Русское Движение

Малоизвестные войны русского государства: борьба с Крымским ханством во второй половине XVI в. Часть 3

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

После успешного похода на Русь в мае 1571 года, крымские татары продолжали оказывать давление на Москву. В середине июня к Ивану Грозному прибыли крымские послы и угрожая ему новым вторжением, потребовали отдать хану Девлет-Гирею его «юрты» Казань и Астрахань. Русский царь был готов пойти на компромиссный вариант - уступить Астрахань, но оставить за собой Казанскую землю. Однако крымское правительство, вдохновленное удачным вторжением и богатой добычей, не хотело идти на уступки и требовало отдать все завоеванные у татар земли. Возобновление войны стало неизбежным. 

Малоизвестные войны русского государства: борьба с Крымским ханством во второй половине XVI в. Часть 3



Для нового удара по Русскому государству крымский хан собрал ещё более мощную армию вторжения – до 120 тыс. татар, ногайцев и турецких янычар. Девлет-Гирей мечтал восстановить власть Орды над Русью и не сомневался в успехе. Он уже вовсю делил шкуру ещё не убитого медведя, хан самоуверенно поделил русские уезды и города между своими мурзами. 

В Москве также готовились к новой схватке. В апреле 1572 года в Коломне был проведён смотр собранных полков. Во главе них царь поставил князя Михаила Ивановича Воротынского, который прославился во многих сражениях того времени. В 1571 году Воротынский преследовал крымскую орду и руководил составлением первого русского воинского устава: «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе» (с помощью него была реорганизована служба охраны южных рубежей). С весны 1572 года на юг были направлены воеводы, чтобы подготовить укрепления к вражескому вторжению. Среди них были Ю. Курлятев, В. Коробьин (в Данкове), А. Палецкий, М. Назарьев (Дедилов), М. Лыков (Новосиль), Д. Замыцкий (Мценск), В. Колычев, Д. Ивашкин (Орел), Л. Новосильцев (Ряжск), И. Лыков (Болхлов), Г. Кульнев (Карачев), Б. Серебряный (Брянск), М. Тюфякин (Стародуб), Ф. Нагой (Чернигов), И. Щербатый (Новгород-Северский) и др.

Русская армия под началом Воротынского насчитывала 20 тыс. воинов, а с боевыми холопами до 50 тыс. бойцов. Вместе с казаками и приграничными подразделениями её число составляло примерно 70 тыс. человек. Полки размещались вдоль тыловой оборонительной линии по реке Оке. Надо отметить тот факт, что впервые под руководством земского военачальника были одновременно земские и опричные полки. Большой полк под командованием Воротынского и И. Шереметева стоял в Серпухове, полк Правой руки под началом Н. Одоевского и Ф. Шереметева – в Тарусе, полк Левой руки А. Репнина и П. Хворостинина – на Лопасне, Передовой полк А. Хованского и Д. Хворостинина – в Калуге, Сторожевой полк И. Шуйского и В. Умного-Колычева – на Кашире. Воеводы передовой линии укреплений («украинных» городов) получили указании при появлении вражеской рати отвести часть войск назад и соединиться с главными силами. В полном составе сохранялись только гарнизоны Одоева, Михайлова и Зарайска (они находились на самом опасном направлении).

Несмотря на все меры, у русского правительства не было полной уверенности в успехе военной кампании и возможности русской армии остановить врага на Окском рубеже. Поэтому, царь предпринял несколько шагов, чтобы обеспечить жизнеспособность Русского государства при катастрофическом развитии событий. Зимой 1571-1572 гг. в Новгород отправили 450 возов с государственной казной. Сам Иван Васильевич уехал в Новгород после смотра войск в Коломне. В Новгороде царь составил духовную грамоту – завещание. К счастью, опасения царя оказались напрасными.

Вторжение 1572 года и битва при Молодях (30 июля – 2 августа 1572 г.)

Русская разведка не смогла своевременно и точно сообщить командованию о приближении противника, численности вражеских войск и направлении удара. Но, эти ошибки были компенсированы общей готовностью русских вооруженных сил.

