На Украине кипят страсти в связи с принятием Верховной Радой закона «Об основах государственной языковой политики»
В Киеве опять смута. Рядом с «оранжевым» Майданом митингуют оппозиционные партии. Народу пока немного. Но с часу на час должны прибыть несколько десятков автобусов с профессиональными протестантами из Галичины, схема доставки которых в украинскую столицу была отработана еще во время оранжевой «революции» 2004 г. В ожидании подкрепления оппозиционные лидеры подогревают толпу «патриотическими» речами, чтобы, так сказать, страсти не остыли.
Периодически вспыхивают мелкие стычки с милицией. Семеро народных депутатов-оппозиционеров объявили бессрочную голодовку и обозначили себя белыми повязками на головах и белыми майками. (И украинскую столицу, видать, бациллы московского «болота» инфицировали!).
Спикер Верховной Рады Владимир Литвин и вице-спикер Николай Томенко заявили о своей добровольной отставке. Заявления, правда, почему-то не написали, но работа национального парламента практически парализована. Президент Виктор Янукович встречается с лидерами фракций в Раде, предлагает нардепам определиться, как жить дальше, но более-менее приемлемых решений ни у кого не находится. В общем, происходит очередное брожение украинских умов…
Причина столь высокого накала общественных настроений тоже банальна: русский язык, точнее, принятый 3 июля Верховной Радой закон «Об основах государственной языковой политики», которым в 13 из 27 административно-территориальных единицах страны статусом регионального наделяется русский язык.
Для Галичины это решение - как нож в «национально-сознательное сердце». За месяц до принятия закона во Львове состоялось т.н. народное вече (было около 1000 чел.), где известный радикал народный депутат Андрей Парубий заверил, что при рассмотрении языкового законопроекта во втором чтении оппозиционеры обязательно будут препятствовать его принятию и десятки депутатов «дадут бой кремлевским марионеткам». А в постановлении этого собрания отмечается, что принятие законопроекта надо считать сигналом для активной фазы борьбы против «промосковского режима В. Януковича». Сам законопроект был охарактеризован как «украиноненавистнический». Любопытная трактовка, говоря очень мягко.
Принятый Радой документ, кроме существенного расширения сферы использования русского языка, также укрепляет позиции языков и других национальных меньшинств. В частности, предполагается, что крымско-татарский язык может стать региональным в Автономной республике Крым, венгерский — в Закарпатской области, румынский — в Черновицкой.
Кроме того, предлагается обязать высшие органы власти официально публиковать принимаемые решения на украинском и русском, региональных языках и языках нацменьшинств. Граждане получают право самим выбирать, на каком языке, наряду с украинским, будет оформлен паспорт, свидетельство о браке, другие официальные документы. Многоязычие должно коснуться многих сфер: образования, дубляжа фильмов, СМИ и т.д. Исключение составляет воинская служба, где будет использоваться исключительно украинский язык.
Кстати, согласно последним исследованиям социологической группы «Рейтинг», почти равное число украинских граждан выступают за и против повышения статуса русского языка. Так, в вопросе поддержки предоставления русскому языку статуса государственного наблюдается паритет: 46% опрошенных выступают против, почти столько же (45%) выступают за. Еще 8% не определились. Среди крупнейших сторонников двуязычия числятся жители Донбасса (84%), Востока (71%) и Юга (65%). Среди противников — центра (58%), севера (68%) и запада (89%). В соответствии с законом «Об основах государственной языковой политики», русский язык получит статус регионального там, где он является родным как минимум для 10 процентов населения. И хотя это положение действует и в отношении других языков, оппозиция отзывается о нем как о «ползучем введении двуязычия».
«Сегодня траурный день в истории украинской государственности, день бандитской победы и глумления «киваловщины» и «колесниченков» (авторы законопроекта народные депутаты от Партии регионов С. Кивалов и В. Колесниченко) над украинским языком. Кремлевские угодники могут скупить достаточное количество голосов, чтобы сделать русский язык государственным, но они не смогут заставить нас подчиняться этому!» - говорится в обращении бывшего народного депутата Украины Андрея Лопушанского. А во время «круглого стола», прошедшего во Львове 4 июля, яростный русофоб, насквозь пронатовский политолог Олег Соскин заявил, что «этот закон закладывает базу для осуществления геноцида против украинцев».
