Они собрали подписи за придание русскому языку статуса второго государственного
Русские Латвии одержали победу, значение и последствия которой озадачили всю правящую «элиту» страны! На завершившемся в последний день ноября втором этапе сбора подписей за придание русскому языку статуса второго государственного, по предварительным данным латвийского Центризбиркома, собрано более 183 000 подписей! Т. е. на 30-40 тысяч больше, чем требовалось, чтобы обязать парламент проголосовать за внесение соответствующих поправок в Конституцию страны.
При этом к данному количеству подписей еще не приплюсованы более 12 000 «автографов» (нотариально заверенных и уже давно перепроверенных ЦИК), которые были собраны Русской общиной Латвии весной этого года. Тогда как KM.RU уже рассказывал, что по инициативе общества «Родной язык» проводился первый этап сбора подписей, после которого по закону Центризбирком был попросту вынужден объявить второй этап плебисцита, даже выделив на него необходимые средства. Таким образом, организаторам акции в ходе двух этапов ее проведения удалось собрать почти 200 000 подписей! Такого результата они, кстати, и сами не ожидали.
Поясним, что по латвийскому законодательству для решения подобных вопросов (требующих внесения поправок в Конституцию страны) необходимо для начала заручиться поддержкой 10% всех граждан Латвии, обладающих правом голоса. Таковых в Латвии по состоянию на момент проведения последних парламентских выборов насчитывалось более 1,54 млн. Следовательно, русским гражданам Латвии надо было собрать в поддержку родного языка чуть более 154 000 подписей (они же, повторим, превзошли этот барьер с большим запасом).
Далее, по закону Латвии о народном голосовании и законодательной инициативе, ЦИК должен перепроверить подписи, собранные на втором этапе (на это уйдет 3-4 недели), и представить итоговые данные президенту страны Андрису Берзиньшу, который внесет данный вопрос в повестку дня парламента.
В данном случае латвийские законодатели почти наверняка проголосуют против внесения поправок в Конституцию, предусматривающих предоставлению русскому языку статуса второго государственного, но своим голосованием поставить жирную точку в этой истории они не смогут. По закону, если в стенах парламента данный законопроект не получает необходимой поддержки, вопрос вновь выносится на референдум – уже вселатвийский. И чтобы русский язык стал государственным, в ходе голосования его должны поддержать 50% всех граждан Латвии, обладающих избирательным правом (т. е. более 775 000 голосов).
В условиях современной Латвии русским гражданам страны рассчитывать на такой результат, разумеется, не приходится. Прежде всего потому, что 350 000 русских Латвии до сих пор являются «негражданами»; следовательно, они не смогут отдать свои голоса за родной язык. Да и многие русские, уже получившие гражданство Латвии, тоже вполне могут проигнорировать голосование – как это они, кстати, уже сделали в ходе прошедшего сбора подписей. Ведь по официальным источникам в Латвии насчитывается 364 000 граждан (включая, правда, несовершеннолетних и недееспособных жителей), которые при переписи указали, что они принадлежат к русской национальности. Кроме того, к группе русскоговорящих условно можно отнести еще 39 000 граждан-поляков, 31 000 граждан-белорусов и 18 000 граждан-украинцев. Но, как видим, на двух этапах сбора подписей за русский язык проголосовали менее 200 000 граждан Латвии. Значит, многие из русских предпочли «отсидеться в кустах».
Тем не менее, несмотря на не столь уж радужные законодательные перспективы, русские Латвии, добившись постановки этого вопроса на голосование в парламенте, одержали еще не до конца оцененную победу. Ведь даже исходя из формально сложившейся в «цивилизованной» Европе практики, западноевропейские политики далее уже не смогут просто так игнорировать ущемление властями Латвии права русскоязычного населения страны на достойное их представительству в стране использование своего родного языка. Напомним, что сейчас русский язык, который считают своим родным сотни тысяч (!) человек, в Латвии имеет статус лишь иностранного.
