные планы борьбы с СССР, в т. ч. и с использованием немецко-фашистских войск. Доктор исторических наук В. Фалин справедливо утверждает, что существует один документ (он случайно оказался рассекречен и сейчас хранится в Национальной библиотеке в Вашингтоне), в котором обсуждался вопрос о вступлении США и Британской империи в союз с нацистскими генералами для ведений совместных боевых операций против Советского Союза. Все это происходило 20 августа 1943 года.
Продвигаясь по служебной лестнице в системе советских и российских специальных информационно-аналитических структур, я всегда задавал себе вопрос: а был ли неизбежным распад СССР? И всегда отвечал себе: нет. Он произошел в результате системного и целенаправленного ведения против СССР глобальной информационной войны, которая началась в августе 1943 года. Во многом результат информационной войны против СССР был достигнут только потому, что доктрина информационной войны против СССР постоянно менялась – в зависимости от противодействия СССР, изменений в международных отношениях. После смерти И. Сталина система информационного противодействия была постепенно разрушена палачом Новочеркасска (1962 г.), учеником английской школы в Юзовке (Донецк), взявшим потом себе псевдоним «Хрущев». ЦК КПСС и КГБ СССР также действовали шаблонно, истинные намерения противника в информационно-идеологической сфере были выявлены, однако меры противодействия были приняты явно недостаточные. Специалистов по информационному противодействию нигде не готовили. Спецслужбы СССР так и не смогли предотвратить распад СССР, и прежде всего КГБ СССР, в рядах которого я прослужил 15 лет. Впрочем, и Третье охранное отделение ведь также не смогло предотвратить распад Российской империи. А это уже системная ошибка.
Получается, что Россия длительное время не имела эффективных спецслужб, способных не только определить угрозы, но и своевременно и правильно на них отреагировать. Однако данный пессимистический вывод не является вполне объективным, т. к. в недрах отечественных спецслужб всегда существовали очень профессионально подготовленные асы мировой разведки и контрразведки. Именно они часто кардинально меняли ситуацию в лучшую сторону, и наше Отечество становилось более сильным и процветающим. Наиболее эффективны российские спецслужбы были при Иване Грозном. Ведь приращение Руси при Иване Грозном было наибольшим за всю отечественную историю. Территория русского государства увеличилась в 22 раза! Следовательно, начиная с XVII века система подготовки кадров для российских спецслужб была частично неверной: ведь в XVIII-XIX вв. дворцовые перевороты несколько раз осуществлялись иностранными разведками (прежде всего британской).
Россия – единственная страна в мире (!), которая ДВАЖДЫ в ХХ веке распадалась на части. Однако нельзя не сказать и о том, что благодаря профессионализму лучших представителей русской разведки оба этих распада не стали гибельными для нашего Отечества. Ведь большевикам удалось всего лишь за ПЯТЬ лет восстановить большую часть территории бывшей Российской империи и создать СССР! Большая заслуга в этом и советских сталинских спецслужб. В 1939 году – очередной успех И. Сталина: воссоединение с Западной Украиной и Западной Белоруссией. А затем вернулась и Прибалтика.
Однако после смерти И. Сталина предпринятые реорганизации спецслужб не пошли на пользу стране. КГБ СССР не смог спасти страну от распада. А за 20 лет после распада СССР в 1991 году пока не удалось восстановить единство Евразии. Созданы лишь предпосылки для нового «собирания земель» в виде Евразийского союза.
Вершиной успеха в информационной войне для противников СССР было избрание генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева. Выдвижение М. Горбачева – стратегический проигрыш ЦК КПСС и КГБ СССР, но ведь одновременно это и победа тех, кто продвигал британского прихвостня, глобалиста-троцкиста М. Горбачева. Формировать это поражение начал глобалист-троцкист Н.С. Хрущев, который разрушил сталинскую систему контрразведывательного обеспечения деятельности высших органов власти, что постепенно привело к появлению «слабых звеньев» в советской номенклатуре, куда и устремились усилия западных спецслужб. В отличие от нашей страны, где высокие партийные чины стали ограждаться от «внимания» контрразведки, ФБР усилило контрразведывательный контроль. Известно, что в рамках своей деятельности ФБР осуществляет также целый ряд и т. н. прикладных расследований в своих целях, а также для других федеральных ведомств. Эти расследования проводятся в соответствии со специальными директивами президента или указаниями генерального прокурора (министра юстиции). Например, осуществляется тщательная проверка биографических данных и личных качеств кандидатов на ответственные должности в федеральных ведомствах. Короче говоря, политический сыск в Америке поставлен на широкую ногу и, надо сказать, достаточно надежно служит национальным интересам США.
