Русское Движение

"Титаники" времен Второй мировой

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Вероятно, самой известной катастрофой на море для многих считается гибель британского океанского лайнера Титаник, который затонул в ледяных водах Атлантики в апреле 1912 года. Об этой трагедии было написано множество художественных произведений, проведены многочисленные исследования, было выпущено несколько голливудских фильмов-катастроф, мало того, к останкам "Титаника" вглубь многокилометровой пучины были организованы и проведены спуски батискафов.

Внимание к этой катастрофе начала века, как-то затмило все другие катастрофы, произошедшие на морях и океанах, но уже гораздо позднее, катастрофы которые произошли в 40-е годы двадцатого века, во время Второй мировой войны.

"Титаники" времен Второй мировой



А ведь эти катастрофы, судя по всему, были гораздо масштабнее по количеству человеческих жертв, чем жертвы связанные с гибелью "Титаника", правда, в отличие от катастрофы 1912 года, где причиной гибели людей было сугубо природное явление, во время Второй мировой массовая гибель на морях была результатом прямой деятельности самого человечества, которое направило весь свой технический прогресс на уничтожение себе подобных.

Первым в списке Титаников Второй мировой числится «Ланкастрия». Океанский лайнер водоизмещением 16 243 тонны — один из лучших в британском морском флоте. Построен в 1922 году и поначалу назван «Тиреннией». В феврале 1924 года переименован, потому что, согласно широко распространенному среди английских моряков поверью, является плохой приметой. Обслуживал трансатлантическую линию, совершал круизы по Средиземному морю. После начала Второй мировой войны использовался как военный транспорт. Участвовал в эвакуации британских войск сначала из Норвегии, а затем — из Франции. В момент налета фашистских бомбардировщиков в районе Сен-Назера (Франция) на борту «Ланкастрии» находилось в общей сложности около девяти тысяч человек, преимущественно военнослужащих, но также и большое число гражданских лиц, включая женщин и детей. (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4225/)

Точное число погибших в тот день никогда уже, видимо, не станет известно. На мемориальной доске в Сен-Назере значится: «более 4000». Оставшиеся в живых считают, что свыше 7000. В любом случае, это была одна из крупнейших морских катастроф в мировой истории, о чем свидетельствует упоминание, о ней в последних изданиях «Книги рекордов Гиннеса».

Транспорт атаковали 17 июня 1940 несколько немецких бомбардировщиками Ju-88 сразу вскоре после выхода корабля из французского порта Сен-Назер (Saint-Nazaire). В результате двадцатиминутной атаки германских самолетов транспорт быстро пошел на дно, в итоге погибло около четырех тысяч пассажиров - это все те, кто утонул, погиб от разрывов бомб, обстрела и задохнулся в загрязненной нефтью воде. Спасти удалось 2477 человек, этим людям по-настоящему повезло, они остались живыми. В других катастрофах спасти удавалось гораздо меньшему количеству пассажиров и членам экипажей.

Следующим в трагическом списке идет наш советский транспорт «Армения». Это был пассажирско-грузовой теплоход. Судно было не столь велико. Оно было спущено на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитано на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. В тот роковой рейс на «Армении» в основном были раненые бойцы Красной армии, медицинский персонал из состава 23 военных госпиталей, а также эвакуированные жители Севастополя и Ялты. В результате гибели теплохода спастись удалось только 8 человекам. По другим данным, спаслось чуть более 80 человек.

В советское время считалось, что всего на «Армении» погибли около пяти тысяч человек. Позже некоторые историки увеличили эту цифру до 7-9 тысяч. И это такое количество людей было размещено на судне, проект которого позволял взять на борт не более всего одной тысячи пассажиров. По рассказам немногочисленных оставшихся в живых, люди стояли на палубах плечом к плечу, словно в трамвае в часы пик.

Было непонятно, почему капитан транспорта нарушил приказ и вышел в море в дневное время. Так, в своих дневниках тогдашний командующий адмирал Октябрьский писал, что командир «Армении» нарушил его приказ дожидаться в Ялте ночи на 8 ноября, чтобы обезопасить судно от удара с воздуха. Однако опытный капитан Плаушевский не был самоубийцей. Он и без приказов командующего прекрасно знал, чем ему грозит дневной переход, поэтому, вероятно, только самые серьезные и необычайные обстоятельства смогли заставить выйти его в море утром.

(http://divemir.com/2011/05/gibel-teplohoda-armeniya-kak-eto-bylo/)

Не ясно также и то, как погиб транспорт. По официальным данным, в 11 часов 25 минут теплоход был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111, принадлежавшим к 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 метров сбросил две торпеды. Одна прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты в 11 часов 29 минут, кормой в верх транспорт ушел на дно. По другим данным, в основном со слов оставшихся в живых «Армению» атаковали сразу несколько пар вражеских бомбардировщиков.

Это, пожалуй, до сих пор самая загадочная морская катастрофа; неизвестно главное - это место, где до сих пор на дне лежат останки «Армении».

