Крымско-татарские формирования
Документы третьего рейха свидетельствуют
Командующий 17-й армией и
командующий войсками вермахта в Крыму
Отделы оперативный и разведки № 1231"44
Совершенно секретно
Только для командования
В группу армии «А»
1. Командование армии предлагает создать в Крыму местное правительство.
2. Основания
Выступая с таким, предложением, армия исходит из следующего:
а) Принятое решение оборонять Крым создает такое положение, чтобы находящиеся здесь немецкие и румынские войска полностью использовали все возможности этой местности и населения. При этом имеется в виду, чтобы росло желание населения работать. В конечном итоге нужно использовать для нужд армии это желание не по принуждению, а добровольно.
б) Сильно возросшее бандитское движение, в основном в горах Яйлы, ввиду наших слабых возможностей можно разгромить только с помощью населения, и тогда бандиты не будут нашим третьим фронтом (1-й фронт — Керчь, 2-й — Перекоп, 3-й — партизаны.— Пер.)
Это можно сделать только с таким населением, которое добровольно стоит на нашей стороне и связывает свою судьбу на горе и на радость с немецкими и румынскими войсками. Созданные во многих селах вооруженные силы самообороны до сего времени показывали себя с лучшей стороны.
в) Создав местное правительство в Крыму, которое будет связующим звеном между немецкой военной администрацией (отдел VII) и местной властью районов, а также населенных пунктов, мы сможем сплотить сочувствующие нам силы, а также и равнодушных. Их будет легче охватить и привлечь к сотрудничеству, чем это делает сейчас военная администрация, ибо в конечном итоге национально-сознательные русские люди считают нас захватчиками в их стране.
Некоторые неприятные распоряжения и хозяйственные трудности воспринимаются населением как вражеские действия, а тогда за это будет нести ответственность местное правительство.
3. Создание местного правительства
Создание местного правительства предполагается провести на основании приложенного распоряжения. Предусмотрено прежде всего создать правительственную комиссию для разработки мероприятий из представителей главных национальных групп в Крыму (татары, русские, украинцы). Какие задачи будет выполнять местное правительство, видно из приложения. В настоящее время военная администрация (отдел VII) имеет связь с районными управлениями или старостами, и получают они приказы от командующего войсками вермахта в Крыму, а после того как будет создано местное правительство, приказы будут поступать от правительства, а ценно это также из пропагандистских соображений.
4. Внешнеполитические последствия оценивать армия не может.
В проведении восточной политики создание местного правительства в Крыму будет означать поворот от действующих в настоящее время правил. Проведение в жизнь этого мероприятия требует разрешения вышестоящих инстанции. В армию не нужно направлять специалистов по этому вопросу, ибо положение в Крыму мы знаем лучше, чем кто-либо. Это мероприятие мы в состоянии провести сами.
5. В связи с этим армия сообщает еще следующее.
По полученным здесь сведениям Восточное министерство создало так называемый «Крымско-татарский руководящий отдел» под руководством господина Конельсена, куда входят также и эмигранты — крымские татары, и в том числе Миге Керимал. Последний направляет крымским татарам-руководителям сообщения постоянно о переговорах или вносит предложения в этот отдел и тем самым немецким служебным инстанциям в Германии. Он поставил в известность руководителей-татар о том, что в случае нашего ухода из Крыма все татары будут эвакуированы со всем их имуществом. В связи с этим нужно поставить в известность Восточное министерство, что нужно по вопросу эвакуации из Крыма обращаться в армию, но этого не произошло.
Кроме того, в декабре 1942 года был обговорен в Восточном министерстве вопрос о создании муфтиата в Крыму.
Командование армии считает неприемлемым, когда крымские татары действуют через своих представителей-эмигрантов без постановки в известность об этом командования армии.
Чтобы исключить давление на взаимоотношения между эмигрантами и руководителями крымских татар, предлагаем «Крымско-татарской руководящей инстанции» или Восточному министерству постоянно информировать нас о результатах происходящих совещаний.