Выбор идеологов информационной войны против СССР был точен. Начало же стратегической информационной операции по приходу к власти в СССР М. Горбачева – 1946 год. Замысел грандиозной операции был разработан американским дипломатом в Москве кадровым сотрудником разведки Госдепартамента США Дж. Кеннаном в его «Длинной телеграмме» в Вашингтон в феврале 1946 года. Именно Кеннан обратил внимание на необходимость активизации работы специальных структур США при смене руководства СССР. Кеннану удалось нащупать слабое звено в СССР – проблему плавного перехода власти от одного отдельного лица или группы лиц к другому.
Таким образом, именно Кеннан, человек, длительное время проживший в России, правильно определил направление главного удара в информационной войне против СССР. Именно Кеннан заявил о необходимости создания «генерального политического штаба в настоящий момент», т. е. Генерального штаба информационной войны против СССР. Скорее всего, Кеннан имел в виду Совет по международным отношениям. По сути, именно Кеннан определил дальнейшую судьбу ставропольского комбайнера М. Горбачева еще в 1946 году. Созданный на базе Совета по международным отношениям Генеральный штаб информационной войны против СССР под руководством А. Даллеса поставил перед британо-американскими спецслужбами главную задачу – искать и продвигать в советской номенклатуре людей, способных содействовать распаду СССР. Начался поиск будущих Горбачевых и Яковлевых внутри советской номенклатуры, которые в нужный момент должны были повести СССР в направлении распада.
Кеннан выделил также главное направление информационной войны против СССР в послевоенный период – осуществление тайных информационных операций по воздействию на систему принятия решений в СССР в переходный период, при смене политических элит.
Сын американского разведчика, много раз бывавшего в России, Кеннан, безусловно, тщательно проанализировал опыт проведения информационных операций по организации манипулирования процессом принятия решений в России разведкой Британской империи. Ведь именно британская разведка Ми-6 добилась назначения на пост министра иностранных дел Российской империи в 1910 году Сазонова, который предпринял титанические усилия по организации вступления России в Первую мировую войну, которая ей была совершенно не нужна.
Кеннан справедливо выделил трудности перехода властных полномочий в СССР. После смерти В.И. Ленина развернулась яростная внутриполитическая борьба. Ставленником Британской империи в руководстве СССР был Троцкий-Бронштейн. Однако в борьбе с силами Британской империи победил И.В. Сталин, которого поддерживали национально-патриотические силы, лучшие представители русской разведки. «Смерть Ленина стала первым таким переходом, и его последствия губительно сказывались на советском государстве в течение 15 лет. После смерти или отставки Сталина будет второй переход». Проанализировав негативный опыт британской разведки, Кеннан дает концептуальную рекомендацию о начале подготовке к новому, второму этапу внутриполитической борьбы в СССР после смерти Сталина для реализации стратегических целей информационной войны против СССР.
Именно Кеннан начал стратегическую информационную операцию «Анти-Сталин» по дискредитации исторического прошлого и настоящего нашей великой страны. Главную роль в операции «Анти-Сталин» сыграл Н.Хрущев, тайно поддержанный Алленом Даллесом во внутриполитической борьбе внутри СССР. Н.С. Хрущев представлял из себя идеальный объект для манипулирования специально созданного в ЦРУ в 1951 г. Управления психологической войны. Именно под типаж Н.С. Хрущева затем подбирали кандидата на пост руководителя СССР, выгодного Совету по международным отношениям. Исходя из этого, был отобран и М. Горбачев как человек, похожий на Н. Хрущева.
Выводы для современной России
Наступил этап выбора системы информационного противодействия. Чрезвычайно важным для определения стратегии информационной войны является анализ побед русской государственности:
1. Опыт строительства и деятельности информационно-разведывательного бастиона в устье Невы – крепости-города Александро-Невска (пока – Санкт-Петербург), основанного великим русским князем Александром Невским в 1243 году.
2. Механизм информационного противодействия, созданный великим русским царем Иваном Грозным (русская гвардия). 540 лет назад была выдающаяся победа русского духа! Русские войска разгромили в несколько раз превосходящую крымско-турецкую армию в битве при Молодях. Из 120 000 в Крым вернулись лишь 3000 человек. Основную роль в битве в 50 верстах под Москвой сыграла русская гвардия великого русского царя Ивана Грозного – пятитысячный отряд опричников под руководством князя воеводы Дмитрия Ивановича Хворостинина. Именно опричники, эффективно применяя методы информационной войны, полностью вырезали 7000 янычар и отборные отряды османских мурз, после чего и началось повальное бегство захватчиков!
3. Информационное обеспечение Победы в Великой Отечественной войне.
Против России и лично В. Путина ведется системная информационная война со стороны геополитических противников нашей страны. Назрела необходимость создания мощного механизма информационного противодействия – Государственного информационно-идеологического совета при президенте России.
Игорь ПАНАРИН
km.ru
(с сокращениями)
Карикатура худ. Бориса Ефимова