Одним из чёрных мифов, которой порочит советский период Истории Отечества, является мнение о том, что сталинская индустриализация осуществлялась заключенными ГУЛАГа и система лагерей была основой советской экономики СССР в период правления Сталина. Миф о ГУЛАГе настолько раздули в годы перестройки и «лихие 1990-е», что любые попытки предъявить материал, опровергающий этот миф, встречались буквально в штыки. Александр Солженицын с его фальшивкой «Архипелаг ГУЛАГ» до сих пор является неприкасаемым кумиром российской интеллигенции, принятой на официальном уровне.
Однако реальность далека от домыслов авторов, которые развивают антисоветские и антирусские мифы. Для начала необходимо отметить, что сама идея использования труда заключенных, как и практическое воплощение этой идеи в жизнь, имеет длительную историю и не может быть названа особенностью только советской истории. История практически всех государств планеты, да и Российской империи, даёт весьма значительно число примеров широкомасштабного использования труда заключённых. Основные принципы карательной системы – обязательность труда для заключенных, система зачётов, привлечение осужденных для хозяйственного освоения окраин, существовали уже в Российской империи.
В период с 1917 по 1929 г. труд заключённых в Советском Союзе использовался слабо. В этот период государству просто не нужно было привлекать значительные массы осужденных к труду. Страна переживала период восстановления экономики уровня 1913 года, не было нужды во вводе дополнительных мощностей, в расширении ресурсной базы промышленности и дополнительной продукции сельского хозяйства. Неквалифицированная рабочая сила заключённых могла быть использована на массовых работах, вроде строительных, сельскохозяйственных, горнорудных. Но в 1920-е годы в широкомасштабных работах такого рода не было нужды. В то же время государство испытывало нехватку средств, поэтому искало новые формы организации принудительного труда в исправительной системе, которые могли принести прибыль.
Формирование ГУЛАГа (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) было результатом целого ряда экономических и социальных факторов, которые сопровождали процесс форсированной индустриализации и коллективизации. Советская власть хотела достичь максимальной экономии на содержание заключенных за счёт их же труда. Одновременно появилась необходимость расширения сырьевой базы, привлечения дополнительных трудовых ресурсов, для реализации важных проектов в малозаселенных или незаселённых территориях, их хозяйственного освоения и заселения.
Основные вехи на пути создания ГУЛАГа:
- постановление ВЦИК и СНК СССР от 26 марта 1928 года «О карательной политике и состоянии мест заключения». Этот документ направлял органы исполнения наказания на реализацию задач экономического характера;
- 13 мая 1929 года на основе предложений ОГПУ, наркоматов юстиции и внутренних дел РСФСР вышло постановление Политбюро ЦК ВКП (б). Оно положило начало решительному преобразованию уголовно-исполнительной системы. Предлагалось перейти на систему массового применения труда уголовных заключённых (с получением ими заработной платы), которые имели приговор не трёх лет. На основании постановления Политбюро была создана специальная комиссия в составе наркома юстиции РСФСР Николая Янсона, зампреда ОГПУ Генриха Ягоды, прокурора РСФСР Николая Крыленко, наркома внутренних дел РСФСР Владимира Толмачёва и наркома труда Николая Угланова. Практически сразу был принят принцип оплаты труда заключённых, что сразу развевает идею «рабского труда».
- 23 мая 1939 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б), которое утвердило решение о коренной перестройке уголовно-исправительной системы. Согласно нему заключённые, имевшие сроки лишения свободы более трёх лет, передавались в исправительно-трудовые лагеря. Те, кто имел более короткие сроки, оставались в ведении НКВД. Тюрьмы переставали быть местом заключения и стали служить только как следственные изоляторы и пересыльные пункты. На ОГПУ возложили задачу организации новых лагерей. Суть реформы уголовно-исправительной системы СССР была в том, что в сфере исправительной функции тюремные методы были заменены на методы внетюремного воздействия путём организации работ в изолированных по географическому принципу лагерях с соблюдением сурового режима. В экономической сфере заключенные должны были трудиться в отдалённых местностях, где из-за отдалённости или трудности работы ощущается нехватка рабочей силы. Лагеря должны были стать пионерами заселения новых районов. Кроме того, Ягода предлагал ряд мер административного и экономического содействия освобождённым, чтобы побудить их оставаться в отдалённых регионах СССР и заселять ими окраины.