[Подпись]
Д. WF-03/31227. лл. 286 — 289.
Приложение № 1231"44 от 8.03.1944 г.
Совершенно секретно
Только для командования
Порядок создания местного правительства в Крыму
Создание местного самоуправления на уровне городов, районов и населенных пунктов в Крыму военной администрацией закончено.
Население Крыма снова высказывает желание создать местное правительство — центральный орган управления для Крыма и по этому вопросу обращалось к немецким властям. В знак отличного поведения населения Крыма также и в период военного времени и чтобы естественно проводить дальнейшее развитие, Крым получает собственное местное правительство.
§ 1
Крымское правительство является центральным органом управления на всей территории полуострова Крым.
§ 2
Крымское .правительство выполняет свои задачи под профессиональным надзором немецкой военной администрации.
§ 3
В правительстве будут представлены все большие группы населения народов, которые живут в Крыму.
§ 4
Компетенцией местного органа управления являются следующие: орган внутренних дел, включая местную полицию; церковь, школы, образование, благотворительность, местные суды.
§ 5
Местное правительство действует в тесном контакте с немецкой военной администрацией.
§ 6
Это распоряжение вступает в силу с момента его провозглашения.
Симферополь 1944 г.
Командующий военными силами Крыма
Д. WF-03/31527, лл. 290 — 291.
Копия
Приложение к дневнику
военных действий № 389
Совершенно секретно
Только для командования
Телеграмма
В группу армий «Юг»
По согласованию с командованием группы армий “Юг” среди татар началась вербовка большого количества добровольцев. Они должны постоянно направляться в качестве стрелков в немецкие дивизии, чтобы пополнять боевые ряды ослабленных пехотных полков. Для этого подготовлено воззвание для поднятия татар против большевизма. Татары хотят вместе с немецкими войсками выступить на борьбу против большевизма для защиты народа и родины. Сообщение об этом предусмотрено дать при помощи плакатов и солдатского радиопередатчика от имени татарских и магометанских руководителей. При успехе желательна поддержка политическим и пропагандистским руководством рейха этого дела.
Таким образом, можно будет влиять на дивизии, в которых много представителей кавказских народов, предлагая им переходить с оружием, ссылаясь на пример татар, чтобы совместно сражаться за освобождение их родины от большевизма. Для поддержки этой большой акции просим верховное командование вермахта прислать листовки. Положение требует немедленного основательного разрешения предусмотренных армией мероприятий верховного руководства.
11-я армия, отдел разведки № 321/42
Совершенно секретно.
Только для командования
4.01.1942 г.
в 01 ч 15 мин
Д. WF-03/5823. Л. 261.
ИЗ ДНЕВНИКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИИ 11-й АРМИИ В КРЫМУ
Приложение в отделе разведки
Айнзатцгруппа «Д»
шефа полиции безопасности (СД).
Рекрутский набор крымских татар
Доклад о результатах добровольной вербовки, набор на военную службу и полученный опыт.
Положение на 15 февраля 1942 года
I. План призыва армии
1) Передача айнзатцгруппе «Д»
2) Выполнение задания
II. Проведение вербовки и охват
1) Включение и помощь татар
Первые официальные переговоры с татарским комитетам в Симферополе
2) Организация вербовки
III. Результаты призыва
IV. Распределение призванных татар
V. Опыт:
1) При вербовке и охвате
2) При призыве
3) При боевом применении татарских охранных рот
4) Обобщение опыта
I. План призыва татар армией
1) Передача вопросов рекрутирования татар армией в айнзатцгруппу «Д».
2.01.1942 г, в отделе разведки армий состоялось совещание, где было заявлено, что Фюрер разрешил призыв добровольцев из крымских татар. Штаб армии передал эти вопросы рекрутирования айнзатцгруппе «Д». Целью этого призыва являются: охватить крымских татар, способных служить в армии, для действия на фронтах в Крымской армии на добровольной основе, а также создать татарские роты самообороны, которые совместно с айзатцгруппой «Д» можно будет использовать для борьбы с партизанами. Призванных в армию татар необходимо распределить по дивизиям или особым подразделениям, но маленькими подразделениями в 2-3 человека.