Короче говоря, события развивались по типичному сценарию, когда на Украине поднимается вопрос улучшения отношений с Россией или положения русского языка, до тех пор, пока в процесс лично не включился лидер необандеровской партии «Свобода» Олег Тягнибок.
Тягнибок объявил национальную мобилизацию, чтобы дать «отпор агрессорам». И призвал: «К оружию!»
В своем блоге он сослался также на воззвание покойного ныне национал-шовиниста и бывшего советского кинорежиссера Ю. Ильенко, который писал: «Можно рыдать бесконечно. Опомнимся. Объединимся. Кандалы порвем! Как? Объявим добровольную мобилизацию всех сознательных патриотов Украины в ряды УПА… Украинской Повстанческой Армии против оккупационного режима национального информационного пространства».
Партия власти на Львовщине сказала «Надо!», депутаты ответили «Есть!» Во Львовском облсовете перед поездкой в Киев было бы неплохо выдавать оружие, заявил на заседании ассоциации местных советов Львовщины председатель Пустомытовского райсовета Виктор Бабий, передало информагентство «ZIK». «Я надеялся, что в областном совете будут оружие выдавать. Я готов его взять», - сказал Бабий.
Он также предложил, чтобы из Львовщины в столицу немедленно отправились 24 автобуса депутатов от каждого районного совета. Председатели райсоветов единогласно поддержали воззвание к украинцам с требованием к руководству государства остановить процесс разрушения Украины и выразили готовность организовывать поездки в Киев. (За счет госбюджета, между прочим!) А председатель Львовского облсовета Олег Панькевич (партия «Свобода») отметил, что в Киеве продолжаются совещания оппозиционных сил, с которыми будут координировать действия на местах.
В Галичине запахло кровью. И тут же подоспели церковные деятели, которые в открытом письме обратились к президенту В. Януковичу с просьбой наложить на закон вето.
То, что сейчас происходит, отмечается в письме, «это путь в бездну, путь к гражданскому конфликту и развалу государства». Далее цитировать сей слезно-агрессивный опус нет смысла, достаточно назвать подписантов, и все станет понятно. Подписи поставили: отлученный от церкви раскольник Филарет, именующий себя предстоятелем самозванной Украинской православной церкви Киевского патриархата, большинство приходов которой находится в Галичине, как и Киево-Галицкой Греко-католической украинской церкви во главе с верховным архиепископом Святославом, тоже подписавшим письмо, управляющий делами Римо-Католической Церкви на Украине епископ Маркиян Трофимьяк, президент Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов Вячеслав Нестерук, старший епископ Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской – пятидесятников Михаил Паночко, старший пресвитер Союза свободных церквей христиан евангельской веры Украины Василий Райчинец, епископ Украинской Лютеранской Церкви Вячеслав Горпинчук, председатель Духовного управления мусульман Украины Шейх Ахмед Тамим и президент Украинского Библейского Общества Григорий Комендант. Фамилии «друзей русского языка» в этом списке явно не просматриваются. И комментарии здесь не просто не нужны – они бесполезны. Замечу только, что ранее данные подписанты и в таком неоднозначном составе не позволяли себе столь бесцеремонно вмешиваться в дела государства.
К новациям нынешнего процесса можно отнести также, хотя и с натяжкой, и обращение внеочередной сессии Львовского облсовета к украинскому народу. Дело в том, что в 2004 г. во Львове был создан так называемый Комитет национального спасения, который узурпировал всю власть в области и отказался подчиняться органам государственной власти, в том числе центральной. Правовой оценки этим действиям и их организаторам до сих пор не дано.
И сегодня облсовет призывает «общественность бойкотировать оккупационные учреждения, чиновников, членов прорежимных партий, а также быть готовыми к выезду в Киев для участия в акциях протеста и защиты своих прав».
