Советский Союз как коммунистическое государство начал существовать примерно с 1918 года, когда декреты о национализации капиталистических предприятий стали действовать. Как и утверждал В.И. Ленин, в это время капиталистические монополии функционируют уже не в частных интересах, а на благо всего общества, в рамках новых производственных отношений.
Однако в 1961 году случилось событие, которое предрешило гибель страны и государства. Почему вместе с государством погибла страна, а именно общность народа – вопрос интересный, и он будет рассмотрен отдельно. Замечу только: в данном конкретном случае гибели страны вместе с государством мы имеем дело с уникальным свойством русского народа, кто никогда не имел в истории своего существования бездержавной формы устройства собственного общества.
Советский социализм, как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации, будучи уникальным явлением сам по себе, вместе с тем был актуализован на территории исторической России в рамках теории, основной вклад в которую был внесён Марксом, Энгельсом, Лениным и Сталиным.
К. Маркс и Ф. Энгельс, используя диалектику Г. Гегеля, совершенно недвусмысленно показали, что существующий на тот момент капитализм обязательно перейдёт в следующую историческую эпоху – коммунизм. При этом переход будет осуществляться не мгновенно. Вначале, в результате пролетарской революции будет создана новая надстройка – пролетарское государство, при этом экономический базис останется капиталистическим. Этот промежуток времени первой фазы коммунизма, когда власть есть диктатура пролетариата, но экономический способ производства остаётся буржуазным, обусловленным законом стоимости – основоположники назвали социализмом. А вот когда экономический базис будет приведён в соответствие с надстройкой – тогда и будет построен коммунизм.
В.И. Ленин уточнил теорию марксизма, введя в понимание особую эпоху капитализма – империализм. Данный период исторической эволюции капитализма создаёт капиталистическую монополию. А собственно социализм – это этап, когда эта самая монополия, построенная в рамках всего государства или отдельной отрасли, действует не в интересах собственника капитала, а в интересах всех трудящихся и остальных слоёв общества. Для того чтобы монополия существовала в интересах всего общества обязательно нужна возможность рабочему классу навязывать исполнение действий в своих интересах – что и составляет суть диктатуры. В этом отличие понимания Лениным диктатуры пролетариата. Он доказал, что диктатура пролетариата не отменяется после победы над буржуазией, а необходима на весь исторический этап социализма. Собственно социализм как первая фаза коммунизма нужен для того, чтобы посредством диктатуры пролетариата уничтожить всякое неравенство между слоями общества. Как только различия будут уничтожены – упразднится и диктатура пролетариата.
Почему же такая важная роль отводится диктатуре пролетариата? Пролетариат самый угнетённый класс, поскольку лишён любой собственности, кроме собственности на свою рабочую силу. Борясь за свои коренные интересы, он вынужденно борется также за интересы всех остальных представителей общества. Для своего выживания, воспроизводства и развития рабочему классу совершенно необходимы и врачи, и учителя, и номенклатурные работники, и инженеры, и учёные. Поэтому в рамках собственного государства, рабочий класс готов им жаловать часть общественного продукта, обеспечивая условия для их благосостояния и развития. Рабочему классу не нужен только класс паразит – буржуазия.
Надо заметить, что выполняя определённые функции общественного иммунитета, могут быть полезны даже религиозные работники.
Поскольку производительные силы на период социализма остаются капиталистическими, они будут пытаться воспроизвести и буржуазную надстройку. Именно такой характер носит классовая борьба при социализме. Участие рабочего класса в этой борьбе выражается в форме диктатуры пролетариата. Поэтому Ленин категорически настаивает на необходимости наличия диктатуры пролетариата вплоть до построения бесклассового общества, вплоть до окончания социализма.
«Сущность учения Маркса о государстве усвоена только тем, кто понял, что диктатура одного класса является необходимой не только для всякого классового общества вообще, не только для пролетариата, свергнувшего буржуазию, но и для целого исторического периода, отделяющего капитализм от «общества без классов», от коммунизма».
«Переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата»
«…марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма. … Оппортунизм не доводит признания классовой борьбы как раз до самого главного, до периода перехода от капитализма к коммунизму, до периода свержения буржуазии и полного уничтожения ее. В действительности этот период неминуемо является периодом невиданно ожесточенной классовой борьбы, невиданно острых форм ее, а следовательно, и государство этого периода неизбежно должно быть государством по-новому демократическим (для пролетариев и неимущих вообще) и по-новому диктаторским (против буржуазии)…»
В.И. Ленин «Государство и революция»
И.В. Сталин ещё более развил марксизм, утверждая, что диктатура пролетариата возможна и в отдельно взятой стране. Более того, он уже понимал, что после получения рабочими государственной власти рабочий класс перестаёт быть пролетариатом, поскольку начинает владеть всеми средствами производства через институт общественной собственности. Он также сформулировал коренное изменение классовой борьбы в период социализма. Классовая борьба, ведомая пролетариатом с классом буржуазии в период капитализма, перестаёт носить такую форму, в виду отмирания класса буржуазии. И основное качество классовой борьбы рабочего класса определяется уже борьбой внутри самого пролетариата с пережитками предыдущей общественно-экономической формации. А именно, остаётся неизжитым противоречие между выполняющим производственное задание рабочим и номенклатурным работником, выдавшем рабочему это самое задание. Основная задача диктатуры пролетариата – во внутренней борьбе стереть различие между номенклатурными работниками и рабочими, между городскими рабочими и крестьянами, между рабочими и работниками умственного труда, призванными для службы рабочему классу. Поэтому в период социализма классовая борьба, принимает очень острые формы и в дальнейшем развитии острота борьбы увеличивается. Под остротой необходимо понимать прежде всего то, что в период буржуазной формации буржуазия была видна и борьба с нею носила открытые формы. В период социализма открытой буржуазии нет, но сохраняется возможность её реставрации. Поэтому инструменты борьбы должны быть более тонкими, и чем ближе завершение социализма, тем они тоньше.
В результате классовой борьбы периода социализма должно быть уничтожено всякое неравенство как основание для самой классовой борьбы, вместе с которой постепенно должно отмереть и само пролетарское государство, как тот институт, посредством которого осуществляется диктатура пролетариата.
Таким образом: диктатура пролетариата, а точнее уже диктатура рабочего класса необходима в период социализма прежде всего не для борьбы с буржуазией, а для борьбы с возможными попытками перерождения части рабочего класса в буржуазию, попытками возможной реставрации товарного производства. В виду того, что построение коммунизма процесс диалектический, тенденция прехождения в нём существует постоянно.
Цель социалистической экономики
Ещё одним важнейшим Ленинским вкладом в теорию было формулирование цели социалистического производства. В ходе длительной дискуссии между Лениным и Плехановым была сформулирована основная цель социалистической экономики: обеспечение «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 232).
Если Плеханов настаивал на удовлетворении потребностей, то Ленин полностью определил цель в категориях развития, и даже само благосостояние было положено как одно из условий, обеспечивающих развитие.
Это определение было положено и в первую и во вторую партийные программы. За это определение, вплоть до своей смерти, боролся и И.В. Сталин.
Ревизионизм в КПСС
В 1961 году прошёл XXII съезд КПСС. На нём была принята третья программа партии. В ней уже не осталось Ленинского определения цели социалистического производства:
«… обеспечить в Советском Союзе самый высокий жизненный уровень по сравнению с любой страной капитализма.
Эта задача осуществится путем: а) повышения индивидуальной оплаты по количеству и качеству труда в сочетании со снижением розничных цен и отменой налогов с населения; б) расширения общественных фондов потребления, предназначенных для удовлетворения потребностей членов общества независимо от количества и качества их труда, то есть бесплатно (образование, лечение, пенсионное обеспечение, содержание детей в детских учреждениях, переход к бесплатному пользованию коммунальными услугами и т. д.).