Айнзатцгруппа «Д» создает татарские роты самообороны под командованием немецких командиров. Призванные в армию татары считаются служащими вермахта. Они получают одинаковое питание и денежное содержание, как и немцы низкого ранга. Командование айнзатцгруппы «Д» принимает на себя руководство, питание и выдачу денежного содержания татарских рот самообороны через соответствующие немецкие подразделения вермахта. Посредниками вермахта действуют местные комендатуры (выдача денежного содержания), где будут дислоцироваться татарские роты. Отдел тыла армии получит соответствующие указания по вопросам обмундирования и вооружения. Обмундирование должно, по возможности, быть немецким, но без знаков отличия. Вооружение татарские роты получают только пехотное, но не автоматическое оружие. Айнзатцгруппа проводит призыв татар для армии по прилагаемому плану и одновременно создает татарские роты самообороны для борьбы с партизанами в важных районах. Дислокация и распределение призванных татар — на основании распоряжений отдела разведки армии,
2) Задачи айнзатцгруппы «Д»:
а) На основании данных этнографического распределения населения необходимо проводить эту работу в татарских селах, особенно в северной части Крыма. Для практического проведения, в дальнейшем, призыва необходимо разведать проходимость дорог и возможности проезда в далеко лежащие села.
б) Создать комиссии из представителей айнзатцгруппы «Д» и проверенных татар, чтобы провести призыв как можно лучше, проверить политическую лояльность и, наконец, провести соответствующую регистрацию.
Для вербовки в лагерях военнопленных согласовать вопросы с соответствующим отделом.
в) Тех татар, которые желают поступить в вермахт и будут распределены по частям, можно будет освободить от работы, сконцентрировать в удобных местах, откуда их смогут забрать представители частей вермахта.
г) Айнзатцгруппа «Д» проводит подготовку для распределения, направления в казармы, руководства и обучения ей подчиненных татарских рот самообороны. В особо опасных районах, где действуют партизаны, можно размещать повзводно татар в отдельных селах.
II. Проведение вербовки и охват крымских татар
1. Включение и помощь татар
Исходя из сознания того, что быстрая и действенная вербовка и охват возможны только с помощью татар, татары из Симферополя, а также в Евпатории, Бахчисарае, Ялте, Алуште, Карасубазаре, Старом Крыму и Судаке просят создать татарские комитеты и там, где их пока нет, а также собрать совещание 3.01.1942 г. для переговоров о практическом выполнении этой акции.
3.01.1942 г. в 10.00 началось официальное, первое заседание татарского комитета в Симферополе, посвященное началу вербовки татар Крыма для общей борьбы против большевизма. Совещание проводилось в зале здания, где размещается айнзатцгруппа, под руководством шефа айнзатцгруппы «Д».
Со стороны айнзатцгруппы «Д», кроме шефа СС-оберфюрера Олендорфа, .принимали участие: СС-оберштурмбанфюрер Зейберт, СС-штурмбанфюрер доктор Брауне, СС-штурмбанфюрер Шульц, СС-оберштурмфюрер Шуберт и СС-унтерштурмфюрер Кек.
Со стороны татарского комитета присутствовали следующие лица: Абдурешидов — председатель, Керменчикли — эампредседателя, Османов — член правления и 9 других членов: Сетулла, Девлетов, Фазиль, Хайбулла, Клеблеев, Шулик, Гафаров, Табиев и Мусафар.
Заседание открыл приветственным словом СС-оберфюрер Олендорф, в котором он приветствовал комитет и сказал, что он рад сообщить комитету, что армия их просьбу — защищать Родину против большевизма с оружием в руках — принимает. Он имеет задачу как можно быстрее провести вербовку и охват ею крымских татар. Татары, которые готовы выступить с оружием, будут рассматриваться как военнослужащие вермахта, получат такое же снабжение продовольствием и деньгами, как и немецкие солдаты.
