Русское Движение

Печатных дел мастер

Оценка пользователей: / 24
ПлохоОтлично 

Жизнь и судьба первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Современники считали его ремесленником, потомки – величайшим просветителем. Книги, изданные им, хранятся в лучших библиотеках мира

VIP из России

По издательским делам Ивану Федорову приходилось много путешествовать по Европе. Там русского гостя принимали как очень важную персону. До сих пор остается загадкой причина такого отношения к нему. Перед скромным и незнатным московитом открывались двери самых роскошных королевских дворцов. За свою жизнь он объездил Польшу, Германию, Австрию, Сербию, свободно посещал монастыри, академии, типографии. Ивана Федорова торжественно принимали польские короли Сигизмунд II Август, Стефан Баторий, император Священной Римской империи Рудольф II, с ним переписывался саксонский курфюрст Август.

Иван Федоров предположительно родился около 1510 года. Вопрос о месте рождения остается спорным. По одним сведениям - в Белоруссии, по другим - в Москве. Зато доподлинно известно, что с юных лет он владел грамотой, позже учился в Европе, получил степень бакалавра в Краковском университете. Федоров был одним из образованнейших людей своего времени и полиглотом – в совершенстве владел греческим, латинским, древнееврейским, польским, чешским языками. Во всяком случае, создавая свою знаменитую "Острожскую Библию", он сверялся с источниками на всех этих языках. Отлично разбирался в тонкостях церковнославянской грамматики. Федоров в совершенстве владел и всеми типографскими специальностями - был гравером, наборщиком, печатником. Он считал книгопечатание "делом богоизбранным" и продолжением дела великих славянских просветителей cвятых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Царская печать

Начало книгопечатания на Руси было положено в царствование Ивана Грозного. Царь был не только большим книгочеем и владельцем крупнейшей в Европе либерии (библиотеки), но и сам сочинял акафисты и стихиры, которые читают и сегодня. Поначалу Иоанн Васильевич решил вызвать знающих мастеров-печатников из Германии и Дании. Когда эта затея не удалась, царь начал "изыскивати мастеров печатных книг" в собственном государстве.

Вопрос о времени появления на Руси первой типографии считался невыясненным до тех пор, пока известным русским историком М.Н. Тихомировым не была обнаружена запись в малоизвестном "Тотемском летописце" о начале печатания книг в Москве в 1553 году. Историк выяснил, что издателем первых семи книг духовного содержания был "мастер печатных книг" Маруша Нефедьев. Среди его ближайших помощников, несомненно, был и Иван Федоров. Об этом свидетельствует преемственность полиграфических приемов книг Нефедьева и продолжателя его дела.

Новый этап в развитии русского книгопечатания начался в 1563 году, когда на выданные из царской казны деньги в Москве создавалась "штанба" - так называли тогда типографию. По указу Ивана IV место для строительства в Москве специального Печатного двора было отведено вблизи Кремля на Никольской улице. Во главу этого дела были поставлены Иван Федоров, который в то время был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле, и его помощник Петр Мстиславец. В апреле 1563 года в новой "штанбе" (типографии) началась работа, а уже 1 марта 1564 года была напечатана первая, точно датированная русская книга.

В 1864 году на заседании Московского археологического общества было принято решение о создании памятника Ивану Федорову в Москве. Объявили подписку на сбор средств. Создание памятника все откладывалось, но средства продолжали поступать. Наконец, к 1901 году была собрана необходимая сумма. Объявили конкурс на проект памятника. Автором лучшего проекта признали скульптора Сергея Михайловича Волнухина. Архитектором стал Иван Павлович Машков.

Задача Волнухина осложнялась тем, что у него не было ни изображения первопечатника, ни его словесного портрета. Приходилось полагаться только на художественное видение образа. Был создан обобщённый образ православного русского мастера и художника. На постаменте - дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563 года и знак "И.Ф." на бронзовом диске - своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: "Первее нача печатати на Москве святые книги" и девиз: "Ради братии моих и ближних моих". Памятник был открыт 27 сентября 1909 года.

Накануне состоялась тематическая выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографиях Ивана Федорова. Рассказывая о церемонии открытия, газеты писали, что "Китайский проезд, Рождественская и части Лубянской и Театральной площади были запружены толпой". Люди стояли даже на крышах. Выступления были запрещены, поэтому к памятнику только молча возлагали венки - их оказалось ровно 99. На одном из них была лента с надписью "Первому мученику русской печати", которая намекала на подвижничество труда издателей.

К 80-м годам XX века ученые насчитывали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, в Киеве и Львове, а также в Польше, Югославии, Великобритании, Бельгии, Болгарии и США. До сих пор книги российского первопечатника остаются образцом высочайшего художественного совершенства. Иван Федоров оставил всем нам самый лучший подарок – русскую КНИГУ.