Русское Движение

Английский удар

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

210 лет назад, в ночь на 12 марта 1801 года в своём Михайловском замке в Петербурге был убит заговорщиками император Павел Петрович. Многие русские государственные деятели были очернены перед современниками и потомками только за то, что пытались осознать, в чём заключаются интересы России, и следовать этим интересам. Один из таких незаслуженно оклеветанных людей – император Павел I.

Цареубийство не было для России новостью. Даже если исключить давнюю Смуту, уже в XVIII веке были убиты Пётр III и Иоанн VI. Правда, перед этим оба были свергнуты с престола. Павел I лишился трона уже по факту своей насильственной кончины. Свержение малолетнего Иоанна VI и регента Бирона имело внешне патриотический побудительный мотив. То же – свержение Петра III. Заговор же против Павла I двигался иностранными интересами, иностранными деньгами, иностранными организаторами во вред России. Им было сорвано установление союза между Россией и Францией, который мог надолго положить конец войнам в Европе и позволить России спокойно и мирно развиваться в XIX веке.

Убийство Павла I было одной из первых попыток организовать “внешнее управление” Россией с помощью “пятой колонны”, выполняющей свою задачу, не останавливаясь перед выбором средств. Этот опыт имел и соответствующее “масс-медийное” оформление, причём такое мощное, что до сих пор, спустя 210 лет, жива легенда, которой заговорщики обставили свой умысел. Эта легенда заключалась в “самодурстве”, “тиранстве”, чуть ли не в “полоумии” императора. В подтверждение “тиранства” приводят обычно ссылку Павлом Суворова. Однако почему-то забывают, что Павел вскоре же исправил эту свою ошибку – результат вспыльчивости. Немногие даже из современных столоначальников среднего пошиба способны на то, чтобы признать свою неправоту.

В любом случае, гораздо важнее особенностей характера императора – его политика. После убийства матерью Павла I его отца, Павлу пришлось целых 34 года дожидаться осуществления своих законных прав на трон. Над Россией царствовала Екатерина, прославленная как “Великая”. Итоги царствования Екатерины II были внешне блестящими, но были и проблемы. Перед смертью Екатерина II успела втянуть Россию в коалицию против Французской республики. Сначала в этом вопросе между сыном и матерью не было политических разногласий. Вступив на престол, Павел I стал ревностно осуществлять идею легитимистского похода против якобинцев, к числу которых европейская аристократия причисляла и Наполеона Бонапарта.

Павел I решил встать во главе всеевропейского похода против французской революции, но действительность вскоре охладила это рвение. Выяснилось, что союзники России по антиреспубликанской коалиции – Англия, Австрия – не очень ревностно относятся к своим союзническим обязательствам. Успехи Суворова в Северной Италии были парализованы предательскими распоряжениями австрийской военной штаб-квартиры. Суворов был подставлен под удар французов, и ему пришлось выводить свои войска через Альпы, совершив свою беспримерную по трудности и героизму ретираду. Англия не спешила раскошеливаться на обещанные субсидии. В то же время, захватив у французов Мальту, англичане игнорировали статус Павла I как гроссмейстера Мальтийского ордена и присоединили Мальту к своим владениям.

Союзники вызвали у императора раздражение своим эгоизмом, но не только этим объясняется крутой поворот в его внешней политике – от вражды с новой Францией к союзу с ней. Павел I начал задумываться над внешнеполитическими комбинациями исходя из собственно российских интересов. Идея франко-русского союза, к осуществлению которой с двух сторон, преодолевая давнюю вражду двух держав, почти одновременно устремились Павел I и первый консул Бонапарт, основывалась не на конъюнктурных выгодах, а на долговременных обоюдных интересах. Между Россией и Францией не было непосредственных конфликтных точек, какие были, например, между Англией и Францией или между Австрией и Россией. Заслуга Павла в том, что он одним из первых российских государей попытался нащупать рациональную геополитическую опору и основать на ней внешнюю политику. Если бы политика России весь XIX век покоилась на таких основаниях, весьма вероятно, что наша страна избежала бы многих последующих бед.

Активное участие англичан в заговоре с целью убийства Павла I ни для кого не было секретом уже тогда. Вся последующая историография только подтверждала эту версию, всякий раз находя ей новые доказательства. Хотя ещё весной 1800 года британский посол Чарльз Уитворт был выслан из России по распоряжению Павла I, нити сплетённого им в Петербурге заговора остались непорванными.

В начале 1801 года дело шло к заключению договора о союзе России и Франции, направленном против Англии. Как показали последующие события (Амьенский мир 1802 года) он не обязательно привёл бы к военным действиям между Россией и Англией. Напротив, он вернее склонил бы Англию к миру, но этот мир стал бы более прочным и продолжительным. Однако в марте 1801 года Павла “хватил удар”.