Русское Движение

Хроника черноморского подплава

Оценка пользователей: / 0
ПлохоОтлично 

Датой рождения черноморского подводного флота можно считать 8 декабря 1907 года, когда приказом по Морскому ведомству № 273 был сформирован отряд подводного плавания Черного моря. В отряд первоначально вошли подводные лодки “Лосось”, “Судак” и плавбаза “Пендераклия”. 22 апреля 1908 года в Севастополь по железной дороге прибыли еще три подводные лодки – “Камбала”, “Карась” и “Карп”. Они были построены в Германии, своим ходом перешли из Киля в Либаву, а затем по железной дороге в Севастополь. В 1908 году началась отработка действий подводных лодок, в том числе совместно с надводными кораблями Черноморского флота. В 1911 году в Николаеве были заложены первые мореходные подводные лодки “Морж”, “Нерпа” и “Тюлень”. “Нерпа” вошла в строй в декабре 1914 года, остальные – в марте-апреле 1915 года. Их водоизмещение составляло 630/758 т, скорость 10/12 узлов (подводная/надводная). Вооружение: восемь торпедных аппаратов и две малокалиберные пушки.

В 1913 году заложили еще три подводные лодки (“Кашалот”, “Кит” и “Нарвал”), в 1915 году следующие три: “Буревестник”, “Гагара” и “Утка”. “Кит” и “Нарвал” вступили в строй в августе-сентябре 1915 года, “Кашалот” в мае 1916 года. “Птицы” вступили в строй в 1917 году. Данные этих лодок почти не отличались от данных “Моржа”. 2 января 1919 года в Севастополь из Владивостока по железной дороге прибыли еще две старые малые подводные лодки “Сом” и “Щука”. Однако малые подводные лодки могли лишь оборонять берега Крыма.

Первый боевой поход на Черном море был совершен 20–23 февраля 1915 года подводной лодкой “Нерпа”, которая несколько часов пробыла на позиции остров Кефкен–Босфор, прикрывая набег русских кораблей на Зунгулдак. 5–9 марта 1915 года подводные лодки “Нерпа” и “Тюлень” совершили плавание по маршруту Севастополь–остров Кефкен–Босфор–мыс Сарыч–Ялта–Севастополь. 29 апреля – 7 мая подводная лодка “Нерпа” выходила на позицию в районе Зунгулдак–Босфор. 1 мая она уничтожила шесть груженых фелюг под ружейным обстрелом с берега и обстреляла две шхуны в бухте Кефкен-Адос. 2 мая “Нерпа” потопила шхуну на входе в Босфор. С 26 июля по 3 августа подводная лодка “Тюлень” выходила в крейсерство к Босфору. 28 июля у острова Кефкен она потопила торпедой груженный углем пароход “Зунгулдак” (водоизмещением 1545 т) из числа четырех пароходов, шедших в охранении крейсеров “Гебен” и “Гамидие” и трех эсминцев типа “Милет”. Успехи русских подводных лодок в 1914–1917 годах были невелики, но причиной этого являлось элементарное отсутствие целей. Самой важной коммуникацией турок были угольные перевозки из порта Зангулдак в Босфор. Маршрут их малых угольщиков длиной около 210 км проходил на мелководье у самого берега. А действия боевых кораблей сводились к молниеносным рейдам “Гебена” и “Бреслау”. Понятно, что перехватить крейсера, идущие со скоростью 20–25 узлов, нашим подводным лодкам было не под силу.

25 ноября 1918 года в Севастополь прибыл флот Антанты. Первым делом англо-французы начали приватизировать имущество Севастопольского порта и крепости. Англичане взорвали наиболее мощные форты Севастопольской и Керченской крепостей. Новейший дредноут “Александр III” и несколько турбинных эсминцев англичане угнали в турецкий порт Измир, а у старых линкоров и крейсеров “просвещенные мореплаватели” взорвали машины. Особую опасность англичане видели в черноморском подплаве. Посему они не только подорвали механизмы подводных лодок, но и вывели 23 апреля 1919 года 12 подводных лодок в открытое море, где и затопили недалеко от входа в Севастопольскую бухту. Белым офицерам удалось вопреки воле “союзников” увести три подводные лодки в Новороссийск. Причем “Тюлень” шел своим ходом, а небоеспособные “Утка” и “Буревестник” шли на буксире. 14 ноября 1920 года четыре подводные лодки – “Тюлень”, “Буревестник”, “Утка” и введенная в строй 5 августа 1919 года АГ-22 – вместе с врангелевским флотом ушли из Севастополя в Константинополь, а затем в Бизерту, где и были сданы на лом в начале 1930-х годов.

В марте 1921 года советское правительство заключило военный союз с правительством генерала Мустафы Кемаля (Ататюрка), обосновавшимся в Анкаре. Мустафе Кемалю на подводных лодках было отправлено 200 кг золота. Разными путями большевики поставили туркам 40 тыс. винтовок, 327 пулеметов и 54 орудия. Хуже всего, что Ленин и Троцкий отдали туркам Карскую и Ардаганскую области, до войны входившие в состав Российской империи.