Присутствующие татары эти слова восприняли с восторгом и бурно аплодировали, что их просьба командованием вермахта принята и они смогут помочь убрать большевистскую систему. Присутствующий здесь мулла мусульманского объединения Симферополя взял слово и заявил, что его религия и верования требуют принять участие в этой священной борьбе совместно с немцами, ибо окончательная победа для них не только означает уничтожение советского господства, но снова дает возможность следовать их религиозным и моральным обычаям.
После того как старейший из татар Эннан Сетулла заявил, что он сам готов выступить с оружием (Сетулле больше 60 лет), слово взял председатель татарского комитета Абдурешидов и сказал буквально следующее: «Я говорю от имени комитета татар и знаю, что татары, как народ, полностью поддерживают то, что я скажу. Достаточно только призыва немецкой армии, и татары готовы выступить все на борьбу против общего врага. Для нас это большая честь под руководством Адольфа Гитлера, крупнейшего деятеля немецкого народа, получить разрешение сражаться. То, что нам доверяют, придает нам силы, чтобы мы все без сомнения выступили под руководством немецкой армии. Наши имена можно будет позже вспоминать с честью, что мы помогали освобождать порабощенные народы».
Как представитель татарской молодежи, второй председатель татарского комитета Керменчикли заявил, что он говорит от имени татарской молодежи, которая знает, что речь идет о лучшем будущем, что нас связала судьба совместной борьбы. Затем он сказал, что он сам пережил высылку и убийство большей части его семьи и родственников: «Каждый молодой татарин идет в бой с сознанием против злейшего врага, который одновременно является врагом немецкого народа».
Эти слова, заявил представитель старшего поколения Клеблеев Мухамеджан, вдохновляют, и он, несмотря на старость, все еще чувствует себя молодым и также готов воевать, чтобы передавать свой опыт молодым.
СС-оберфюрер Олендорф сказал, что высказывания присутствующих татар говорят о том, что он говорил с мужчинами, которые понимают необходимость совместной, борьбы против системы безбожников. Он верит в то, что теперь нужно перейти к практическому проведению мероприятий по вербовке и охвату татар.
После длительных разговоров пришли к выводу, провести следующие мероприятия:
1. В городе Симферополе, так же, как и в других районах Крыма, где проживают татары, были намечены округа и подокруга.
2. В каждый округ будут посланы одна или несколько комиссии, куда будут входить представители айнзатцкоманды «Д» и хорошие вербовщики из татар, которые немедленно начнут работу по вербовке.
3. Вербовку проводить таким образом, чтобы в части города или в деревне собирать татар на собрание. На таком собрании выступает один СС-фюрер и один татарин.
4. После выступления нужно сразу же начинать запись добровольцев.
5. Вербовка вне Симферополя также проводится под руководством командования айнзатцгруппы «Д» с помощью местного татарского комитета. Туда, где это необходимо, нужно направлять одного хорошего пропагандиста из симферопольских татар, который будет агитировать за вербовку в армию.
6. В городе Симферополе проведение вербовки и собраний необходимо начать немедленно, а 5.02.1942 г. открыть вербовочное бюро.
После того как обо всем договорились, татары попросили это торжественное заседание и тем самым начало борьбы против неверных закончить молебном по их обычаю. Татары покрыли свои головы и, стоя, повторяя за муллой, произнесли три молитвы: 1-я молитва — за достижение быстрой победы и общих целей, а также за долгую жизнь фюрера Адольфа Гитлера; 2-я молитва — за немецкий народ и его доблестное войско; 3-я молитва — за погибших в боях немецких солдат. Шеф айнзатцгруппы «Д», после этого объявил о закрытии совещания.
2. Организация вербовок
Дается описание, как проводится вербовка: собираются татары старостами; перед ними выступают вербовщики; рассказывают об условиях. Как правило, записываются многие, чтобы бороться с большевизмом — старым врагом крымских татар. (Так пишут немцы, но конкретных лиц не называют.— Пер.).