Трудно сказать, какие госучреждения и кого конкретно следует считать, соответственно, оккупационными и оккупантами, однако предельно ясно, что это, как минимум, грубейшее нарушение Конституции. Но пусть Украина сама разбирается со своими бунтовщиками, готовящими очередной Майдан, для меня больший интерес представляет аргументация этих действий. Оказывается, как следует из текста обращения, новый закон – это посягательство «на душу народа и единого гаранта независимости – язык». Потому что: «Параллельный язык – это параллельная держава на той самой территории, а значит, неминуем антагонизм между оккупированным и оккупантом. Чтобы уничтожить украинцев, надо уничтожить их язык». И далее: «Мы приняли вызов украинфобов и победим их. Вставайте на защиту своего языка, своей державы, своей свободы».
На фоне этой словесной эквилибристики как-то меркнет весьма знаковое для Украины и не в меньшей мере для России заявление о выходе в знак протеста из гуманитарного совета при президенте Украины актера и худрука киевского театра им. Ивана Франко Богдана Ступки, почитаемого и в России, и писателя Ивана Драча, громившего в советские времена «буржуазный национализм», - поскольку, по их мнению, законодательная новация«несет в себе угрозу конституционному строю, гражданскому миру и целостности Украины». И призыв чемпиона мира по боксу Виталия Кличко к президенту наложить на закон вето и распустить Верховную Раду из этой же «оперы». И многие иные подобные акты и акции, инициаторами которых выступают люди, которых раньше и заподозрить было невозможно в националистическом мракобесии.
Другое дело – Галичина, население которой страдает комплексом неполноценности и пытается идентифицировать себя на построенном еще во времена польского правления фундаменте русофобии. Здесь все годы независимости торжествуют украинский интегральный национализм, «украинство» и «шароварщина».
Эта бессмысленная, искусственная квазиидеология базируется на двух постулатах – антирусскости и антиимперскости. Именно антирусскость стала инструментом саморазрушения малороссийского этноса, противопоставления его самому себе, своей истории, своей сущности. Уничтожая русскость в себе, украинцы крушат себя. По их убеждению, Украину как отдельное государство можно построить только на противопоставлении Русскому Миру.
Для галичан стало нормой жизни, когда, скажем, улицу Мира во Львове переименовывают в улицу Степана Бандеры, а улицу с таким же названием в селе Райлив Стрыйского района Львовской области называют улицей солдат батальона вермахта «Нахтигаль», которым командовал капитан СС Роман Шухевич, он же генерал-хорунжий и командующий УПА Чупринка (рус. Чубчик). Потому что, как заявил один из активистов партии «Свобода», «улица Мира - это пережиток советских стереотипов». Давно никого не удивляет, что на Волыни ежегодно проходит музыкальный фестиваль «Бандерштат», куда приглашают сына Шухевича – Юрия и Степана Бандеру-младшего (внука Бандеры). Что активистка «Свободы», филолог-доцент одного из львовских вузов, Ирина Фарион заявляет: исторически сложившееся русско-украинское двуязычие – не национальное достояние Украины, а наследие «московской оккупации, репрессий, геноцида, смешанных браков, запрета украинского языка, спланированную и естественную миграцию». «Вершиной лингвистического абсурда» Фарион назвала положение закона, которое разрешает людям носить русские имена, а не их украинские эквиваленты. То, что человек получит право быть, например, не Мыколой Сергийовичом, а Николаем Сергеевичем, она характеризует как «узаконивание права на тупую безграмотность».
Недавно Партия регионов обратилась в Генеральную прокуратуру Украины с просьбой дать оценку высказываниям представителей объединенной оппозиции по поводу русского языка. Об этом, как передает УНИАН, заявил зампредседателя фракции регионалов Вадим Колесниченко. По его словам, обращение в Генпрокуратуру связано, в частности, с заявлениями депутата Львовского облсовета от «Свободы» Ирины Фарион. «Она сказала, что русский язык - это язык оккупантов. Еще в 2010 году она объявила, что тех, кто не владеет украинским языком, обязательно посадят. А это, ни много ни мало, 5 миллионов украинцев, для которых родным языком не является украинский», - подчеркнул депутат. Он привел еще одно высказывание Фарион о том, что «люди, говорящие на русском языке, никогда «не примут ценности Украины». «Фактически она призвала украинцев стать одержимыми национализмом и местью», - подчеркнул парламентарий.
В одной из передач львовского телеканала ZIK Фарион участвовала в обсуждении законопроекта «Об основах государственной языковой политики» и заявила: «Русский язык пришел на украинскую землю не как ровня. Уравнивания его в правах с украинским, мы уравняем язык народа с языком оккупантов. Люди, давайте опомнимся!»
