Русское Движение

Штрафбатам - самые важные задания

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 
Штрафбатам - самые важные задания

В жаркие июльские дни 1942 года стало еще жарче — появился вызывающий и поныне жестокие споры приказ № 227. Документ известен под названием "Ни шагу назад!". В отличие от других приказов этот не публиковался почти полвека. Приказ запрещал под угрозой расстрела любое отступление на фронте, вводил штрафные роты, батальоны и заградительные отряды.

В июне 1942 года германские войска рвались к Сталинграду. Город на Волге, носящий к тому же имя вождя противника, не был главной целью операции Blau, а преследовал прежде всего уничтожение советских армий, находившихся в междуречье Волги и Дона. Однако к августу 1942 года захват Сталинграда мог обернуться для СССР поражением в войне. Вермахт как бы одновременно убивал "двух зайцев": перерезал важнейшие коммуникации советских войск (47-й, 56-й, 18-й, 46-й и 37-й армиям), оборонявшим Кавказский хребет, а также имел все шансы перебросить на Кавказ значительные воинские силы.

Еще в 1915 году начальник немецкого Генштаба Эрих фон Фалькенхайн (Erich von Falkenhayn) пытался навязать противнику подобного рода битву. Попытку Эриха фон Фалькенхайна, видимо, решил повторить Гитлер, чем заставил содрогнуться повидавших виды прусских генералов. Обескровить Красную армию, по мнению прусских генералов, было довольно опасной авантюрой, потому что с началом плана "Барбаросса" вермахт уже потерял 44 процента своего первоначального состава. При этом сопротивление красноармейцев только усиливалось. Обе стороны пошли, что называется, ва-банк!

В приказе №227, изданном в этот переломный момент, говорилось: "Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину". Однако приказы, запрещавшие отступление, появлялись и раньше. Еще летом 1941 года, когда в немецком плену оказалось очень много советских военнослужащих, по распоряжению Сталина издали целую серию жесточайших директив, угрожавших самым суровым наказанием трусам и дезертирам, а также паникерам. В августе того же 1941 года объявили, что семьи военнослужащих, самовольно покинувших поле боя или сдавшихся врагу, должны лишаться пособий и любой другой государственной поддержки. В этом смысле в приказе "Ни шагу назад!" никаких откровений не было.

Зато в приказе №227 перечислялись конкретные меры: предание суду командиров соединений, без приказа покинувших позиции, и формирование на каждом фронте до трех штрафных батальонов по 800 человек в каждом. Помимо штрафбатов, каждой армии предписывалось иметь от трех до пяти заградотрядов по 200 бойцов в каждом, которым также вменялись в задачу борьба с десантом врага и диверсантами, наведение порядка на переправах.

Мы не станем говорить здесь про вранье о том, что люди шли в бой под дулами заградотрядовцев. Точно также не будем обсуждать и то, что действенная в критический момент военного противостояния мера, каковой мы считаем и был приказ №227, различными чиновниками в погонах применялась, мягко скажем, не по назначению. Глупо отрицать, что были невинно пострадавшие от этого приказа. Однако это еще не делает антигуманный приказ "Ни шагу назад!" ни бестолковым, ни бессмысленным. Он должен был появиться.

В вермахте также существовало некое подобие советских штрафных батальонов. Второго октября 1942 года по распоряжению общего отдела Генштаба (AHA — Allgemeine Heeresamt) "условно пригодные к военной службе" (bww — bedingt wehrwürdig) 1908 года рождения и более молодые должны были проходить военную службу в "усиленной африканской бригаде 999". Это испытательное подразделение Afrika-Division 999, численностью 16 тысяч человек, служило "местом ссылки" для политически неблагонадежных, имеющих тюремные или лагерные сроки. Здесь служило немало немецких коммунистов и социал-демократов. На заключительной стадии войны эта дивизия сражалась в Греции.

В советский штрафбат за различные воинские преступления, в том числе за трусость и нерешительность, попадали командиры и политработники старшего и среднего звена, а в штрафные роты военный трибунал направлял рядовых красноармейцев и младших командиров.

По приказу № 227 во время Сталинградской битвы были расстреляны около 13 500 солдат, что соответствует почти целой стрелковой дивизии. Командующий 62-й армией (эта армия отличилась у стен Сталинграда) Василий Иванович Чуйков говорил: "В горящем городе мы не можем позволить себе гауптвахту для трусов".

За всю войну в Красной армии было создано 65 штрафбатов и 1048 штрафных рот, через которые прошли более 420 тысяч человек. По существу, это были обычные стрелковые подразделения, а не исправительные команды из уголовников (большинство уголовников при досрочном освобождении оказывалось в линейных частях). Штрафбатам и штрафротам поручались самые опасные и ответственные (вспомните, у Высоцкого: "Вы лучше лес рубите на гробы — В прорыв идут штрафные батальоны!") задания.

Заградотряды перестали существовать после перелома в Сталинградской битве. Штрафбаты, хоть и просуществовали до конца войны, но не ставили на бывшем штрафнике клейма на всю жизнь, как это происходило с побывавшими в плену.

pravda.ru