III. Результаты рекрутирования татар
Вербовка татар-добровольцев практически закончена. Эти акции проводились в 203 населенных пунктах и в 5 лагерях военнопленных. Вот такие достигнуты результаты. Возможны некоторые изменения в сторону увеличения, ибо некоторые данные поступили пока по телефону.
(Даются данные по районам и с разбивкой по населенным пунктам.— Пер.) 1. Город Симферополь 180 человек
2. Округ северо-восточнее Симферополя 89 “-“
3. “-“ южнее Симферополя 64 “-“
4. “-“ юго-западнее Симферополя 89 “-“
5. “-“ севернее Симферополя 182 “-“
6. “-“ Район Джанкоя 141 “-“
7. “-“ Евпатории 794 “-“
8. “-“ Зайтлер-Ички 350 “-“
9. “-“ Сарабуса 94 “-“
10. “-“ Биюк-Онлара 13 “-“
11. “-“ Алушты 728 “-“
12. “-“ Карасубазара 1000 “-“
13. “-“ Бахчисарая 389 “-“
14. “-“ Ялты 350 “-“
15. “-“ Судака (ввиду высадки десанта русских данные проверяются) 988 “-“
16. Лагерь военнопленных в Симферополе 334 “-“
17. “-“ Биюк-Онларе 22 “-“
18. “-“ Джанкое 281 “-“
19. “-“ Николаеве 2800 “-“
20. “-“ Херсоне 163 “-“
21. Дополнительно в Биюк-Онларе 204 “-“
Всего: 9255 татар
IV. Распределение рекрутированных татар
До 29.01.1942 года армия получила в свое распоряжение 8684 татарина; которые по мере вербовки учитывались, и об этом докладывалось в отдел разведки армии.
ПРИМЕЧАНИЕ. Ввиду высадки десанта в Судаке результаты вербовки пересчитываются.
Айнзатцгрутша «Д» организовала концентрацию татар в одном месте сбора, а во многих случаях они передавались в воинские части, куда они предназначались. После их освидетельствования в воинских частях те татары, которые не подходили для службы в строевых частях, направлялись снова через айнзатцгруппу в свои деревни.
2) Айнзатцгрупла «Д» создала из призванного контингента добровольцев 14 татарских рот самообороны общей численностью 1632 татарина.
В особо опасных районах роты дислоцированы повзводно.
Численность и место дислокации рот:
1-я татарская рота численностью 100 человек Размещена в Симферополе
2-я “-“ 137 “-“ “-“ Биюк-Онларе
1-й взвод Биюк-Янкое
2-й “-“ Битаке
3-й “-“ Теркунди
3-я “-“ 60 человек “-“ Бешуе
4-я “-“ 125 “- “ “-“ Баксане
5-я “-“ 150 “- “ “-“ Молбае
6-я “-“ 175 “-“ “-“ Бий-Ели
1-й взвод “-“ Бий-Ели
2-й “-“ “-“ Коперликое
3-й “-“ “-“ Кокташе
7-я “-“ 100 человек “-“ Алуште
1-й взвод “-“ Корбеке
2-й “-“ “-“ “-“
3-й “-“ “-“ Демерджи
8-я “-“ 85 человек “-“ Бахчисарае
9-я “-“ 100 “-“ “-“ Коуше
10-я “-“ 175 “-“ “-“ Ялте
11-я “-“ 175 “-“ “-“ Сейчас в Ялте, а после обучения передислоцируется
12-я “-“ 100 “-“ “-“ Таракташе
13-я “-“ 50 “-“ “-“ Пока в Таракташе. После обучения будет передислоцирована
14-я “-“ 50 “-“ “-“ Джанкое
V. При рекрутировании и уже применявшиеся в деле татарские роты
Полученные первые результаты опыта
Уже при занятии войсками Крыма татары показывали свое дружелюбие к немцам. Они считали немецкие воинские части освободителями от большевистского ига, предлагали свою помощь и выражали дружелюбие. Эти высказывания, учитывая характер татар, а также еще и то, что у них живы воспоминания о братстве по оружию в период 1917-1918 годов, сравниваются с лояльным поведением немецких солдат и пережитым ими советским подавлением.
