Истинная история государственного флага далека от тех сказок, которыми сегодня нас пытаются потчевать так называемые "историки". Как это всегда бывает, на самом деле история возникновения красно-бело-красного полотнища совсем другая.
Истинная история государственного флага далека от тех сказок, которыми сегодня нас пытаются потчевать так называемые "историки". Как это всегда бывает, на самом деле история возникновения красно-бело-красного полотнища совсем другая. Более того - при ином стечсении остоятельств флаг Латвии сегодня выглядел бы по-иному...
Историк П.Фальк в статье "Наши старые земельные цвета", опубликованной 25 июля 1900 года в издававшейся на немецком языке в г.Двинске (совр. Даугавпилс) газете Duna-Zeitung (Falck P. Unsere alten Landesfarben//Duna-Zeitung.- Nr. 165. - 25. Juli 1900), писал, что c XVIII века цветами остзейского немецкого дворянства (рыцарства) Лифляндской губернии являлись красный, зеленый и белый, Курляндской губернии - зелёный, синий и белый, Эстляндской губернии - зеленый, чёрный и белый.
В 1859 году историк Отто фон Рутенберг в своей книге об истории Прибалтики впервые сослался на описание в Ливонской рифмованной хронике XIII века знамени отряда ландвера из орденского замка Венден, прибывшего в Ригу осенью 1279 года, - "которое было красным, рассеченным белым" ("mit einer banier rot gevar, daz was mit wize durch gesniten").
Ниже приведены фрагменты оригинального текста Рифмованной хроники (слева) и перевод этого фрагмента (правда, перевод на русский сделан не с немецкого оригинала, а с латышского перевода. Поэтому Венден из немецкого текста уже заменен на Цесис, а летты на латышей):
|
|
В феврале 1872 года абитуриент Я.Гринберг, готовя в библиотеке Дерптского университета реферат по истории для латышского университетского литературного кружка А.Кронвальда обратил внимание на сообщение о том, что в Ливонской рифмованной хронике содержится описание знамени XIII века отряда ландвера из Вендена. Согласно воспоминаниям ряда участников литературного кружка после этого латышские студенты Дерптского университета начали использовать красно-бело-красные цвета, но эти сообщения опровергаются воспоминаниями других участников этого кружка и не имеют документального подтверждения. С большой долей условности за использование красно-белых цветов можно принять белое шелковое знамя-хоругвь с красной бархатной каймой, которое впервые появилось на первом латышском певческом празднике "Лиго", проходившем с 26 до 29 июня 1873 года в г.Риге, в подготовке которого Латышским обществом Риги приняли активное участие латышские студенты Дерптского университета, так или иначе связанные с литературным кружком А.Кронвальда, на которых была возложена охрана общественного порядка во время праздника. В качестве знака различия у них на груди были красно-белые ленточки. Вплоть до пятого певческого праздника в 1910 году в оформлении певческих праздников использовались бело-сине-красные цвета флага России, а также цвета рыцарства (дворянства) Курляндии (зеленый, синий и белый) и Лифляндии (красный, зеленый и белый) Для созданного в 1881 году братства латышских студентов Дерптского университета "Fraternitas Lettonica" (латинск. "Латышское братство") студенческой комиссией 30 января 1882 года были предложены три варианта его цветов: тёмно-синий, золотой и белый; зеленый, синий и золотой; зелёный, синий и красный. |
На общем собрании 13 февраля 1882 года был выбран второй вариант (зелёный, синий и золотой). 14 мая 1882 года студенческое братство впервые использовало знамя (флаг) зеленого, синего и золотого цветов в торжественном шествии у Дерптского университета - этот день считается официальной датой основания братства (позже, в 1918 году, часть латышских эмигрантов в Америке считала зелено-сине-золотой флаг национальным латышским флагом). |
В 1870-х годах латышский поэт Аусеклис (Микелис Крогземис, 1850-1879), живший в г.Санкт-Петербурге, считал, что национальный флаг латышей должен состоять из двух равных вертикальных частей - белой и красной. |
В комментариях к изданному в 1893 году переводу на латышский язык Ливонской рифмованной хроники этнограф М.Силиньш отмечал, что "указание хроники на вид латышского флага считаю малосущественным - это был только лишь присвоенный Ордену отличительный знак" и предполагал, что если латышские протогосударства до германской колонизации имели свои знамена, то они должны были быть понятны народу, и с учётом того, что различные латышские историко-этнографические общности имеют различные орнаменты в одежде, предлагал в качестве национального флага полотнище в виде клетчатой ткани в синем и зеленом вариантах с учётом того, что в северных и западных частях Лифляндии в одежде латышей доминируют темные краски - зеленые, коричневые, синие. |
Писатель Линард Лайцен (1883-1938) считал, что наиболее подходящим в качестве латышского национального флага было бы янтарно-зеленое полотнище, олицетворяющее богатство латышских земель янтарём и лесами. |
Первый красно-бело-красный флаг был сшит из шёлка размером 47х102 см во втором полугодии 1916 года в г.Вольмаре (совр. Валмиера) по проекту одного из самых активных популяризаторов латышских национальных красно-бело-красных цветов педагога и журналиста Яниса Лапиньша, его ученицей - учительницей приюта для беженцев Марианной Страумане, ставшей позже его женой. Этот флаг стал первым известным латышским национальным флагом и его оригинал сохранился до наших дней. Хотя первоначально было задумано, что белая полоса составит 1/4 часть ширины, флаг был сшит с белой полосой в 1/5 ширины флага. Ярко-красно - бело - ярко-красный флаг украсило нашитое жёлтое солнце с 12 лучами (изображение солнца с лучами - символа латышской богини Лаймы, использовалось в созданном в 1915 году художником Ансисом Цирулисом нагрудном знаке латышских стрелков и на знаменах латышских стрелковых батальонов). |