На основании постановлений Политбюро 17 июля 1929 г. СНК принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключённых», который обязал ОГПУ и другие смежные ведомства срочно разработать комплекс мер по колонизации осваиваемых районов. Для реализации этого плана были выработаны несколько главных принципов. Заключённые, заслужившие своим поведением и отличившиеся на работе, получали право на вольное поселение. Лишённые судом права свободного выбора местожительства и отбывшие срок заключения оставлялись на поселение в данном районе и наделялись землёй.
В конце 1929 года все исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) были переведены на самоокупаемость и освобождены от уплаты подоходного налога и промыслового налога с оборота. Это сняло с государства бремя расходов на содержание заключённых. 7 апреля 1930 г. было издано постановления СНК СССР «Положение об исправительно-трудовых лагерях». 25 апреля 1930 приказом ОГПУ № 130/63 было организовано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ), с ноября 1930 г. оно получило название ГУЛАГ. Его основой задачей было не «истребление народа», как следует из чёрного мифа о ГУЛАГе, а хозяйственное освоение окраинных районов СССР.
В 1933 году был принят новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который закрепил принцип обязательности труда заключённых. Кроме того, Кодекс законодательно закрепил и принцип обязательной оплаты за произведённую работу. Ещё ранее в положении об ИТЛ было отмечено, что все осуждённые получают продовольственный паек в соответствии с характером выполняемой работы. Общее содержание и все виды обслуживания предоставлялись бесплатно. Самым важным методом повышения производительности труда заключённых стала система зачётов: перевыполнявшим установленную норму день работы засчитывался на полтора-два календарных дня срока, а на особо тяжёлых работах – за три. В результате срок наказания мог быть значительно сокращён.
Экономическая роль ГУЛАГа в реализации планов индустриализации
Одним из важнейших направлений экономической деятельности ИТЛ стало строительство путей сообщения. В 1920-е годы в сфере транспортных коммуникаций образовался целый ряд крупных проблем, что отрицательно влияло и на обороноспособность государства. Транспортная система не справлялась с постоянно возрастающим ростом грузовых перевозок, а это ставило под угрозу выполнение не только программ по развитию экономики, но и повышения её безопасности. Государство не имело возможности быстро перебрасывать значительные материальные, демографические ресурсы, войска (эта проблема существовала ещё в Российской империи и стала одной из предпосылок, которые привели к поражению в русско-японской войне).
Именно поэтому в годы первой пятилетки были реализованы крупные транспортные проекты и прежде всего железные дороги, имевшие экономическое и военно-стратегическое значение. Были построены четыре железных и две безрельсовых дороги. В 1930 г. было завершено строительство 29-километровой ветки на Хибинские Апатиты, начата работа по сооружению 275-километровой железной дороги Сыктывкар – Пинега. В Дальневосточном крае ОГПУ организовало строительство 82-километровой железнодорожной ветки Пашенная – Букачачи, на Забайкальской железной дороге в Восточной Сибири – 120 километровый участок железной дороги Томск – Енисейск. Сыктывкар, Кемь и Ухта были соединены трактами длиной в 313 и 208 км. Труд заключённых применялся в тех района, где местное население практически отсутствовало или не могло быть привлечено к основным работам. Эти стройки были направлены на создание экономической базы на окраинных, неосвоенных и стратегически важных регионах страны (главное направление деятельности ИТЛ).
Наиболее популярной стройкой в среде различных разоблачителей эпохи Сталина, было сооружение Беломоро-Балтийского канала, который был построен между 1931 и 1933 годами. Однако реализация этого проекта была напрямую связана с безопасностью Советского Союза. Впервые вопрос о строительстве канала в Советской России был поставлен после переворота Октября 1917 года. Возникла же идея намного раньше, план строительства судоходного канала принадлежал царю Петру и появился во время Северной войны со Швецией. В 19 столетии было разработано четыре проекта строительства канала: в 1800 году - проект Ф. П. Деволана, 1835 г. - проект графа А. Х. Бенкендорфа, 1857 г. - флигель-адъютанта Лошкарёва и 1900 г. - профессора Тиманова (они не были реализованы из-за высокой стоимости). В 1918 году Совет народного хозяйства Севера создал план развития транспортной системы региона. В этот план входило строительство Беломорско-Обской железной дороги и Онежско-Беломорского канала. Эти коммуникации должны были обеспечить экономические связи между Северо-Западным промышленным районом и Сибирью, стать базой для освоения Ухто-Печерского нефтеносного и Кольского горнорудного районов. Однако в ходе Гражданской войны и интервенции, а затем восстановления страны, эти планы были отложены.
