Ряд исследователей на основе многочисленных фактов пришли к выводу, что современные русские (суперэтнос русов, включающий в себя великороссов, малороссов, белорусов, русинов) – это прямые потомки индоевропейцев-ариев бронзового века, скифов и сарматов.
Подробно эта тема рассмотрена в статьях ВО: Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 1. Великая Скифия и суперэтнос русов. Часть 2. В связи с этим большой интерес вызывают отношения Великой Скифии с Грецией и Римом, передовыми цивилизациями тогдашнего Запада. Необходимо понять, что противостояние Восток – Запад возникло не в XVIII – XX веках и даже не во времена Ивана Грозного или Александра Невского, оно имеет намного более древние корни. Информационная война греческих (в том числе поздних, византийских авторов) и римских авторов против «варваров», скифов Востока, плавно переходит в ненависть к русским, современную русофобию. Необходимо также отметить древнюю истории культурной экспансии со стороны Запада, попытки с помощью метода «культурного сотрудничества» размыть базовые ценности Северной цивилизации, «цивилизовать» её. Основная «работа» проводилась с военно-политической элитой Великой Скифии. Практически все системные кризисы, которые вели к Смуте и смене элиты, были связаны с западным культурным влиянием на знать Скифии.
Связи Греции со Скифией были очень тесными, многообразными и почти родственными. Надо сказать, что Скифия, несмотря на глобальную, «евразийскую» геополитическую ориентацию, как и более поздняя Россия, всегда была повёрнута более к западу, нежели востоку. Основные контакты между цивилизациями проходили через Балканский полуостров (его огромное значение было сохранено и во времена Российской империи). Учитывая огромную военную мощь Великой Скифии, в целом крупных конфликтов между Скифией и государствами Балкан не было. Практически единственное исключение – это попытки вторжения Александра и его полководцев в скифские земли, однако они были успешно отражены. «Морская» цивилизация бассейна Эгеиды не могла серьёзно угрожать Великой континентальной Скифии.
В то же время надо сказать, что сотрудничество, в том числе культурное, не было односторонним, как часто представляют – направленным из «цивилизованной» Греции на огромную «варварскую» Скифию. В реальности влияние было двусторонним. В Истории Греции можно обнаружить множество «скифских» элементов. Греческие полисы экспортировали «демократию», «рыночную (построенную на эксплуатации рабов) экономику», изощрённые (авангардные) формы искусства, вино, оливковое масло и т. д. А взамен Греция получала религиозную и мифологическую традицию, государственность, хлеб, кожи, навыки коневодства, технологию получения железа.
Основы традиционной «греческой цивилизации были заложены в микенский период, в бронзовом веке. Хотя по данным исследователей, Пеласгия, в которой обитали пеласги, лелеги и карийцы, их поздние греческие историки считали «варварами», сыграла большую роль в формировании этой культуры. Как была сформирована микенская Греция? Историки отвечают на этот вопрос однозначно: благодаря серии переселений из региона Южной России в район Балкан и Малой Азии. Начало этих миграций относится ещё к середине 4 тыс. до н. э. Ещё в античную эпоху среди народов Северного Причерноморья были ахайи (ахейцы). Античные авторы отмечали ахейцев между Таманью и Кавказом. Последняя миграция по этому пути от Северного Причерноморья на Балканы произошла в 12-11 вв. до н. э., после чего возникла античная Эллада. Степные «варвары», пришедшие на юг Балканского полуострова, создали дорийскую аристократию феодального типа, которая сохраняла позиции ещё и в Греции классической эпохи, хотя и была сильно потеснена «демократическими» реформами. Наиболее знаменитый образец государства созданного дорийцами – это Спарта. В Спарте дольше всего сохранялись «варварские» традиции простого образа жизни, воинской доблести и дисциплины граждан. На происхождение дорийцев от народов, которые населяли в эпоху поздней бронзы степи Южной России, указывает изменение характера погребений в Греции на рубеже 2-1 тыс. до н. э. Вместо микенских захоронений в гробницах появились традиционные для южнорусских степей курганы. Дорийские захоронения совпадают с типом, который был распространен в то время в южнорусских степях.
