Русское Движение

Откуда пожаловал Рюрик?

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Пожалуй, это самая загадочная личность в истории Древней Руси. Никто не знает, откуда он взялся, как жил и где умер. Зато, если верить «Повести временных лет», именно этот варяг стал основателем Русского государства, и именно от него пошла династия, правившая нашей землей вплоть до конца XVI века. Так давайте разберемся, кем же был Рюрик и чем прославился помимо того, что стал родоначальником великих князей.

По одной из легенд, Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла, который пригласил их принять его власть
По одной из легенд, Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла, который пригласил их принять его власть
Первые русские

Кстати, до прихода Рюрика русские на Руси не жили. Каково вам такое заявление? А ведь это действительно так.
Понятие «русский», как и название самой земли – Русь, появилось именно благодаря призванию в IX веке варягов. Вот как это описывает «Повесть временных лет»: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…» Так что до того момента славянские и финно-угорские народы хоть и были объединены в единое государство, каждый назывался по-своему: словене, древляне, кривичи, вятичи, чудь, мерея, мурома, пермь, весь и другие. Потом же все эти племена стали обозначать единым словом – русские.
Ну а о том, кто такие русы, среди историков до сих пор не умолкают споры.

Скандинавский конунг…

 Одна из легенд рассказывает о том, что Рюрик, Синеус и Трувор – внуки князя Гостомысла от дочери Умилы, который пригласил их принять его власть. Но даже это не объясняет, откуда прибыли братья. Ведь Умила могла быть женой как славянского князя, так и скандинавского конунга. В Иоакимовской летописи указано, что Рюрик – сын варяжского князя из Финляндии, женой которого и была дочь Гостомысла. Но, некоторые историки оспаривают подлинность этого текста.
Единственное, что мы узнаем от Нестора – автора «Повести временных лет», что русы пришли из-за моря. Это послужило поводом предположить, что они – викинги, явившиеся из Скандинавии.
Подобную версию одними из первых в XVIII веке развили немецкие ученые при Российской академии наук Готлиб Зигфрид Байер, Герард Фридрих Миллер и Фридрих Генрих Штрубе де Пирмонт. Свои доводы сторонники норманнской теории подкрепляют тем, что большинство имен у призванных на княжение русов имеет явное древнегерманское происхождение: Рюрик, Трувор, Аскольд, Дир. Даже Олег, Ольга и Игорь образованы от скандинавских Хельг, Хельга и Ингвар. Версию немцев подтвердили и археологи.
При раскопках в Старой Ладоге, а также на месте основанного русами Рюрикова Городища обнаружено множество предметов, принадлежавших викингам: элементы военной амуниции, железные гривны (нашейные украшения) с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии. Все это датировано IX-X веками. К тому же многие знатные воины того времени оказались погребены в курганах, а подобные похоронные обряды также были свойственны именно викингам. Среди возможных прототипов легендарного князя Рюрика историки называют датского викинга Рорика Ютландского из династии Скьельдунгов и шведского конунга Эйрика Эмундарсона.

Один из возможных прототипов легендарного князя – датский викинг Рорик Ютландский
Один из возможных прототипов легендарного князя – датский викинг Рорик Ютландский
…или славянский князь?

В том же XVIII веке норманистам возразил Михаил Ломоносов, утверждая, что русы пришли из славянских земель.
Он считал их пруссами, жившими на восточно-южных берегах Варяжского (Балтийского) моря. В этом случае русы тоже могли явиться «из-за моря». Есть также версия, что призванные варяги прибыли от полабских славян – ободритов. Кстати, крупнейший город у них назывался Рерик и располагался на побережье Балтийского моря.
Славянскую версию происхождения варягов-русов еще за пару столетий до Ломоносова высказал австрийский историк, советник посла в Московской Руси барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он писал: «Русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком». В принципе, это довольно логично, ведь, как описывает все та же «Повесть временных лет», накануне призвания Рюрика словене, кривичи, весь и чудь изгнали чужеземцев из своих земель «и не дали им дани».
Разве после этого племена стали бы вновь приглашать к себе только что выдворенных захватчиков?
Что же до скандинавских имен у воинов Рюрика, то из-за соседства с германцами у проживающих на побережье Балтики славян запросто могло войти в моду называть своих детей иноземными именами. То же касается найденных археологами скандинавских предметов. Во-первых, в Балтийском море уже в то время шла активная торговля, во-вторых, различные элементы быта и культуры часто заимствуются соседствующими народами, а в-третьих, викинги нередко нанимались к различным правителям в качестве дружинников.
Они вполне могли состоять на службе и у Рюрика.