В 1930 году Совет труда и обороны СССР вернулся к вопросу строительства канала, что было связано с проблемой безопасности страны – соседняя Финляндия проводила тогда антисоветскую политику и рассчитывала на поддержку других западных государств в борьбе с Советской Россией. Кроме того, биоресурсы СССР на Севере тогда без устали расхищались рядом западных держав, особенно выделялась Норвегия. Этому рыболовному пиратству СССР нечего было противопоставить, так как Северного флота ещё не было (Северная военная флотилия была создана в 1933 году).
Канал должен был стать объектом стратегического назначения и решить целый круг задач:
- повысить возможности по защите рыбных промыслов и внутренних торговых путей между отдельными пунктами побережья и магистральных водных путей, которые уходят вглубь страны. Эта задача решалась возможностью переброски с Балтийского моря в Белое боевых кораблей и подводных лодок.
- появлялась возможность действия советских Военно-морских сил на морских коммуникациях противника, наносить ущерб морской торговле и оказывать давление на весь режим коммерческого мореплавания в Северном море и восточной части Атлантического океана;
- поддержание коммуникаций с внешним миром. Учитывая тот факт, что при желании противник мог легко блокировать Балтийское и Черное моря, наличие свободного выхода через Север приобретало стратегическое значение в военное время;
- появление сдерживающего фактора для потенциальных противников. Для Финляндии, которая непосредственно угрожала советскому Северо-Западу, наличие канала было сильным фактором давления на её внешнюю политику;
- повышались возможности для взаимодействия Красной Армии с морскими силами на побережье и в районах внутренних озёр и рек, связанных с Беломорско-Балтийской системой;
- появилась возможность быстрой переброски в военное время отдельных кораблей и целых воинских соединений с одного театра действия на другой;
- повышались возможности по эвакуации вглубь страны;
- в области экономики: обеспечивалась связь Ленинграда и его морских путей на Запад, с Архангельском, портами Белого моря и побережьем Кольского полуострова, а через Северный морской путь – с Сибирью и Дальним Востоком. Появлялся выход из Балтики в Северный Ледовитый океан и через него со всеми портами Мирового океана. Обеспечивались связи Севера с Мариинской водной системой, а через неё с внутренними районами страны с выходом в Каспийское и Черное моря (после завершения канала Волга-Дон). Появлялись возможности для строительства на плотинах гидростанций для получения источников дешевой энергии. На дешевой энергетической базе можно было развивать все отрасли народного хозяйства Севера СССР. Появлялась возможность более полного использования сырьевых ресурсов, в том числе ещё нетронутых.
3 июня 1930 г. постановлением СТО СССР было положено начало работам по строительству этого канала. В постановление отмечалась возможность привлечения труда заключённых. Уже 2 августа 1933 года постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров СССР Беломорско-Балтийский канал был записан в число действующих водных путей Советского Союза. На трассе канала было построено 128 гидротехнических сооружений: 49 дамб и 33 искусственных каналов, 19 шлюзов, 15 плотин и 12 водоспусков. Было выбрано 21 млн. кубометров грунта, положено 390 тыс. кубометров бетона и 921 тыс. кубометров ряжевых конструкций. Общая стоимость произведенной работы была оценена в 101,3 млн. рублей.