Антропологический тип «древнего грека», который известен нам по знаменитым барельефам и статуям богов, представителей аристократии, далек современного образа греков и «поздних греков». Этот тип вполне привычен и обычен для северных племён Евразии, народов индоевропейского происхождения (в особенности славянской, германо-скандинавской, кельтской групп) и совершенно не соответствует «средиземноморской» внешности характерной для современных народов Балкан и бассейна Средиземного моря.
Как утвердились дорийцы в Греции? Раньше считалось, что это было «варварское нашествие», которое разрушило микенскую цивилизацию (аналогичное «вторжению» ариев в Северную Индию). Однако затем выяснилось, что одномоментного вторжения не было. Города Микенской Греции пришли в упадок постепенно, процесс занял более столетия – с конца 13 по конец 12 вв. до н. э. Затем после векового перерыва начался новый культурный подъём. В результате некоторые исследователи пришли к выводу, что падение Микенской Греции и приход дорийцев это разные события. Дорийцы ничего не разрушали (как и арийцы в Индии), враг пришёл с другой стороны, видимо, с юга. Возможно, что свет на эту ситуацию проливает спартанская историческая традиция. В Спарте, греческом полисе, который дольше других сохранял преемственность древней аристократии и связанной с ней политико-государственной культуры, о «приходе дорийцев» сообщалось, что местная династия царей (Гераклидов), изгнанная могущественными врагами, попросила на севере Балкан поддержки у дружественного дорийского народа и получила её. С помощью дорийцев Гераклиды вернули себе престол. Эта легенда говорит о том, что дорийцы не были врагами ахейцев. Напротив, ослабевшая микенская цивилизация привлекла северных родственников на помощь. Так, по Гомеру, войско, которое осаждало Трою, состояло из ахейцев, во главе которых был царь Агамемнон и «белокурых северян» под началом Ахилла (средневековые источники прямо говорят о том, что он был скифом из Приазовья). Конфликт между Агамемноном и Ахиллом в этом свете, представляется не личной стычкой, а противоречиями между двумя слоями военно-политической элиты – старым и новым.
Гомер не упоминает термина «дорийцы», называя войска осаждающие Трою то ахейцами, то данайцами. В «данайцах» можно легко узнать «новых греков», которые пришли с Ахиллом с побережья Меотиды (название Азовского моря у греков и римлян). Их название образовано от топонима «дон – дана – тана», распространенного в Причерноморье и Приазовье. На языке индоевропейцев этот слово означает «река», «дно», «русло». Этим словом издревле обозначали реку Дон – Танаис. Оказывается, что «данайцы» Ахилла штурмовавшие Трою – это то же, что и «донцы», люди живущие по реке Дон. Воины пришедшие из степей Южной России, помогая грекам против их врагов постепенно перехватывали управление в свои руки. Отсюда и конфликт между царем Микен и вождём «данайцев». Когда ослабевшие Микены окончательно пали, «варвары» из южнорусских степей постепенно восстановили разрушенную культуру. Кроме того, необходимо учесть, что именно дорийцы принесли в Грецию технологию обработки железа (тайна «неуязвимости» Ахилла). Первые железные мечи обнаружены именно в дорийских слоях, с 11 века до н. э.. Тем более, что и греческий алфавит, не имеющий прямой преемственности с древнемикенским слоговым письмом, был, видимо, также принесён с севера. В результате в 11 веке до н. э. на территории Греции появляется алфавитное письмо, технология обработки железа, новая религия и мифология (сюжеты гомеровского эпоса). Всё это принесли с собой дорийцы. Поэтому говорить о «варваризации» Греции в 11-9 вв. до н. э. говорить не приходится. Дорийцы восстановили цивилизацию и подняли её на новую ступень.
Фактически «греческая» цивилизация получила из Великой Скифии заряд энергии (вместе с переселенцами), который даровал Греции новую жизнь. Дальнейшая морская колонизация, «плавание аргонавтов», расцвет старых и новых полисов, подъем экономики, взлёт искусства, всё это последствия «дорийского нашествия». Культурные формы, которые Скифия получила из античной Греции можно назвать «бумерангом», вернувшимся к своему хозяину.
