Русское Движение

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести

Оценка пользователей: / 13
ПлохоОтлично 

Латышский легион Waffen SS, который прославился в годы Второй мировой войны своей особой жестокостью и цинизмом при уничтожении еврейского и славянского народов, в современной Латвии сегодня поистине увенчан лаврами героев. В их честь в Домском соборе в Риге проводятся богослужения, и громогласно звучит органная музыка.

Латышские отряды, которые состояли в годы войны на службе у рейха, более известны как знаменитый Латышский легион СС. В самом начале прошлого века стоит искать глубокие корни истории его создания, когда только зарождался латышский коллаборационизм и национал-шовинизм. В Латвии профашистские организации появились сразу же по окончании Первой мировой войны, например, Латышский национальный клуб и “айзсарги” (“охранники”), сформировавшиеся с 19-го по 22 год 20 века.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести


Античеловеческая сущность латышских национал-шовинистов во всей своей «красе» проявилась летом 41-го, когда по территории Латвии прошла волна еврейских погромов. В этот же роковой год Гейдрих, руководитель Главного управления безопасности Германии, направил директиву всем командирам “айнзатцгрупп”, на основании которой предписывалось “не мешать устремлениям по самоочищению со стороны антиеврейских и антикоммунистических кругов на взятых под контроль территориях”.

В начале июля 41-го была сформирована “команда Арайса”, сжёгшая рижскую синагогу вместе с укрывающимися в ней от латвийских «фашистов» местными жителями, включая около 2000 евреев. Со временем численность состава “команды Арайса” возросла до 3 тыс. человек, которые на рукавах носили повязки с изображением перекрещённых костей, черепа. Кроме того, на повязках присутствовала надпись «Вспомогательная полиция безопасности». В скором времени «команду Арайса» откровенно переодели в форму фашистских войск «СС». С этого момента для Латвийских нацистов стали рутинной работой массовые расстрелы славян и евреев.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести


В октябре 1941 года 1-ый латышский батальон был отправлен в составе СС на борьбу с советскими партизанами. В то же время было получено согласие со стороны вермахта, по которому и был создан добровольческий Латышский легион СС. А уже в феврале 1943 года Адольф Гитлер визировал приказ, согласно которому создавался “добровольческий латышский легион СС как боевая единица”. Легионом командовал немецкий генерал Хансен, тогда как латыш генерал Бангерскис был назначен генеральным инспектором, получившим вскоре звание группенфюрера группы «СС». Лица, вступавшие в легион, присягу приносили лично Гитлеру. 19-я и 15-я дивизии в марте 1944 года вошли в состав уже «прославившегося» 6-го корпуса групп СС, включённого в свою очередь в 18-ю армию, более известную как группа армий под названием “Север”. Данная группа армий в тот период контролировала позиции вдоль реки Великой, севернее городов Псков и Остров. Наименование “добровольческая” дивизия было заменено в середине июня 1944 года на “Waffen”. Так, на территории Украины каратели 22-го даугавпилсского батальона полиции бесчеловечно действовали в районах Луцка и Житомира. Уже летом 1942 года в Белоруссии немецкая полиция передала под охрану 18-го латышского полицейского батальона городок Слоним. И в тот же день его командир Рубенис отдал приказ о зверском уничтожении гетто, где находилось более 2000 евреев.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совестиВ 1943 году в период с февраля по апрель подразделения легиона принимали активное участие в операции, известной в народе как “Зимнее волшебство” или «освейская трагедия». Название непосредственно связано с белорусским городским посёлком Освея Верхнедвинского района Витебской области. Операция своей целью ставила создание нейтральной 40-ка километровой зоны, охватывающей такие города и посёлки Белоруссии и России как Освея, Дрисса, Россоны, Себеж и Полоцк. Предполагаемая полоса земли без населённых пунктов и жителей должна была партизан лишить опорных пунктов. В операции, руководимой обергруппенфюрером СС Еккельном, принимали участие 7 латышских батальонов, а также по одной украинской и литовской роте. Общее число участников – 4000 человек. При входе в деревню полицейские расстреливали всех, кто мог, по их мнению, быть пособником партизан. Сразу расстреливались деревенские инвалиды и старики, а женщин и детей отправляли в сборные лагеря, откуда обречённые направлялись сразу в лагеря смерти.

