США склонны рассматривать свою избирательную систему, как совершенную, и в этом качестве предлагают ее в качестве образца для подражания всем другим странам.
Однако подобная точка зрения, к сожалению, не имеет под собой реальной почвы. Это становится очевидным особенно в контексте выборов президента и членов Конгресса США, особенно в вопросе международного мониторинга.
Так, например, с одной стороны американское законодательство вроде бы и не содержит ограничений или запретов на получение финансирования из-за рубежа действующими в стране НПО (как американскими, так и иностранными), в т.ч. в целях электорального мониторинга. Не установлен и особый порядок отчетности в случае поступления иностранных взносов: в своих декларациях организации указывают общую сумму пожертвований, полученных ими за год, но не обязаны называть своих спонсоров.
Но при этом, на НПО распространяются все законодательные ограничения, действующие в отношении других американских физических и юридических лиц, включая запрет на привлечение иностранных пожертвований в американские избирательные кампании, на этапе до голосования. А, согласно статье 441 /е/ главы 14 раздела 2 Свода Федеральных Законов, иностранные лица не вправе прямо или косвенно делать или обещать какие-либо взносы или пожертвования в связи с избирательными кампаниями федерального, местного уровня или в штатах, спонсировать комитеты политических партий, а также вкладывать деньги в предвыборную агитацию.
Одновременно с этим, для американских физических и юридических лиц, включая НПО, незаконным является просить или получать от иностранцев такого рода пожертвования и взносы. Лицам, умышленно нарушающим это правило, грозит штраф в размере до 10 тысяч долларов США или 200 % от суммы незаконного пожертвования. Статья 437 /g/ главы 14 раздела 2 Свода законов США также предусматривает уголовную ответственность за данное правонарушение в форме тюремного заключения сроком до 5 лет.
Практика такова, что положения законодательства интерпретируется судами как вообще запрещающие иностранцам участие в избирательных кампаниях внутри США. Прецедентов же расширительного толкования этих запретов судьями и их распространения на мониторинг выборов заграничными или местными НПО пока не было. Но нельзя исключить, что они будут - логика политических интриг вокруг текущих выборов, с многочисленными обвинениями в предательстве национальных интересов и работе на зарубежные государства.
В принципе, на организации, вовлеченные в контроль за американскими выборами при финансовой подпитке из-за рубежа, должны распространяться нормы закона «О регистрации иностранных агентов» 1937 г. Но иностранные и американские НПО до сих пор не регистрировались в Минюсте в связи с мониторингом выборов по просьбе «иностранного принципала», а Минюст, со своей стороны, не проводил расследования нарушений норм данного закона. Делается это по недосмотру, или по другим причинам, не совсем ясно.
Федеральное Законодательство США регламентирует только доступ наблюдателей-сотрудников американского Минюста в избирательные округа, где могут дискриминироваться представители меньшинств (порядок установлен законами «Об избирательных правах» 1965 г. и «О содействии выборам» 2002г.) В числе регулярно инспектируемых - участки 152 округов в 11 штатах (в основном, южных); еще 12 округов в восьми штатах были признаны «проблемными» решениями судов.
Международный мониторинг выборов, в том числе, участие представителей зарубежных НПО, регулируется в США на уровне субъектов федерации. В настоящий момент только в Миссури, Южной Дакоте, Северной Дакоте и Нью-Мексико, а также столичном округе Колумбия имеются законы, разрешающие доступ иностранных «контролеров». Во всех других штатах вопрос о зарубежных наблюдателях решается по усмотрению местных властей.
В 2010 г. Национальная ассоциация госсекретарей штатов (NASS) приняла резолюцию, приглашающую международных наблюдателей по линии ОБСЕ приехать в США с мониторинговыми миссиями. Но только в «штаты, где это разрешено законодательством». Несмотря на «приглашение», в прошлом участники таких миссий неоднократно не допускались на избирательные участки даже в «открытых» иностранным наблюдателям округах. По той причине, что местные власти так решили.
До настоящего времени мониторинг президентских и парламентских выборов США в основном осуществляется наблюдателями (poll watchers) от кандидатов и политических партий. В проблемных для защиты прав меньшинств регионах к этой работе подключаются местные НПО (около 100), входящие в коалицию «Защита выборов) (election protection coalition). Помимо наблюдения за голосованием, эти организации помогают избирателям обращаться в профильные комиссии и суды с жалобами о нарушениях их прав.
Но справедливости ради надо отметить, что статус активистов американских НПО на избирательных участках столь же неопределенный (то есть нельзя говорить, что дискриминации в плане наблюдения подвергаются лишь иностранные мониторы).
По законодательству ряда штатов, местным правозащитникам разрешается присутствовать при голосовании и подсчете голосов; в других - только на первом или втором этапе. Во многих штатах закон вообще обходит вопросы национальных наблюдателей: их урегулирование - так же, как и с иностранцами - оставлено на усмотрение сотрудников избирательных комиссий, в конкретный момент.
Действующая в США система мониторинга со стороны гражданского общества за организацией волеизъявления граждан привязана к двухпартийной системе, следует местным обычаям, а не законам, фрагментарна, подвержена влиянию со стороны избирательных комиссий. И, соответственно, несовершенна, открывает большие возможности для произвола и коррупции. Это помимо очевидного неуважения к мировому сообществу, и представляющим его наблюдателей.
Участие представителей иностранных государств и НПО в наблюдении за голосованием американцев остается «экзотикой», допускаемой в Вашингтоне, четырех штатах и по специальному разрешению местных властей. В большинстве избирательных округов о международных обязательствах США в электоральной сфере по линии ОБСЕ, скорее всего, и не знают.
По материалам CiviLeaks