Ясно, что греко-скифские отношения были далеки от идеала. Многих греков раздражала аристократия дорийского происхождения и её традиции. В свою очередь скифы были недовольны жуликоватостью греческих торговцев, их хищным, пиратским нравом. Греки методом «культурного сотрудничества», своими свободными нравами развращали скифскую аристократию. Известна история скифского царя 5 в. до н. э Скила в городе Ольвии, которого мать эллинка научила греческому языку и грамоте. Затем ему подложили в постель бойкую греческую гетеру, которая посвятила его в греко-малоазийские мистические культы. В результате Скил в своем доме «во всём жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю», предав этим скифские традиции. Кроме того, он начал лоббировать в Скифском царстве интересы родины своей матери – Истрии. Роду Скила пришлось прибегнуть к тяжёлым мерам: царя лишили власти и казнили как изменника.
Если в раннем железном веке Великая Скифия оказала существенное влияние на становление греческой цивилизации, то в период поздней античности ситуация изменилась. Классическая культура Эллады оказала серьёзное влияние на Скифию, и позднее Сарматию. Об этом говорят археологические раскопки в городах причерноморского бассейна. Археологи обнаруживают удивительные образцы архитектуры, скульптуры, росписи, ювелирных изделий, которые были сделаны местными мастерами, но под большим влиянием греческой традиции. Именно это влияние позволило приписать создание городов на берегах Черного и Азовского морей «грекам».
Неотъемлемым продолжением культурной экспансии стало и военное давление на Скифию. Начиная с конца 2 века до н. э. на южном берегу Крымского полуострова один за другим высаживаются «десанты». Войны со скифами начал знаменитый владыка Понтийской державы Митридат Евпатор (134 — 63 до н. э.), который объединил под своей властью огромные территории эллинистического Восточного Средиземноморья. Первоначально западные скифы оказали серьёзное сопротивление экспансии Митридата. Войска полководца Диофанта разбили силы роксоланов, которые были союзниками скифского царя Палака и устранили древнюю династию Боспорского царства. Однако тут же началось народное восстание крымских скифов, синдов и меотов, которое возглавил Савмак. Восстание было подавлено, и Митридат на несколько десятилетий получил контроль над Боспорским царством и Херсонесом. В тот период причерноморские скифы были вынуждены маневрировать перед двумя сильными противниками – Понтом и Римом, поэтому скифы-сарматы поддержали Митридата по принципу «враг моего врага - мо друг». Часть причерноморских городов были уступлены Понту и сарматы поддержали Митридата в борьбе с более опасным врагом – Римом. Ход событий войн Митридата с Римом, которые продолжались несколько десятилетий, довольно хорошо известен.
Митридат был очень энергичным и способным правителем, который организовал Риму весьма серьёзное сопротивление. Его держава собрала вокруг себя эллинистические государства Малой Азии, а ударной силой его армии были именно скифо-сарматские отряды. К тому же Северное Причерноморье стало для Понта основной базой снабжения продовольствием. Фактически Великая Скифия поддерживала эллинистический мир против Рима.
В разгар понтийских войн (89-63 гг. до н. э.) произошло и знаменитое восстание Спартака (73 — 71 гг. до н. э.), которое потрясло Рим до самого основания. Действия сил Спарта были на руку Понтийскому царству, Греции и союзной им Скифии. Некоторые исследователи даже считают, что восстание Спартака было инспирировано Понтом. Слишком хорошо оно было организовано и приняло такой большой масштаб. Очевидно, что к «обострению классовой борьбы» - это самое крупномасштабное в истории Рима восстание отнести трудно. Рим в тот период был переполнен рабами-военнопленными с «восточного фронта», их отправляли и в гладиаторские школы. Вполне можно допустить, что среди рабов оказались командиры из скифских войск, которые служили Митридату. Этим объясняется ситуация, когда стихийный бунт рабов, который обычно выливался в анархию, прибрёл такой опасный для Рима характер. Спартак и его командиры превратили скопище рабов и пленных в хорошо организованную армию.
О происхождении самого Спартака почти ничего неизвестно. Источники называют его «фракийцем». В древности территория Фракии (современной Болгарии) была тесно связана с Северным Причерноморьем, Скифией. Именно на севере Балканского полуострова велись наиболее напряжённые боевые действия. Римляне называли своих противников «фракийцами», хотя известно, что именно там действовала сарматская армия, союзная Митридату Евпатору. Кроме того, географическое название «Фракия» была в позднеантичное время расплывчатым. Болгарию часто называли «Малой Фракией», а Скифию – «Великой Фракией», подчёркивая родственную связь племен населявших эти земли. Поэтому военнопленным «фракийцем» вполне мог быть воин сармат, а не уроженец Балкан. На происхождение вождя гладиаторов указывает и его имя. Подобные имена имеют скифское происхождение – Савмак, Спартак, Арсак, Таксак и т. д. Имя «Спартак» носили некоторые цари Боспора и Меотиды, была даже династия Спартакидов. Есть мнение, что Спартак был родом из этой династии (нигде больше это имя не известно).