Первоначальное участие заключенных в строительстве измерялось всего 600 людьми, которые были использованы в изыскательских партиях. К середине 1931 года число задействованных заключённых выросло до 10 тыс. человек. Первоначально трудовые ресурсы для работы поставлял Соловецкий ИТЛ, затем Соловецкий и Карело-Мурманский лагеря ОГПУ. В сентябре 1931 года на Беломорстрой был направлен весь личный состав Сызранского ИТЛ. В середине ноября 1931 года на основе этих ИТЛ был сформирован Беломорско-Балтийский ИТЛ. Среднегодовое количество использовавшихся заключенных составляло 64,1 тыс. человек. Пик работ на канале пришёлся на осень 1932 года, в это время число заключенных достигло максимального значения – 125 тыс. человек. Смертность в Беломорско-Балтийском ИТЛ составила: в 1931 году - 1438 осужденных (2,24 % от среднегодового числа заключенных), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году - 8870 заключённых (10,56 %). Это было связано с тем, что на вторую половину 1932 года пришёлся наибольший объем тяжёлых работ. Кроме того, в стране в 1932 г. ухудшилась продовольственная ситуация (голод 1932-1933 гг.), что отразилось на питании заключенных и состоянии прибывавшего пополнения. Это хорошо видно по резко упавшим месячным нормам питания за 1932-1933 годы: норма муки упала с 23,5 кг на одно человека в 1932 году до 17,17 кг в 1933 г.; крупы с 5,75 до 2,25 кг; макарон с 0,5 до 0,4 кг; масла растительного с 1 до 0,3 литра; сахара с 0,95 до 0,6 кг и т. д.
Но даже в этих условиях выполнявшие и перевыполнявшие нормы получали усиленный хлебный паек – до 1200 г, т. н. премиальное блюдо и денежное вознаграждение. Кроме того, перевыполнявшие нормы выработки получали зачет трех рабочих дней за пять календарных дней срока (для ударников зачёт шёл день за два). Естественно, что в противном случае применяли наказание в виде урезания пайка, отмены зачета, передачи в подразделения усиленного режима. Необходимо учесть, что эти люди были не курорте, а отбывали наказание за преступления. В то же время назвать условия содержания заключенных жестокими или зверскими – оснований нет. Страна находилась в сложном переходном периоде, поэтому положение заключённых было адекватно положению государство.
Значение канала для страны было огромно. В частности, переход кораблей из Ленинграда до Архангельска сократился с 17 до 4 суток. Теперь путь пролегал по советской территории, что дало возможность беспрепятственно создать мощную военно-морскую группировку на Севере России. Кроме того, 17-дневный переход из Балтики вокруг Скандинавии, без промежуточных баз, где можно было пополнить запасы, провести ремонт, был невозможен для кораблей среднего и малого водоизмещения. Большое военно-стратегическое значение Беломорско-Балтийского канала привело и к огромному положительному экономическому эффекту.
В 1920-е и начале 1930-х годов в Белом море шли «рыбные» и «тюленьи» войны с Норвегией и Англией. Каждую весну сотни рыболовных английских и норвежских судов входили в Белое море и пользуясь ничтожностью советских Военно-морских сил и пограничной службы, разграбляли биологические ресурсы Советского Союза. Попытки советской пограничной охраны пресечь эту деятельность немедленно натыкались на воздействия западных боевых кораблей, которые курсировали в этих водах. Норвежцы и англичане в каждый сезон направляли в эти воды свои эскадры. В 1929-1930 гг. дело дошло даже до артиллерийской перестрелки. Непрошенные «гости» обстреливали советскую территорию. После того, как по каналу на Север перебросили военно-морские корабли и подводные лодки, и была создана Северная военная флотилия, норвежско-британские суда исчезли с советской территории. С 1933 года до лета 1941 года на Беломорско-Балтийском канале было проведено 6 операций по переброске эскадренных миноносцев, 2 операции по переходу сторожевиков и 9 операций по проведению субмарин. Кроме того, три боевые единицы – эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков», подводная лодка Щ-404, по Северному морскому пути были переброшены в состав Тихоокеанского флота. Всего в этот период по каналу было переброшено в Северную флотилию (с 11 мая 1937 года Северный флот) 10 эскадренных миноносцев, 3 сторожевика и 26 подлодок.
Враги СССР прекрасно понимали всю стратегическую значимость Беломорско-Балтийского канала. В 1940 году, когда во время советско-финской войны, англо-французское военное командование планировало проведение военной операции против Советского Союза, адмирал Дарлан настаивал на захвате сооружения неповреждённым, считая его ключом к захвату Ленинграда. Учитывали в своих планах значимость канала и финские военные, в их оперативных планах предусматривался его захват или вывод из строя основных сооружений. По мнению финнов, Беломорско-Балтийский канал был главной опорой СССР в Карелии. Большое значение придавали каналу и немецкие военные.