Публично этот флаг был впервые вывешен Я.Лапиньшем на доме Общества латышей в г.Вольмаре (Валмиере) 13 марта 1917 года во время съезда латышей Лифляндской губернии (летом 1917 года семья Лапиньшей переехала в Казань, куда увезла с собой этот флаг. В годы Второй мировой войны, когда Марианна Лапиньш (Страумане) с дочерью находилась в Германии, свернутый флаг тайно хранился в их вещах. В апреле 1997 года года Марианна Лапиньш и её дочь Лия Пога подарили этот флаг Цесисскому историко-художественному музею). С весны 1917 года использование красно-бело-красного флага получило широкое распространение. При этом соотношение полос и оттенок красного цвета были различными и зависели от имевшейся в наличии ткани. |
Так, до наших дней сохранился флаг Митавской (Елгавской) сельскохозяйственной школы с датой "27.IV.17", использовавшийся на манифестации латышей в г.Режице (совр. Резекне). |
На сохранившейся фотографии митинга 1 мая 1917 года на джутовой фабрике в г.Риге виден флаг с равновеликими по ширине полосами. |
На фотографии военнослужащих Латышского стрелкового резервного полка после митинга 1 мая 1917 года в г.Стренчи (Валкский уезд Лифляндской губернии) виден флаг (знамя) с узкой белой полосой (текст на котором гласит: "Mы идем отомстить за стоны предков и вести неоконченные бои!"). |
На фотографии латышских делегатов съезда 5-ой армии в г.Двинске (совр. Даугавпилс) 17 мая 1917 года белая полоса на знамени (флаге) несколько уже, чем красные полосы и дополнена символическим изображением сердца и обращенного вниз меча, в отличие от солнца и меча на знаменах латышских стрелков (надпись на флаге - "Боже, благослави Латвию!") Наряду с расширением практического применения красно-бело-красного флага, среди латышских учёных и художников продолжалась начатая с начала XX века дискуссия о том, каким должен быть латышский национальный флаг. При этом основным направлением дискуссии был вопрос о том, как наиболее адекватно отобразить на флаге описание венденского знамени из Ливонской рифмованной хроники XIII века. |
Художник Я.Гросвалдс (1891-1920), служивший с 1915 года прапорщиком в латышском стрелковом полку, предлагал флаг, состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос - красной, белой и красной. Как альтернативный вариант им предлагался флаг из белой, красной и белой горизонтальных равновеликих полос. На страницах газеты "Lidums" свои размышления "Латышские национальные цвета" опубликовал д-р Оскар Войт, впервые предложивший использовать на флаге темно-красный цвет. В этом его поддержал в своей брошюре "Латвийское государство" Л.Лайцен, выступавший в то время за создание автономной Латвии в составе России. |
Так, Я.Сандерс и филолог-фольклорист П.П.Шмидт (Петерис Шмитс, 1869-1938), живший в г.Владивостоке, считали, что описание знамени отряда ландвера из Вендена в Ливонской рифмованной хронике может трактоваться не как одна, а как несколько белых полос и предлагали разместить на красном полотнище две и три белых горизонтальных полосы соответственно. |
В мае 1917 года на заседании рижского Общества содействия искусствам художники А.Цирулис и В.Тонес предложили использовать в качестве национального латышского национального флага красное полотнище с узкой горизонтальной белой полосой. Их дополнительный проект предусматривал размещение на флаге 4 белых звезд, как символа единства латышских земель (Видземе, Курземе, Земгалии и Латгалии). Как вариант, предлагался также проект не с прямой горизонтальной белой линией, а с изломанной. Как в случае с прямой, так и в случае с ломаной узкой белой полосой, она должна была символизировать реку Даугаву (Западную Двину).Ни в одном из проектов не был использован тёмно-красный цвет.На заседании Общества эти проекты были рекомендованы в качестве образца латышского национального флага. |
Созданный в результате дискуссии художником Ансисом Цирулисом (1883-1942) проект в 1918 году был использован на почтовых открытках фотографом Яном Рикстом (Jan Riekst) и сделал флаг с соотношением полос 2:1:2 наиболее популярным в народе. * * *Гораздо позднее появились различные поэтизированные версии происхождения латвийского флага: - По одной из них еще предки латышей земгалы имели флаги, окрашенные кровью жертвенных животных и использовали их в борьбе с крестоносцами. - Cогласно другой версии летты смогли отбить у крестоносцев белый орденский флаг. Летты положили на этот флаг своего раненого вождя, и полотнище было залито его кровью, неокрашенной осталась только узкая полоска. - Ещё одна легенда повествует о долгой осаде латвийского замка эстонскими войсками, перед решающим сражением латыши принесли в жертву барана, намочили в его крови рубаху и, подняв её на древко копья, ринулись в атаку. В своей статье "Государственные символы независимой Латвии" (НИЖ 11, 1992) В.Сапрыков писал, что академику Я.Страдыню принадлежит версия, будто красно-бело-красные цвета латыши переняли у соседей-славян (Полоцк и Псков), где почитали эти цвета. Там же цитируется версия о происхождении национальных цветов "в индоевропейском праобществе". Обе версии не выглядят достаточно обоснованными. |