Это объясняет успех восстания, когда гладиатору удалось собрать армию в 120 тыс. человек и столь удачно руководить ею, что Рим оказался на волосок от гибели. Попасть в плен Спартак мог в ходе одной из многочисленных военных кампаний во Фракии. Из источников известно, что по первоначальному плану, Спартак хотел, и видимо, смог бы, просто уйти с Апеннинского полуострова и двигаться на овосток, т. е. фактически прорваться к своим, за линию фронта на Дунае. Однако вмешались местные жители, которые не хотели уходить из Италии. Спартак был вынужден скорректировать свои планы и остался, чтобы вступить в последний бой с врагом. К тому же его армия стала распадаться по национальному признаку – откололись галлы и германцы, их отряды были уничтожены по отдельности. Кроме того, римские источники говорят о предводителе восставших с уважением. Если вспомнить об отношении римлян к рабам, «двуногим орудиям», это свидетельствует о высоком происхождении Спартака.
По сути, именно восстание Спартака остановило экспансию Рима на территории Великой Скифии (Сарматии). Римская элита убедилась, что «переварить» такой кусок их держава не сможет. Восточная политика Рима изменилась. Рим пошёл на прямые соглашения с Боспором и скифами, в обход Митридата. Скифы увидев, что римский патрициат готов стабилизировать ситуацию на своих восточных границах, прекратили поддерживать Понтийское царство. В результате Понт, лишившись наиболее мощного «скифского военного контингента», стал добычей Рима. Боспорское царство восстановило независимость.
В дальнейшем на границе Скифии-Сарматии и Рима существовала ситуация «холодного нейтралитета», которая временами прерывалась активными боевыми действиями. Так, во время гражданской войны в Риме 69 г. н. э. сарматы перешли Дунай и вторглись в Мезию, значительные территории подверглись опустошению. В конце концов противостояние Великой Скифии (Сарматии) и Рима, свободной общины с народно-аристократической системой и рабовладельческой системы, завершилось падением «Вечного города». В конце 4 – начале 5 вв. н. э. под натиском аланов-сарматов и вендов-вандалов Римская империя рухнула. Кольцо замкнулось… И началось новое противостояние – уже христианского Ватикана с языческим Севером и Востоком.
Связи Греции со Скифией были очень тесными, многообразными и почти родственными. Надо сказать, что Скифия, несмотря на глобальную, «евразийскую» геополитическую ориентацию, как и более поздняя Россия, всегда была повёрнута более к западу, нежели востоку. Основные контакты между цивилизациями проходили через Балканский полуостров (его огромное значение было сохранено и во времена Российской империи). Учитывая огромную военную мощь Великой Скифии, в целом крупных конфликтов между Скифией и государствами Балкан не было. Практически единственное исключение – это попытки вторжения Александра и его полководцев в скифские земли, однако они были успешно отражены. «Морская» цивилизация бассейна Эгеиды не могла серьёзно угрожать Великой континентальной Скифии.
В то же время надо сказать, что сотрудничество, в том числе культурное, не было односторонним, как часто представляют – направленным из «цивилизованной» Греции на огромную «варварскую» Скифию. В реальности влияние было двусторонним. В Истории Греции можно обнаружить множество «скифских» элементов. Греческие полисы экспортировали «демократию», «рыночную (построенную на эксплуатации рабов) экономику», изощрённые (авангардные) формы искусства, вино, оливковое масло и т. д. А взамен Греция получала религиозную и мифологическую традицию, государственность, хлеб, кожи, навыки коневодства, технологию получения железа.