Вадим против Рюрика

Сокол, падающий вниз, – герб Рюрика
Сокол, падающий вниз, – герб Рюрика
В «Повести временных лет» сказано, что Рюрик с братьями пришел княжить в 862 году, после чего сам сел в Новгороде, а Синеус и Трувор обосновались в Белоозере и Изборске. Но спустя два года оба брата умерли, и вся власть досталась одному Рюрику. О том, чем он после этого занимался, в «Повести» практически ничего не говорится, но говорится в приведенной дворянином Василием Татищевым Иоакимовской летописи. Там сказано, что «Рюрик по смерти братьев обладал всею землею, не имея ни с кем войны. В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю». Где князь жил до этого, летопись не уточняет. Зато есть на то указание в Ипатьевской летописи: «…И срубиша город Ладогу». Как было упомянуто выше, археологические раскопки в Старой Ладоге подтвердили присутствие там варягов в IX веке. Выходит, что Рюрик с дружиной сначала обосновался в Старой Ладоге, и лишь несколько лет спустя переселился в Новогород – на Ильмень. Там князь устроился в словенской крепости, ныне известной как Рюриково городище. Есть версия, что именно в том месте раньше располагался Великий Новгород. Ведь современный город был основан позже, и его центр находится двумя километрами севернее Рюрикова городища.
В Никоновской летописи есть упоминания о том, что не все новгородцы оказались довольны правлением варягов. Рюрик требовал с горожан все больше дани, и это привело к конфликту с местной знатью. Во главе бунтовщиков стал Вадим Храбрый. Но варяги одержали верх и перебили повстанцев. Однако Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, утверждал, что Вадим, как и Рюрик, был одним из внуков Гостомысла и заявил законные права на престол, за что и пострадал. Есть и еще одна версия: российский историк Игорь Фроянов предположил, что Вадим Храбрый мог быть местным князем, которого сверг Рюрик, попросту захватив власть. А некоторые историки вообще считают, что никакого конфликта у варягов в Новгороде не было, а история с Вадимом заимствована из более позднего периода – жития Ярослава Мудрого.
Старая Ладога. Археологические раскопки в этих местах подтвердили, что в IX веке там жили викинги
Старая Ладога. Археологические раскопки в этих местах подтвердили, что в IX веке там жили варяги
На дне или в кургане?

О личной жизни князя Рюрика древние тексты мало что рассказывают. Известно лишь, что у него была любимая жена Ефанда – дочь князя урманского, которая родила Рюрику наследника – сына Игоря. Есть также версия, что у князя имелись другие жены и дети, но о них сведений практически не сохранилось. Разве что в русско-византийском договоре 944 года значатся племянники Игоря Рюриковича – Игорь и Акун.
Не сказано в древних текстах ничего и о том, как окончилась жизнь великого варяга. В «Повести временных лет» названа лишь дата его смерти – 879 год, а также упоминается, что Рюрик передал престол своему родичу Олегу, так как Игорь был еще слишком мал. В Иоакимовской летописи говорится, что перед смертью «великий Рюрик был очень болен и начал изнемогать». Неизвестно нам и место захоронения князя. В устных преданиях сохранилась легенда о том, что Рюрика в обложенном золотыми пластинами саркофаге опустили на дно озера Ладога, предположительно возле Тайничной башни Ладожского форта. Но исследования дна озера результатов не дали. Есть также версия, что князь покоится в крепости Корела, которая находится на территории Приозерска. Еще по одной легенде, Рюрик сложил голову в бою у реки Луга в местечке, известном как Передольский погост (Новгородская область).
Это похоже на правду, так как именно там возвышается самый большой курган средневековой Европы – Шум-гора. Подобный могли создать лишь над останками очень знатного человека. Раскопки этого захоронения пока не проводились.
Так, быть может, именно в недрах Шумгоры скрываются ответы, способные пролить свет на личность легендарного князя, от которого пошла Русская земля?