Крымский хан Девлет-Гирей, полагаясь на мощь своей армии, не стал хитрить и шёл напрямую к главным переправам через Оку. В ночь на 27 июля 1572 года шедший в авангарде ногайский отряд мурзы Теребердея стремительным ударом опрокинул немногочисленную русскую заставу и захватил «Сенькин перевоз». Остатки русского отряда отступили, неприятель стал разрушать оборонительные сооружения, чтобы расширить проход. Одновременно противник захватил второй плацдарм на московской стороне Оки: отряд Дивея-мурзы овладел переправой у устья реки Протвы. Однако основные силы крымского хана начали переправу через «Сенькин брод». Сторожевой полк, который стоял в Кашире и полк Правой руки в Тарусе не успели защитить эти переправы и помешать противнику, сосредоточить силы для броска на Москву.

В ночь на 28 июля крымско-ногайско-турецкая армия двинулась по серпуховской дороге на Москву. Михаил Воротынский не стал медлить и действовал решительно. Находившийся под его началом Большой полк немедленно оставил позиции под Серпуховом и пошел к Москве, отрезая врагу пути к отступлению. С флангов наступали войска Передового полка (от Калуги) и Сторожевого полка (от Каширы).

30 июля на реке Пахре у деревни Молоди, в 45 верстах от русской столицы, Передовой полк под началом Андрея Петровича Хованского и Дмитрия Ивановича Хворостинина (около 4 тыс. воинов) настиг тыловые татарские части, атаковал и разгромил их. Крымский хан, встревоженный внезапным ударом русской конницы, остановил наступление на Москву и начал отводить войска из-за Пахры. Чтобы отразить нападение русских войск он направил находившийся при нём 12-тыс. корпус. Татарские тысячи нанесли удар по Передовом полку. Хованский и Хворостинин умело маневрируя, отступили и подставили татарские части под удар подошедшего к месту сражения 8- тыс. Большого полка, который укрепил свои позиции «гуляй-городом» (передвижное полевое укрепление в виде комплекса прочных телег, оснащенных большими щитами).

Завязался бой. Под прикрытием ружейного и артиллерийского огня стрельцов и служилых немцев, дворянские конные полки атаковали татар, затем отходили под защиту «гуляй-города», перестраивались и наносили новый удар. В одной из таких атак суздальский боярский сын Иван Шибаев пленил видного татарского полководца – Дивея-мурзу. В этой же битве погиб и ногайский предводитель Теребердей. Вскоре сражение стихло, два дня дело ограничивалось небольшими стычками.

Девлет-Гирей, получив известие о приближении к русским воеводам подкреплений, решил начать решительное сражение. 2 августа войска крымского хана ожесточенно штурмовали «гуляй-город», пытаясь уничтожить русские войска. Во время яростного боя у русских позиций, кавалерия под началом Воротынского обошла вражеские силы и ударила с тылу. Одновременно в контратаку пошли русские силы засевшие в «гуляй-городе». Татары не выдержали двойного удара и отступили, понеся огромные потери во время бегства. В бое у «гуляй-города» полегли турецкие янычары, среди погибших были и сыновья Девлет-Гирея, значительное число мурз, многие попали в плен. В ночь на 3 августа разбитая крымская армия бежала на юг, бросая оружие, имущество и обозы. Русские полки преследовали противника, Девлет-Гирея спасая свою жизнь, выставил несколько заслонных отрядов, но все они были уничтожены. Из огромной армии вторжения, которая вступила в русские пределы, ушло 10 – 20 тыс. человек во главе с ханом.

Битва при Молодях имела огромное значение. Крымское ханство потерпело страшное поражение: Крым потерял большую часть боеспособного мужского населения, т. к. по обычаям почти все мужчины были обязаны участвовать в походах хана. Россия одержала стратегическую победу на своём южном фронте (в условиях тяжелейшей Ливонской войны). Османская империя и Крымское ханство были вынуждены отказаться от военных действий с целью возврата Нижнего и Среднего Поволжья в сферу своих интересов, эти территории были закреплены за Русским государством. Пограничные рубежи вскоре были отодвинуты на 300 км на юг. Победа над Крымом способствовала и успеху на других направлениях: в 1573 г. волжские казаки разгромили город Сарайчик – столицу Ногайской Орды; был подавлен мятеж в Казанской земле, где в 1574 году начали строить Царев город (Царевококшайск).