Основы традиционной «греческой цивилизации были заложены в микенский период, в бронзовом веке. Хотя по данным исследователей, Пеласгия, в которой обитали пеласги, лелеги и карийцы, их поздние греческие историки считали «варварами», сыграла большую роль в формировании этой культуры. Как была сформирована микенская Греция? Историки отвечают на этот вопрос однозначно: благодаря серии переселений из региона Южной России в район Балкан и Малой Азии. Начало этих миграций относится ещё к середине 4 тыс. до н. э. Ещё в античную эпоху среди народов Северного Причерноморья были ахайи (ахейцы). Античные авторы отмечали ахейцев между Таманью и Кавказом. Последняя миграция по этому пути от Северного Причерноморья на Балканы произошла в 12-11 вв. до н. э., после чего возникла античная Эллада. Степные «варвары», пришедшие на юг Балканского полуострова, создали дорийскую аристократию феодального типа, которая сохраняла позиции ещё и в Греции классической эпохи, хотя и была сильно потеснена «демократическими» реформами. Наиболее знаменитый образец государства созданного дорийцами – это Спарта. В Спарте дольше всего сохранялись «варварские» традиции простого образа жизни, воинской доблести и дисциплины граждан. На происхождение дорийцев от народов, которые населяли в эпоху поздней бронзы степи Южной России, указывает изменение характера погребений в Греции на рубеже 2-1 тыс. до н. э. Вместо микенских захоронений в гробницах появились традиционные для южнорусских степей курганы. Дорийские захоронения совпадают с типом, который был распространен в то время в южнорусских степях.
Антропологический тип «древнего грека», который известен нам по знаменитым барельефам и статуям богов, представителей аристократии, далек современного образа греков и «поздних греков». Этот тип вполне привычен и обычен для северных племён Евразии, народов индоевропейского происхождения (в особенности славянской, германо-скандинавской, кельтской групп) и совершенно не соответствует «средиземноморской» внешности характерной для современных народов Балкан и бассейна Средиземного моря.
Как утвердились дорийцы в Греции? Раньше считалось, что это было «варварское нашествие», которое разрушило микенскую цивилизацию (аналогичное «вторжению» ариев в Северную Индию). Однако затем выяснилось, что одномоментного вторжения не было. Города Микенской Греции пришли в упадок постепенно, процесс занял более столетия – с конца 13 по конец 12 вв. до н. э. Затем после векового перерыва начался новый культурный подъём. В результате некоторые исследователи пришли к выводу, что падение Микенской Греции и приход дорийцев это разные события. Дорийцы ничего не разрушали (как и арийцы в Индии), враг пришёл с другой стороны, видимо, с юга. Возможно, что свет на эту ситуацию проливает спартанская историческая традиция. В Спарте, греческом полисе, который дольше других сохранял преемственность древней аристократии и связанной с ней политико-государственной культуры, о «приходе дорийцев» сообщалось, что местная династия царей (Гераклидов), изгнанная могущественными врагами, попросила на севере Балкан поддержки у дружественного дорийского народа и получила её. С помощью дорийцев Гераклиды вернули себе престол. Эта легенда говорит о том, что дорийцы не были врагами ахейцев. Напротив, ослабевшая микенская цивилизация привлекла северных родственников на помощь. Так, по Гомеру, войско, которое осаждало Трою, состояло из ахейцев, во главе которых был царь Агамемнон и «белокурых северян» под началом Ахилла (средневековые источники прямо говорят о том, что он был скифом из Приазовья). Конфликт между Агамемноном и Ахиллом в этом свете, представляется не личной стычкой, а противоречиями между двумя слоями военно-политической элиты – старым и новым.
Гомер не упоминает термина «дорийцы», называя войска осаждающие Трою то ахейцами, то данайцами. В «данайцах» можно легко узнать «новых греков», которые пришли с Ахиллом с побережья Меотиды (название Азовского моря у греков и римлян). Их название образовано от топонима «дон – дана – тана», распространенного в Причерноморье и Приазовье. На языке индоевропейцев этот слово означает «река», «дно», «русло». Этим словом издревле обозначали реку Дон – Танаис. Оказывается, что «данайцы» Ахилла штурмовавшие Трою – это то же, что и «донцы», люди живущие по реке Дон. Воины пришедшие из степей Южной России, помогая грекам против их врагов постепенно перехватывали управление в свои руки. Отсюда и конфликт между царем Микен и вождём «данайцев». Когда ослабевшие Микены окончательно пали, «варвары» из южнорусских степей постепенно восстановили разрушенную культуру. Кроме того, необходимо учесть, что именно дорийцы принесли в Грецию технологию обработки железа (тайна «неуязвимости» Ахилла). Первые железные мечи обнаружены именно в дорийских слоях, с 11 века до н. э.. Тем более, что и греческий алфавит, не имеющий прямой преемственности с древнемикенским слоговым письмом, был, видимо, также принесён с севера. В результате в 11 веке до н. э. на территории Греции появляется алфавитное письмо, технология обработки железа, новая религия и мифология (сюжеты гомеровского эпоса). Всё это принесли с собой дорийцы. Поэтому говорить о «варваризации» Греции в 11-9 вв. до н. э. говорить не приходится. Дорийцы восстановили цивилизацию и подняли её на новую ступень.