В той же передаче она задалась вопросом: «Откуда взялся русский язык? Кто его засеял, на каком гумне, простите, он вырос?». И вот это уже заявление, прошу прощения, откровенно отдает фашизмом.
Кстати, в языковой доктрине на оккупированной гитлеровцами территории Украины подчеркивалось: «…можно сократить сферу влияния русских, если заставить украинцев говорить только на украинском».
Но ведь к каждому украинскому националисту по прокурору не приставишь. Ирина Фарион, конечно, погоды не делает, но это именно тот типаж, который сегодня наиболее полно иллюстрирует языковую ситуацию на Украине.
Владимир Кравченко, директор львовской СШ №45, - единственной в городе русской школы, - говорил: «После 1991 г. в Галичине, на этом «острове свободы» и «украинском Пьемонте», развернулось настоящее наступление на законные права русского и русскоязычного населения. Вопреки ст. 26 Декларации ООН о правах человека, которая устанавливает приоритет родителей в выборе языка обучения для их детей, ст. 10 и 53 Конституции Украины, ст. 25 Закона «О языках в Украине», гарантирующих свободное развитие, использование и защиту русского и других языков народов Украины, вопреки протестам русских общественных организаций и родителей, были полностью ликвидированы детские дошкольные учреждения с русским языком воспитания, а большинство русскоязычных школ переведено на украинский язык преподавания.
Уже к 2003 г. на всю Западную Украину сохранились лишь 14 школ с русским языком обучения. Во Львовской области при удельном весе русских в населении 3,6% на русском языке обучались лишь 1,8% школьников.
В некоторых других областях положение было еще хуже: Ивано-Франковская – соответственно 1,8 и 0,6%, Тернопольская – 1,2 и 0,3%, Волынская – 2,4 и 0,7%, Ровенская – 2,6 и 0,3%. Данные эти говорят сами за себя: большинство русских детей лишено конституционного права учиться на родном языке; и с тех пор положение в лучшую сторону, увы, не изменилось».
- О качестве нашей оппозиции вы можете убедиться на примере принятия закона о региональных языках. Это лакмусовая бумага для нашей оппозиции: она отрицает право половины населения Украины разговаривать на родном языке… Мы принимаем абсолютно европейский закон, который дает право всем национальностям общаться на родном языке, - сказал премьер-министр Украины Н. Азаров на встрече с делегацией Парламентской ассамблеи НАТО, которая состоялась в Киеве на следующий день после принятия закона о языках.
- Мы хотим, чтобы европейские политики обратили на это внимание: найдите хотя бы одну страну ЕС, где ребенку запрещено общение на родном языке во время школьного перерыва, - подчеркнул Николай Азаров.
А в это время советник президента Анна Герман по просьбе Западноукраинского информагентства «ZIK» комментировала высказывания нардепа-регионала Вадима Колесниченко относительно львовско - галицкого диалекта. Депутат назвал этот диалект «отрыжкой той части Украины, которая когда-то была постоянно под чьим-то гнетом». И изрекла бывшая руководитель украинского бюро радио «Свобода» (коренная галичанка Ганна Стецив) такую сентенцию: о чистоте языка «…один украинский депутат говорил так: «Как росток виноградной лозы//Лелейте язык. Пристально и непрерывно.//Полите сорняк. Чище слезы//Она пусть будет». Так говорил о языке народный депутат Максим Рыльский. А Вольтер говорил, что надо ухаживать за нашим садом. Но кто теперь читает Вольтера?» Действительно, кто в Галичине читает Вольтера? И будет ли читать? На русском языке, разумеется.
Согласно принятому закону «Об основах государственной языковой политики», документ должен вступить в силу с 2013 года, если будет подписан президентом. Лидер парламентской фракции пропрезидентской Партии регионов Александр Ефремов считает, что у Виктора Януковича нет оснований ветировать этот законопроект, так как он не противоречит нормам украинской Конституции. Вместе с тем, в правящей партии не исключают, что позднее, в случае необходимости, в закон могут быть внесены коррективы. Так что галичане для своих культовых «отправлений» вокруг русского языка времени имеют предостаточно.
Столетиe