Продолжение следует…
Однако реальность далека от домыслов авторов, которые развивают антисоветские и антирусские мифы. Для начала необходимо отметить, что сама идея использования труда заключенных, как и практическое воплощение этой идеи в жизнь, имеет длительную историю и не может быть названа особенностью только советской истории. История практически всех государств планеты, да и Российской империи, даёт весьма значительно число примеров широкомасштабного использования труда заключённых. Основные принципы карательной системы – обязательность труда для заключенных, система зачётов, привлечение осужденных для хозяйственного освоения окраин, существовали уже в Российской империи.
В период с 1917 по 1929 г. труд заключённых в Советском Союзе использовался слабо. В этот период государству просто не нужно было привлекать значительные массы осужденных к труду. Страна переживала период восстановления экономики уровня 1913 года, не было нужды во вводе дополнительных мощностей, в расширении ресурсной базы промышленности и дополнительной продукции сельского хозяйства. Неквалифицированная рабочая сила заключённых могла быть использована на массовых работах, вроде строительных, сельскохозяйственных, горнорудных. Но в 1920-е годы в широкомасштабных работах такого рода не было нужды. В то же время государство испытывало нехватку средств, поэтому искало новые формы организации принудительного труда в исправительной системе, которые могли принести прибыль.
Формирование ГУЛАГа (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения) было результатом целого ряда экономических и социальных факторов, которые сопровождали процесс форсированной индустриализации и коллективизации. Советская власть хотела достичь максимальной экономии на содержание заключенных за счёт их же труда. Одновременно появилась необходимость расширения сырьевой базы, привлечения дополнительных трудовых ресурсов, для реализации важных проектов в малозаселенных или незаселённых территориях, их хозяйственного освоения и заселения.
Основные вехи на пути создания ГУЛАГа:
- постановление ВЦИК и СНК СССР от 26 марта 1928 года «О карательной политике и состоянии мест заключения». Этот документ направлял органы исполнения наказания на реализацию задач экономического характера;
- 13 мая 1929 года на основе предложений ОГПУ, наркоматов юстиции и внутренних дел РСФСР вышло постановление Политбюро ЦК ВКП (б). Оно положило начало решительному преобразованию уголовно-исполнительной системы. Предлагалось перейти на систему массового применения труда уголовных заключённых (с получением ими заработной платы), которые имели приговор не трёх лет. На основании постановления Политбюро была создана специальная комиссия в составе наркома юстиции РСФСР Николая Янсона, зампреда ОГПУ Генриха Ягоды, прокурора РСФСР Николая Крыленко, наркома внутренних дел РСФСР Владимира Толмачёва и наркома труда Николая Угланова. Практически сразу был принят принцип оплаты труда заключённых, что сразу развевает идею «рабского труда».
- 23 мая 1939 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б), которое утвердило решение о коренной перестройке уголовно-исправительной системы. Согласно нему заключённые, имевшие сроки лишения свободы более трёх лет, передавались в исправительно-трудовые лагеря. Те, кто имел более короткие сроки, оставались в ведении НКВД. Тюрьмы переставали быть местом заключения и стали служить только как следственные изоляторы и пересыльные пункты. На ОГПУ возложили задачу организации новых лагерей. Суть реформы уголовно-исправительной системы СССР была в том, что в сфере исправительной функции тюремные методы были заменены на методы внетюремного воздействия путём организации работ в изолированных по географическому принципу лагерях с соблюдением сурового режима. В экономической сфере заключенные должны были трудиться в отдалённых местностях, где из-за отдалённости или трудности работы ощущается нехватка рабочей силы. Лагеря должны были стать пионерами заселения новых районов. Кроме того, Ягода предлагал ряд мер административного и экономического содействия освобождённым, чтобы побудить их оставаться в отдалённых регионах СССР и заселять ими окраины.