На другом краю земли, на Тихом океане, вовсю ходили морские просторы грузовые транспорты японского торгового флота, которые получили зловещее прозвище Корабли Ада. Эти транспорты, никак специально не подготовленные, перевозили пленных (американских, английских, австралийских и др. стран военнослужащих) и рабочих, взятых насильственно из числа жителей оккупированных Японией стран.

Пленных и рабочих японцы набивали в трюмы, как сардины в консервную банку, само пребывание на таком транспорте было просто пыткой. Большое количество пленных и рабочих находились на верхней палубе, страдая днем от палящего экваториального солнца (а те места – одни из самых жарких и влажных в мире, а ночью от шквальных дождей и ветра. Ну, а те, кто был в трюмах, тем было еще тяжелее, жуткие жара и духота, отсутствие туалета, недостаток воды и питания, страшная теснота, некоторые из пленников от условий таких перевозок просто сходили с ума.

А так как определить, что на борту кораблей находились сотни и тысячи мирных людей часто было просто невозможно, то американские и английские подводники топили их на общем основании, вместе со своими несчастными соотечественниками. В результате мир получил несколько катастроф с огромным количеством жертв, намного превосходящим "Титаник".

18 сентября 1944 года произошла одна из самых больших по количеству жертв катастрофа на Тихом океане, и крупнейшая из серии гибели "Кораблей Ада"– потопление японского транспорта "Toyama Maru" с пленными и рабочими на борту, тогда погибли около 5600 человек. Крупнейшие катастрофы "Кораблей Ада":Tango Maru– потоплен 25 февраля 1944 года, около 3000 погибших; Ryusei Maru – потоплен 29 июня 1944 года, 4998 погибших;Toyama Maru – потоплен 29 июня 1944 года, около 5600 погибших; Koshu Maru 3 - потоплен августа 1944 года, около 1540 погибших; Junyo Maru– потоплен 18 сентября 1944 года, 5620 погибших ... Серия потоплений "Кораблей Ада" стала крупнейшей серией катастроф в истории по числу жертв, но буквально несколько месяцев спустя ее превзошла серия балтийских потоплений (http://www.odin.tc/disaster/disaster6.asp).

Эту роковую балтийскую серию открыл «Вильгельм Густлофф» - немецкий пассажирский лайнер, названный в честь убитого нацистского партийного деятеля. Корабль был спущен на воду в 1937 году и принадлежал организации «Сила через радость», которая фактически была самым крупным туроператором Третьего рейха.

Это был корабль - символ третьего рейха, в круизных рейсах на «Вильгельме Густлоффе» побывали около 65 тысяч человек. Кроме этого, он перевозил добровольцев легиона «Кондор» для участия в гражданской войне в Испании.

Летом 1940г. руководство ВМС Германии приписало судно к школе подводников в Готенхафене. Теплоход перекрасили в камуфляжный цвет и удалили с его бортов красные кресты. Как плавучая казарма для школы подводников он использовался около четырех лет. Таким образом, это было самое настоящее вспомогательное судно германских ВМС.

22 января 1945г. началась погрузка на борт «Вильгельма Густлоффа» военнослужащих и беженцев. Первыми разместили несколько десятков офицеров-подводников, затем несколько сотен женщин, проходивших службу во флотском вспомогательном дивизионе, несколько сотен раненых солдат, а потом стали пускать беженцев, отдавая преимущество женщинам и детям. К 30 января на борт судна приняли свыше 9 тысяч человек. Около 12.30 корабль отправился в свой последний путь. Двигаясь в ночное время, якобы в ожидании встречи с конвоем тральщиков, капитан отдал явно губительное распоряжение включить все огни. В результате ярко освещенный лайнер был замечен советской подводной лодкой С – 13, под командованием капитана третьего ранга Александра Маринеско. В течение двух часов лодка шла за кораблем, выбирая удобную для атаки позицию. Когда капитан «Вильгельма Густлоффа» Петерсон, потеряв надежду дождаться конвой тральщиков, в 19.30 дал команду потушить огни, было уже поздно.

В 21.04, с дистанции менее одного километра, С – 13 пустила первую торпеду, а затем еще две. Четвертая торпеда застряла в торпедном аппарате, едва не потопив саму лодку, но, на счастье, не взорвалась. Вскоре, в 21.16, первая торпеда распорола носовую часть лайнера, вторая угодила в бассейн, а третья - в машинное отделение.

Часть пассажиров погибла от взрывов, часть утонула в каютах нижних палуб, а оставшиеся в живых бросились к спасательным шлюпкам. Из-за создавшейся паники и давки погибла еще одна часть пассажиров. В большинстве женщины и дети. Приказав заблокировать водонепроницаемые отсеки, капитан Петерсон заблокировал и часть команды, которая должна была спускать шлюпки, а пассажиры не умели этого делать.

