Хотя жизнь Ивана Ивановича Дусинского (1879-1919) была тесно связана с Малороссией, о нём ничего не известно современному украинскому студенчеству. Несмотря на то, что многие высказанные им мысли актуальны до сих пор, на факультетах политологии или международных отношений украинских вузов Дусинскому либо не уделяется внимание вовсе, либо представляют его как эксцентрика, не достойного особого внимания.
Что ж, тем хуже для Украины. Перекрывая самой себе доступ к здоровым знаниям и здоровым фактам, она собственноручно превращает себя в большое село, где умным быть – предосудительно.
За что не любят Иван Дусинского украинские власти, понятно. Как проницательный стратег и тонкий аналитик, он откровенно говорил о подрывной функции украинства, вскармливаемого Западом во вред Русскому миру, причём Малороссия – это такая же часть этого мира, как Белоруссия или Великороссия.
«Что такое представляет собою, в смысле этнографическом и политическом, эта последняя "нация", ведущая свое происхождение от Мазепы, - известно слишком хорошо, - указывал Дусинский в книге «Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики» , изданной в Одессе в 1910 году. - Даже такой искренне-либеральный писатель, как сенатор Евреинов, в своей книге "Национальные вопросы на инородческих окраинах России", касаясь украинства, говорит: "Ознакомившись со значением украинофильства у нас и в Австрии, на вопрос, что из себя представляют "украинцы", надо ответить так: "украинцы" австрийского толка – это русские люди, которые изменили русской национальной идее, политиканы, которые, преследуя личные выгоды, передались на сторону чужеземцев, политические интересы которых противополагаются жизненным интересам России и славянского мира". К этому определению остается добавить разве, что сказанное об австрийских украинцах вполне верно и для украинцев "просвитского" толка, орудующих в Российской Империи, тлетворную деятельность которых правительство неизвестно почему терпит, хотя не подлежит сомнению, что в русском народно-государственном организме они представляют собою крайне вредный фермент раз украинцы, доколе они желают оставаться таковыми и отвергают свое тождество с русским народом, являются для последнего, в действительности, гораздо более заклятыми и опасными врагами, чем поляки» .
И далее: «Существование нескольких десятков или сотен тысяч душ "украинцев", которые являются не отдельной нацией, а лишь враждебной русскому народу политической партией изменников и головотяпов – факт для нас крайне нежелательный, потому что может иметь деморализующее влияние на наше малорусское население, которое по происхождению совершенно ведь тождественно с "украинцами", благодаря чему мазепинцам легко вводить его в заблуждение».
Намёков на иноземное участие в генезисе украинства на Украине ох как не любят! Для властей – это плевок в лицо, ибо сразу все становится ясно, кто они такие, и на кого, на самом деле, работают.
Для рядового украинца, никогда до этого слыхом не слыхавшего об ангажированности поляков, немцев и австро-венгров в украинском вопросе, это обидно. Как так? Меня вырастили чужаки, как какую-то тыкву в огороде? Не согласен! Не хочу! Такой украинец, в силу механизма психологической защиты, нападает на Россию, и кричит, что это всё москальские выдумки, и украинцы были всегда.
«Антирусское и антиславянское значение украинства прекрасно понимали поляки и австро-венгерские государственные деятели, когда всячески поощряли, в своих национально-государственных видах, украинскую измену русскому народу. Как вполне откровенно признает, например, краковский профессор Здзеховский: "При сознательном польском содействии в Галицкой Руси был создан очаг украинского национального движения". Предприятие это, причинив немалый вред русскому народу, большой пользы полякам однако не принесло, и сфабрикованная по специальному заказу "украинская нация" обещает, если устоит, принести не меньший вред самим полякам, чем даже нам, и может принести большую пользу только немцам, которые открыто поддерживают мазепинцев субсидиями из Берлина» .
Эту цитату Ивана Дусинского агрессивно воспринимают как чиновники, так и многие простые граждане. В конце концов, быть способным сказать правду, и признать её, может далеко не каждый.
Вряд ли в скором времени на стене Одесского Национального Университета (ОНУ) появится мемориальная табличка в честь Ивана Дусинского, здесь обучавшегося. Вряд ли в ближайшее время в Одессе появится памятный знак о нём, хотя жизненный путь Дусинского закончился здесь. Зато в стенах ОНУ обосновался филиал львовского Научно-идеологического центра им. Донцова – дичайшего русофоба и истерика, идеолога ОУН-УПА. Да и сам ОНУ назывался раньше Новороссийским университетом. Но нет сегодня ни Малороссии, ни Новороссии, ни новороссийского университета. Ржавчина украинства разъела дух и плоть Малой России, превратив её в какую-то Украину.
Киев любить бегать на поклон то в Брюссель, то в Вашингтон, которые, конечно же, поддерживают украинский суверенитет, как верное средство против восточнославянского единства. Иван Дусинский же в своё время писал, имея в виду всех славян: «Все эти проявления междуславянской вражды причинили враждовавшим массу зла, и много раз парализовали силы славянского мира перед лицом его соседей и врагов. Эти печальные распри должны получить для всех славянских народов значение грозных, но спасительных уроков истории, показывающих, как не следует поступать впредь. Славянской политике и славянофильскому движению предстоит высокая и благодарная задача положить предел этим ошибкам и недоразумениям, внушить всем членам славянской семьи народов, что не в них, в этих братоубийственных распрях и жалких победах, лежит будущее славян, а во взаимном согласии и единении, основанном на правильном понимании общих выгод всего племени и каждого народа».
Киеву льстит проект Бжезинского «Киевская Русь-2». Согласно ему, Украина должна оспаривать первенство России на евразийском пространстве и превратиться в альтернативный полюс, к которому могли бы присоединиться все, кто против возрождения российского влияния.
Иван Дусинский указывал: «К России вполне подходят в данном случае меткие слова, которые сказал Рузвельт относительно Соединенных Штатов: «Нам не приходится спрашивать себя, будем ли мы играть крупную роль в мире или нет. Эта роль нам предоставлена судьбою, течением событий. Нам нужно играть эту роль. Мы можем только решать, будем ли играть ее хорошо или плохо". Но кто же из верных родине сыновей Святой Руси пожелает, чтобы данная ей судьбою великая доля была загублена или хотя бы только омрачена по их вине?».
«Почему именно Россия?» - вопрошают недалёкие кухонные стратеги. Ответ есть у И. Дусинского: «Из всего славянского племени только один русский народ достиг великодержавного мирового значения и вырос в могучую по силе и численности нацию. Из, более чем 150 миллионов всех славян более 100 миллионов, то есть свыше 2/3, приходится на долю одного лишь русского народа».
Как говорил Ницше, в поисках истины нужно быть прямым до жестокости. Поэтому неприятные слова об эволюции украинства из политической ориентации в национальную должны звучать. Иначе мы забудем нашу историю, и пойдём на поводу у чужаков.