На основании постановлений Политбюро 17 июля 1929 г. СНК принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключённых», который обязал ОГПУ и другие смежные ведомства срочно разработать комплекс мер по колонизации осваиваемых районов. Для реализации этого плана были выработаны несколько главных принципов. Заключённые, заслужившие своим поведением и отличившиеся на работе, получали право на вольное поселение. Лишённые судом права свободного выбора местожительства и отбывшие срок заключения оставлялись на поселение в данном районе и наделялись землёй.
В конце 1929 года все исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) были переведены на самоокупаемость и освобождены от уплаты подоходного налога и промыслового налога с оборота. Это сняло с государства бремя расходов на содержание заключённых. 7 апреля 1930 г. было издано постановления СНК СССР «Положение об исправительно-трудовых лагерях». 25 апреля 1930 приказом ОГПУ № 130/63 было организовано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ), с ноября 1930 г. оно получило название ГУЛАГ. Его основой задачей было не «истребление народа», как следует из чёрного мифа о ГУЛАГе, а хозяйственное освоение окраинных районов СССР.
В 1933 году был принят новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который закрепил принцип обязательности труда заключённых. Кроме того, Кодекс законодательно закрепил и принцип обязательной оплаты за произведённую работу. Ещё ранее в положении об ИТЛ было отмечено, что все осуждённые получают продовольственный паек в соответствии с характером выполняемой работы. Общее содержание и все виды обслуживания предоставлялись бесплатно. Самым важным методом повышения производительности труда заключённых стала система зачётов: перевыполнявшим установленную норму день работы засчитывался на полтора-два календарных дня срока, а на особо тяжёлых работах – за три. В результате срок наказания мог быть значительно сокращён.
Экономическая роль ГУЛАГа в реализации планов индустриализации
Одним из важнейших направлений экономической деятельности ИТЛ стало строительство путей сообщения. В 1920-е годы в сфере транспортных коммуникаций образовался целый ряд крупных проблем, что отрицательно влияло и на обороноспособность государства. Транспортная система не справлялась с постоянно возрастающим ростом грузовых перевозок, а это ставило под угрозу выполнение не только программ по развитию экономики, но и повышения её безопасности. Государство не имело возможности быстро перебрасывать значительные материальные, демографические ресурсы, войска (эта проблема существовала ещё в Российской империи и стала одной из предпосылок, которые привели к поражению в русско-японской войне).
Именно поэтому в годы первой пятилетки были реализованы крупные транспортные проекты и прежде всего железные дороги, имевшие экономическое и военно-стратегическое значение. Были построены четыре железных и две безрельсовых дороги. В 1930 г. было завершено строительство 29-километровой ветки на Хибинские Апатиты, начата работа по сооружению 275-километровой железной дороги Сыктывкар – Пинега. В Дальневосточном крае ОГПУ организовало строительство 82-километровой железнодорожной ветки Пашенная – Букачачи, на Забайкальской железной дороге в Восточной Сибири – 120 километровый участок железной дороги Томск – Енисейск. Сыктывкар, Кемь и Ухта были соединены трактами длиной в 313 и 208 км. Труд заключённых применялся в тех района, где местное население практически отсутствовало или не могло быть привлечено к основным работам. Эти стройки были направлены на создание экономической базы на окраинных, неосвоенных и стратегически важных регионах страны (главное направление деятельности ИТЛ).
Наиболее популярной стройкой в среде различных разоблачителей эпохи Сталина, было сооружение Беломоро-Балтийского канала, который был построен между 1931 и 1933 годами. Однако реализация этого проекта была напрямую связана с безопасностью Советского Союза. Впервые вопрос о строительстве канала в Советской России был поставлен после переворота Октября 1917 года. Возникла же идея намного раньше, план строительства судоходного канала принадлежал царю Петру и появился во время Северной войны со Швецией. В 19 столетии было разработано четыре проекта строительства канала: в 1800 году - проект Ф. П. Деволана, 1835 г. - проект графа А. Х. Бенкендорфа, 1857 г. - флигель-адъютанта Лошкарёва и 1900 г. - профессора Тиманова (они не были реализованы из-за высокой стоимости). В 1918 году Совет народного хозяйства Севера создал план развития транспортной системы региона. В этот план входило строительство Беломорско-Обской железной дороги и Онежско-Беломорского канала. Эти коммуникации должны были обеспечить экономические связи между Северо-Западным промышленным районом и Сибирью, стать базой для освоения Ухто-Печерского нефтеносного и Кольского горнорудного районов. Однако в ходе Гражданской войны и интервенции, а затем восстановления страны, эти планы были отложены.