Продолжение войны

Крымские татары в 1573 и 1574 гг. совершили небольшие набеги. Иван Грозный, воспользовавшись затишьем на юге и получив поддержку германского императора Максимилиана II, претендовавшего на вакантный престол Речи Посполитой, немец обещал Москве почетный мир на условии совместной войны с Крымом и Турцией, начал подготовку для масштабного наступления на южном направлении. На организацию военной операции была выделена огромная по тем временам сумма – 40 тыс. рублей. Весной 1576 года русский царь расположился в Калуге, распределив полки по Окскому рубежу и пограничным городам. На реках бассейна верхнего Дона готовили судовую рать, в которую направили опытных людей с Волги, Вятки и Двины. Запорожцам на Днепр направили большую партию пороха и свинца, а также деньги. Кроме того, на помощь гетману Богдану Ружинскому отправили отряды служилых казаков с атаманами Веревкиным, Прончищевым и Шахом. Летом 1576 года запорожцы и московские отряды атаковали крепость Ислам-Кермен. Под его стенами произошло сражение с крымскими татарами. Неприятель был разгромлен и бежал, очистив крепость.

Однако на польский престол избрали Стефана Батория. Его выбрали под давлением Стамбула: султан Селим II прислал польским шляхтичам грамоту с требованием, чтобы они не выбирали в короли императора Священной Римской империи Максимилиана II, и в качестве одного из кандидатов на трон назвал Стефана Батория. Возобновление борьбы за Прибалтику между Польшей и Россией стало неизбежным. Планы большого наступления на юге пришлось свернуть, Москва не имела возможности одновременно вести активную войну на двух стратегических направлениях. Свернули и военные действия на Днепре.

Крымские татары возобновили набеги, но это были обычные рейды мелкими отрядами, они не могли принести значительного ущерба. Более тяжёлая ситуация была на востоке и юго-востоке. В 1581 году началось новое восстание в Казанской земле и одновременно 25-тыс ногайское войско князя Уруса разорило белевские, алатырские и коломенские земли. Русские войска под началом Ивана Ноготкова в 1584 году нанесли ряд поражений мятежникам и заставили их сложить оружие. Русские основали ряд городов: Козьмодемьянск – в 1583 г., Царевосанчурск – 1584-1585 гг., Самару и Уфу – 1585-1586 гг., Царицын – 1589 г., Саратов, Цивильск и Ядринск – 1590 г.

В это время крымские татары оправились от поражения и нанесли новый удар. Весной 1584 года 52-тыс. крымская армия под началом Араслан-мурзы, при участии ногайских отрядов, прорвалась через Оку. Две недели степняки безнаказанно разоряли козельские, белевские, воротынские, мосальские, можайские, вяземские и другие русские земли. Татарами был захвачен огромный полон. 7 мая русское войско под командованием Михаила Андреевича Безнина нагнало врага у слободы Монастырской (в 8 верстах от Калуги). В ожесточенной битве русские полки одержали победу и смогли отбить 70 тыс. пленников.

Крупное поражение крымской армии привело к временному улучшению ситуации на границе. Кроме того, в роду Гиреев вспыхнула междоусобица. В 1584 году Мехмед II Гирей был убит своим братом Алп-Гиреем. Трон занял Ислам II Гирей. Вскоре сын убитого Мехмеда Саадет II Гирей при помощи ногаев занял Бахчисарай. Однако султан выслал сильное войско и вернул на крымский трон Ислам-Гирея. Один из крымских «царевичей» - Мурат-Гирей бежал на Русь. Его хорошо приняли, и при его помощи Москва в 1586 году нормализовала отношения с Большой Ногайской Ордой. Князь Урус принес Федору Ивановичу клятву верности и направил своих сыновей в Астрахань в качестве заложников. Кроме того, в 1585 году с целью укрепления южной границы были основаны города Ливны и Воронеж.

В 1587 году 40-тыс. войско под началом «царевичей» Алп-Гирея и Соломат-Гирея ворвалось в русские земли Кальмиусским шляхом. Татары сожгли город Крапивну. Вражеское войско стало уходить, получив известие о приближении русской армии под командованием Ивана Годунова, Ивана Салтыкова и Андрея Измайлова. Русские полки настигли и уничтожили большую часть татарских «загонных» отрядов, которые не успели соединиться с главными силами. В этих схватках были уничтожены около 30 тыс. татар и ногайцев, 2 тыс. человек взяли в плен.