Фактически «греческая» цивилизация получила из Великой Скифии заряд энергии (вместе с переселенцами), который даровал Греции новую жизнь. Дальнейшая морская колонизация, «плавание аргонавтов», расцвет старых и новых полисов, подъем экономики, взлёт искусства, всё это последствия «дорийского нашествия». Культурные формы, которые Скифия получила из античной Греции можно назвать «бумерангом», вернувшимся к своему хозяину.
Ясно, что греко-скифские отношения были далеки от идеала. Многих греков раздражала аристократия дорийского происхождения и её традиции. В свою очередь скифы были недовольны жуликоватостью греческих торговцев, их хищным, пиратским нравом. Греки методом «культурного сотрудничества», своими свободными нравами развращали скифскую аристократию. Известна история скифского царя 5 в. до н. э Скила в городе Ольвии, которого мать эллинка научила греческому языку и грамоте. Затем ему подложили в постель бойкую греческую гетеру, которая посвятила его в греко-малоазийские мистические культы. В результате Скил в своем доме «во всём жил по-эллински и приносил жертвы богам по эллинскому обычаю», предав этим скифские традиции. Кроме того, он начал лоббировать в Скифском царстве интересы родины своей матери – Истрии. Роду Скила пришлось прибегнуть к тяжёлым мерам: царя лишили власти и казнили как изменника.
Если в раннем железном веке Великая Скифия оказала существенное влияние на становление греческой цивилизации, то в период поздней античности ситуация изменилась. Классическая культура Эллады оказала серьёзное влияние на Скифию, и позднее Сарматию. Об этом говорят археологические раскопки в городах причерноморского бассейна. Археологи обнаруживают удивительные образцы архитектуры, скульптуры, росписи, ювелирных изделий, которые были сделаны местными мастерами, но под большим влиянием греческой традиции. Именно это влияние позволило приписать создание городов на берегах Черного и Азовского морей «грекам».
Неотъемлемым продолжением культурной экспансии стало и военное давление на Скифию. Начиная с конца 2 века до н. э. на южном берегу Крымского полуострова один за другим высаживаются «десанты». Войны со скифами начал знаменитый владыка Понтийской державы Митридат Евпатор (134 — 63 до н. э.), который объединил под своей властью огромные территории эллинистического Восточного Средиземноморья. Первоначально западные скифы оказали серьёзное сопротивление экспансии Митридата. Войска полководца Диофанта разбили силы роксоланов, которые были союзниками скифского царя Палака и устранили древнюю династию Боспорского царства. Однако тут же началось народное восстание крымских скифов, синдов и меотов, которое возглавил Савмак. Восстание было подавлено, и Митридат на несколько десятилетий получил контроль над Боспорским царством и Херсонесом. В тот период причерноморские скифы были вынуждены маневрировать перед двумя сильными противниками – Понтом и Римом, поэтому скифы-сарматы поддержали Митридата по принципу «враг моего врага - мо друг». Часть причерноморских городов были уступлены Понту и сарматы поддержали Митридата в борьбе с более опасным врагом – Римом. Ход событий войн Митридата с Римом, которые продолжались несколько десятилетий, довольно хорошо известен.
Митридат был очень энергичным и способным правителем, который организовал Риму весьма серьёзное сопротивление. Его держава собрала вокруг себя эллинистические государства Малой Азии, а ударной силой его армии были именно скифо-сарматские отряды. К тому же Северное Причерноморье стало для Понта основной базой снабжения продовольствием. Фактически Великая Скифия поддерживала эллинистический мир против Рима.