Ну и, конечно, не менее важен моральный вес достигнутой победы, который тем более значим, что русские Латвии достигли этой победы без поддержки всяких там «московских кураторов», которые в последнее время только тем и заняты, что «направляют деятельность» наших соотечественников. А исключительно за счет собственной инициативы, за счет того, что русские Латвии сами поднялись на борьбу за свои права! Российские официальные структуры – посольство, Россотрудничество и пр. – ведь не обмолвились ни словом сочувствия в адрес тех, кто ставил свою подпись в поддержку русского языка.
Да и «пророссийские» латвийские политики фактически лишили подписантов своей поддержки. Та же партия «Центр согласия», набравшая больше всех голосов на парламентских выборах именно благодаря поддержке русских избирателей страны, до сих пор не определилась с тем, как относиться к нежданной победе организаторов акции в поддержку русского языка. Как признался в интервью LTV один из функционеров ЦС, депутат Сейма Андрей Клементьев, «Центр согласия» пока не решил, как будет голосовать фракция партии в парламенте по вопросу статуса русского языка. У ЦС, видите ли, пока не было оснований для рассмотрения данного вопроса, заявил он. Вот если ЦИК официально подтвердит, что собрано достаточно подписей, и законопроект передадут в парламент, тогда фракция и решит, как голосовать...
Напомним, что «Центр согласия» ранее не только никак не призывал к поддержке длившейся месяц акции по сбору подписей, но фактически всячески отговаривал русских Латвии от участия в ней, считая, что в Латвии должен быть один государственный язык – латвийский. Даже лидер партии, мэр Риги Нил Ушаков поддержал акцию – в индивидуальном (!) порядке – далеко не сразу. Но и поставив свою подпись за русский язык, г-н Ушаков подтвердил, что является сторонником наличия в стране всего одного государственного языка.
Прошедшая акция, кстати, поставила ЦС в затруднительное положение: партия не только не поддержала акцию, но в значительной мере даже ее блокировала и дискредитировала, а русские граждане страны (т. е. электорат ЦС) возьми, да и проголосуй за русский язык. В данный момент объединение «Центр согласия», возможно, находится в переломной точке, заявил агентству BNS латвийский социолог Айгар Фрейманис, сообщает rus.delfi.lv. Эксперт считает, что лидеру ЦС Нилу Ушакову теперь трудно представить себя как последовательного политика: «Он, несомненно, разрушил свою репутацию, уничтожил миф, который очень тщательно взращивал, – что он ищет компромисс, что делает шаги навстречу крылу умеренных латышских партий, ищет общий знаменатель». «Не знаю, что для ЦС важнее – спасать статус потенциального правительственного партнера или электорат. Они хотят и то, и другое, но действия Ушакова и весь процесс делают это очень сложным», – говорит Фрейманис. Эксперт не исключает даже возможности раскола ЦС, т. к. совершенно очевидно, что взгляды политиков объединения по важным вопросам расходятся.
Если «пророссийские» политические силы Латвии были поставлены в тупик результатами сбора подписей, то что уж говорить о реакции на плебисцит латвийских националистов! Для них это – не тупик, а нечто гораздо более зловещее. Впору вопить: «Караул! Русские возвращаются!». И отпетым националистам уж тем более обидно, что инициированный ими (партией VL-ТБ/ДННЛ) совсем недавно, летом этого года, аналогичный сбор подписей за тотальный перевод всех латвийских школ на преподавание на латышском языке набрал меньше голосов, чем «русский плебисцит».
Власти Латвии сейчас, похоже, пока даже не придумали, чем же ответить «этим русским», и несут от растерянности какую-то околесицу, а то и просто скатываются до прямых угроз. Министр юстиции Латвии Гайдис Берзиньш, например, договорился до того, что назвал сбор подписей за русский язык не просто «аморальным мероприятием», но и – внимание! – «антиконституционным действием»: «Эти антиконституционные действия ясно свидетельствуют, что интеграция до сих пор не была убедительной и эффективной». Какую «антиконституционность» нашел министр юстиции (!) в сборе подписей, который был проведен строго в соответствии с латвийскими законами, г-н Берзиньш, разумеется, пояснить не мог.
