Главные торжества по случаю 1150-летия российской государственности пройдут в Великом Новгороде. Однако в Рюриково городище, выросшее затем в Новгород, князь-основатель прибыл из Ладоги на Волхове.
|
Памятный знак в честь основания Старой Ладоги.
|
В Ипатьевском списке «Повести временных лет» говорится, что ладожане в 862 году для защиты своих земель от набегов пригласили на княжение варяга Рюрика. «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу…»
Установлено, что Ладога основана не позднее 753 года. Город был крупным политическим и торговым центром. Впоследствии, с развитием Новгорода, других земель, о Ладоге забыли, но именно это спасло древние языческие курганы и крепостные стены от полного разрушения. Раскопки начались в 1911 году. А постоянная археологическая экспедиция работает в Старой Ладоге (такое название в 1704-м дал историческому поселению Петр I) с 1972 года.
Рассказывает руководитель Староладожской экспедиции, доктор исторических наук, профессор Анатолий Кирпичников:
– За 40 лет мы обнаружили более 40 тысяч предметов VIII-XVII веков: словенские, скандинавские, фризские, волго-булгарские, иранские, иракские. Они подтверждают, что Ладога в первые века своего существования была крупнейшим торговым городом и портом в Восточной Европе, через неё проходили магистральные пути из варяг в греки и по Великому Волжскому пути в Иран, Ирак, Среднюю Азию. Поэтому мы и находим евразийские вещи. Например, вставки в перстни, печатки с арабскими надписями, застежки со звериным орнаментом, деревянную посуду и бронзовое литьё. Обнаружили уникальную доску для игры в шашки: деревянное поле, расчерченное семь на одиннадцать квадратов. Из фигур выстраивался ромб – «крепость». Выигрывал тот, кому удавалось одолеть «оборону ромба» и «ворваться в крепость». Нам повезло, что здешние влажные почвы «консервируют» древесину, кожу, войлок. Только что извлекли из раскопа часть голенища кожаного сапога, в лаптях тогда не ходили.
Ладога была не только торговым, но и производящим центром. Найдены мастерские: стеклодувные, кузнечные, столярные… Раскопки в Ладоге позволяют сделать ответственный вывод: все дома более-менее одинаковы – с инструментом, инвентарём, посудой, гостевыми, где останавливались купцы. Нет богатых, «дворцовых» построек. Даже в погребальных 10–15-метровых сопках – весьма скромные заупокойные приношения. Это свидетельствует о том, что среди ладожан не было классового, как бы мы сейчас сказали, расслоения, эксплуатации. Купцы, мастеровые, моряки, земледельцы почитались равными, все вопросы решали на вече.
Это потом появились угнетённые. Но первые века, в сущности говоря, были золотым периодом русской истории, когда шло бурное развитие поселений, когда и горожане, и крестьяне были свободными и входили в состав войска, состоявшего из разноплеменных отрядов. Именно такие вольные люди постепенно пришли к выводу, что необходимо объединиться, чтобы противостоять врагам, развивать торговлю, получать новые технические знания, преодолевая географическую замкнутость.
Есть летописное свидетельство, что ладожане много и шумно обсуждали, к кому обратиться: к хазарам, к полянам, к дунайцам и, наконец, решили пригласить на княжение варягов.
Так и пришли Рюрик с братьями, которые умели воевать и могли противостоять викингам-разбойникам, может быть, своим соотечественникам, потому что знали их военные приёмы. И эти блестящие организаторы – Рюрик и его продолжатель Олег – фактически создали огромную державу, которая была основана на потрясающей этнической и конфессиональной терпимости, общности языка, единстве торговых интересов. Базовый этнос был славяно-русский, хотя в его создании участвовали выходцы из разных стран. Тогда и начал создаваться национальный характер, вобравший в себя черты Востока и Запада. При разной крови рождаются, как известно, талантливые дети. Такие дети и есть мы – русские.