Программа КПСС, принятая на XXII съезде Часть 2, раздел 2.
Содержание подвергалось ревизии: развитие членов общества заменялось удовлетворением потребностей. Удовлетворение всякой ли потребности адекватно развитию. Очевидно, что нет. Потребность в водке, в табакокурении – ну никак не может соотноситься с развитием человека. Более того вводился критерий изобилия – лучше, чем в любой стране капитализма. Тем самым навязывался к признанию факт того, что капитализм действует эффективнее социализма и общество становится уже не передовым, а догоняющим.
Исходя из ленинской цели действовала экономика сталинского периода. Основным движетелем экономического развития было постоянное снижение себестоимости и постоянное снижение потребительских цен. Постоянное снижение себестоимости вытекало из постоянного роста производительности труда. Появление машин превращало работника из прикладывающего ручной труд в работника, управляющего сложными машинами. Появление таких машин и в сельском хозяйстве стирало различия между людьми и уничтожало неравенство. Это позволяло массово экономить труд, а вместе с тем увеличивать долю свободного времени работника, которое он мог уже тратить и на другие задачи. Например, рабочий мог вовлекаться в управление государством. Поскольку это государство рабочих – кому как ни им осуществлять управление.
В период социализма, между тем, сохраняются многие виды неравенства. Например, неравенство между рабочим и управленцем, а именно номенклатурным работником. Отказ ликвидировать данные вид неравенства обернулся в конце концов уничтожением Советского государства.
Помимо изменения целей и задач, на XXII съезде была отменена и сама диктатура пролетариата, объявлялось построение всеобщего государства.
«Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа.» «Партия исходит из того, что диктатура рабочего класса перестает быть необходимой раньше, чем государство отмирает. Государство, как общенародная организация, сохранится до полной победы коммунизма.»
Программа КПСС, принятая на XXII съезде Часть 2, раздел 3.
В этих словах содержится прямой ревизионизм марксистско-ленинской-сталинстокй теории. Само по себе государство – это механизм осуществления классовой борьбы. Пролетарское государство – выражение диктатуры рабочего класса объявлялось общенародным. Чего никак не может быть в социалистический период коммунизма. В данном случае, одна из сторон – рабочий класс – объявляла, что она прекращает борьбу, противная сторона, в данном случае, сформированная Н.С. Хрущёвым номенклатура – класс руководящих работников – осознала свои интересы и получила возможность борьбы за них. И вот эта осознанная деятельность номенклатуры была направлена усилиями (может быть неосознанными) в том числе и А.Н Косыгина на построение в СССР снова товарного производства, которое, в конце концов, привело к реставрации капитализма. И это было неизбежно. Об этом предупреждал ещё Ленин. Капитализм есть всеобщее товарное производство, и он оформляется как общественно-экономическая формация, когда рабочая сила становится товаром.
Таким образом, XXII съезд КПСС был съездом ревизионистов. И самое страшное было не то, что такая программа была принята, а то, что она была принята ЕДИНОГЛАСНО. Партия изменила свою суть. Это уже не была Партия рабочего класса – она стала партией класса номенклатуры. Для реставрации капитализма необходимо было восстановить товарное хозяйство и осознать номенклатурой себя новой буржуазией.
Если последующие реформы Н.А. Косыгина были неосознанной реставрацией товарного хозяйства, то законы о кооперативах восьмидесятых годов были полностью осознаны и в конечном итоге привели к новому капитализму. Причём этот капитализм был воссоздан не как классический его вариант, а как вариант присвоения, грабительский капитализм вечно длящегося периода первоначального накопления.
Следует отметить, что современная КПРФ формирует свои цели сообразуясь с программой XXII съезда КПСС, поэтому совершенно нельзя современную КПРФ считать марксистско-ленинской партией, выражающей интересы пролетариата. Более того, современная КПРФ с полным основанием может именоваться партией мелкой буржуазии.
redfaq.ru