Большая часть узников попала в Саласпилс, расположенный под Ригой, в котором у женщин отнимались дети и направлялись в Германию на работу. При поведении операции эти нелюди уничтожили сотни деревень, в которых иногда проживало до 1000 и более человек. Лишь в Освейском районе латышские прихлебатели сожгли 183 деревушки, расстреляли, а потом сожгли более 11 000 человек, среди которых более 2 000 малолетних детей. С территории Белоруссии при пособничестве латышских нацистов более 14 000 жителей были вывезены в Германию на работы. Примечательно то, что Министерство юстиции ФРГ расценило операцию под названием “Зимнее волшебство” не что иное, как преступление, направленное против человечности и человечества.

25-й батальон полиции с ротой Лидумса с лета по осень 1943 года осуществляли карательные операции, направленные против партизан, базировавшихся в болотах Припяти. Кроме того, латышские батальоны СС участвовали в расстреле 500 заключённых, преимущественно белорусского происхождения, которые содержались в концлагере посёлка Порохово. Наибольшее зверство на белорусской земле показал 18-й батальон полиции, из которых 73 изверга были награждены руководителем СС и полиции Белоруссии специального образца медалью, предназначенной для представителей из восточных народов - «За отвагу 2-ой степени».

В 44-ом году карательные операции на территории в Белоруссии проводили уже 3 такие полицейские полка как 2-й лиепайский полк, действовавший на протяжении всей железной дороги Полоцк – Даугавпилс, и 1-й рижский добровольческий полк, который действовал под Невелем. Карательные операции закончились лишь в мае 1944 года. Например, только в селе Кобыльники латышскими фашистами было замучено и убито около 3000 мирных жителей.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести


Латышские полки полиции в начале 1944 года вместе с немецкими и эстонскими полицейскими батальонами приняли участие в крупной карательной операции, направленной против партизан, около посёлка Ветрино, находящегося в Полоцком районе Беларуси. Все деревни, встречаемые на пути, каратели попросту сжигали, а людей, проживающих в них, расстреливали. Как вспоминала Елизавета Петровна Кроман, очевидец бесчеловечных действий латышского легиона смерти и житель Освейского района: “…Меня, как и других, арестовали за предполагаемую связь с партизанскими формированиями и привели к Кушкису Альфреду на допрос. Сразу за допросом, жителей нашей деревни (девушек, стариков, женщин и детей), около 100 человек погнали как животных к двум сараям, отсчитав по 10 человек, затолкали в них…. И начался расстрел. После того как от 100 осталось человек 10, среди которых и я была, поставили нас в 20 метрах от сарая. Затем подожгли сарай…. Огонь жёг людскую плоть – крики, стоны, мольбы о помощи…. Вместе с сараями сгорели все жители …”

В августе 1943 года 43-ий стрелковый полк 19-й дивизии СС истребил 15 пленных военных 65-го гвардейского стрелкового полка, которые были захвачены в районе латвийской деревни Бобрыни.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести
В боях против партизан у села Освея в феврале 1943.г.


Согласно специальному сообщению начальника управления контрразведки СМЕРШ (2-ой Прибалтийский фронт) “Об издевательствах фашистов и их латышских пособников над советскими военнопленными”: “Ночью 6 августа 65-й гвардейский стрелковый полк 22-й гвардейской стрелковой дивизии производил наступательную операцию в районе села Бобрыни. Немцы с латышами из дивизии СС смогли обойти боевые гвардейские порядки, напасть с тыла на них, отрезав небольшую группу советских военных от своих подразделений. Было ранено 43 человека. Немецкие мерзавцы, захватив пленных, устроили кровавую расправу над ними. Захваченным в плен бойцам они выкалывали глаза, наносили множественные ножевые ранения, вырезали звезды на лбах, выкручивали руки и ноги, сапогами выбивали зубы. Никому из раненых, которые были захвачены немцами и латышскими фашистами, не удалось избежать мучительных издевательств и пыток. По данным, которые сегодня стали доступны, зверскую расправу над ранеными советскими офицерами и солдатами произвели нелюди 43-го стрелкового полка, относящегося к 19-й латышской дивизии групп СС”.