До 1926-1927 года советы как-то считались с татарскими традициями, но после того, как сюда начали поселяться евреи, татары начали протестовать, а это вызвало подавление татарских элементов, и особенно за то, что они упорно держалась своей веры, языка, своей культуры, своего уклада жизни. Их религиозная деятельность беззастенчиво подавлялась. Это все является основанием того, что татары, в своей широкой массе крестьянское население, были чужды большевизму, а власть имущие советские господа считали их людьми низшего сорта.
После вступления немцев они все чаще предлагали свою помощь в борьбе против партизан и Красной Армии, как системы неверных. В Симферополе, Бахчисарае, Карасубазаре и т.д. молились они за победу немецкого оружия, за Фюрера, посылали благодарственные письма Фюреру, а также писали письма, в которых просили разрешить им принять участие в борьбе с большевизмом.
Вербовка и создание подразделений, а также боевое применение татарских рот самообороны под командованием айнзатцгруппы «Д» дают примеры, что касается татар Крыма, считать: большинство татарского населения выражает практически готовность сражаться. Но в отдельных районах призыв к борьбе с оружием в руках не всегда находит должное понимание.
1) Опыт вербовки и охвата
Уже при вербовке и охвате татар было установлено некоторое различие того, как было принято ими обращение. Татары из западной части Крыма, особенно из районов Бахчисарая и ближайших пригородов Симферополя (особенно севернее города), несмотря на первоначальное большое воодушевление, все же не хотели, чтобы их использовали вне своих населенных пунктов, в то время как татары восточной части Крыма, особенно вокруг Карасубазара, Старого Крыма и Судака, и особенно сельских районов Северного Крыма почти все поголовно заявляли, что они готовы немедленно с оружием в руках бороться с общим врагом. Это имело место особенно в селах, полностью населенных татарами. Например, в селе, всего 26 мужчин, один 60-летний татарин никак не мог понять, почему его не берут в ряды сражающихся. Сдержаннее были татары в населенных пунктах, где проживало смешанное население или там, где ранее было большое влияние советских служащих или родственников партизан. Именно в этих населенных пунктах имели место случаи распостранения партизанских листовок, и там татары часто не высказывались открыто о борьбе с большевизмом. В тех случаях, где действия этих вражеских кругов немедленно пресекались охранной полицией, там результаты вербовки очень скоро улучшались. Так же в селах, где не отмечались позитивно результаты вербовки, но при возникновении опасности (нападения партизан и т.д.) татары немедленно были готовы защищаться и не допускать проникновения партизан.
То обстоятельство, что в западной части Крыма рекрутирование в отдельных районах не давало ожидаемого успеха, объясняется следующими обстоятельствами:
а) Нежелание попасть на фронт. В связи с десантами русских население подумывает об эвакуации и бегстве.
б) В партизанских районах они согласны оставаться дома и защищать свои семьи от их набегов. Они даже не соглашаются на размещение их в казармах в рядом лежащих селах.
в) Призыв мужского населения в Красную Армию уменьшил количество мужчин, способных к призыву в армию. В горных деревнях их часто осталось 40-60 человек. Конечно, нельзя не учитывать и какое-то влияние большевизма. Это заметно в районе Бахчисарая, но в отдельных селах (таких, как Коккос, Фоти-Сала и Альбат) результаты вербовки были неплохие.
2) Опыт при призыве
Пример. В селах района Бахчисарай, где проживают в основном татары, практически все были охвачены, кроме мелких горных поселений. До 22.01.1942 года добровольно заявили о своей службе 565 татар. При проведении призыва были отмечены частые отказы в этом по различным причинам, а именно: 30.01.1942 г. так отказалось 176 человек: больных — 74 человека, повреждения различных частей тела — 42 человека, работающих уже в воинских частях — 12 человек, не явились на призывной пункт — 48 человек. Из 565 добровольцев осталось 389 человек.