Директор государственного музея-заповедника «Старая Ладога» Людмила Губчевская:
– 30 лет работы в музее рассуждаю о том, почему ладожане, свободные люди, призвали на княжение варяга и именно Рюрика. Он был человеком со стороны, не связанным ни с кем ни политическими, ни экономическими, ни родственными обязательствами. Это, видимо, было важно. Вероятно, он был известным воином. Не думаю, что пригласили человека, о котором не знали. Позвали как военного специалиста для защиты и чтобы «рядил по ряду, судил по праву». А то, что он не был славянином… В те времена, о которых помнит только седой Волхов, а он не раскрывает тайн, человека оценивали по следующим признакам: профессионализм, преданность и полезность. Для ладожан было главным пригласить профессионала, чтобы решить конкретные задачи. Их не интересовало, какого роду-племени, кому поклонялся: Перуну, Велесу или ещё кому. Они были людьми мудрыми, имели контакты с Арабским миром, с Византией, с варягами и брали лучшее. Мы же тоже пользуемся плодами прогресса, не глядя, кто их придумал.
Рюрик оказался не только профессиональным воином, но и гибким политиком. У него явно не было могучей дружины, чтобы держать в повиновении всех ладожан, и, тем не менее, он смог узурпировать власть. Значит, сумел договориться, сладить со всеми, и, прокняжив два года в Ладоге, перенёс столицу подальше от границы – в Рюриково городище.
О том, что он был призван в Ладогу, свидетельствуют пять летописей. Эту версию отстаивал Василий Татищев, а только он работал с первоисточниками, которые не сохранились, в частности, с так называемым «Раскольничьим манускриптом», который, по мнению исследователей, восходил к изначальной, утраченной редакции «Повести временных лет». И академик Алексей Шахматов признавал, что Татищев ничего не придумал про Ладогу, излагая те материалы, которые ему были доподлинно известны. Рюриково городище, что претендует на место стольного города, возникло уже после призвания Рюрика. Наш ближайший сосед Господин Великий Новгород моложе Ладоги почти на сто лет.
Однако отложим в сторону научные амбиции. Лучше говорить так, что и Ладога, и Новгород, и Изборск, и другие древнерусские города – часть единого целого. Все участвовали в зарождении, становлении и развитии российской государственности, но импульс исходил из Ладоги. Новгород позиционирует себя как колыбель государственности, но эту колыбель должен был кто-то создать, она не могла появиться ниоткуда.
В 2003 году мы праздновали 1250-летие Ладоги – центра раннегосударственного объединения русских земель, куда в 862 году был приглашён княжить Рюрик. Торжества посетил президент Владимир Путин, который провёл совещание о развитии малых городов России. Это было особенно символично, ведь сегодня Старая Ладога – эталон древнерусского города, сохранившего допетровскую планировку, целостный архитектурный ансамбль. В центре – каменная крепость, построенная в 1116 году, по обе стороны от которой два старинных монастыря – Свято-Успенский девичий и Никольский мужской, соединенные дорогой вдоль Волхова, древние курганы… Мы уговариваем местных жителей, чтобы они не строили новоделов, не использовали сайдинг в облицовке домов, сохраняли колорит седого города. Через год Владимир Владимирович вновь посетил Старую Ладогу, участвовал в раскопках.
За последние годы в музее-заповеднике восстановлено 15 объектов. Проведена реставрация домонгольских храмов, фресок, внутреннего убранства. Здешняя иконопись, между прочим, несколько отходит от привычных церковных канонов. Например, святой Георгий укрощает змея не мечом, а молитвой, убеждением. Монастыри переданы русской православной церкви, облагорожены курганы – по легенде в одном из них покоится Вещий Олег. Сейчас по программе «Историческая память» реставрируются крепостные стены и башни, важно завершить работы к 2016 году – 900-летию самого северного форпоста на Руси, нашей Ладожской крепости. 250 тысяч рублей на раскопки и воссоздание уголков старины выделило правительство Ленинградской области. К 1150-летию зарождения государственности проведена научная конференция, где решено установить на древней земле памятник Рюрику. Ежегодно в музей-заповедник приезжают 130 тысяч туристов. Причём постоянно растёт число индивидуальных посещений, они особенно ценны. Значит, всё больше наших современников интересуется историей родной страны.