Данный факт был подтверждён на судебном заседании Нюрнбергского трибунала. В результате расследования было установлено, что такая практика, как расстрел невооружённых пленных, была обыденным явлением в дивизиях СС, что самым непосредственным образом касалось, в том числе и латышских дивизий.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести
Бангерскис и Янумс. Бардово-Кудеверь 8.6.1944


В конце июля 44-го года своим наступлением советские войска заставили группу “Север”, в которую входили и 2 латышские дивизии, продолжить на запад отступление. Только в октябре 44-го года город Рига был освобождён советскими воинами. До капитуляции Германии немецкая группировка, куда входила и 19-я латышская дивизия, продолжала удерживать позиции в Курляндии. Легионеров, попавших в Курляндский котёл, смогли разоружить бойцы Советской армии. Возле Берлина в апреле 1945 года была разгромлена последняя 15-я латышская дивизия, разрозненные подразделения которой сдались в плен американским и советским войскам.

Латышский Легион смерти: свастика вместо совести
 BO, Cулимов Игорь

Советские репрессии в отношении нацистских пособников: милость к падшим.

      
Советские репрессии в отношении нацистских пособников: милость к падшим. Часть 2
Отношение к прибалтийским коллаборационистам

В Прибалтике, да и в России, многие считают, что прибалтийских пособников нацистов очень жестоко наказали: часть расстреляли, других отправили в сибирский ГУЛАГ. Но эти мнения лишь очередной миф, не имеющий ничего общего с реальностью.

Не секрет, что жители Прибалтики активно сотрудничали с гитлеровцами. Сформированные из них карательные части участвовали в акциях на территории России и Белоруссии. Они охраняли немецкие концентрационные лагеря от Ленинградской области на севере до Сталинградской на юге, участвовали в боях на фронте. В Эстонии было создано 26 полицейских батальонов численностью примерно 10 тыс. человек, ещё примерно 15 тыс. эстонцев воевало в 20-й эстонской дивизии СС. Десятки тысяч эстонцев вошли в состав отрядов «самообороны» - они участвовали в охране концлагерей, в облавах на партизан и окружённых советских бойцов, расстреливали пленных и евреев. Активно сотрудничали с нацистами в Латвии и Литве.

Эти люди в настоящее время объявлены «героями», которые боролись со сталинизмом.

Советские репрессии в отношении нацистских пособников: милость к падшим. Часть 2

Шествие легионеров СС 16 марта 2011 года в Риге.

Казалось бы, что за такую активность последует и соответствующее наказание: как минимум спецпоселение или лагеря ГУЛАГа. Такое наказание в настоящее время кажется жестоким, но в то время – это было бы справедливо и вполне законно. Но осенью 1944 года ничего подобного не произошло. Прощать их было не за что, о вынужденности сотрудничества речи не шло – выбирать между формой нациста и голодной смертью не приходилось. Все шли в перечисленные подразделения добровольно. Но юридически они подпадали под директиву от 11 сентября 1943 года № 494/94, поэтому после освобождения этих территорий арестовывали в основном офицеров и тех, чьи преступления против населения были доказаны. В итоге арестовали меньшинство из пособников нацистов. Например: с 1 октября по 31 декабря 1944 года НКВД в Эстонии арестовал 356 бандитов («лесных братьев»), членов отрядов самообороны и полицейских, 620 военнослужащих немецкой армии, 161 бывших бойцов Красной Армии, перешедших на сторону немцев. С 1 января по 25 августа 1945 года в Эстонии задержали 1083 человек, которые служили в вермахте и частях самообороны, 264 других пособников. НКГБ Эстонии арестовал в 1945 году 6569 человек, сколько из них было предателей и пособников нацистов неизвестно.