Число советских подводных лодок резко увеличилось в конце 1930-х годов. К 22 июня 1941 года в соединениях Черноморского флота имелось 44 боеготовые подводные лодки. Из них больших – 6, средних – 19, малых – 19. В строю находилось 25 лодок, в ремонте – 19. За исключением пяти подводных лодок А-1 – А-5 (типа АГ), все лодки были введены в состав Черноморского флота в 1930–1940-х годах и имели достаточно высокие ТТХ. В 1941–1944 годах советские подлодки провели на Черном море 152 атаки. В результате у немцев и румын были потоплены 12 транспортных судов, 2 буксира, 3 баржи, 6 быстроходных десантных барж, паром “Зибель”, а также 19 болгарских и турецких каботажных судов и шхун. При этом были потоплены противником или пропали без вести 27 подводных лодок.

В 1950-е годы началось пополнение черноморского подплава новыми типами подводных лодок. Так, уже в 1950-м и первой половине 1951-го в состав 2-й бригады было принято девять подводных лодок типа “М” XV серии. С 1951 года в состав Черноморского флота стали вводиться лодки нового поколения – проекта 613. В 1960 году в Черное море по внутренним водным путям перешли две подводные лодки проекта 644, каждая из которых несла по две крылатые ракеты П-5. Эти ракеты, запущенные у нейтральных вод Черного моря, могли поразить любой объект на территории Турции, а Стамбул – даже стреляя из своих баз в Балаклаве и Севастополе. Первые две подводные лодки проекта 644 – С-46 и С-69 – были введены в состав 155-й бригады подводных лодок в ноябре 1960 года и стали базироваться на Балаклаву. Их габариты позволяли входить в канал “объекта К-825” (подземной базы подводных лодок).

Подводные лодки Черноморского флота с 1973 года постоянно находились в составе 5-й эскадры в Средиземном море, периодически выходя на учения в Атлантику. К началу 1990 года в составе Черноморского флота находились: 153-я бригада подводных лодок, базировавшаяся в Южной бухте Севастополя, в составе 13 подлодок (четыре – проекта 641, одна – проекта 641Б и четыре – проекта 877); 155-я бригада, базировавшаяся в Балаклаве. В ее составе было 10 подлодок: две ракетные подлодки проекта 651 (еще одна такая лодка должна была прибыть с Севера, но не прибыла из-за развала СССР), две – проекта 641, одна – проекта 633Л, две – проекта 613 и три опытные подводные лодки; 475-й дивизион базировался в Феодосии. В его составе было 12 подводных лодок: пять – проекта 613, три – проекта 633КС и 633РВ, на которых имелись новейшие ракетные системы, а также три лодки-мишени проекта 690 и УТС (проекта 633).

Развал СССР стал катастрофой для черноморского подплава. Уже в 1990 году были списаны 11 подводных лодок проекта 613 и по одной проекта 641 и 651. 1991 год – списаны три подлодки проекта 613, а также БС-159 (проекта 619), на которой испытывались самые современные баллистические ракеты подводных лодок.

Что же представляет Черноморский подводный флот РФ сегодня? С 1996 года в составе Черноморского флота числилось две подводные лодки: Б-871 “Алроса” проекта 877В и Б-380 проекта 641Б. Б-380 была введена в строй в декабре 1982 года. Лодка с 1991 года тихо стояла у причальной стенки Севморзавода, пока, наконец, в июне 2000 года правительство РФ не решило ее отремонтировать. Лодку ввели в плавучий док ПД-16. Ее ремонт оценили примерно в 1 млрд. 248 млн. руб., из них к середине 2010 года было освоено 800 млн. Однако ржавая лодка и по сей день стоит в доке ПД-16. Экипаж состоит из нескольких сторожей, охраняющих ее от полного разграбления. Всем давно стало ясно, что вывести лодку из трофейного германского ПД-16 физически невозможно – при затоплении док развалится.

А как же вторая подводная лодка Б-871? С 1992 года по май 1996 года у нее не было вообще аккумуляторов, и лодка тихо стояла у причала. Затем аккумуляторы поставили, и она несколько раз вышла в море. С августа 1998 года по апрель 1999 года лодка прошла ремонт на Севастопольском СРЗ-13. Затем над лодкой взяла шефство компания “Алроса”, и в январе 2001 года Б-871 получила название “Алроса”. 21 ноября 2009 года в ходе учений у “Алросы” полетели дизели, и ее на буксире отвели в Новороссийск. Наконец в мае-июне 2011 года “Алроса” совместно с судами обеспечения участвовала в международных учениях “Болд Монарх – 2011” у берегов Испании. По окончании учений многострадальная “Алроса” в сопровождении спасательного судна “Эпрон” (мало ли что случится по дороге) отправилась на ремонт на Балтику. Говорят, ремонт закончится в 2012 году. Теоретически это возможно. Но, увы, длительность судоремонта в РФ исчисляется годами, а то и десятилетиями. Заметим, что в Германии в 1944–1945 годах большие лодки XXI серии строили за три месяца, а в РФ сейчас корабли строят годами, и часто строительство заканчивается не спуском на воду, а разборкой на стапеле.