В 1588-1590 гг. крупных татарских набегов не отмечено. Однако в 1590 году запорожские казаки обманом взяли и сожгли Воронеж. Запорожский отряд сообщил, что идёт на Дон для удара по Азову и Крыму. Горожане доверчиво впустили казаков и поплатились за это. Ночью запорожцы напали на горожан, многих убили или пленили, крепость сожгли.

Вторжение 1591 года. В 1591 году Крымское ханство подготовило крупное вторжение. Крымско-ногайскую 150-тыс армию повел в поход новый хан Гази II Гирей по прозвищу Буря (правил в 1588—1596 и 1596—1607 гг.). Поддержал поход и турецкий султан, направив на помощь хану свои войска. Скрыть передвижение огромной армии вторжения не удалось. Перебежчик сообщил о походе. В степь были высланы разведчики. Дозоры подтвердили известие о наступлении вражеских войск в направлении Дедилова и Тулы.

В Москве отнеслись к вести о появлении огромной вражеской армии самым серьезным образом. Все «украинные» воеводы получили приказ вести свои силы в Серпухов, а затем к Москве. На Оке оставили только небольшой наблюдательный отряд под началом Степана Колтовского. 2 июля татары вышли к Оке и переправились через реку у деревни Тешилово (между Каширой и Серпуховом). Орда двинулась мимо Серпухова прямо на Москву. На рассвете 3 июля отряд Колтовского прибыл в Москву с известием о том, что крымский «царь» не распустил войско для грабежа и захвата людей. Крымский хан Гази-Гирей, видимо, опасался повторить ошибку Девлет-Гирея в 1571 году, и не распылял войска накануне решающей битвы.

Хан не ошибся в своих расчётах. Русское командование собрало все силы у стен столицы с целью дать решительный бой врагу. Армию возглавили Фёдор Мстиславский и Борис Годунов. Для того, чтобы задержать продвижение противника на реку Пахру был выслан небольшой отряд под началом Владимира Бахтиарова-Ростовского. Он был разгромлен, но задачу свою выполнил. Русские воеводы успели сосредоточить войска и поставить за р. Москвой между Серпуховской и Калужской дорогами «гуляй-город». В полевом укреплении встал с частью войска московского гарнизона и пограничных полков Годунов.

Ранним утром 4 июля 1591 года крымская орда подошла к русской столице. Гази-Гирей немедленно бросил в бой передовые отряды, но основные силы держал в резерве. Вражеские войска атаковали «обоз», но без особого успеха. Татарскую конницу рассеивали ружейно-пушечным огнём. Дворянская конница наносила контрудары по расстроенным вражеским рядам. Уступая давлению вражеских сил, русская конница отступала под защиту полевого укрепления, подставляя врага под обстрел. Бой прекратился с закатом солнца. Ночью русское командование организовало вылазку, которая вызвала большой переполох в крымском лагере. Крымский хан, встревоженный ночным нападением и ложным известием о подходе из Новгорода новых русских войск, решил отступить. На рассвете 6 июля вражеское войско начало поспешное отступление от Москвы.

Русские полки преследовали деморализованного противника и разбили несколько отдельных отрядов. Погоня продолжалась и в «Поле». В последних схватках этого провального для Крымского ханства похода был ранен и сам Гази-Гирей. Однако он смог увести часть своей разбитой армии. В свои улусы вернулась только треть ушедшего в поход войска.

Это поражение вынудило крымских татар вернуться к старой тактике быстрых набегов на приграничные области. Весной 1592 года 40-тыс. войско под началом Фети-Гирея и Бахты-Гирея вторглось в тульские, дедиловские, каширские и рязанские земли. Татары разорили ближайшие к границе волости и ушли, взяв большой полон. Летом русское правительство ожидало нового большого вторжения и выдвинуло на юг значительные силы. Русские полки стояли на границе в полной боевой готовности до конца сентября. Однако нового татарского вторжения не последовало.

В 1593 году ситуация на юге стабилизировалась. Турция вступила в затяжную войну с империей Габсбургов (она продолжалась до 1606 г.) и основные силы Крымского ханства были отвлечены на другой театр военных действий. Крымский хан Гази-Гирей даже принес клятву перед московским посланником Меркурием Щербатовым. Несмотря на прекращение крымских нападений, русское правительство продолжало укреплять южную границу. В 1592 г. восстанавливают разрушенный Елец, в 1594 г. возводят Кромы, в 1596 г. - Белгород, Оскол, Курск, в 1599 г. – Валуйки.

ВО, Самсонов Александр