Корабль из состава сопровождения миноносец «Лев» начал спасение. Всего кораблю удалось спасти 472 пассажиров. Рядом с местом трагедии прошел имевший на своем борту полторы тысячи пассажиров крейсер «Адмирал Хиппер». Прошел не останавливаясь, так как опасался торпедной атаки. Единственному кораблю его конвоя - эсминцу Т – 38 - удалось достать из воды 179 человек. Суда, прибывшие через час с небольшим, живых не застали. В ледяной воде плавали только трупы и обломки. По максимальным оценкам, потери были оценены в 8-9 тысяч человек. Выжило приблизительно около 2 000 человек. (http://www.repin.info/xfiles/gibel_teplohoda_vilgelm_gustloff)

В различных источниках состав пассажиров "Густлова" сильно варьируется. По количеству погибших - от 4 до 8 тысяч. По составу пассажиров тоже непонятно: то "беженцы и военные", то "беженцы, военные, раненые и заключенные".
Один из источников дает следующий состав пассажиров "Густлова":
на момент гибели его борту находилось 918 военных моряков, 373 из женской вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа (гражданских моряков) и 4424 беженца. Всего 6050. Кроме них, внесенных в списки, на борт "Густлова" удалось попасть еще до 2 тысяч беженцев. Всего было спасено 876 человек. Погибло 16 офицеров учебной дивизии подводных сил, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также раненые военнослужащие (http://topwar.ru/1737-marinesko-geroj-ili-prestupnik.html).

Прошло всего менее 10 дней, и вот - новая встреча немцев с советским Подводником № 1. А.Маринеско, который, словно злой рок, преследовал германский транспортный флот. По сообщению газеты "Гамбургер Абендблат", у побережья Балтики вблизи польского городка Штольп были обнаружены останки немецкого военного транспорта "Штойбен", потопленного экипажем подлодки "С-13" 10 февраля 1945 года. Лайнер водоизмещением 14.600 тонн был поражен в ночных условиях в результате мастерской атаки двумя торпедами из кормовых аппаратов и затонул через 15 минут, унеся с собой на дно моря 3608 человек. Спаслись лишь 659 человек.

"Генерал Штойбен» - немецкий океанский лайнер. Был спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». Это был один из самых роскошных круизных океанских лайнеров в мире, имея в длину 168 метров, ширину 19,8 метров и увеличенное водоизмещение 14.660 тонн. На нем был оборудован танцевальный зал, два роскошных обеденных помещения. Каюты большей частью были оснащены ваннами или душами. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах - за четыре минуты. На верхней палубе находился бассейн. Так что недаром с началом Второй мировой войны "Штойбен" был переоборудован под гостиницу для высшего командного состава ВМС Германии. В августе 1944 года, когда германским адмиралам было уже не до отдыха, его превратили в транспорт для доставки раненых. Этот вид кораблей не являлся госпитальным судном в полном смысле этого слова, и не находился под защитой Женевской конвенции. Транспорты по доставке раненых, в том числе и "Штойбен" были перекрашены в серый защитный цвет. С них был убран Красный Крест, но зато установлено вооружение: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга насчитывала 65 солдат.

Контр-адмирал К.Энгельхардт, отвечавший за морские перевозки, узнал о гибели "Штойбена" ранним утром 10 февраля. На следующий день он уже имел четкую картину о размере катастрофы и человеческих жертвах. Согласно представленным ему уточненным донесениям, всего на борту парохода находились 4.267 человек, включая экипаж торгового флота, а также военный и медицинский персонал ВМС.

По докладу торпедолова TF10, им были спасены 512 человек, а сторожевым кораблем Т196 - 147 человек. Таким образом, всего удалось спасти 659 человек. 3608 человек считаются пропавшими без вести в Балтийском море.

(http://www.mediasprut.ru/info/c13/marinesko7.shtml).

Но, как оказалось, это была еще не самая последняя катастрофа германского флота, уже почти в самом конце войны 17 апреля 1945 года Третий рейх постигла очередная, самая крупная и оттого самая ужасная катастрофа, и опять на Балтике.

Советская подводная лодка « Л-3 — под командованием капитана 3-го ранга В. К. Коновалова 17 апреля 1945 г. атаковала вражеский конвой и потопила транспорт "Гойя" водоизмещением 5230 т. Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. На борту «Гойя», по оценке Ф. Руге, находились более 7 тысяч человек (по данным М. Морозова, 1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих, а также не менее 3500 беженцев — гражданских лиц).

По другим данным, на борту «Гойя» всего находилось 5385 человек, в том числе около 1300 подводников — офицеров, курсантов и матросов (около 30 экипажей ПЛ).

Судно затонуло, унося с собой, по различным оценкам, 6-7 тысяч человек. Удалось спасти от 128 до 134 терпящих бедствие (http://www.bgudkov.ru/?page_id=753).

Корабль затонул очень быстро - всего за семь минут, так как судно было грузовое и, в отличие от пассажирского, не имело водонепроницаемых переборок.

Изучая трагические истории Второй мировой, понимаешь, как близко соседствуют подвиг и трагедия, роковые обстоятельства и их судьбоносные последствия. В то же время, это еще одно предостережение о недопустимости войны, особенно когда ее орудием являются профессионалы высочайшего класса, такие как капитаны А. Маринеско и В.Коновалов, а также экипажи их подводных лодок.

ВО, Андрей Лебедев