Часть нацистских пособников из Прибалтики, включая остатки 20-й эстонской дивизии СС, отступили вместе с вермахтом. Они участвовали в битве на Одере, затем отступили в Чехословакию. Те, кто попадал в руки чешских партизан, расстреливались, часть «отбили» советские офицеры – мол, «наших людей» наказывать можем только мы.

В нынешней Прибалтике всячески обвиняют сталинский режим, а надо «спасибо» говорить, так как Кремль дал прибалтийским народам привилегии. Сначала их получили гражданские репатрианты – репатриантов проверяли и направляли домой или в армию и рабочие батальоны; согласно директиве НКВД от 3 марта 1946 года, гражданских эстонцев, латышей, литовцев - всех направляли по месту жительства, в армию и рабочие батальоны их не призывали.

В апреле 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР: репатриированные прибалты, служившие в немецкой армии, легионах, полиции в качестве рядовых и младшего командного состава, были освобождены от проверки в фильтрационных лагерях, от 6-го спецпоселения и отправлялись на Родину. Коллаборационистов призывного возраста направляли работать на предприятия Эстонии, Латвии, Литвы, а непризывного - сразу домой.

Уже в начале 1947 года подавляющее большинство прибалтийских пособников вернулось в Прибалтику. Это просто невероятное милосердие - тех, кто ещё недавно сражался с оружием в руках против Красной Армии, участвовал в карательных акциях, освобождали и возвращали на родину. Документы начисто опровергают домыслы современных прибалтийских авторов о том, что при «второй советской оккупации» был устроен настоящий геноцид.

Кремль мог бы устроить «зачистку» Прибалтики, имел полное моральное и законное право, но не сделал этого. Проявив настоящее христианское милосердие, великодушие. Видимо, зря…

Советские репрессии в отношении нацистских пособников: милость к падшим. Часть 2


Подведём итоги: архивные документы опровергают целую группу антисоветских мифов. Несмотря на довольно большую численность созданных Берлином частей из советских граждан, они не представляли угрозы для советской власти. Большинство из этих людей были «приспособленцами», они выбрали форму гитлеровцев вместо расстрела и смерти от голода. И при первой возможности старались сбежать к «своим» на фронте или к партизанам. В Кремле, поняв всю трудность положения этих людей, начали проводить в отношении них довольно гуманную репрессивную политику, строго карая только офицеров и военных преступников. Этот факт полностью опровергает идею «второй гражданской войны», которую пропагандируют ряд историков-ревизионистов.

Ложен и миф о том, что карали в произвольном порядке («за телегу с сеном», переданную немцам) – карали тех, кто совершал конкретные преступления, подавляющее большинство просто пособников нацистов не пострадали, хотя и были учтены.

Рассказы о «невинных жертвах» - это всего лишь часть информационной войны, развязанной против нашего прошлого и Русского народа с целью приравнять СССР и Третий рейх, сталинизм и гитлеризм, в итоге превратив СССР-Россию в виновников Второй мировой войны.

Большинство репатриантов-пособников даже не попали в ГУЛАГ, хотя и заслуживали этого, большая часть была направлена на спецпоселения, где они имели довольно свободный образ жизни (без конвоя, свободно перемещались по местности и т. д.).

Мифом является и «акт геноцида» народов Прибалтики, наоборот, прибалтийские пособники нацистов получили существенные поблажки, в отличие от других пособников Гитлера.

Советская политика была весьма сдержанной и гуманной, всё остальное - это спекуляции, информационная война, желание «обелить» себя и своих предков.

Источники:
Великая оболганная война-2. Нам не за что каяться! Сборник под ред. А. Дюкова. М. 2008.
Дюков А. Р. За что сражались советские люди. М., 2007.
Земсков В. Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М., 2005.
Мозохин О. Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953). М., 2006.
Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Сборник документов. М., 2000.
Соколов Б. В. Оккупация: Правда и мифы. М., 2002.
Солженицын А. И Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956. М., 1990. Т.3.