Многие из них оказались больны различными болезнями. Татарская рота в Бахчисарае. Из 9 сел района было призвано 80 татар. После тщательного врачебного осмотра из 80 человек осталось только 38 татар, годных для военной службы.
3) Полученный в настоящее время опыт применения татарских рот
Применение татарских рот в боевых действиях показывает, что они в основном действуют хорошо. Так, в Западном Крыму были задействованы 8-я и 9-я татарская роты Бахчисарая и Коуша и они показали себя в поиске отлично. Также и другие группы татар при айнзатцкоманде «Д» в вопросах разведки показали себя хорошо. В вопросах дисциплины и поведения на марше татарские роты вели себя хорошо. В стычках с партизанами татары действовали умело и они побеждали: много партизан уничтожено, другие бежали. Так было в районе Бахчисарая, а в районе Судака они действовали и против регулярных войск (десант). Об их боевых качествах указано также и в партизанских донесениях, где указано количество убитых и раненых.
Те подразделения из татар, которые не прошли достаточную подготовку, применяются для охранных мероприятий. Необходимо заметить, что там, где размещены татарские подразделения, партизаны не нападают на населенные пункты или нападают редко.
Татары также хорошо несут внутреннюю службу, стараются хорошо выглядеть, соблюдают чистоту и в этом смысле лучше выглядят по сравнению с теми русскими подразделениями, которые у нас на службе.
К сожалению, не хватает переводчиков при проведении занятий.
Вооружение татары получают из запасов армии. Проводится их обмундирование, они получили шинели и стальные каски.
Так как партизаны стараются так же одеваться, как татары, то необходимо с этим считаться. Нужно ускорить полное вооружение всех татар-добровольцев. В немецком госпитале в Симферополе открыто специальное отделение для татар, имеются татары — врачи и сестры. Санитарная служба айнзатцгруппы «Д» обеспечила перевязочным материалом все татарские роты и подразделения.
Настроение в татарских ротах нужно считать хорошим. Немецкие воспитатели говорят, что татары очень горды тем, что им доверяется такая служба и уделяется внимание и во время службы, и после нее. Они гордятся, что носят немецкую форму. Татары стараются изучать немецкий язык и очень гордятся, когда могут сказать по-немецки
4) Общий опыт
Исходя из общего опыта нужно учитывать, что, как указано выше, скоро может возникнуть необходимость обратить внимание на татарский комитет, особенно в Симферополе, который, возможно, захочет использовать обстоятельство совместной борьбы в своих целях.
В кругах интеллигенции появляются попытки использовать эту ситуацию для более сильного влияния на различные стороны общественной жизни, о чем уже говорят среди населения. Кроме того, очень сильно проявляется, что главное для них — это их вера. В то время как они, с одной стороны, выступают против большевизма, евреев и цыган и часто пишут на них доносы, с другой стороны — своих, где только возможно, покрывают и защищают. В конечном итоге они видят, прежде всего мусульман, в то время как молодежь в результате большевистского воспитания иногда идет на компромиссы, не то, что старики, А поэтому они стараются открыто не высказывать своего мнения, но лелеют надежду на будущее. Они думают о том, чтобы весь Крым находился под татарским влиянием и под немецкой защитой, и даже мечтают о гросрейхе (империи) всех мусульман вплоть до районов Кавказа.
Их централизованные домогательства выражаются в делах, которые снаружи и не видны. Например, они добиваются заполучить печать с надписью «Мусульманский комитет для Крыма». Этим попыткам таких домогательств нужно уделять большое внимание, особенно не допуская создания центрального руководства и тем самым проведения такой политики татарами. С другой стороны, не стоит и переоценивать такие явления. Русское население чувствует себя частично подавленным ввиду движения татар, и это совершенно естественная реакция, но это не повод для опасений, для серьезного напряжения между этими частями населения, хотя татары как народ всегда были врагами большевизма и ведут войну против России.
Д. WF-03/10435. лл. 913—930.
Перевел с немецкого и подготовил
документы к публикации
Г. А. ЛИТВИН
Военно-исторический журнал 1991, № 3