Ну а глава латвийского МВД Рихард Козловскис, расценив кампанию по сбору подписей «политической агитацией», бросился выискивать «внешних врагов». «К сожалению, нам не хватает нормативной базы, которая регулирует сбор подписей, – посетовал он. – В моем восприятии это – политическая агитация. Если мы не знаем, откуда это исходит, если непонятно происхождение денег (насколько я понимаю, это – немаленькие суммы), этот вопрос надо решить», – сказал Козловскис в интервью LNT. Министр заявил, что готов инициировать урегулирование данной проблемы. Козловскис, правда, довольно сдержанно прокомментировал предположение о том, что сбор подписей был начат при поддержке «внешних сил». Но полиция безопасности, сообщил министр, уже призвала рассказать о спонсорах этой кампании.
Откровенные же националисты Латвии попросту опустились до прямых угроз. Члены объединения «Все – Латвии!»-ТБ/ДННЛ, сообщает ИА REGNUM, тоже подводят первые «положительные итоги» сбору подписей за русский язык как государственный. Так, депутат Сейма от ВЛ-ТБ/ДННЛ Дзинтарс Расначс в своем блоге в Twitter написал: «Три плюса от сбора подписей: 1) «Центр согласия» отодвинут еще дальше от правительства; 2) референдум покажет реальное соотношение сил; 3) пятая колонна сама себя зарегистрировала». А его однопартиец Янис Иесалниекс поблагодарил одного из организаторов сбора подписей Линдермана и председателя объединения «Центр согласия», мэра Риги Нила Ушакова, «за создание базы данных ГРАЖДАН Латвии, нелояльных к своей стране». Словом, нечем националистам ответить на волеизъявление русских Латвии: остаются только угрозы.
Впрочем, Латвия сложена не из одних националистов: многих граждан Латвии прошедший сбор подписей заставил пересмотреть взгляды на роль русских в этой стране. В начале 90-х годов русская культура и идентичность не были конкурентоспособными по сравнению с Западом, заявил, например, в ходе дискуссии на радиостанции Baltkom 93,9 бывший латвийский политик, журналист Мирослав Митрофанов. Оттуда появилось и намеренное игнорирование русскоязычной общины в Латвии со стороны латышских СМИ, считает он. В качестве примера он упомянул латвийскую газету Diena: «Я был активным читателем Diena с начала 1990-х гг. Меня бесили некоторые вещи: во-первых, предвзятое и достаточно высокомерное отношение к русским Латвии, во-вторых, отсутствие объективного интереса не только к тому, что происходит в русскоязычных газетах, но и вообще в жизни русской общины. Нас нет. Вообще нет».
По словам Митрофанова, это объясняется тем, что Латвия решила быть частью Запада, с которым не могла конкурировать русская идентичность: «В начале 90-х годов Латвия очень быстро присоединилась к западному миру. Все, что происходило в Европе, Америке, в лучшую сторону отличалось от того, что происходило в России в то время. Россия и русская культура не были конкурентоспособными на протяжении того короткого периода. Считалось, что все русское – такое отсталое, и на это не надо обращать внимания, поскольку мы ушли в Европу», – отметил бывший политик.
Митрофанов рассказал о том, что среди журналистов и общества бытовало мнение, что скоро сменится поколение, и предпочтения русскоязычной аудитории изменятся: «Считалось, что те русские, которые начнут читать на латышском языке, перейдут на латышские газеты. Все это умрет само собой. Оказалось, что все намного сложнее. В начале 2000-х гг. Россия начала резко усиливаться, и русская идентичность снова стала востребованной. Это теперь – один из выборов в Латвии. Более того, русские СМИ в Латвии оказались конкурентоспособными по отношению к латышским».
KMnews