В 1930 году Совет труда и обороны СССР вернулся к вопросу строительства канала, что было связано с проблемой безопасности страны – соседняя Финляндия проводила тогда антисоветскую политику и рассчитывала на поддержку других западных государств в борьбе с Советской Россией. Кроме того, биоресурсы СССР на Севере тогда без устали расхищались рядом западных держав, особенно выделялась Норвегия. Этому рыболовному пиратству СССР нечего было противопоставить, так как Северного флота ещё не было (Северная военная флотилия была создана в 1933 году).
Канал должен был стать объектом стратегического назначения и решить целый круг задач:
- повысить возможности по защите рыбных промыслов и внутренних торговых путей между отдельными пунктами побережья и магистральных водных путей, которые уходят вглубь страны. Эта задача решалась возможностью переброски с Балтийского моря в Белое боевых кораблей и подводных лодок.
- появлялась возможность действия советских Военно-морских сил на морских коммуникациях противника, наносить ущерб морской торговле и оказывать давление на весь режим коммерческого мореплавания в Северном море и восточной части Атлантического океана;
- поддержание коммуникаций с внешним миром. Учитывая тот факт, что при желании противник мог легко блокировать Балтийское и Черное моря, наличие свободного выхода через Север приобретало стратегическое значение в военное время;
- появление сдерживающего фактора для потенциальных противников. Для Финляндии, которая непосредственно угрожала советскому Северо-Западу, наличие канала было сильным фактором давления на её внешнюю политику;
- повышались возможности для взаимодействия Красной Армии с морскими силами на побережье и в районах внутренних озёр и рек, связанных с Беломорско-Балтийской системой;
- появилась возможность быстрой переброски в военное время отдельных кораблей и целых воинских соединений с одного театра действия на другой;
- повышались возможности по эвакуации вглубь страны;
- в области экономики: обеспечивалась связь Ленинграда и его морских путей на Запад, с Архангельском, портами Белого моря и побережьем Кольского полуострова, а через Северный морской путь – с Сибирью и Дальним Востоком. Появлялся выход из Балтики в Северный Ледовитый океан и через него со всеми портами Мирового океана. Обеспечивались связи Севера с Мариинской водной системой, а через неё с внутренними районами страны с выходом в Каспийское и Черное моря (после завершения канала Волга-Дон). Появлялись возможности для строительства на плотинах гидростанций для получения источников дешевой энергии. На дешевой энергетической базе можно было развивать все отрасли народного хозяйства Севера СССР. Появлялась возможность более полного использования сырьевых ресурсов, в том числе ещё нетронутых.
3 июня 1930 г. постановлением СТО СССР было положено начало работам по строительству этого канала. В постановление отмечалась возможность привлечения труда заключённых. Уже 2 августа 1933 года постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Народных Комиссаров СССР Беломорско-Балтийский канал был записан в число действующих водных путей Советского Союза. На трассе канала было построено 128 гидротехнических сооружений: 49 дамб и 33 искусственных каналов, 19 шлюзов, 15 плотин и 12 водоспусков. Было выбрано 21 млн. кубометров грунта, положено 390 тыс. кубометров бетона и 921 тыс. кубометров ряжевых конструкций. Общая стоимость произведенной работы была оценена в 101,3 млн. рублей.