В разгар понтийских войн (89-63 гг. до н. э.) произошло и знаменитое восстание Спартака (73 — 71 гг. до н. э.), которое потрясло Рим до самого основания. Действия сил Спарта были на руку Понтийскому царству, Греции и союзной им Скифии. Некоторые исследователи даже считают, что восстание Спартака было инспирировано Понтом. Слишком хорошо оно было организовано и приняло такой большой масштаб. Очевидно, что к «обострению классовой борьбы» - это самое крупномасштабное в истории Рима восстание отнести трудно. Рим в тот период был переполнен рабами-военнопленными с «восточного фронта», их отправляли и в гладиаторские школы. Вполне можно допустить, что среди рабов оказались командиры из скифских войск, которые служили Митридату. Этим объясняется ситуация, когда стихийный бунт рабов, который обычно выливался в анархию, прибрёл такой опасный для Рима характер. Спартак и его командиры превратили скопище рабов и пленных в хорошо организованную армию.
О происхождении самого Спартака почти ничего неизвестно. Источники называют его «фракийцем». В древности территория Фракии (современной Болгарии) была тесно связана с Северным Причерноморьем, Скифией. Именно на севере Балканского полуострова велись наиболее напряжённые боевые действия. Римляне называли своих противников «фракийцами», хотя известно, что именно там действовала сарматская армия, союзная Митридату Евпатору. Кроме того, географическое название «Фракия» была в позднеантичное время расплывчатым. Болгарию часто называли «Малой Фракией», а Скифию – «Великой Фракией», подчёркивая родственную связь племен населявших эти земли. Поэтому военнопленным «фракийцем» вполне мог быть воин сармат, а не уроженец Балкан. На происхождение вождя гладиаторов указывает и его имя. Подобные имена имеют скифское происхождение – Савмак, Спартак, Арсак, Таксак и т. д. Имя «Спартак» носили некоторые цари Боспора и Меотиды, была даже династия Спартакидов. Есть мнение, что Спартак был родом из этой династии (нигде больше это имя не известно).
Это объясняет успех восстания, когда гладиатору удалось собрать армию в 120 тыс. человек и столь удачно руководить ею, что Рим оказался на волосок от гибели. Попасть в плен Спартак мог в ходе одной из многочисленных военных кампаний во Фракии. Из источников известно, что по первоначальному плану, Спартак хотел, и видимо, смог бы, просто уйти с Апеннинского полуострова и двигаться на овосток, т. е. фактически прорваться к своим, за линию фронта на Дунае. Однако вмешались местные жители, которые не хотели уходить из Италии. Спартак был вынужден скорректировать свои планы и остался, чтобы вступить в последний бой с врагом. К тому же его армия стала распадаться по национальному признаку – откололись галлы и германцы, их отряды были уничтожены по отдельности. Кроме того, римские источники говорят о предводителе восставших с уважением. Если вспомнить об отношении римлян к рабам, «двуногим орудиям», это свидетельствует о высоком происхождении Спартака.
По сути, именно восстание Спартака остановило экспансию Рима на территории Великой Скифии (Сарматии). Римская элита убедилась, что «переварить» такой кусок их держава не сможет. Восточная политика Рима изменилась. Рим пошёл на прямые соглашения с Боспором и скифами, в обход Митридата. Скифы увидев, что римский патрициат готов стабилизировать ситуацию на своих восточных границах, прекратили поддерживать Понтийское царство. В результате Понт, лишившись наиболее мощного «скифского военного контингента», стал добычей Рима. Боспорское царство восстановило независимость.
В дальнейшем на границе Скифии-Сарматии и Рима существовала ситуация «холодного нейтралитета», которая временами прерывалась активными боевыми действиями. Так, во время гражданской войны в Риме 69 г. н. э. сарматы перешли Дунай и вторглись в Мезию, значительные территории подверглись опустошению. В конце концов противостояние Великой Скифии (Сарматии) и Рима, свободной общины с народно-аристократической системой и рабовладельческой системы, завершилось падением «Вечного города». В конце 4 – начале 5 вв. н. э. под натиском аланов-сарматов и вендов-вандалов Римская империя рухнула. Кольцо замкнулось… И началось новое противостояние – уже христианского Ватикана с языческим Севером и Востоком.
BO, Самсонов Александр