Первоначальное участие заключенных в строительстве измерялось всего 600 людьми, которые были использованы в изыскательских партиях. К середине 1931 года число задействованных заключённых выросло до 10 тыс. человек. Первоначально трудовые ресурсы для работы поставлял Соловецкий ИТЛ, затем Соловецкий и Карело-Мурманский лагеря ОГПУ. В сентябре 1931 года на Беломорстрой был направлен весь личный состав Сызранского ИТЛ. В середине ноября 1931 года на основе этих ИТЛ был сформирован Беломорско-Балтийский ИТЛ. Среднегодовое количество использовавшихся заключенных составляло 64,1 тыс. человек. Пик работ на канале пришёлся на осень 1932 года, в это время число заключенных достигло максимального значения – 125 тыс. человек. Смертность в Беломорско-Балтийском ИТЛ составила: в 1931 году - 1438 осужденных (2,24 % от среднегодового числа заключенных), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году - 8870 заключённых (10,56 %). Это было связано с тем, что на вторую половину 1932 года пришёлся наибольший объем тяжёлых работ. Кроме того, в стране в 1932 г. ухудшилась продовольственная ситуация (голод 1932-1933 гг.), что отразилось на питании заключенных и состоянии прибывавшего пополнения. Это хорошо видно по резко упавшим месячным нормам питания за 1932-1933 годы: норма муки упала с 23,5 кг на одно человека в 1932 году до 17,17 кг в 1933 г.; крупы с 5,75 до 2,25 кг; макарон с 0,5 до 0,4 кг; масла растительного с 1 до 0,3 литра; сахара с 0,95 до 0,6 кг и т. д.
Но даже в этих условиях выполнявшие и перевыполнявшие нормы получали усиленный хлебный паек – до 1200 г, т. н. премиальное блюдо и денежное вознаграждение. Кроме того, перевыполнявшие нормы выработки получали зачет трех рабочих дней за пять календарных дней срока (для ударников зачёт шёл день за два). Естественно, что в противном случае применяли наказание в виде урезания пайка, отмены зачета, передачи в подразделения усиленного режима. Необходимо учесть, что эти люди были не курорте, а отбывали наказание за преступления. В то же время назвать условия содержания заключенных жестокими или зверскими – оснований нет. Страна находилась в сложном переходном периоде, поэтому положение заключённых было адекватно положению государство.
Значение канала для страны было огромно. В частности, переход кораблей из Ленинграда до Архангельска сократился с 17 до 4 суток. Теперь путь пролегал по советской территории, что дало возможность беспрепятственно создать мощную военно-морскую группировку на Севере России. Кроме того, 17-дневный переход из Балтики вокруг Скандинавии, без промежуточных баз, где можно было пополнить запасы, провести ремонт, был невозможен для кораблей среднего и малого водоизмещения. Большое военно-стратегическое значение Беломорско-Балтийского канала привело и к огромному положительному экономическому эффекту.
В 1920-е и начале 1930-х годов в Белом море шли «рыбные» и «тюленьи» войны с Норвегией и Англией. Каждую весну сотни рыболовных английских и норвежских судов входили в Белое море и пользуясь ничтожностью советских Военно-морских сил и пограничной службы, разграбляли биологические ресурсы Советского Союза. Попытки советской пограничной охраны пресечь эту деятельность немедленно натыкались на воздействия западных боевых кораблей, которые курсировали в этих водах. Норвежцы и англичане в каждый сезон направляли в эти воды свои эскадры. В 1929-1930 гг. дело дошло даже до артиллерийской перестрелки. Непрошенные «гости» обстреливали советскую территорию. После того, как по каналу на Север перебросили военно-морские корабли и подводные лодки, и была создана Северная военная флотилия, норвежско-британские суда исчезли с советской территории. С 1933 года до лета 1941 года на Беломорско-Балтийском канале было проведено 6 операций по переброске эскадренных миноносцев, 2 операции по переходу сторожевиков и 9 операций по проведению субмарин. Кроме того, три боевые единицы – эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков», подводная лодка Щ-404, по Северному морскому пути были переброшены в состав Тихоокеанского флота. Всего в этот период по каналу было переброшено в Северную флотилию (с 11 мая 1937 года Северный флот) 10 эскадренных миноносцев, 3 сторожевика и 26 подлодок.
Враги СССР прекрасно понимали всю стратегическую значимость Беломорско-Балтийского канала. В 1940 году, когда во время советско-финской войны, англо-французское военное командование планировало проведение военной операции против Советского Союза, адмирал Дарлан настаивал на захвате сооружения неповреждённым, считая его ключом к захвату Ленинграда. Учитывали в своих планах значимость канала и финские военные, в их оперативных планах предусматривался его захват или вывод из строя основных сооружений. По мнению финнов, Беломорско-Балтийский канал был главной опорой СССР в Карелии. Большое значение придавали каналу и немецкие военные.
Продолжение следует…
BO, Самсонов Александр